ВД Я - гражданин России 5-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.25.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

5 лет
(2020-2025 уч.гг.)

Класс:

5-9 классы

Составители:

Бронских Валентина
Анатольевна,
Казанцева Валентина
Витальевна

с. Троицкое

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС ООО к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, с учетом
основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Выпускник научится:
• осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам; быть
коммуникативным и компетентностным в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
• осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, язык, культуру
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
гуманистическим, демократическим и традиционным ценностям многонационального
российского общества; ответственности и долга перед Родиной;
• здоровому и безопасному образу жизни; правилам индивидуального и
коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах;
Выпускник получит возможность научиться:
• ответственному отношению к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• осознанному , уважительному и доброжелательному отношению к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• быть компетентным в решении моральных проблем на основе личностного
выбора;
• основам экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• способности развивать эстетическое сознание через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметныерезультаты:
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• смысловому чтению;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Выпускник получит возможность научиться:
• быть компетентным в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетенции);
• экологическому мышлению, умению применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Содержание курса внеурочной деятельности
№
темы
5 класс

Тема
(количество часов)

Содержание

1.

Я и общество (4 часа)

2.

Я и планета Земля (2
часа)
Моя малая Родина (14
часов)

Мои увлечения. Человек будущего. Письмо самому
себе (конкурс сочинений). Как стать хозяином
времени? (составление памятки правильного режима
дня).
Береги природу (конкурс рисунков). Укрась кусочек
планеты (проектная деятельность «Вырасти цветок»).
Вехи истории.. История Богдановичского района.
История села Троицкое. Наше село в годы Великой
Отечественной войны. Памятники архитектуры
нашего города. Промыслы края. Храм во имя
Св.Троицы.. У карты нижегородской Свердловской
области. О людях, прославивших наш город. Почему
так названа улица?
Исторические места нашего города, села. Символика.
Город Богданович.
Мои права и мои обязанности. Что такое
государственные символы?
Государственные символы России. Я люблю тебя,
Родина! (конкурс сочинений).
История нашей школы. Для чего человек должен
учиться? (конкурс эссе). Идеальная современная
школа.

3.

4.

Я живу в России (3
часа)

5.

Храм науки - моя
школа (3 часа)

6.

7.
6 класс
1.

Семья и
ценности
(7 часов)

семейные История семьи - история страны. Судьба моего
родственника. Профессия моих предков. Фотографии
из семейного альбома. Герб моей семьи. Хобби моей
семьи. Семейные традиции.
Я общаюсь (1 час)
Для чего необходимо общение?
Всего: 34 часа
Я и школа
(6 часов)

2.

Я и мое Отечество
(10 часов)

3.

Я и культура (6 часов)

4.

Я и планета (6 часов)

5.

Мое здоровье (6
часов)

Мой школьный дом. Устав школы.
Правила поведения школьника. Составить перечень
законов жизни в классном коллективе; «Придумай
герб, флаг, гимн класса» (творческое занятие). Зачем
я учусь? Мотивы и цели учебы.
Конституция РФ (знакомство с Конституцией,
просмотр видеофильма). Права и обязанности
ребенка. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
Поговорим о толерантности. Терпимость-залог успеха
(беседа). Формирование правовой культуры учащихся
(деловая игра). Герои России моей. Герои России в
наши дни.
Что такое культура? Особенности русской
культуры. Культурный человек. Традиционные
русские народные праздники: Рождество,
Масленица, православный праздник Пасхи
(подготовка сообщений о традиционных русских
праздниках и о православных праздниках).
Земля – наш дом. Гражданское отношение к планете
Земля (видеофильм, викторина). Закон об охране
окружающей среды. Мой край родной. Памятники
природы Нижегородского края.
Режим дня в жизни школьника, здоровое питание
(видеофильм, беседа). Планета вредных привычек.
Если хочешь быть здоров. Здоровье и безопасность.

Всего: 34 часа
7 класс
1.

Наша Родина Великая
Россия (5 ч.)

2.

Мы в обществе
(5 часов)

3.

Я и моя семья
(5 часов)

4.

Достоинства и
недостатки человека
(5 часов).
Гражданин России:
наши права и
свободы.(9 часов)

5.

6.

