РП УО КБЖ 5

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ

Приложение № 1.10.
к адаптированной основной
образовательной программе для
обучающихся с УО (вариант1)
основного общего образования

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС УО (ВАРИАНТ 1)
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

с. Троицкое, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных
документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599),
• Учебный план на 2023-2024 учебный год.
Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» входит в часть учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, а именно, в
коррекционно-развивающую область. Изучается в 5 классе из расчета 0,5 часа
в неделю / 17 часов в год.
Актуальность данного факультативного курса для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в том, что
каждый гражданин в случае возникновения чрезвычайной ситуации должен
уметь: защитить себя, товарища, своих близких, оказать помощь
пострадавшим. Отбор содержания разделов данного курса произведен с
учетом физических, психических и познавательных возможностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также их
социально-возрастных потребностей.
Настоящий курс предназначен для ознакомления обучающихся с общими
характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а
также для приобретения обучающимися, воспитанниками знаний, умений и
навыков по защите жизни и здоровья в опасных условиях и чрезвычайных
ситуациях.
Общая цель познавательного курса:
Формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
содействие выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности,
нейтрализовать конфликтные ситуации, грамотно вести себя в условиях
чрезвычайной ситуации, сохранять свое здоровье.
Общая характеристика факультативного (коррекционного) курса.
Курс КБЖ является составной частью образовательного процесса обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Он решает
образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
Основные задачи:

1

 Ознакомление учащихся с легкой степенью умственной отсталости

(интеллектуальными нарушениями) с основными (базовыми) знаниями в
области безопасности жизнедеятельности;
 привитие обучающимся с легкой степенью умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) начальных умений и навыков
безопасного поведения в повседневной жизни, транспортной среде,
чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера;
 формирование потребности обучающегося с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) в приобретении знаний в
области личной
безопасности, культуры безопасного поведения;
 формирование у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний по финансовой
безопасности и безопасности в сети «Интернет»;
 выработка у обучающихся антитеррористической личностной позиции и
отрицательного отношения к асоциальному поведению людей в
современном обществе.
Планируемые результаты освоения факультативного (коррекционного)
курса «Культура безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с требованиями к результатам освоения Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение
направлено на достижение учащимися личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
 осознание себя как гражданина России;
 формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
 овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
2

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и








развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты по
(коррекционному) курсу
«Культура
безопасности жизнедеятельности»:
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
факультативному
(коррекционному) курсу «Основы безопасности» на конец обучения 5 класса:
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

знать и соблюдать правила
безопасного поведения, права и
обязанности пешехода;
•
знать и соблюдать правила
безопасного поведения в транспорте,
обязанности пассажира;
•
знать и соблюдать правила
движения
велосипедистов
(проезжая часть, велодорожка,
тротуар,
дорожные
знаки,
регулирующие движение
велосипедиста).
•
знать возможные опасные и
аварийные ситуации в городской и
сельской местности, источники их
возникновения,
знать правила безопасного поведения
в возникшей чрезвычайной и опасной
ситуации, избежание данных
ситуаций;

соблюдать
правила
передвижения пешехода (тротуар,
проезжая часть);
•
знать
обозначение
знаков
дорожного движения, регулирующих
движение пешехода, выполнять их;
•
называть и уметь определять
виды
общественного
транспорта,
соблюдать правила поведения в них;

•

•

знать причины возникновения и
виды опасных ситуаций в доме
(квартире), уметь предупреждать их,
безопасно
действовать
при
их
возникновении;
•
правила
безопасности
при
обнаружении возгорания (что нельзя
делать, как себя вести, что делать, если
помещение задымлено, действия, если
•

3

знать
основные
службы
безопасности, номера телефонов для
их вызова,
уметь позвонить в
пожарную часть, полицию, скорую
помощь для получения помощи;
•
знать о телефоне доверия, его
назначении и помощи, которую по
нему можно получить
•
о
правилах
безопасного
обращения с личными деньгами,
•
знать о
правилах
пользования
банковской картой
•
знать о
значении
персональных
данных, правилах их хранения и
защиты,
•
соблюдать правила общения в
социальных сетях.
•
знать и
соблюдать правила
безопасного поведения на улице, дома
•
уметь попросить помощи при
возникновении опасной ситуации
социального характера
•
уметь находить выход из
опасных ситуаций, которые могут
возникнуть на улице, в общественном
месте, при отсутствии взрослых
•
знать способы очистки
воды в домашних условиях и
уметь выполнять их под руководством
педагога,
•
знать
правила
поддержания
чистоты в домашних условиях,
выполнять
ежедневную
влажную уборку помещения,
•
способы утилизации мусора.
•
Знать о том, как можно оказать
помощь,
какие
лекарственные
препараты должны быть дома.
•
Знать номера вызова экстренной
•

