МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области МКОУ Управление образования ГО Богданович МАОУ Троицкая СОШ Приложение № 1.7. к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с УО (вариант1) основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» 5 класс с. Троицкое, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.; Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ Троицкая СОШ Учебный план образовательной организации. Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих АООП «Изобразительное искусство. 5 класс». Авторы: М.Ю.Рау, М.А. Зыкова.- Москва «Просвещение» 2019 год. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: • Воспитание интереса к изобразительному искусству. • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора; • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. • Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Общая характеристика программы Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе 2 часа в неделю, итого 68 часов в год. • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности. Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: ― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, контролировать свои действия; ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования. ― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Планируемые результаты освоения программы Предметными результатами освоения предмета «Изобразительное искусство» являются: Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиями (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Содержание программы строится по четырем направлениям: 1.Умение анализировать форму, строение объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство. 2.Восприятие цвета предметов и явлений окружающей природной среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварелью и гуашью) разными способами (по сухой и по мокрой бумаге) и другими художественными материалами (цветными карандашами, мелками, фломастерами). 3.Умение работать над композицией в практической деятельности (выделение центра композиции способом центрального расположения главного объекта, выделения цветом). 4.Более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства, а также восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия (уметь их рассматривать и рассказывать об их содержании) Программой предусматриваются следующие виды работы: ― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. ― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства. ОбучениевосприятиюпроизведенийискусстваПримерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И.Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образыв народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление спроизведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). промыслов (хохломская, Критерии и нормы оценки знаний, обучающихся по изобразительному искусству На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия учащимися произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Отметка по изобразительному искусству должна быть стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока. Творчество как один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей деятельности ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке. С учетом современных требований оценочной деятельности в начальной и общей школе учитель использует словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку (отметку). Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика на уроке изобразительного искусства. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником результаты его деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личных характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»). Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО: Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ. Раскрытие темы: -осмысление темы и достижение образной точности; импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы; -оригинальность замысла. Композиция -знание, понимание и применение на практике основных законов композиции; -органичность и целостность композиционного решения. Рисунок -владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения). В зависимости от поставленных задач: -степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок); -умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм. Цветовое решение -знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия; -умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии. Техника исполнения -умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура; -владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства; -использование современных материалов; -наличие культуры исполнительского мастерства. Контроль за выполнением рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества: 1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий; 2) характер деятельности (репродуктивная, творческая); 3) качество выполняемых работ и итогового рисунка. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы. При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями: -качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом; -степень самостоятельности; -уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). -Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам. Практические задания (индивидуальное задание): Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно, переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности; Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте. Устный ответ: Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Оценка за теоретические знания (тест, термины, понятия, даты.) 5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%; 4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%; 3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%; 2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Кол.