ВД Спортивные игры 8-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.28.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

5 лет
(2020-2025 уч.гг.)

Класс:

8-9 классы

Составители:

Пастухов Владимир
Александрович

с. Троицкое

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» для учащихся 8-9 классов
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основании рекомендаций
Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства
образования и науки Российской Федерации и направлена:
 на увеличение двигательной активности;
 развитие физических способностей учащихся;
 вовлечение и выполнение нормативов ФСК ГТО.
Игра – исключительно ценный способ вовлечения школьников в двигательную
деятельность. Спортивные игры на занятиях используются для решения образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач. В играх главное внимание обращается на
оздоровительную сторону, воспитание физических способностей, стремление подростков
организовывать свою деятельность,
основываясь на четких и жестких правилах
спортивных игр, которые дают возможность каждому обучающемуся развивать свои
личностные качества, необходимые как в любых видах спортивно-оздоровительной
деятельности, так и в обычной жизни.
Цель программы: развитие двигательной активности учащихся, достижение
положительной динамики в развитии
физических способностей и показателей
физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в
физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях и участие в выполнении
испытаний ФСК ГТО.
Задачи:
 формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных
способностей каждого ученика;
 обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
формирование коммуникативных компетенций;
 расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
 подготовка и участие в «ГТО»
Общая характеристика программы
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системнодеятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности. Программа составлена с учетом особенности работы образовательного
учреждения и имеет оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Данная
программа является программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному
и оздоровительному
направлению. В
образовательную деятельность включен
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Успешным выполнение нормативов, определенных Положением о Всероссийском
физкультурно-спортивном
комплексе
ГТО,
возможно
лишь
при условии правильного подбора и
применения упражнений
общеразвивающей
направленности и упражнений избирательного воздействия в ходе физической
подготовки. На что и направлена данная программа.
Для реализации программы школа имеет следующие ресурсы: спортивный зал,
пришкольная спортивная площадка и естественный природный ландшафт для занятий на
открытом воздухе в период учебного года.
Особенность программы заключается в поливариантности программно-методического
арсенала, что позволяет из множества вариантов содержания и видов спортивнооздоровительной и образовательной деятельности по физической культуре делать выбор
игр, соответствующих возможностям обучающихся, их возрастно-половым особенностям,

устремлениям и интересам. При этом содержание соотносится с учебным материалом по
физической культуре в соответствии с программой.
На физическую культуру в 8-9 классах отводится 2 часа в неделю - 68 часов в учебном
году (34 учебные недели) из обязательной части учебного плана. Третий урок физической
культуры перенесен в данную внеурочную деятельность.
Форма организации: тренировка, турнир, игра, соревнования.
Формы работы: занятия физической культуры (классические, интегрированные,
комбинированные и смешанные), практические занятия.
Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка.
Инвентарь: мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные, гандбольные), бита,
фишки, секундомер.
Особенности набора детей – учащиеся с разным уровнем физической подготовленности,
группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Предполагаемые формы контроля и отчетности:
 участие в выполнении ФСК « ГТО»
 участие в школьных, городских и районных соревнованиях.
Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по
предметам «ОБЖ», «Физическая культура», результаты освоения программы
соответствуют требованиям ФГОС ООО.
Место программы в учебном плане
Программа
соответствует
федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта второго поколения и рассчитана на два года обучения из
расчета 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Подвижные и спортивные игры - один из способов всестороннего физического развития
ребенка. Во время игры у учащихся:
 развивается ловкость, быстрота и выносливость;
 формируются положительные нравственные качества, такие как доброта,
взаимопомощь,
поддержка,
смелость,
внимательность,
взаимовыручка,
настойчивость.
Особенностью спортивных игр является их соревновательный, творческий, коллективный
характер, требующий от играющих умений взаимодействовать с командой в непрерывно
меняющихся условиях ради достижения условной цели, согласно установленным
правилам.
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы
основного
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта данный курс направлен на достижение учащимися
определенных результатов.
Личностные результаты
Ученик научится:
- воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- знать историю физической культуры своего народа, своего края как части наследия
народов России и человечества;
- воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной;
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;
- осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
- управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе
занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
- планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических
нагрузок и отдыха;
- принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий;
- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формировать нравственные чувства;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
Ученик получит возможность научиться:
- усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества;
- участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
- владеть знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий;
- уметь длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе
разнообразных видов двигательной деятельности;
- формировать потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми
нормами и представлениями;
- владеть умением осуществлять поиск информации по вопросам современных
оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а
также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных
занятиях физическими упражнениями и спортом.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской
идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической
культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов
в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты
Ученик научится:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов;
- овладевать сведениями о роли и значении физической культуры в формировании
целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
- бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявлять
доброжелательность и отзывчивость к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
- добросовестно выполнять учебные задания, осознанно стремиться к освоению новых
знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.
- знать факторы, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые
связи, допинг), и их опасных последствий;
- владеть способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими
упражнениями, их планирования и наполнения содержанием.
Ученик получит возможность научиться:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
- приобретать умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность,
организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- понимать культуру движений человека, постигать значения овладения жизненно
важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и
эстетической привлекательности.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО
МАТЕРИАЛА
№
Виды программного материала
Количество часов
п\п
8
9
1.