нельзя покинуть место пожара)
•
уметь пользоваться подручными
и
первичными
средствами
пожаротушения
•
соблюдать меры
предосторожности
при
использовании
бытовых
электроприборов;
•
уметь
пользоваться
с
соблюдением правил безопасности
средствами бытовой химии;
•
знать об опасности бытового газа,
соблюдать меры предосторожности при
его использовании, уметь выполнять
последовательность
действий
при
обнаружении запаха газа в помещении
•
знать и соблюдать условия
хранения продуктов питания,
•
знать об опасности нахождения и
правилах безопасности в большом
количестве людей,
•
знать о
мерах
предосторожности
при
обращении с домашними животными
(собакой), правила поведения при
нападении собаки
•
уметь планировать рациональное
расходование личных денег,
•
знать о рисках, возникающих при
передаче
денег в долг, при возврате долгов
•
иметь
представление
о
мобильных банковских приложениях
•
знать и уметь выполнять защиту
своих персональных данных при
пользовании
мобильными
приложениями
•
знать о значении логина и пароля
при сохранении персональных данных,
•
об опасности передачи доступа к
4

медицинской помощи.

персональным данных третьим лицам
•
знать и уметь защитить свой
профиль
пользователя социальных
сетях
•
иметь
представление
о
«Кибербуллинге»,
его
признаках,
защите от него.
•
знать об опасности сетевых игр,
•
знать о значении внешнего вида,
походки, жестов человека
уметь преодолевать страх, при
возникновении опасной ситуации;
проявлять уверенность и спокойствие
нахождении оставленных, бесхозных
вещей
•
соблюдать личную безопасность
при
угрозе
и
возникновении
террористического акта
•
знать о значении воды, почвы,
воздуха для обеспечения безопасной
жизнедеятельности
человека,
•
знать
основные
причины
загрязнений почвы, воздуха, воды и их
влиянии на здоровье человека,
•
уметь
самостоятельно
поддерживать чистоту в помещениях,
убирать мусор,
•
самостоятельно
выполнять
очистку воды путем отстаивания и
кипячения.
•
Знать основные признаки того,
что человеку требуется немедленная
медицинская помощь
•
Уметь вовремя позвать на
помощь
•
Знать номер скорой помощи
•
Уметь вызвать медицинскую
помощь.
•
Уметь самостоятельно обработать
5

небольшие ранки зеленкой и йодом.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. «Школа дорожных наук»
Дорожное движение, знаки дорожного движения. Пешеход. Безопасность
пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Безопасная железная дорога детям. Правила безопасности на остановках общественного транспорта.
II. «Безопасность человека в природе»
Особенности города как среды обитания человека. Системы обеспечения
безопасности города (населенного пункта). Опасные и аварийные ситуации в
доме (квартире). Пожар. Средства пожаротушения. Электричество. Опасные
вещества и продукты питания. Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись
ключи). Опасность толпы. Общение с домашними животными.
III. Опасности рядом. Безопасное поведение в быту.

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Пожар. Средства
пожаротушения.
Электричество. Опасные вещества и продукты питания.
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Правила общения с
домашними животными.
Улица и ее опасность.
Опасность толпы. Внешность человека может быть обманчива. Опасные
ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице. Опасные ситуации:
контакты с незнакомыми людьми дома. Насильственные действия незнакомого
взрослого на улице.

IV.

V. «Социальная

безопасность»
Основы
самозащиты. Ситуации
криминогенного характера в доме (квартире), подъезде. Криминогенные
ситуации на улице, опасные домогательства. Практическое занятие «я дома
один». Личная безопасность на улице, в общественном месте. Терроризм.
«Первая помощь и правила ее оказания»
Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее
положение по оказанию первой помощи. Ситуации, при которых следует
немедленно вызывать скорую помощь, правила ее вызова. Содержание аптечки
первой помощи, которую желательно иметь дома.
VI.

6

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
В соответствии с рабочей программой МАОУ Троицкой СОШ курс «Культура
безопасности жизнедеятельности» реализует воспитательный потенциал урока
через:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• применение
на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
•

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7

№
п/п

Наименование
разделов
и тем

Всего часов

1.

Школа дорожных
наук.
Безопасность
человека в природе
Опасности рядом.
Безопасное поведение
в быту
Улица и еѐ опасности
Социальная
безопасность
Первая помощь.
Правила оказания
первой помощи

3 часа

2.
3.

4.
5.
6.

