РП Музыка 5-8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.17.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «МУЗЫКА»
Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

5 лет
(2020-2025 уч.гг.)

Класс:

5-8 классы

Составители:

Мелькова Наталья
Александровна

с. Троицкое

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования; а также Основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
автономного
общеобразовательного учреждения Троицкой средней общеобразовательной школы,
разработанной на основе Примерной основной образовательной программы основного
общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, пр. №1/15 от 08.04.2015г. (в редакции протокола N
1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию).
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (по 1 часу в неделю).
Данная программа обеспечивается линией учебников: Искусство. Музыка. 5-9
кл.: учебник /Т.И. Науменко, В.В. Алев.-3-е издание., стереотип. – М. Дрофа, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты основной образовательной программы ООО.
Предметные результаты:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой
части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах
музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Выпускник научится:
 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
 определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
 производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных

образов;
 героических, романтических, эпических);
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
 понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
 распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;
 называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
 анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;

 анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-нролла и др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя
различные формы индивидуального и группового музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека
и общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
 применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать
собственные
предпочтения,
касающиеся
музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

 понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета.
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить
формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также
способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды
музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных
видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
 приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих
духовный опыт поколений;
 расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и
других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
 развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
 развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
 овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет
«Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с
музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,
самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания
роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное
искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для
обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной

организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов,
связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен региональнонациональным компонентом.
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера
музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки
с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество.
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения
(хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России.
Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего
региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.
Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской
музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга,
месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в
творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской
музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки. Основные жанры светской музыки XIX века (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.8 кл
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси,
К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз –

наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рокмузыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь 8 кл
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся
отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и
др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры
и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов по выбору образовательной организации для
использования в обеспечении образовательных результатов:
1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж.
Сильвермена, перевод С. Болотина).
4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5. Э. Артемьев. «Мозаика».
6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б.
Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная
фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι).
Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для
начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта
«Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта №
47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки
соло.
7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и
танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8
(«Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23
(«Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми
бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И.
Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья,
Сцена гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2)
Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро
(№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№

13).
13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская»
(экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария
Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и
чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл.
Г. Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для
солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2),
«Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).
Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из
оратории «Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из
II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с
оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина,
русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися,
разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III
д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и
Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор
«Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А.
Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н.
Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия,
Хор фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»).
Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка
сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»).
Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача).
Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров ).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
33. Знаменный распев.
34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3
для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети»,
«Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «AveMaria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с
оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И.

Векшегоновой).
В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре
минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония №
40.
Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I,
II, III ч.).
Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена
смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по
выбору образовательной организации.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана».
(«Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с
инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.).
Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и
Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр
Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору
учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для фно с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс
«Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии
(додиез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1
(фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
и Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня
Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя,
Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок»
(«Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния
Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»).
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод
«Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные
вершины» (ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».

65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита
«Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»
(«Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш»,
«Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный
дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец
оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие
фрагменты по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору
учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).Концерт для
скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп,
Вальс)
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио.
Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.).
Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с
оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная
увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года»
(«На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл.
А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор.
Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и
фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке):
Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10
(си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа
минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В.
Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете).
«Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева).
«AveMaria» (сл. В. Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».
Тематическое планирование
5 класс
№
п/
п

Тема урока

Кол-во
часов

1

21

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды.
Древний союз. Истоки. Преобразующая сила музыки как вида
искусства
Древний союз. Искусство открывает мир. Средства музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Древний союз. Искусства различны, тема едина. Воздействие музыки
на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы
жизни в творчестве композиторов.
Слово и музыка. Два великих начала искусства. Многообразие связей
музыки с литературой.
Слово и музыка. Стань музыкою, слово! Устное народное музыкальное
творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты
русской народной музыки.
Слово и музыка. Музыка «дружит» не только с поэзией.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Песня – верный спутник человека. Основные жанры русской народной
вокальной музыки.
Музыкальная палитра. Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством своего региона.
Мир русской песни. Музыкальный фольклор народов России.
Характерные черты русской народной музыки.
Песни народов мира. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
«Романса трепетные звуки…» Обращение композиторов к народным
истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке.
Мир человеческих чувств. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки.
Что может изображать хоровая музыка. Духовная музыка русских
композиторов.
Вокально – хоровая музыка – поет душа… Различные исполнительские
типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
Опера- самый значительный жанр вокальной музыки. Оперный жанр в
творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди).
. Основные жанры светской музыки XIX века –опера. Из чего состоит
опера
Основные жанры светской музыки XIX века – балет. Единство музыки
и танца.
«Русские сезоны» в Париже. Развитие жанров светской музыки
(опера, балет).
Музыкальность слова. Многообразие связей музыки с литературой.