Я и моя страна

Просторы и богатство России. Россия воспетая
поэтами. Наша толерантность. Россия многонациональное государство. Как устроено наше
государство
Что такое гражданское общество. Твое общение в
школе. Защита Отечества - наш священный долг. Мы
и охрана природы.
Забота о родителях. Что значит быть хорошим сыном
или дочерью. Семейные традиции. Мои семейные
обязанности.
Честь и совесть. Доброта и гуманность. Жадность и
зависть. Злобность и жестокость. Познавать и
улучшить себя.
Что мы знаем о наших правах. Наше право на жизнь.
Наше право на защиту чести и достоинства. Наши
культурные права. Зачем человеку права. Тест «Я и
права других людей». Об обязанностях и
ответственности.
Наша страна Россия. Символы Российского

(5 часов)

государства. Конституция-основной закон жизни
страны. Дорогая моя столица.

Всего: 34 часа
8 класс
1.

2.

3.

4.

9 класс
1.

2.

3.

4.

5.

Я живу в России (10
часов)

Особенности территории России. Разнообразие и
богатство природы России.
Современная карта России (сравнение). Города
России. Москва - столица России. История Москвы.
Образ столицы в литературе и живописи. Россия многонациональное
государство.
Язык
межнационального общения. Народы России. Общее
и особенное народов России. Расы, языки, религия,
разность традиций,
обычаев (на отдельных
примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные,
региональные - на отдельных примерах).
Из
прошлого
в Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого.
будущее (8 часов)
История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении
человека (научная и религиозно- мифологическая
версии). Представления древних славян, древних
греков, библейские представления.
Наши корни (6 часов) Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена
и фамилии. Письменность. Время и пространство в
истории
(хронология,
историческая
карта).
Календарь.
Россия и мир (10 Россия и другие страны мира (историческая карта
часов)
мира). Общечеловеческие проблемы (сохранение
мира и здоровья, экологическое сознание), их
прогнозирование и преодоление с использованием
опыта, уроков истории.
Международное сотрудничество.
Всего:34 часа
Конституция
Почему Конституция – это основной закон? Когда и
Российской
почему была принята наша Конституция? Можем ли
Федерации (7 часов)
мы жить без Конституции?
Моё Отечество
– Я люблю свою Родину… Российская Федерация и её
Россия.(7 часов)
субъекты. Организация государственной власти.
Народ – источник власти.
Права и
свободы Декларация прав человека. Конвенция о правах
человека
ребёнка. Конституция РФ. Глава 2 (работа с текстом
Конституции) . Права и обязанности. Зачем человеку
(8 часов)
права и свободы? Права человека и порядок в
обществе.
Права. Обязанности.
Что
такое
правонарушение.
Причины
(Беседа).
Ответственность
Ответственность. (6 правонарушений
несовершеннолетних.
часов)
Право и мораль (5 Каков он – воспитанный человек? Искусство
часов)
общения. Время выбора жизненного пути.
Итого: 34 часа

Тематическое планирование
5 класс
№

Название раздела и темы урока
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Я и общество.
Мои увлечения.
Человек будущего.
Письмо самому себе.
Как стать хозяином времени?
Я и планета Земля.
Береги природу.
Укрась кусочек планеты.
Моя малая Родина
Вехи истории
История села Троицкое
История Богдановичского района
История Огнеупорного завода. Станции Богданович.
Село в годы Великой Отечественной войны
Памятники архитектуры нашего города
Промыслы нашего края
Храм во Имя Св.Троицы
У карты Свердловской области
О людях, прославивших наш город
Почему так названа улица?
Исторические места нашего города
Символика города
Город Богданович
Я живу в России
Мои права и обязанности
Что такое государственные символы? Государственные символы
России.
Я люблю тебя, Родина!
Храм науки - моя школа
История нашей школы
Для чего человек должен учиться?
Идеальная современная школа
Семья и семейные ценности
История страны - история семьи
Судьба моего родственника
Профессия моих предков
Фотографии из семейного альбома, мое генеалогическое древо
Герб моей семьи
Хобби моей семьи
Семейные традиции.
Я общаюсь
Для чего необходимо общение?
Всего

Кол-во
часов

4
1
1
1
1
2
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

6 класс
№

Название раздела и темы урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Кол-во
часов