Количество часов
теоретические
практические
(контрольные,
самостоятельные
работы)
3
0

2 часа

2

0

3 часа

2

1

5 часов
2 часа

4
2

1
0

2 часа

1

1

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КБЖ 5 КЛАСС
Тема урока

№

Количество
часов

п/п
1. Школа дорожных наук (3 часа)
1. Дорожное движение, знаки дорожного движения.
2. Пешеход. Безопасность пешехода.
Входной контроль. (Тест)
3. Пассажир. Безопасность пассажира.
2. Безопасность человека в природе (2 часа)
4.

Экстремальная ситуация для человека в
природной среде. Способы их преодоления.

по плану

1

11.09.2023

1

25.09.2023

1

09.10.2023

1

23.10.2023

Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды.
1
Меры предосторожности в обращении с дарами
природы.
3. Опасности рядом. Безопасное поведение в быту (3 часов)
5.

6. Опасные аварийные ситуации в доме (квартире).

Дата

06.11.2023

1

20.11.2023

Средства пожаротушения.

1

04.12.2023

Контрольная работа. Безопасное поведение в
быту. Электричество.

1

18.12.2023

1

08.01.2024

10. Внешность человека может быть обманчива
11. Опасные ситуации: контакты с незнакомыми
людьми на улице.

1

22.01.2024

1

05.02.2024

12. Опасные ситуации: контакты с незнакомыми
людьми на дома.

1

19.02.2024

13. Контрольная работа. Опасности
подстерегающие на улице.

1

04.03.2024

1

18.03.2024

1

01.04.2024

7.
8.
4.
9.

Дата
фактическая

Улица и еѐ опасности (5 часов)
Опасность толпы.

5. Социальная безопасность (2 часа)
14. Антиобщественное поведение и его опасность.
15. Ситуации криминогенного характера в доме
(квартире), подъезде.

6. Первая помощь. Правила оказания первой помощи (2 часа)
16. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе
17. Контрольная работа. Первая
различных видах повреждений.
ВСЕГО: 17 часов

помощь

при

1

15.04.2024

1

13.05.2024

9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Тест № 1
Фамилия, имя_________________________________________________
Тема « Безопасное поведение на улицах и дорогах»
Отметьте правильный ответ.
1. Переходя улицу, необходимо быть:
а) сильным, смелым, стройным;
б) сообразительным, внимательным, осторожным;
в) умным, красивым, радостным.
2. Как выглядят запрещающие знаки?
а) знак в виде красного треугольника;
б) знак в виде красного круга;
в) знак в виде синего круга.
3. Знаки в виде красного треугольника, это:
а) запрещающие знаки;
б) информационно-указательные знаки;
в) предупреждающие знаки.
4. Соедини дорожные знаки с их названием:

Подземный
Движение на
велосипеде
автобуса

Остановка Внимание, дети! Дорожка переход
для запрещено велосипедистов

5. Раскрасьте сигнал светофора карандашом того цвета, который разрешает
переходить пешеходам проезжую часть.

10

Тест № 1
Тема « Безопасное поведение на улицах и дорогах»
Ответы:1-б; 2-б; 3- в; 5-зеленый;
4.

Подземный
Движение на
велосипеде
автобуса

Остановка Внимание, Дорожка переход
дети! для

запрещено

велосипедистов
Тест № 2

Фамилия, имя_________________________________________________
Тема « Безопасное поведение дома»
1.Соедините стрелочками
номера телефонов и названия
101

газовая служба

102

скорая помощь

103

пожарная охрана

104

Полиция

срочных служб:

11

Отметьте правильный ответ.
1. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме начался пожар,
который ты не сможешь потушить самостоятельно?
А) убежать;
Б) закричать, позвать на помощь взрослых;
В) вызвать пожарную охрану.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
А) выйти и посмотреть, что там горит;
Б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
В) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.
4. Отметьте, где неверно указано правило поведения в лифте.
А) Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего,
который вслед за вами зайдѐт в кабину.
Б) Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входите в
кабину.
В) Если незнакомец зашѐл вместе с вами лифт, повернитесь к нему спиной, чтобы
не видеть его.
5. Что нужно сделать сразу, если ты почувствовал в квартире запах газа?
А) зажечь спичку;
Б) сразу выйти из своей квартиры и позвонить в газовую службу 104; В)
открыть все окна.
6. Напиши, что необходимо сделать, если в глаза попал стиральный
порошок
7. Укажите, как необходимо передвигаться в задымленном помещении к
выходу. А) ползком
Б) прыжками
В) бегом
8. Отметьте первый признак ожога.
А) Покраснение кожи
Б) Кровотечение
12

В) Появление волдыря
9. Отметьте, где неправильно указаны правила безопасного поведения в
быту.
А)Не оставляйте включенной газовую конфорку.
Б)Вынимая электрическую вилку из розетки, не тяните за провод.
В)Когда моетесь в ванной или под душем, нужно пользоваться электрическими
приборами.
1. Укажите причины пожара в доме.
А)возгорание электроприборов, оставленных под напряжением без присмотра
Б)неосторожное обращение с электроприборами
В)игра с огнѐм
Г)солнечная погода
Тест № 3
Фамилия, имя_________________________________________________
Тема «Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера»
1. Отметьте, как нужно действовать в данной ситуации:
Ваших родителей нет дома. В дверь позвонили и сказали, что вы заливаете
соседей снизу.
А)Открыть дверь и пригласить в квартиру, чтобы удостоверились, что у вас все в
порядке.
Б)Сказать, что папа спит, вы его сейчас разбудите, и он придѐт узнать, что
случилось.
В)Не открывать дверь, а позвонить родителям и рассказать о приходе
незнакомцев.
1. Прочитайте ситуацию. Отметьте, как надо поступить в данной
ситуации.
После занятий возле школы к тебе подошѐл незнакомец и попросил показать
нужную ему улицу.
А) Расскажу, где находится улица, а сам вернусь в школу и расскажу о
случившемся учительнице.
Б) Сделаю доброе дело и провожу незнакомого человека, куда ему необходимо
13

Прочитайте вопросы. Выберите ответы.
3. Если пытаются отнять сумочку или телефон, следует:
•

бороться за собственность до последнего

•

попытаться удержать сумку, телефон

•

отдать не задумываясь

•

постараться договориться с вором

4.Кредитные карты, телефон и кошелек следует носить:
А) в одном кармане, отдельно от прочей наличности
Б) в разных карманах
В) в одном кармане с наличными деньгами
Г) не носить с собой
5. Если вы столкнулись с преступником, то следует в первую очередь:
А) убежать от него
Б) вступить в борьбу
В) задержать и сдать полицейским
6. Если Вы заметите, что кто-то за вами идет, то следует:
А) резко побежать
Б) перейти на другую сторону дороги. Если человек сделает тоже самое, то
бежать в людное место
В)остановиться и пропустить человека вперед
Г)обратиться к преследователю, чтобы узнать причину слежки
7. Если вернувшись домой, Вы замечаете, что в квартире кто-то побывал, то:
А) проверите, пропало ли что-то, затем позвоните в полицию
Б) не будете заходить в квартиру, а позвоните в полицию
В) начнете опрашивать соседей

14

8. На улице к вам подъехала машина, и водитель стал вести себя агрессивно. Что
вы будете делать:
А)закричите и будете убегать в направлении, противоположном движению
машины
Б)закричите и будете убегать по направлению, движения машины
В) вступите в разговор с неизвестным вам водителем
9.Куда нужно обратиться за помощью в случае криминогенной ситуации?
•

в МЧС России

•

в полицию

•

в ГИБДД

10. Вы решили пойти на мероприятие, где планируется большое скопление людей
(демонстрация, митинг, концерт, дискотека, футбол). Вы :
А)возьмете с собой документ, удостоверяющий вашу личность и деньги
Б)возьмете с собой острые (колющие или режущие) предметы
В)возьмѐте с собой больше друзей
Тест № 4
Фамилия, имя_________________________________________________
Тема «Защита человека в чрезвычайных ситуациях»
1.Укажите, о каком опасном природном явлении идѐт речь:
Временное затопление значительной части суши, к которому приводят
продолжительные ливни, быстрое таяние снегов – реки выходят из берегов и под
водой оказываются целые населѐнные пункты.
А)наводнение
Б)землетрясение
В)смерч
2. Что ты будешь делать, если на улице гололед?
а) никуда не пойду, буду сидеть дома;
б) надену мало скользящую обувь и осторожно, не спеша буду передвигаться в
нужном направлении;
в) при передвижении буду за кого-нибудь держаться.
15

3. Твои действия при сильном ветре (буре, урагане)?
а) отключу все электроприборы, приготовлю свечу или фонарик;
б) плотно закрою все окна и двери;
в) запру квартиру и выйду на улицу или спрячусь на балконе.
4. Что ты будешь делать, если гроза застала тебя во время купания в
водоеме?
а) продолжу купаться;
б) выйду из воды и спрячусь под деревом;
в) выйду из воды и отойду подальше от металлических предметов.
5. Что ты будешь делать, если гроза застала тебя дома?
а) отключу все электроприборы, закрою окна и двери, печные трубы;
б) спрячусь под стол или в шкаф;
в) ничего не буду делать.
6. Что ты будешь делать, если несколько дней стоит сильная жара?
а) буду много загорать, ведь это полезно;
б) буду пить жидкости больше, чем обычно;
в) буду носить головной убор и светлую одежду из хлопка.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».