22

Музыкальные сюжеты в литературе.

1

23

Живописность искусства. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством.
Музыка – сестра живописи.

1

1
2
3
4

5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

24

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

25

Может ли музыка выразить характер человека?

1

26

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

27

1

32

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Пейзаж в
музыке
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм).
Волшебная красочность музыкальных сказок. Знакомство с
творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский)
Сказочные герои в музыке. Стилевые особенности в творчестве
русских композиторов ( М.П. Мусоргский).
Тема богатырей в музыке. Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального искусства.
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

33

. Стиль как отражение мироощущения композитора.

1

34

«Льется музыка, музыка, музыка…» Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

1

28
29

30
31

1
1

1
1
1

6 класс
№
п/
п
1

Кол-во
часов

Тема урока
Тысяча миров музыки.

1

Наш вечный спутник –музыка. Искусство и фантазия. Основные жанры
светской музыки XIX века -симфоняи. Развитие жанров светской
музыки- симфония.
Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная
музыка в синтезе с храмовым искусством. Формирование русской
классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Искусство–память человечества. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Какой бывает музыка Стилевые особенности русской классической
музыкальной школы и их претворение в творчестве М.П. Мусоргского.
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие
интонационно-образных построений.
Музыка объединяет людей. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе.
Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных
композиторов (К.Дебюсси).
Тысяча миров музыки. Средства музыкальной выразительности в
создании музыкального образа и характера музыки.

1

10

Единство музыкального произведения.

1

11

Вначале был ритм. Ритм в окружающем нас мире. Особенности
венской классической школы (И.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен).

1

2

3

4
5
6
7
8
9

1

1
1
1
1
1
1

12

О чем рассказывает музыкальный ритм.

13

Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
1
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Стилевые
особенности русской классической музыкальной школы и их
претворение в творчестве А.П.Бородина.
Диалог метра и ритма. Жанры зарубежной духовной и светской музыки 1
в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием,
шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.
1
От адажио к престо.

14

15

1

Особенности венской классической школы (И.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л.
ван Бетховен).
Мелодия – душа музыки. Отличительные черты творчества
композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт,
Э. Григ).
«Мелодией одной звучат печаль и радость…» Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(реквием). В.А. Моцарт «Реквием. Лакримоза»

1

19

Мелодия угадывает нас самих. Жанры светской музыки: балет.

1

20

Что такое гармония. Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (Н.А. Римский-Корсаков).
Два начала гармонии. Многообразие интонационно-образных
построений.
Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Интонация как носитель
образного смысла.
Красочность музыкальной гармонии. И.С. Бах – выдающийся музыкант
эпохи Барокко.
Полифония. Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов (Д.Д. Шостакович).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (Д.Д. Шостакович, И.Ф. Стравинский).

1

26

Фактура. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

1

27

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В.
Рахманинов).
Тембры. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(Н.А. Римский-Корсаков).

1

30

Динамика.

1

31

Чудесная тайна музыки. По законам красоты. Знакомство с
творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ
столетия (К. Дебюсси).
Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки.
«В чем сила музыки» Певческие голоса; хоры; оркестры.

1

16
17

18

21
22
23
24
25

28
29

32
33

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

34

Преобразующая сила музыки как вида искусства. Традиции и
новаторство в музыкальном искусстве.

1

7 класс
№
п/
п
1

Кол-во
часов

Тема урока
«Магическая единственность» музыкального произведения.

