Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение № 1.28. к основной образовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» Уровень образования: Основное общее образование Стандарт: ФГОС Уровень изучения предмета: Базовый Нормативный срок изучения предмета: 5 лет (2020-2025 уч.гг.) Класс: 8-9 классы Составители: Пастухов Владимир Александрович с. Троицкое ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» для учащихся 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основании рекомендаций Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации и направлена: на увеличение двигательной активности; развитие физических способностей учащихся; вовлечение и выполнение нормативов ФСК ГТО. Игра – исключительно ценный способ вовлечения школьников в двигательную деятельность. Спортивные игры на занятиях используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. В играх главное внимание обращается на оздоровительную сторону, воспитание физических способностей, стремление подростков организовывать свою деятельность, основываясь на четких и жестких правилах спортивных игр, которые дают возможность каждому обучающемуся развивать свои личностные качества, необходимые как в любых видах спортивно-оздоровительной деятельности, так и в обычной жизни. Цель программы: развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в развитии физических способностей и показателей физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях и участие в выполнении испытаний ФСК ГТО. Задачи: формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций; расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта. подготовка и участие в «ГТО» Общая характеристика программы Новизной данной программы является то, что в основе лежит системнодеятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Программа составлена с учетом особенности работы образовательного учреждения и имеет оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Данная программа является программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению. В образовательную деятельность включен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Успешным выполнение нормативов, определенных Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО, возможно лишь при условии правильного подбора и применения упражнений общеразвивающей направленности и упражнений избирательного воздействия в ходе физической подготовки. На что и направлена данная программа. Для реализации программы школа имеет следующие ресурсы: спортивный зал, пришкольная спортивная площадка и естественный природный ландшафт для занятий на открытом воздухе в период учебного года. Особенность программы заключается в поливариантности программно-методического арсенала, что позволяет из множества вариантов содержания и видов спортивнооздоровительной и образовательной деятельности по физической культуре делать выбор игр, соответствующих возможностям обучающихся, их возрастно-половым особенностям, устремлениям и интересам. При этом содержание соотносится с учебным материалом по физической культуре в соответствии с программой. На физическую культуру в 8-9 классах отводится 2 часа в неделю - 68 часов в учебном году (34 учебные недели) из обязательной части учебного плана. Третий урок физической культуры перенесен в данную внеурочную деятельность. Форма организации: тренировка, турнир, игра, соревнования. Формы работы: занятия физической культуры (классические, интегрированные, комбинированные и смешанные), практические занятия. Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка. Инвентарь: мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные, гандбольные), бита, фишки, секундомер. Особенности набора детей – учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача). Предполагаемые формы контроля и отчетности: участие в выполнении ФСК « ГТО» участие в школьных, городских и районных соревнованиях. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «ОБЖ», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО. Место программы в учебном плане Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и рассчитана на два года обучения из расчета 1 час в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания программы Подвижные и спортивные игры - один из способов всестороннего физического развития ребенка. Во время игры у учащихся: развивается ловкость, быстрота и выносливость; формируются положительные нравственные качества, такие как доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка, настойчивость. Особенностью спортивных игр является их соревновательный, творческий, коллективный характер, требующий от играющих умений взаимодействовать с командой в непрерывно меняющихся условиях ради достижения условной цели, согласно установленным правилам. Планируемые результаты освоения программы В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данный курс направлен на достижение учащимися определенных результатов. Личностные результаты Ученик научится: - воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - знать историю физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; - воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной; - формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки; - формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; - осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; - планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха; - принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий; - развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства; - осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. Ученик получит возможность научиться: - усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; - участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - владеть знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; - принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий; - уметь длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; - формировать потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; - владеть умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Метапредметные результаты Ученик научится: - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - овладевать сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; - бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявлять доброжелательность и отзывчивость к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; - добросовестно выполнять учебные задания, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий. - знать факторы, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий; - владеть способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием. Ученик получит возможность научиться: - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - приобретать умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; - понимать культуру движений человека, постигать значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА № Виды программного материала Количество часов п\п 8 9 1. 2. Формирование системы знаний о здоровом образе жизни, техники безопасности при проведении спортивных игр. Развитие двигательных способностей. в процессе занятия в процессе занятия 3. Правила игр и соревнований. Судейство. в процессе занятия 5. Упражнения, направленные на подготовку выполнения ФСК «ГТО». в процессе занятия 6. 