часов Блок 1. Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени. (6 ч.) 1 Беседа по картине А. Рылова «Зелѐный шум». 1 Рисование с натуры ветки дуба с желудями цветными карандашами 1 Беседа по картине И. Остроухова «Золотая осень». 1 Рисование с натуры осенней ветки дуба акварельными красками по 1 сырой бумаге. 5 Рисование с натуры осеннего листка клѐна акварельными красками 1 способом работы «по-сырому» 6 Рисование с натуры осенних листьев акварельными красками. 1 Блок 2. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Художники пейзажисты и их картины. (8 ч.) 7 Беседа « Пейзаж как жанр изобразительного искусства». 1 8 Построение композиции на примере картиныА.К.Саврасова«Грачи 1 прилетели» 9 Беседа «Русский художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин». 1 10 Рисование пейзажа гуашью «Береза». 1 11 Рисование пейзажа акварельными красками «Ель». 1 12 Рисование пейзажа акварельными красками «Сосна». 1 13 Рисование по представлению акварельными красками способом работы 1 по сырому «Осеннее небо без облаков», «Осеннее небо с облаками». 14 Рисование по представлению акварельными красками способом работы 1 по сырому «Река», «Море». Блок 3. Развитие восприятия картин в жанре натюрморта. Красота вещей вокруг нас. (10 ч.) 15 Беседа «В.Серов и его картина «Девочка с персиками». 1 16 «Что такое натюрморт?». Построение композиции 1 17 Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кринка и 1 стакан». 18 Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кринка и 1 стакан». 19 Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Букет в вазе и 1 2 3 4 оранжевый апельсин» Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Букет в вазе и 1 оранжевый апельсин». 21 Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кувшин, 1 яблоко, сливы». 22 Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кувшин, 1 яблоко, сливы». 23 Беседа «Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор, 1 стекло, металл)» 24 Изготовление из бумаги фигур двух кувшинов, кринки и бутылки. 1 Создание аппликации «Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка». Блок 4. Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее. (10 ч.) 25 Беседа «Портрет как жанр изобразительного искусства». 1 26 Рисование портрета человека в профиль простым карандашом. 1 27 Изготовление модели фигуры человека из картона и мягкой проволоки. 1 28 Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом. 1 29 Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом 1 в движении. 30 Беседа «Зимние развлечения в деревне, в городе».Беседа «Зимние 1 развлечения в деревне, в городе». 31 Сюжетное рисование «Дети катаются с горки, сидя на санках и стоя на 1 ногах». 32 Сюжетное рисование «Ребята строят снежную крепость». 1 33 Сюжетное рисование «Дети лепят снежную бабу». 1 34 Сюжетное рисование «Дети катаются на лыжах (на коньках)». 1 Блок 5. Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга? (7 ч.) 35 Беседа «Как построена книга?» 1 36 Рисование обложки книги к сказке. 1 37 Беседа «Иллюстрации в книге». 1 38 Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь». 1 39 Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг. 1 40 Определение размера (величины) изображений. Рисование елок разной 1 величины. 41 Рисование яблок и груш разного размера. 1 Блок 6. Развитие умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником. ( 3 ч.) 42 Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка». 1 43 Составление рассказа-описания по картине Ф. Решетникова 1 «Переэкзаменовка». 44 Составление рассказа-описания по картине К. Маковского «Дети, 1 бегущие от грозы». Блок 7. Расширение знаний о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. (11 ч.) 45 Беседа «Скульптура как вид изобразительного искусства». 1 46 Беседа «Животные в скульптуре». 1 47 Лепка из пластилина памятника животному. 1 48 Лепка животных из «Красной книги» 1 49 Беседа «Художники и скульпторы, изображающие животных». 1 20 Предметное рисование животного на выбор. 1 Лепка животного из Красной книги. Белый медведь. Создание 1 коллективного панно «На Северном полюсе». 52 Рисование акварельными красками белого медведя и северного сияния. 1 53 Лепка животного из Красной книги. Белый журавль (стерх). Зарисовка 1 цветными карандашами по вылепленному образцу. 54 Беседа по картинам С.Виноградова «Весна» и А.Саврасова «Ранняя 1 весна». 55 Лепка на картоне картинки пластилином «Посадка дерева». 1 Блок 8. Народное искусство. (5 ч.) 56 Беседа «Богородские игрушки». 1 57 Рисование узоров из элементов узоров «Богородской росписи». 58 Беседа «Хохломские изделия» 1 59 Рисование узоров из элементов узоров «золотой хохломы». 1 60 Раскрашивание посуды орнаментами «золотой хохломы». 1 Блок. 9. Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия. (4 ч.) 61 Беседа «Плакат. Как художник работает над плакатом?» 1 62 Рисование плаката по замыслу «Охраняй природу». 1 63 Беседа «Открытка. Сходство и различия плаката и открытки». 1 64 Изготовление открытки с использованием акварельных красок и 1 техники работы «пятном» и «по-сырому». Блок 10. Музеи мира. (2 ч.) 65 Виртуальная экскурсия «Музеи России». 1 66 Виртуальная экскурсия «Музеи мира». 1 67 Рисование на свободную тему. 1 68 Викторина «Народное искусство» 1 50 51 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) МАОУ Троицкая СОШ 2. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. В 2-х частях 3. Демонстрационный материал «Времена года». Издательством «Школьная пресса», 2006 4. Игрушки по темам 5. Набор «Геометрические тела» 6. Набор муляжей фруктов 7. Репродукции известных художников по темам 8. Таблицы по развитию речи 9. Электронные образовательные ресурсы 10. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор