МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области МКОУ Управление образования ГО Богданович МАОУ Троицкая СОШ Приложение № 1.19. к основной образовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-7 классов Составители: Барабанова Ирина Владимировна с. Троицкое, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по культуре безопасности жизнедеятельности (далее – КБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного общего образования (утверждѐн приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учѐтом распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, федеральной рабочей программы воспитания. Настоящая Программа обеспечивает: ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения; прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования; возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни; выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности; реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков. В Программе содержание учебного предмета КБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования: модуль «Культура безопасности жизнедеятельности обществе»; модуль «Здоровье и как его сохранить»; модуль «Безопасность на транспорте»; в современном модуль «Безопасность в быту»; модуль «Безопасность в социуме»; модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»; модуль «Безопасность в информационном пространстве»; модуль «Безопасность в природной среде»; модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»; модуль «Основы медицинских знаний»; модуль «Безопасность в общественных местах»; модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»; модуль «Экологическая безопасность». В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета КБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности еѐ избегать → при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования личных и социально значимых качеств учащихся, направленных на повышение уровня защищѐнности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора на общественную безопасность. Изучение предмета способствует формированию у обучающихся в 5—7 классах основ индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, необходимой человеку для жизни в условиях техногенной, природной, социальной и информационной сфер деятельности на современном этапе. В процессе освоения предмета обучающиеся приобретут необходимые знания, умения, навыки и сформируют компетенции для обеспечения безопасной жизнедеятельности в обществе в условиях современного мира, в том числе с учѐтом региональных особенностей. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и положения Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности, в ходе преподавания предмета целесообразно использовать сочетание новых и традиционных подходов к изучению вопросов комплексной безопасности личности, общества и государства в различных сферах, в том числе в социальной среде: противодействие вовлечению в деструктивные молодѐжные сообщества, обеспечение информационной безопасности, а также защита прав потребителей и др. Особое внимание уделяется антиэкстремистской и антитеррористической безопасности, а также общегосударственной системе защиты личности, общества, государства от террористических угроз. Обучение по новой программе будет способствовать выработке у учащихся умений распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основная цель предмета — научить подростков предвидеть опасность, по возможности еѐ избегать, при необходимости действовать со знанием дела. Достижение планируемых результатов реализуется путѐм решения ряда учебных задач, которые определяют общие направления формирования содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках отдельных положений стратегических национальных приоритетов, определѐнных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации: сбережение народа России и развитие человеческого общественная потенциала; безопасность; оборона информационная страны; государственная безопасность; и экономическая безопасность; научно-технологическое развитие; экологическая безопасность и рациональное природопользование; защита традиционных российских духовнонравственных ценностей, культуры и исторической памяти; стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество. В ходе освоения содержания предмета обучающиеся сформируют индивидуальные социальные качества, компетентности, что окажет важное влияние на их подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе в реальных условиях окружающего мира. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Цель изучения учебного предмета КБЖ на уровне основного общего образования: н — аучить подростков предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости действовать со знанием дела; с — формировать у них культуру безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: ф — ормирование активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства; з — нание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Изучение предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» в соответствии с данной программой планируется в 5–7 классах (всего 102 часа). В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры безопасности жизнедеятельности на основе расширения знаний и умений, углубленного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства предмет изучается в 5–7 классах из расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (всего 102 часа). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера. Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Влияние человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций. Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Система государственной защиты в области безопасности. Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Пра- ва и обязанности граждан в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны. Структура и основные задачи МЧС России. Основные функции МЧС России. Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить» Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья. Физиологическая составляющая здоровья. Психологическая составляющая здоровья. Нравственная составляющая здоровья. Режим дня. Отдых. Сон. Правильная и неправильная осанка. Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы. Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Электронные сигареты. Негативное отношение к приему наркотических и токсикоманических веществ. Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Профилактика вредных привычек. Факторы, способствующие сбережению здоровья (правильное питание, закаливание организма). Факторы, разрушающие здоровье (долгое сидение за компьютером, избыточный вес). Физические, химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды. Экологическая безопасность. Личная гигиена при занятиях туризмом. Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение правил личной гигиены в походе. Туризм как часть комплекса ГТО. Понятия «эпидемия», «пандемия». Пандемия коронавируса. Правила профилактики коронавируса. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний животных. Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний растений. Защита населения от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Благополучие человека и его здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Демографическая ситуация в стране. Репродуктивная функция семьи. Семейное право в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации. Модуль № 3 «Безопасность на транспорте» Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Пешеходные переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам. Общественный транспорт и правила для его пассажиров. Школьный автобус и правила пользования им. Правила для пассажиров трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена. Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к техническому состоянию велосипеда. Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на автомашине. Обязанности водителя, попавшего в ДТП. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте. Безопасность на авиационном и водном транспорте. Правила поведения при возникновении аварийной ситуации в самолете. Безопасность пассажиров морских и речных судов. Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Аварийная ситуация в поезде дальнего следования. Безопасность в метрополитене. Модуль № 4 «Безопасность в быту» Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог, переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы). Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Безопасность в вечернее время. Безопасность в толпе. Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена жилища. Основные правила безопасности в подъезде и лифте. Основные правила безопасного поведения на игровой площадке. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Употребление лекарств. Потеря ключей. Правила поведения при пожаре в квартире. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью. Основные причины пожара в общественных зданиях. Основные поражающие факторы пожара. Как вести себя при пожаре в общественном месте. Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной охраны. Государственная противопожарная служба (ГПС), ее функции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Модуль № 5 «Безопасность в социуме» Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома. Криминальные угрозы, как их избежать. Методы снижения влияния стресса на поведение и общее состояние человека. Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять опасностям вовлечения в «группы смерти». Признаки агрессивного поведения у подростков. Как противостоять манипуляциям, в том числе в информационной среде. Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Снижение риска попадания под влияние криминальных структур. Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность. Понятие «терроризм». Особенности современного терроризма. Виды террористической деятельности. Формы проявления терроризма. Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности. Ложные сообщения о терактах. Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведения в различных ситуациях, связанных с проявлением террористической деятельности. Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи Национального антитеррористического комитета (НАК). Как не стать пособником террористов. Как действуют вербовщики террористических организаций. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за террористическую деятельность. Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и терроризму. Общегосударственное противодействие терроризму. Основные задачи противодействия терроризму. Основные направления предупреждения (профилактики) терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к антитеррористической деятельности. Праворадикальные сообщества. Леворадикальные сообщества. Общие правила интернет-безопасности с целью противостояния экстремизму и терроризму. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством. Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолета террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке. Модуль № 7 «Безопасность в информационном пространстве» Основные источники информации. Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей. Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные правила поведения в социальных сетях. Признаки игромании у подростков. Понятия «буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с компьютерными агрессорами. Как распознать действия кибермошенников. Модуль № 8 «Безопасность в природной среде» Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Гололед и гололедица. Правила поведения на замерзшем водоеме. Безопасность при купании в водоемах летом. Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель. Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий. Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Основные меры безопасности в туристских походах. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по компасу, небесным светилам и карте. Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода. Виды костров. Правила разведения костров. Признаки приближающейся грозы. Безопасное поведение во время грозы. Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и пересеченной местности. Устройство бивака. Особенности снаряжения для лыжного похода. Организация движения лыжников во время похода. Организация движения при подъеме и спуске во время горного похода. Плавучие средства для водного похода. Общий распорядок ходового дня. Правила действия во время аварии судна. Особенности добровольного и вынужденного существования в природе. Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономном существовании. Сооружение временного жилища при автономном существовании. Способы добывание огня. Съедобные растения, грибы, орехи. Очистка и обеззараживание воды. Средства аварийной сигнализации. Правила поведения при встрече с дикими животными (лосем, кабаном, волком, медведем и др.). Безопасность при встрече со змеей. Защита от комаров, мошки и других насекомых. Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи, последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясение). Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (извержения вулканов, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы и бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты. Радиационно опасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения в условиях радиационной обстановки. Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии. Модуль № 10 «Основы медицинских знаний» Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи. Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу (термические, электрические, луче- вые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правила первой помощи при различных видах ожогов. Различные пути попадания отравляющих веществ в человеческий организм. Правила безопасности для предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовой химией. Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая помощь. Первая помощь при электротравме. Виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Способы транспортировки пострадавшего. Народные средства для остановки кровотечения, от кашля, от воспаления. Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа. Иммобилизация при травме конечностей. Первая помощь при солнечном и тепловом ударах. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего. Переломы, вывихи, растяжения. Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая помощь при массовых поражениях людей. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания. Модуль № 11 «Безопасность в общественных местах» Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как обеспечить свою безопасность в квартире. Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях. Права потребителя на безопасность товара. Основные положения Федерального закона «О защите прав потребителей». Безопасность товара (работы, услуги). Информация о товарах (работах, услугах). Защита потребителя от опасного товара. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Замена товара ненадлежащего качества. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Модуль № 12 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения» Аварии и катастрофы в современной промышленности и энергетике. Понятие «радиационная защита». Источники облучения. Правила поведения при аварии на радиационно опасном объекте. Меры радиационной защиты населения. Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне химической аварии. Правила поведения при движении по зараженной территории. Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ. Пожары и взрывы с тяжелыми социальными и экономически- ми потерями. Четыре класса опасности производственных объектов. Средства защиты населения. Как вести себя при взрыве. Виды гидротехнических сооружений. Основные причины аварий на плотинах. Меры по защите населения. Сигнал «Внимание всем!». Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Действия по сигналам гражданской обороны. Организация эвакуации населения по производственно- территориальному принципу. Виды эвакуации в зависимости от сроков проведения. Локальная, местная, региональная эвакуация. Особенности организации и осуществления эвакуационных мероприятий при авариях и катастрофах. Действия после получения информации об эвакуации. Инженерная защита населения и ее функции. Защитные сооружения гражданской обороны. Противорадиационные укрытия (ПРУ). Простейшие укрытия. Права и жизнедеятельности, законодательства обязанности изложенные (Конституция граждан в в области документах Российской безопасности государственного Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и др.). Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации. Основные внешние военные опасности. Основные внутренние военные опасности. Модуль № 13 «Экологическая безопасность» Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Безопасное поведение в местах с загрязненной атмосферой. Безопасное поведение в местах с загрязненной водой. Безопасное поведение в местах с загрязненной почвой. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Настоящая Программа чѐтко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе. Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными обществе и правилами духовно-нравственными и нормами поведения. ценностями, принятыми Способствуют в процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе. 1. Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 2. Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). 3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4. Эстетическое воспитание: формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни. 5. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; Ф 6. изическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков адаптироваться безопасного к поведения стрессовым в ситуациям интернет-среде; способность меняющимся социальным, и информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 8. Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях готовность взаимосвязи к природной, участию в технологической практической и социальной деятельности сред; экологической направленности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются результаты освоения программы основного общего образования) и должны отражать: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать информацию различных видов и форм представления; и интерпретировать находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и принимать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость для себя и других; осознавать невозможность контролировать все вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте еѐ применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать: 1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства; 2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; 3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; 4) понимание государственной и и признание международной особой роли безопасности, России в обороны обеспечении страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств; 5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества; 6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера; 7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); 8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; 9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; 10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей; 11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; 12) овладение знаниями и умениями предупреждать опасные и чрезвычайные ситуации во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета КБЖ, по учебным модулям: Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»: овладеть знаниями и умениями определять источники опасных и чрезвычайных ситуаций; объяснять роль человеческого фактора в возникновении чрезвычайных ситуаций; формировать культуру безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, понимать значимость безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Пони- мать происхождение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального характера. Модуль № 2 «Безопасность в быту»: овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воз- действии рисков культурной среды); уметь оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей. Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»: овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций на транспорте; объяснять значение предупреждающих знаков; знать правила дорожного движения, уметь ими пользоваться. Знать правила вождения и содержания велосипеда. Уметь оценивать и прогнозировать опасные ситуации на различных видах транспорта. Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»: овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания на улице, в общественном транспорте; овладеть знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты при встрече с мошенниками; обеспечивать безопасность при встрече с наркоторговцами; знать права потребителей и уметь ими пользоваться. Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»: овладеть знаниями безопасного поведения на природе, во время грозы, во время гололеда, на водоемах и др., знать правила безопасного поведения в туристских походах; уметь ориентироваться по природным признакам; объяснять обязанности членов туристской группы; безопасно действовать при автономном существовании: уметь добывать огонь, знать растения, грибы и др., которые можно употреблять в пищу; знать повадки диких животных, чтобы избежать опасности; раскрывать особенности природных чрезвычайных ситуаций, безопасно действовать во время наводнения, цунами, схода снежных лавин. Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить»: сформировать социально ответственное отношение к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; раскрывать понятия здоровья, здорового образа жизни; объяснять факторы, негативно влияющие на здоровье; соблюдать правила личной гигиены; характеризовать явления эпидемии, пандемии; безопасно действовать в случае возникновения социально-биологических чрезвычайных ситуаций. Модуль № 7 «Основы медицинских знаний»: освоить основы медицинских знаний и овладеть умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях. Модуль № 8 «Безопасность в социуме»: овладеть правилами безопасного поведения при встрече с преступной средой; овладеть знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; владеть способами самоубеждения и самоприказа, чтобы избежать состояния стресса; уметь избегать конфликтных ситуаций. Модуль № 9 «Безопасность в информационном пространстве»: овладеть понятиями информационной среды, киберзависимости; владеть правилами безопасности от информационных угроз; предупреждать возникновение игромании; уметь защитить свои денежные средства при использовании Интернета; уметь избежать кибербуллинга. Модуль № 10 «Основы противодействия экстремизму и терроризму: объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм»; знать и понимать роль государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера; распознавать угрозы террористического характера; уметь противостоять воздействию деструктивных сообществ; безопасно действовать в ситуациях, связанных с террористической безопасностью. Модуль № 11 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»: характеризовать техногенные ситуации; владеть способами безопасного поведения во время аварий, взрывов и других чрезвычайных ситуациях; понимать роль и функции государственных систем защиты населения; понимать и объяснять права и обязанности граждан в области безопасности во время чрезвычайных ситуаций. Модуль № 12 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»: характеризовать химические заражения местности, радиационные заражения; знать и объяснять правила безопасного поведения во время техногенных катастроф; знать средства индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться. Модуль № 13 «Экологическая безопасность»: освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; знать источники загрязнения окружающей среды; знать правила безопасного поведения в зараженной местности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» Модуль «Здоровье и как его сохранить» Модуль «Безопасность на транспорте» Модуль «Безопасность в быту» Модуль «Безопасность в социуме» Модуль «Основы противодействия экстремизму 6 и терроризму» Модуль «Безопасность в информационном 7 пространстве» 8 Модуль «Безопасность в природной среде» Модуль «Безопасность в чрезвычайных 9 ситуациях техногенного характера» 10 Модуль «Основы медицинских знаний» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 3 4 5 Контрольные работы Всего 3 5 3 5 2 1 3 2 3 1 4 4 34 1 3 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Модуль «Здоровье и как его сохранить» 2 Модуль «Безопасность в природной среде» 3 Модуль «Основы медицинских знаний» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольные работы Всего 6 22 6 34 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 1 1 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Модуль «Безопасность в социуме» Модуль «Безопасность в быту» Модуль «Безопасность на транспорте» Модуль «Безопасность в общественных 4 местах» Модуль «Основы противодействия экстремизму 5 и терроризму» 6 Модуль «Безопасность в природной среде» 7 Модуль «Здоровье и как его сохранить» 8 Модуль «Основы медицинских знаний» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 2 3 Контрольные работы Всего 4 3 2 2 6 1 9 4 4 34 1 1 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КБЖ 5 КЛАСС № п/п Тема урока Количество Дата часов по плану Дата фактическая Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе (3 часа). 1. Опасности в жизни человека. Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях 3. Разновидности чрезвычайных ситуаций Входной контроль. (Тест) Модуль 2. «Здоровье и как его сохранить (5 часов). 2. 1 04.09.2023 1 11.09.2023 1 18.09.2023 4. Что такое здоровье и здоровый образ жизни 1 25.09.2023 5. Как сохранить здоровье 1 02.10.2023 6. 7. Личная гигиена Предупреждение вредных привычек 1 1 09.10.2023 16.10.2023 8. Основные правила здорового образа жизни 1 23.10.2023 Модуль 3. Безопасность на транспорте (3 часов). 9. Правила поведения для пешеходов 1 13.11.2023 10. Правила поведения для пассажиров 1 20.11.2023 11. Если вы водитель велосипеда 1 27.11.2023 Модуль 4. Безопасность в быту (5 часов). 12. Среда обитания человека Службы, которые всегда приходят на помощь 1 04.12.2023 13. Основные правила безопасности на улице 1 11.12.2023 14. Безопасность дома 1 18.12.2023 15. Контрольная работа. Безопасность в быту 1 25.12.2023 16. Как вести себя при пожаре 1 15.01.2024 Модуль 5. Безопасность в социуме (2 часа). 17. Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой. 1 22.01.2024 18. Советы на всю жизнь 1 29.01.2024 Модуль 6. Основы противодействия экстремизму и терроризму (3 часа). 19. Что такое экстремизм. 1 05.02.2024 20. Терроризм — крайняя форма экстремизма. 1 12.02.2024 21. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта 1 19.02.2024 Модуль 7. Безопасность в информационном пространстве (2 часа). 22. Что такое информационная среда. 1 26.02.2024 23. Безопасное использование информационных ресурсов 1 04.03.2024 Модуль 8. Безопасность в природной среде (3 часа). 24. Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. 1 25. Контрольная работа. Безопасность в природной среде 1 18.03.2024 26. Стихийные бедствия и их опасности. 1 01.04.2024 11.03.2024 Модуль 9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (4 часа). 1 08.04.2024 28. Химические производства и связанные с ними опасности. Ядерные объекты и их опасности. 1 15.04.2024 29. Гидротехнические сооружения и их опасности 1 22.04.2024 30. Контрольная работа. Безопасность в ЧС. 1 29.04.2024 27. Модуль 10. Основы медицинских знаний (4 часа). 31. Основные правила оказания первой помощи 1 06.05.2024 32. 1 13.05.2024 33. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Первая помощь при отравлениях Контрольная работа. Основы медицинских знаний 1 20.05.2024 34. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях 1 20.05.2024 ВСЕГО: 34 часа ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КБЖ 6 КЛАСС Тема урока № п/п Количество Дата часов по плану Модуль 1. Здоровье и как его сохранить (6 часов). 1. 2. Факторы, способствующие сбережению здоровья 1 06.09.2023 Факторы, разрушающие здоровье 1 13.09.2023 3. Профилактика вредных привычек. 1 20.09.2023 4. Входной контроль. (Тест) Как избежать отрицательного воздействия 1 27.09.2023 окружающей среды на развитие и здоровье человека 5. Правила личной гигиены при занятиях туризмом 1 04.10.2023 6. Контрольная работа. Здоровье и как его сохранить. 1 11.10.2023 Модуль 2. Безопасность в природной среде (22 часа). 7. Безопасное поведение в туристских походах 1 18.10.2023 8. Виды туристических походов 1 25.10.2023 9. Как ориентироваться на местности 1 08.11.2023 10. Практическое занятие. Ориентирование на местности 1 15.11.2023 11. Подготовка к проведению туристского похода 1 22.11.2023 12. Практическое занятие. Разработка маршрута 1 29.11.2023 (по карте, компасу, местным предметам, природным признакам) туристского похода 13. Приметы, по которым можно определить погоду 1 06.12.2023 14. Как развести костѐр при разной погоде 1 13.12.2023 15. Если в лесу вас застигла гроза 1 20.12.2023 16. Профилактика клещевого энцефалита 1 27.12.2023 17. Лыжные походы 1 10.01.2024 18. Горные походы 1 17.01.2024 19. Водные походы. Способы и средства самопомощи и 1 24.01.2024 20. взаимопомощи в водных походах Поведение человека в условиях автономного 1 31.01.2024 21. существования природной среде Добровольная иввынужденная автономия человека в 1 07.02.2024 природной среде Дата фактическая 22. Организация ночлега при автономном существовании 1 14.02.2024 23. Как добыть питьѐ и пищу в условиях автономии 1 21.02.2024 24. Как подать сигналы бедствия 1 28.02.2024 25. Безопасность при встрече с дикими животными 1 06.03.2024 26. Безопасность при встрече со змеѐй 1 13.03.2024 27. Контрольная работа. Безопасность в природной 1 20.03.2024 среде. Защита от комаров и мошки и других насекомых 1 03.04.2024 29. Народные средства первой помощи 1 10.04.2024 30. Первая помощь при травматических повреждениях 1 17.04.2024 1 24.04.2024 1 08.05.2024 33. и тепловом ударе Первая помощь при переохлаждении, отморожении и 1 15.05.2024 34. ожоге. Контрольная работа. Основы медицинских знаний. 