Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
Уровень образования:
Начальное общее образование
Стандарт:
ФГОС
Уровень изучения предмета:
Базовый
Нормативный срок изучения
предмета:
4 года
(2023-2026 уч.гг.)
Класс:
1-4 классы
Составители:
Злобина Алёна Яковлевна
с. Троицкое, 2023 г
Программа внеурочной деятельности «Лего – конструирование» составлена с
учетом ФГОС НОО. Так как одним из образовательных результатов является умение
конструировать, а разработанных готовых программ нет, появилась необходимость в
создании курса внеурочной деятельности, который мог бы привить учащимся эти навыки.
Курс предполагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО как
инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях
кружка «Лего – конструирование». Курс является пропедевтическим для подготовки к
дальнейшему изучению ЛЕГО - конструирования с элементами программирования .
Применение конструкторов ЛЕГО во внеурочной деятельности в школе, позволяет
существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и
исследовательскую работу. А также дает возможность
школьникам в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые навыки в
дальнейшей жизни.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (1-4 класс).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Количественный состав группы 12-15
человек.
Цель программы: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе
освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи программы:
1. Развить регулятивную структуры деятельности, включающую целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения
практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при
различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
2. Сформировать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений;
3. Развить коммуникативную компетентность младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над
проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков
межличностного общения и коллективного творчества);
4. Развить индивидуальные способности ребенка;
5. Изучить детали простых механизмов;
6. Повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Новизна программы
Интеграция урочной и внеурочной деятельности приреализации ФГОС в начальной школе.
Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению Легоконструирования с применением компьютерных технологий.
Перспективы развития программы
Решение поставленных задач позволит создать условия, способствующие организации
творческой продуктивной деятельности младших школьников на основе ЛЕГО конструирования во образовательном процессе, что позволит заложить на этапе младшего
школьного возраста начальные технические навыки.
Методы преподавания: занятия включают лекционную и практическую часть. Важной
составляющей каждого занятия является самостоятельная работа.
Основные методы – индивидуальная и совместная творческая работа.
Для развития познавательной активности детей, творческой инициативы используется
метод проектов.
В рамках программы деятельность учащихся первоначально имеет, главным
образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных
работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. На занятиях дети создают
свои истории. Каждое занятие начинается со слов «Создай свою историю».
Виды организации занятий:
По образцу
По карточкам
По собственному замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить
(например,
изображение
или
схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым
постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким,
а
для
лошадки
—
большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних
ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который
имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает
творческие способности.
Конструирование тесно связано с учебными дисциплинами:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение
расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с
геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ
природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом
экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной
среды обитания.
Русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов;
повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически
связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с
учетом художественных правил.
Предметными результатами изучения программы «Лего-конструирование» является
формирование следующих знаний и умений:
Учащиеся должны научиться:
- простейшим основам механики
- видам конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижным соединениям
деталей;
- технологической последовательности изготовления несложных конструкций
Обучающийся получит возможность научиться:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Метапредметными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по
заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их
образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы
на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о построенной модели.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Программа содержит разделы:
1. Моделирование транспорта
2. Моделирование архитектуры
3. Моделирование космоса
4. Моделирование флоры и фауны.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Легоконструирование»
1. Организация выставки лучших работ.
2. Представление собственных моделей.
Условия реализации программы
1. Оборудование: LEGO-DUPLO», «LEGO-DASTA», железный конструктор «Мессано».
2. Индивидуальные карточки для выполнения практических работ.
Ожидаемые успехи и достижения
1. Устойчивый интерес к конструированию, технике;
2. Способность быстро и эффективно решить творческую задачу на заданную тему;
3. Умение легко собрать собственную модель и по готовой схеме;
4. Четкая речь и культура речевого поведения.
Календарно – тематическое планирование
1 класс
Номер
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема
Знакомство с ЛЕГО - конструктором.
Знакомство с ЛЕГО – деталями.
Я хочу построить.
Квартира моей семьи.
Осенний карнавал.
Осень в нашем городе.
Мой дом.
Наши домашние животные.
Мои друзья.
Любимые игрушки.
Все вместе (коллективная работа).
Счастливый день в моей семье.
Чудеса вокруг нас.
