МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области МКОУ Управление образования ГО Богданович МАОУ Троицкая СОШ Приложение № 1.6. к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с УО (вариант1) основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» 5 класс с. Троицкое, 2023 Данная Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом Примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022. № 1026, является компонентом содержательного раздела АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ Троицкой СОШ Личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувствна основе развития музыкально-эстетического сознания, - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной исполнительской деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее пределами . Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями. Средствами контроля освоения учебного предмета являются: тестовые задания, контрольные вопросы, музыкальные викторины, творческие задания. Программа в 5 классе рассчитана на 34 часа в год( 1 час в неделю). Содержание учебного предмета. 1 Хоровое пение Кол-во часов 10ч 2 Навык пения 9ч 3 Слушание музыки 10ч №п.п. Содержание учебного предмета Основные виды учебной деятельности. Исполнение песенного материала в диапазоне: си — реу Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Формирование навыков певческого дыхания. Развитие навыков пения в унисон. Развитие слухового внимания. Развитие умения слышать вступление в песне. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Умение одновременно начинать и заканчивать пение. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы. Отработка навыков экономного выдоха. Развитие понимания содержания песни на основе характера еѐ мелодии. Выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с элементами динамических оттенков. Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, басбалалайка и т. д. Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса. 4 Элементы музыкальной грамоты 5ч Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4. Тематическое планирование учебного материала по музыке № Тема урока Требования к уровню подготовки обучающихся 1 «Музыка рассказывает обо всем» Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Наблюдать, сравнивать. 2 Истоки. Искусство открывает мир. 3 Искусства различны, тема едина. 4 Два великих начала искусства. 5 «Стань музыкой, слово». 6 Музыка «дружит» не только с поэзией. 7 Песня – верный спутник человека. Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Высказывать своѐ мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сравнивать, анализировать Импровизировать по заданным параметрам. Сравнивать, анализировать Импровизировать по заданным параметрам. Высказывать своѐ мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное. Формулировать своѐ отношение к изучаемому произведению. Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения дата 8 Заключительный урок по теме «Слово и музыка» 9 Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсен «ПерГюнт». «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. И. Штраус. «Полька», соч. № 214. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной А. Хаита. Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта». «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. 10 11 12 13 14 15 «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Контролировать и оценивать свою деятельность Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Наблюдать, сравнивать.Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Высказывать своѐ мнение, отвечать на поставленные вопросы. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Импровизировать по заданным параметрам. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Импровизировать по заданным параметрам. Высказывать своѐ мнение, отвечать на поставленные вопросы.Слушание, пение Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.Слушание, пение 16 17 18 19 20 21 22 23 «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого. М. Мусоргский. «Рассвет на Москвереке». Вступление к опере «Хованщина». «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского. «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского. С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля». «Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова. «Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой. Слушание, пение Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение 24 25 2627 28 Повторение изученных песен «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. 2930 «Калинка» — русская народная песня. 31 «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. 32 «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. Повторение изученных песен 33 34 Пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Формулировать своѐ отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение Пение