1 22.05.2024 28. Модуль 3. Основы медицинских знаний (6 часов). 31. Психологическая поддержка пострадавшего. 32. Практическое занятие. Первая помощь при солнечном ВСЕГО: 34 часа ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КБЖ 7 КЛАСС № п/п Тема урока Кол-во часов Модуль 1. Безопасность в социуме ( 4 часа). 1 1 Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на поведение и общее 1 2 состояние человека. Конфликт — особенность общения. 1 3 Входной контроль. (Тест) 1 4 Безопасность в социальных сетях. Модуль 2. Безопасность в быту (3 часа). Практическое занятие. Пожарная безопасность в 1 5 помещениях. 1 6 Электробезопасность в повседневной жизни. 1 7 Средства бытовой химии. Модуль 3. Безопасность на транспорте (2 часа). 1 8 Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом 1 9 Безопасность в метрополитене Модуль 4. Безопасность в общественных местах (2 часа). 1 10 Как избежать встречи с преступником 1 11 Как избежать встречи с наркоторговцем Модуль 5. Основы противодействия экстремизму и терроризму (6 часов). 1 12 Как государство борется с терроризмом 1 13 Особенности современного терроризма 1 14 Виды современной террористической деятельности 1 15 Телефонные террористы Контрольная работа. Основы противодействия 1 16 экстремизму и терроризму. 1 17 Формирование антитеррористического поведения Модуль 6. Безопасность в природной среде ( 9 часов). Классификация чрезвычайных ситуаций природного 1 18 характера Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. 20 Извержение вулканов. Оползни, обвалы 21 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. 22 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения Защита населения от чрезвычайных ситуаций 23 геологического происхождения Защита населения от чрезвычайных ситуаций 24 метеорологического и гидрологического происхождения 25 Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары 26 Контрольная работа. Безопасность в природной среде. Модуль 7. Здоровье и как его сохранить. (4 часа). 19 27 Эпидемии 1 1 Дата по плану 01.09.2023 08.09.2023 15.09.2023 22.09.2023 29.09.2023 06.10.2023 13.10.2023 20.10.2023 27.10.2023 10.11.2023 17.11.2023 24.11.2023 01.12.2023 08.12.2023 15.12.2023 22.12.2023 29.12.2023 12.01.2024 19.01.2024 26.01.2024 1 02.02.2024 1 09.02.2024 16.02.2024 1 1 23.02.2024 1 1 01.03.2024 15.03.2024 1 22.03.2024 Дата фактическ и Эпизоотии Эпифитотии Защита населения от ЧС биолого-социального 30 происхождения. Модуль 8. Основы медицинских знаний (4 часа). Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого31 социального происхождения Важность своевременного оказания первой помощи. Первая 32 помощь при электротравме, ушибах и переломах. 33 Контрольная работа. Основы медицинских знаний. 34 Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение. ВСЕГО: 34 часа 28 29 1 1 1 1 1 1 1 05.04.2024 12.04.2024 19.04.2024 26.04.2024 03.05.2024 17.05.2024 24.05.2024 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 5 КЛАСС Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс / Хренников Б. О., Гололобов Н. В., Льняная Л. И., Маслов М. В.; под редакцией Егорова С. Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 6 КЛАСС Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс / Хренников Б. О., Гололобов Н. В., Льняная Л. И., Маслов М. В.; под редакцией Егорова С. Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 7 КЛАСС Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс / Хренников Б. О., Гололобов Н. В., Льняная Л. И., Маслов М. В.; под редакцией Егорова С. Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение». МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 5 КЛАСС Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие для учителя к завершѐнной предметной линии учебников под редакцией С. Н. Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. — Москва: Просвещение, 2021. 6 КЛАСС Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие для учителя к завершѐнной предметной линии учебников под редакцией С. Н. Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. — Москва: Просвещение, 2021. 7 КЛАСС Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие для учителя к завершѐнной предметной линии учебников под редакцией С. Н. Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. — Москва: Просвещение, 2021. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 5 КЛАСС https://resh.edu.ru/subject/23/ https://interneturok.ru/subject/obzh/class/5 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7403663?menuReferrer=catalog ue 6 КЛАСС https://resh.edu.ru/subject/23/ https://interneturok.ru/subject/obzh/class/6 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/63008?menuRefe rrer=catalogue 7 КЛАСС https://resh.edu.ru/subject/23/ https://interneturok.ru/subject/obzh/class/7 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9530975?menuReferrer=catalog ue МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1. Ноутбук. 2. DVD-диски технологического ООО «Видеостудия характера», «Кварт»: «Основы «Чрезвычайные противопожарной ситуации безопасности», «Улица полна неожиданностей», «Внимание! Алкоголь признать виновным!», «Профилактика наркомании в подростковой среде. Наркотик — знак беды, «Травматизм. Правила оказания первой помощи». 3. Плакаты по правилам дорожного движения. 4. Буклеты на тему «Здоровый образ жизни». 5. Памятки «Профилактика экстремизма», «Что нужно знать, чтобы не стать жертвой», «Инструкции по пожарной безопасности», «Осторожно, дети!», «Преступления экстремисткой направленности», «Предупреждение грабежей и разбоев в общественных местах», «Правила поведения на улице», «Правила поведения дома», «Профилактика хищения мобильных телефонов у граждан», «Номера телефонов доверия, экстренных служб, горячих линий и социальнопсихологической помощи».