муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДЕНО директор Марина Владимировна Гусева Протокол № от “-” УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2024 – 2025 учебный год с.Троицкое, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план в ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов английский язык, основы религиозных культур и светской этики осуществляется деление учащихся на подгруппы. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся соответствии с календарным учебным графиком. за четверть осуществляется в Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет. Наполнение учебного плана НОО Предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение». Предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе. Основное назначение данного предмета состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Изучается в 1-4 классах по 5 часов в неделю. Предмет «Литературное чтение» - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении. В 1-3 классах изучается по 4 часа в неделю, в 4 классах – по 3 часа в неделю. Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык» (английский). Предмет «Иностранный язык» (английский) изучается со 2 класса, во 2 – 4 классах по 1 часу в неделю, преподается в рамках базового уровня. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». Предмет «Математика» в начальной школе также является частью единого непрерывного курса обучения в школе. Основные задачи начального обучения математике направлены на формирование у младших школьников элементарных математических представлений и структуры мышления, подготовку их к дальнейшему изучению предмета. Поставленные задачи решаются за счет использования различных программ и интеграции данной предметной области с геометрией и информатикой, что обеспечивает высокий развивающий эффект обучения, интенсивное его влияние на умственное развитие детей. На математику отводится в 1-4-х классах по 4 часа в неделю. Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир) представлена предметом «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и практикоориентированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Его ведение характеризуется важным и необходимым условием стабильного развития нашего государства с целью личной безопасности каждого ребёнка. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство» и изучается в 1-ых – 4-ых классах, т.е. преподавание каждого предмета является непрерывным по 1 часу в неделю. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» и характеризуется следующими особенностями учебного предмета: практико- ориентированной направленностью содержания обучения; применением знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применением полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. В 1- 4-х классах предмет изучается 1 час в неделю. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура (адаптивная)», изучается в 1-4-х классах по 3 часа в неделю. Физическая культура является необходимым условием воспитания здорового будущего поколения, и имеет большое значение для развития физического, художественно-эстетического потенциала личности, формирования творческой активности, а также сохранения здоровья обучающихся. В 4 классе предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», представленная курсом «Основы религиозных культур и светской этики» 1 час в неделю. В рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКиСЭ) по выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. В рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКиСЭ) по выбору родителей (законных представителей) в 2024-2025 уч.г. изучаются основы православной культуры, основы светской этики, основы мировых религиозных культур. Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКиСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся на основании письменных заявлений и фиксируется протоколами родительских собраний. Корреционный курс «Ритмика»: развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса В МАОУ Троицкой СОШ на 2024-2025 учебный год часы, отведенные на часть, формируемую участниками образовательных отношений, распределены следующим образом: 1 час - предусмотрен на изучение учебного курса «Развитие речи». УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Учебный предмет/курс Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Технология Физическая культура 1 1 доп Обязательная часть 5 5 4 4 4 4 Количество часов в неделю 2 3 4А 4Б 5 4 4 4 4 1 4 4 3 1 4 4 3 1 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики - - - - 1 1 Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура (адаптивная физическая культура) 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 21 21 Итого 21 21 21 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Развитие речи Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): коррекционно-развивающая область: коррекционный курс «Логопедические занятия» коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» 21 33 693 10 21 33 693 10 1 1 22 34 748 10 1 1 22 34 748 10 1 1 22 34 748 10 1 1 22 34 748 10 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 Всего часов 3630 коррекционный курс «Ритмика» направления внеурочной деятельности 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 План внеурочной деятельности (недельный) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Учебные курсы Разговоры о важном Функциональная грамотность Тропинка в профессию Орлята России Легоконструирование (Точка роста) ИТОГО недельная нагрузка 1 1 0 1 0 1 3 2 1 0 1 0 1 3 Количество часов в неделю 3 1 1 1 0 0 3 4А 1 1 0 1 0 3 4Б 1 1 0 1 0 3