7. Спортивные игры: - русская лапта -гандбол -футбол -баскетбол -волейбол Соревнования всего 34 34 Содержание программного материала Основы знаний. Правила поведения и техника безопасности при проведении спортивных игр. Развитие двигательных способностей Упражнения, направленные на подготовку и выполнение ФСК «ГТО». Упражнения для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости. Русская лапта. История возникновения игры, правила игры, бег, метание и броски мяча, упражнения на координацию, выносливость и быстроту. Спортивные игры. Гандбол: история возникновения игры, правила игры, специальные передвижения без мяча и с мячом, передачи мяча, броски мяча по воротам, игра в гандбол, осуществление судейства. Футбол: история возникновения игры, правила игры, специальные передвижения без мяча и с мячом, удары по мячу, удары мяча по воротам, остановка мяча, ведение мяча и обводка, отбор мяча, тактические действия в игре, игра в футбол, осуществление судейства. Баскетбол: история возникновения игры, правила игры, передвижения и остановки без мяча , ловля мяча, передача мяча, ведение мяча, броски мяча, отбор мяча, выполнение комбинаций из освоенных элементов, тактические действия в игре, учебная игра, осуществление судейства Волейбол: история возникновения игры, правила игры, перемещения, передачи мяча, подача мяча, прием мяча с подачи, тактические действия в игре, учебная игра, осуществление судейства Соревновательная деятельность: Соревнования по русской лапте, гандболу, футболу, баскетболу, волейболу. Учебно-тематический план № 1 Содержание курса Русская лапта Планируемые результаты Личностные: - ориентируются на доброжелательное общение и взаимодействие со сверстниками. Метапредметные: Познавательные: - самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, используют общие приемы решения поставленных задач; - контролируют процесс и результат действия; Регулятивные: - вносят необходимые коррективы в действий после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуаций столкновения интересов. Предметные: освоить правила игры и осуществлять игровую деятельность. 2 3 Спортивные игры Гандбол Баскетбол Волейбол Футбол Соревновательная деятельность Личностные: - ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентируется на самоанализ и самоконтроль результата; раскрывают внутреннюю позицию школьника. Метапредметные: Познавательные: - самостоятельно ставят, формулируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действия; используют общие приемы решения поставленных задач; определяют и кратко характеризуют физическую культуру как занятия физическими упражнениями. Регулятивные: -формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия; планируют свои действия в соответствий с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные: - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; используют речь для регуляций своего действия; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействий. Предметные: освоить правила игры и осуществлять игровую деятельность. Личностные: - проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей Метапредметные: .Познавательные: - ориентируются в разнообразии способов решения задач; самостоятельно формулируют проблемы и находят способы их решения. Регулятивные: - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализаций; адекватно воспринимают оценку учителя; используют установление правила в контроле способа решения. Коммуникативные: - договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулируют собственное мнение; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Предметные: освоить правила проведения соревнований и осуществлять судейство. Предполагаемые результаты курса По окончании курса учащиеся научатся: понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и спортивными играми для укрепления здоровья; самостоятельно выполнять упражнения для развития основных физических способностей; играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения; осуществлять индивидуальные и групповые действия в игре; организовывать и проводить самостоятельно подвижные и спортивные игры, соревнования; подготовятся к выполнению ВФСК ГТО. Учащиеся будут знать: правила спортивных игр и правила проведения соревнований; правила поведения и технику безопасности; правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий; терминологию, связанную с проведением и судейством игр; правила участия в ВФСК ГТО МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: 1.Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре: пособие для учителей и методистов/В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, -М,: Просвещение,2014 2. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов , М.В.Маслов -М,: Просвещение,2011 3. . Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов , М.В.Маслов -М,: Просвещение,2011 4. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, -М,: Просвещение,2013 Тематическое планирование 8-9 классы № Тема занятия Кол-во часов 1. Правила поведения и техника безопасности. Эстафеты. Разминка. Русская лапта. Правила игры. Судейство. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых способностей. Русская лапта Судейство. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых способностей. Соревнования по русской лапте. Баскетбол Инструктаж по Т.Б. Правила игры. Ведение мяча, ловля и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 передача мяча, бросок в корзину. Финты, эстафеты с ведением мяча. Баскетбол.Учебная игра. Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом, заслоны. Игра «10передач». Баскетбол. Упражнения с мячом по заданию, техника игры в защите. Передачи мяча двумя руками от груди, учебная игра в стритбол. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции. Игра по упрощенным правилам. Эстафеты с элементами баскетбола. Передвижение, броски в кольцо Баскетбол. Учебная игра. Совершенствование психомоторных способностей. Баскетбол. Судейство. Учебная игра. Совершенствование психомоторных способностей. Соревнования по баскетболу Волейбол. Стойки с перемещениями и исходными положениями. Передача 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 мяча двумя руками сверху после перемещения. Волейбол. Верхняя и нижняя передача мяча в парах. Передача мяча на точность после перемещения. Тактика верхней и нижней передачи мяча. Нижняя прямая подача. Учебная игра по упрощенным правилам. Прием мяча снизу. Учебная игра с заданиями. Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями 1 1 1 Соревнование по волейболу. От каждого класса выставляется смешанная команда юношей и девушек, играют по круговой системе за 1,2,3 место Соревнование по волейболу. Соревнование по волейболу. Волейбол. Правила игры. Судейство. Учебная игра. Развитие координационных способностей 1 Футбол Правила по технике безопасности на занятиях спортивных игр. Понятие футбол. Футбол. Правила игры. Техника владения мячом. Футбол. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков при передаче мяча друг другу. Тактическая игра в нападении и защите. Футбол. Игра в футбол. Ведение мяча. Стойка, перемещение, повороты, остановка. Штрафные броски. 1 24 Футбол Правила игры. Судейство. Учебная игра. Развитие скоростных способностей 1 25. 26. Передачи мяча. Ведение мяча. Учебная игра. Взаимодействие игроков в нападении и защите. Стойка игрока. Игровое занятие Нижняя передача мяча у стены, в парах. Приём мяча с подачи у стены Соревнования по футболу. Игровое занятие Техника и тактика игры. Техника перемещения и владения мячом. 1 1 16 17. 18. 19 20 21 22 23. 27 28 29. 30. 31. 32. 33 34 Соревнования по футболу. Учебная игра. Развитие скоростных способностей. Футбол Учебная игра. Развитие скоростных способностей. Разминка. Тренировочная деятельность, направленная на подготовку и участие в ВФСК «ГТО». Разминка. Тренировочная деятельность, направленная на подготовку и участие в ВФСК «ГТО». Разминка. Тренировочная деятельность, направленная на подготовку и участие в ВФСК «ГТО». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34