Я хочу построить…
Новый год.
Что такое ЛЕГО (тематический урок – повторение).
Я хочу построить…
Зимний узор. Мозаика.
Я конструктор – инженер.
Автомобили.
Военная техника.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Весенний букет. Мозаика.
Подарок маме.
Насекомые.
Динозавры.
Космос.
Космические корабли.
Жители других планет.
Коллективная работа по теме «Космос».
Военная техника.
Парад победы.
Фантазируй!
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Тема
Знакомство с ЛЕГО – деталями.
Диктант ЛЕГО.
Мир ЛЕГО – фантазий.
Фантазируем!
ЛЕГО – сочинители. Загадки.
Путешествие во времени: деревянные дома.
Путешествие во времени: замки.
Путешествие во времени: дома сегодня.
Путешествие во времени: дома будущего.
Строим город (коллективная работа).
7 чудес света.
Зоопарк.
Фантастические животные.
Новый год.
Диктант ЛЕГО. Работа со схемами.
ЛЕГО – мозаика.
Храмы.
Знакомство с мелкими деталями ЛЕГО.
Виды крепежей. Простые модели.
Комические модели. Игра.
Весна! Модели цветов.
Подарок маме.
Рассказы Носова. Сюжетно-ролевая игра.
Рассказы Носова. Сюжетно-ролевая игра.
Комические модели.
Транспорт.
Улицы города.
Авиатехника.
Авиатехника.
Военная техника.
Военная техника.
Парад побед.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
34
Фантазируем!
Фантазируем!
ИТОГО:
1
1
34
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-34
Тема
Количество
часов
1
1
1
Знакомство с ЛЕГО - конструктором.
Знакомство с ЛЕГО – деталями.
Работа по технологической карте (простые
механизмы).
Применение простых механизмов.
Равновесие.
Ременная передача.
Создание собственной модели с ременной передачей.
Старинные автомобили. Групповая работа.
Цепная передача.
Военная техника.
Взаимодействие механизмов.
Групповая работа: парк развлечений.
Подъемные механизмы.
Групповая работа: техника на службе у людей.
Снегокаты.
На фабрике.
Погрузчики.
Конвейеры.
Краны.
Штамповщик.
Групповая работа: модель фабричного цеха.
Бытовая техника: миксер.
Бытовая техника: машина для отжима белья.
Бытовая техника: стиральная машина.
Групповая работа: уютный дом.
Космос.
Космическая техника.
Групповая работа: изучаем космос.
Модель космического корабля в будущем.
ЛЕГО – викторина: Что? Где? Когда?
Создание ЛЕГО – газеты: «Итоги года».
Фантазируй!
ИТОГО
Календарно – тематическое планирование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
34
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-34
4 класс
Тема
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
Знакомство с ЛЕГО – деталями.
Знакомство с ЛЕГО – деталями.
Сила и энергия.
Сохранение энергии.
Преобразование энергии.
Сборка модели по образцу. Объяснение принципа работы
механизма.
Групповая работа: машина на аккумуляторе.
Солнечная энергия.
Автомобиль на солнечных батарейках.
Солнечная энергия: теплица (групповая работа).
Энергия ветра: ветряки.
Энергия ветра: парусник (групповая работа).
Энергия воды: водяная мельница.
Энергия воды: водяная мельница.
Альтернативные виды энергии на службе у людей
(групповая работа).
Альтернативные виды энергии на службе у людей
(групповая работа).
ЛЕГО – мозаика: экологические знаки.
Создание ЛЕГО – газеты: «Спасем мир!».
Роботехника: умный дом (сборка модели).
Роботехника: умный дом.
Роботехника: роботы – насекомые (сборка модели).
Роботехника: роботы – насекомые.
Роботехника: автокар (сборка модели).
Роботехника: автокар. Автопробег с препятствиями.
Роботехника: модель робота (сборка модели).
Роботехника: модель робота.
Роботехника: шагающий робот(сборка модели).
Роботехника: шагающий робот.
Роботехника: сборка групповой модели. Защита работ.
Создание ЛЕГО – газеты: «В мире роботов».
Фантазируй!
Фантазируй!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
34
Список литературы
1. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
2. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463
4. «Уроки Лего –конструирования в школе», Злаказов А.С., Горшков Г.А., 2011 г., БИНОМ.