Я и школа
Мой школьный дом
Устав школы.
Правила поведения школьника.
Составить перечень законов жизни в классном коллективе;
«Придумай герб, флаг, гимн класса» (творческое занятие). Зачем я
учусь?
Мотивы и цели учебы.
Я и мое Отечество
Конституция РФ (знакомство с Конституцией, просмотр
видеофильма).
Права и обязанности ребенка.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
Поговорим о толерантности.
Формирование правовой культуры учащихся (деловая игра).
Герои России моей.
Герои России моей.
Герои России моей.
Герои России в наши дни.
Герои России в наши дни.
Я и культура
Что такое культура?
Особенности русской культуры.
Культурный человек.
Традиционные русские народные праздники: Рождество
Традиционные русские народные праздники: Масленица
Традиционные русские народные праздники: православный
праздник Пасхи
Я и планета
Земля – наш дом.
Гражданское отношение к планете
Земля (видеофильм, викторина).
Закон об охране окружающей среды.
Мой край родной.
Памятники природы Нижегородского края.
Мое здоровье
Режим дня в жизни школьника..
Здоровое питание (видеофильм, беседа).
Планета вредных привычек.
Я за здоровый образ жизни!
Если хочешь быть здоров.
Здоровье и безопасность.
Всего 34

6
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1

7 класс
№

Название раздела и темы урока

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
2
5
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
2
2
5
1
2

Наша Родина - Великая Россия
1.
Просторы и богатство России.
2.
Россия, воспетая поэтами.
3.
Наша толерантность.
4.
Россия - многонациональное государство.
5.
Как устроено наше государство
Мы в обществе
6.
Что такое гражданское общество.
7.
Твое общение в школе.
8.
Защита Отечества - наш священный долг.
9.
Мы и охрана природы.
Я и моя семья
11.
Забота о родителях.
12.
Что значит быть хорошим сыном или дочерью.
13.
Семейные традиции.
14.
Мои семейные обязанности.
Достоинства и недостатки человека
15.
Честь и совесть
16.
Доброта и гуманность
17.
Жадность и зависть
18.
Злобность и жестокость
19.
Познавать и улучшать себя
Гражданин России: наши права и свободы
21.
Что мы знаем о наших правах
22.
Наше право на жизнь
23.
Наше право на защиту чести и достоинства
24.
Наши культурные права
25.
Зачем человеку права
26.-27 Тест «Я и права других людей»
28.29. Об обязанностях и ответственности
Я и моя страна
30.
Наша страна Россия
31.- Символы Российского государства
32.
33.
Конституция – основной закон жизни страны
34.
Дорогая моя столица
Всего

1
1
34

8 класс
№

1.

Название раздела и темы урока
Я живу в России
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы

Кол-во
часов
10
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14-15
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25-26
27-28
29-31

32-33

34

России
Современная карта России(сравнение)
Города России. Москва – столица России
История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи
Россия – многонациональное государство
Язык межнационального общения
Народы России
Общее и особенное народов России
Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев(на отдельных
примерах)
Наши праздники(общероссийские, национальные, религиозные – на
отдельных примерах)
Из прошлого в будущее
Связь настоящего с прошлым
Уроки прошлого
История и предыстория
Представления о происхождении мира, становления
человека(научная и религиозно-мифологическая версии)
Представления древних славян
Представления древних греков
Библейские представления
Наши корни
Этнография.
Обычаи и традиции
Топонимика. Имена и фамилии
Письменность
Время и пространство в истории(хронология, историческая карта)
Календарь
Россия и мир
Россия и другие страны мира(историческая карта мира)
Россия и другие страны мира(историческая карта мира)
Общечеловеческая проблема-сохранение мира и здоровья, ее
прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков
истории.
Общечеловеческая проблема- экологическое сознание, ее
прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков
истории.
Международное сотрудничество
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
2
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
10
2
2
3

2

1
34

9 класс
№

1.-2
3.-4.
5.-7.

Название раздела и темы урока
Конституция Российской Федерации
Почему Конституция – это основной закон?
Когда и почему была принята Конституция?
Можем ли мы жить без Конституции?
Мое Отечество - Россия

Кол-во
часов
7
2
2
3
7

8.-9.
10.
11.-12.
13.-14.
15.
16.
17.
18.
19.-20.
21.
22.
23.-24.
25.-26.
27.-28.
29.-30.
31.
32.-34.

Я люблю свою Родину…
Российская Федерация и ее субъекты
Организация государственной власти
Народ – источник власти
Права и свободы человека
Декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Глава 2 Конституции РФ(работа с текстом Конституции)
Права и обязанности
Зачем человеку права и свободы?
Права человека и порядок в обществе
Права. Обязанности. Ответственность
Что такое правонарушение.
Причины правонарушений(беседа)
Ответственность несовершеннолетних
Право и мораль
Каков он- воспитанный человек?
Искусство общения
Время выбора жизненного пути
Всего

2
1
2
2
8
1
1
1
1
2
1
1
6
2
2
2
6
2
1
3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».