1

Музыку трудно объяснить словами. Венская классическая школа
(Л.Бетховен).
Что такое музыкальное содержание. Средства музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонация как
носитель образного смысла.

1

5

Каким бывает музыкальное содержание

1

6

Музыка, которую необходимо объяснять словами. Творчество
композиторов-романтиков (Ф. Шопен).
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(П.И. Чайковский).
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(Н.А. Римский-Корсаков). Образ меты «Восточная партитура»
Н.А.Римского-Корсакова
Когда музыка не нуждается в словах. Разнообразие вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки.

1

10

Содержание в музыке

1

11

Музыкальный образ

1

12

Круг музыкальных образов (лирические) их взаимосвязь и развитие.
1
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(С.В. Рахманинов).
Круг музыкальных образов (драматические) их взаимосвязь и развитие. 1
Творчество композиторов-романтиков (Шуберт).
Круг музыкальных образов (героические, романтические, эпические) их 1
взаимосвязь и развитие. Жанры светской музыки: опера.
1
О чем рассказывает музыкальный жанр

2
3
4

7
8

9

13
14
15
16

17

18

1
1

1
1

1

О чем рассказывает музыкальный жанр «Память жанра». Основные
1
жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров
светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка,
концерт, симфония, опера, балет).
Такие разные песни. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. 1
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие
интонационно-образных построений.
Такие разные танцы. Всемирно известные театры оперы и балета:
1
Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.Петербург).

19

Такие разные марши.

1

20

Что такое музыкальная форма

1

21

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Венская классическая
школа (В. Моцарт).

1

22

Художественная форма.

1

23

От целого к деталям. Творчество композиторов-романтиков (Ф.
Шуберт).

1

24

Музыкальная композиция

1

25

Музыкальная композиция. Творчество композиторов-романтиков
(Ф. Шопен).
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Венская
классическая школа (Л. Бетховен).
Различные формы построения музыки (двухчастная), их возможности в
воплощении и развитии музыкальных образов.
Различные формы построения музыки (трехчастная), их возможности в
воплощении и развитии музыкальных образов.
Различные формы построения музыки (рондо, сонатно-симфонический
цикл), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.
Различные формы построения музыки (вариации, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.
Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных
композиторов академической направленности-Д.Д.Шостакович
Музыкальная композиция. Традиции и новаторство в музыкальном
искусстве.

1

33

Музыкальная драматургия

1

34

Музыка в развитии. Основные жанры светской музыки (опера, балет).

1

26
27
28
29
30
31
32

1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5

6

Кол-во
ччасов

Тема урока
Традиции в музыке»
Музыка «старая» и «новая». Настоящая музыка не бывает «старой».
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

1

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных
культурах Востока и Запада.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.

1

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(Н.А. Римский-Корсаков).
Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Знакомство с
творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский).

1

1

1

1

7
8
9

10
11

12
13

14
15

16
17
18

19
20
21

22
23

24
25
26
27

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке).
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных
композиторов 20 столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен,
А. Шенберг).
Преобразующая сила музыки как вида искусства.

1

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве
композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и
ненависти Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (
П.И. Чайковский)
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко

1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (Г.В. Свиридов). Понятия путь и дорога, как символы
жизни и судьбы.
Древнерусская духовная музыка. Средневековая духовная музыка:
григорианский хорал.
В поисках истины и красоты. Стилевые особенности в творчестве
русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин,
Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства. Способы обращения композиторов к народной музыке.
Духовная музыка русских композиторов. Народно-песенные истоки
русской профессиональной музыки.
«О современности в музыке». Что такое музыка сегодня. Современные
выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и
инструментальные коллективы.
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального
образования.
Воплощение красоты и гармонии в музыке ХХ века.

1

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки).
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и
характерных признаках.
Наследие выдающихся зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М.
Каллас; Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
классической музыки.
Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и
исполнители.
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

1

Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Музыка и
музицирование
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков,
Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) классической музыки.

1

1
1

1

1

1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1

28

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

29

Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).

1

30

Мюзикл.

1

31

Электронная музыка.

1

32

Может ли современная музыка считаться классической?

1

33

Классическая музыка в современных обработках.

1

34

Понятие «музыкальный шлягер». Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе.

1


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».