2.

Формирование системы
знаний о
здоровом образе жизни, техники
безопасности
при
проведении
спортивных игр.
Развитие двигательных способностей.

в процессе занятия

в процессе занятия

3.

Правила игр и соревнований.
Судейство.

в процессе занятия

5.

Упражнения,
направленные
на
подготовку выполнения ФСК «ГТО».

в процессе занятия

6.

7.

Спортивные игры:
- русская лапта
-гандбол
-футбол
-баскетбол
-волейбол
Соревнования
всего

34

34

Содержание программного материала
Основы знаний.
Правила поведения и техника безопасности при проведении спортивных игр.
Развитие двигательных способностей
Упражнения, направленные на подготовку и выполнение ФСК «ГТО». Упражнения для
развития гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Русская лапта.
История возникновения игры, правила игры, бег, метание и броски мяча, упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
Спортивные игры.
Гандбол: история возникновения игры, правила игры, специальные передвижения без мяча и
с мячом, передачи мяча, броски мяча по воротам, игра в гандбол, осуществление судейства.
Футбол: история возникновения игры, правила игры, специальные передвижения без мяча и
с мячом, удары по мячу, удары мяча по воротам, остановка мяча, ведение мяча и обводка,
отбор мяча, тактические действия в игре, игра в футбол, осуществление судейства.
Баскетбол: история возникновения игры, правила игры, передвижения и остановки без мяча
, ловля мяча, передача мяча, ведение мяча, броски мяча, отбор мяча, выполнение
комбинаций из освоенных элементов, тактические действия в игре, учебная игра,
осуществление судейства
Волейбол: история возникновения игры, правила игры, перемещения, передачи мяча, подача
мяча, прием мяча с подачи, тактические действия в игре, учебная игра, осуществление
судейства
Соревновательная деятельность:
Соревнования по русской лапте, гандболу, футболу, баскетболу, волейболу.
Учебно-тематический план
№
1

Содержание курса
Русская лапта

Планируемые результаты
Личностные: - ориентируются на доброжелательное
общение и взаимодействие со сверстниками.
Метапредметные: Познавательные: - самостоятельно
выделяют и формируют познавательные цели,
используют общие приемы решения поставленных
задач; - контролируют процесс и результат действия;
Регулятивные: - вносят необходимые коррективы в
действий после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок; планируют свои
действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: - формулируют собственное
мнение и позицию; договариваются и приходят к
общему решению в совместной деятельности, в том
числе
в
ситуаций
столкновения
интересов.
Предметные: освоить правила игры и осуществлять

игровую деятельность.
2

3

Спортивные игры
Гандбол
Баскетбол
Волейбол
Футбол

Соревновательная
деятельность

Личностные: - ориентируются на понимание причин
успеха в учебной деятельности; ориентируется на
самоанализ и самоконтроль результата; раскрывают
внутреннюю позицию школьника. Метапредметные:
Познавательные: - самостоятельно ставят,
формулируют и решают учебную задачу;
контролируют процесс и результат действия;
используют общие приемы решения поставленных
задач; определяют и кратко характеризуют физическую
культуру как занятия физическими упражнениями.
Регулятивные: -формулируют учебные задачи вместе с
учителем; вносят изменения в план действия;
планируют свои действия в соответствий с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимают предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей.
Коммуникативные: - договариваются и приходят к
общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; используют
речь для регуляций своего действия; допускают
возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с их собственной,
и ориентируются на позицию партнера в общении и
взаимодействий. Предметные: освоить правила игры
и осуществлять игровую деятельность.
Личностные: - проявляют положительные качества
личности и управляют своими эмоциями в различных
нестандартных
ситуациях;
проявляют
дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей Метапредметные:
.Познавательные: - ориентируются в разнообразии
способов решения задач; самостоятельно формулируют
проблемы
и
находят способы их решения.
Регулятивные: - планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализаций; адекватно воспринимают оценку учителя;
используют установление правила в контроле способа
решения. Коммуникативные: - договариваются о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; формулируют собственное мнение;
ориентируются на позицию партнера в общении и
взаимодействии. Предметные: освоить правила
проведения соревнований и осуществлять судейство.
Предполагаемые результаты курса

По окончании курса учащиеся научатся:
 понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и спортивными
играми для укрепления здоровья;



самостоятельно выполнять упражнения для развития основных физических
способностей;
 играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации
регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
 осуществлять индивидуальные и групповые действия в игре;
 организовывать и проводить самостоятельно подвижные и спортивные игры,
соревнования;
 подготовятся к выполнению ВФСК ГТО.
Учащиеся будут знать:
 правила спортивных игр и правила проведения соревнований;
 правила поведения и технику безопасности;
 правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
 терминологию, связанную с проведением и судейством игр;
 правила участия в ВФСК ГТО
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
1.Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных
действий в физической культуре: пособие для учителей и методистов/В.С.Кузнецов,
Г.А.Колодницкий, -М,: Просвещение,2014
2. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и
методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов , М.В.Маслов -М,: Просвещение,2011
3. . Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов , М.В.Маслов -М,: Просвещение,2011
4. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и
методистов/В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, -М,: Просвещение,2013

Тематическое планирование 8-9 классы
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1.

Правила поведения и техника безопасности.
Эстафеты. Разминка.
Русская лапта. Правила игры. Судейство.
Учебная игра. Развитие скоростно-силовых способностей.
Русская лапта Судейство. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых
способностей.
Соревнования по русской лапте.
Баскетбол Инструктаж по Т.Б. Правила игры. Ведение мяча, ловля и

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

передача мяча, бросок в корзину. Финты, эстафеты с ведением мяча.
Баскетбол.Учебная игра. Передвижение, прыжки, остановки, повороты с
мячом, заслоны. Игра «10передач».
Баскетбол. Упражнения с мячом по заданию, техника игры в защите.
Передачи мяча двумя руками от груди, учебная игра в стритбол.
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции. Игра по
упрощенным правилам. Эстафеты с элементами баскетбола. Передвижение,
броски в кольцо

Баскетбол. Учебная игра. Совершенствование психомоторных
способностей.
Баскетбол.
Судейство.
Учебная
игра.
Совершенствование
психомоторных способностей.
Соревнования по баскетболу
Волейбол. Стойки с перемещениями и исходными положениями. Передача

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15

мяча двумя руками сверху после перемещения.
Волейбол. Верхняя и нижняя передача мяча в парах. Передача мяча на
точность после перемещения.
Тактика верхней и нижней передачи мяча. Нижняя прямая подача. Учебная
игра по упрощенным правилам. Прием мяча снизу.
Учебная игра с заданиями. Передача мяча сверху и снизу в сочетании с
перемещениями

1
1
1

Соревнование по волейболу. От каждого класса выставляется
смешанная команда юношей и девушек, играют по круговой системе
за 1,2,3 место
Соревнование по волейболу.
Соревнование по волейболу.
Волейбол. Правила игры. Судейство.
Учебная игра. Развитие координационных способностей

1

Футбол Правила по технике безопасности на занятиях спортивных игр.
Понятие футбол.
Футбол. Правила игры. Техника владения мячом.
Футбол. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков при
передаче мяча друг другу. Тактическая игра в нападении и защите.
Футбол. Игра в футбол. Ведение мяча. Стойка, перемещение, повороты,
остановка. Штрафные броски.

1

24

Футбол Правила игры. Судейство.
Учебная игра. Развитие скоростных способностей

1

25.
26.

Передачи мяча. Ведение мяча. Учебная игра.
Взаимодействие игроков в нападении и защите. Стойка игрока. Игровое
занятие
Нижняя передача мяча у стены, в парах. Приём мяча с подачи у стены
Соревнования по футболу. Игровое занятие
Техника и тактика игры. Техника перемещения и владения мячом.

1
1

16

17.
18.
19
20
21
22
23.

27
28
29.
30.
31.
32.
33
34

Соревнования по футболу.
Учебная игра. Развитие скоростных способностей.
Футбол
Учебная игра. Развитие скоростных способностей.
Разминка. Тренировочная деятельность, направленная на подготовку и
участие в ВФСК «ГТО».
Разминка. Тренировочная деятельность, направленная на подготовку и
участие в ВФСК «ГТО».
Разминка. Тренировочная деятельность, направленная на подготовку и
участие в ВФСК «ГТО».

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».