муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение №1 к адаптированной образовательной программе начального общего образования УТВЕРЖДЕНО директор Гусева М.В. Приказ № -ОД от 30.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на 2024 – 2025 учебный год Богданович городской округ, Свердловская область 2024 Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ Троицкой СОШ является нормативным документом, составлен для обучающихся 1 класса в соответствии с нормативными документами и рекомендациями ПМПК: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 года, 28 мая 2014, 17 июля 2015 г.) 3) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 5) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) 6) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 7) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 8) Устав МАОУ Троицкой СОШ; 9) Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Пояснительная записка Учебный план образовательной организации (далее - Учебный план), реализующей АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы; 2 этап - V-IX классы; 3 этап - Х-ХII классы. Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (Х - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них 6 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО определяет образовательная организация. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Внеурочная деятельность - обеспечение дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени по 3 часа с 1- 4 класс. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год (недельный) 2, 4 класс Предметные области Класс Учебные предметы Количество часов 1доп Всего 1 2 3 4 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика 2 2 3 3 3 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 14 17 11 2. Математика Математика 3 3 4 4 4 18 3. Естествознание Мир природы и человека 2 2 1 1 1 7 4. Искусство Музыка Рисование (изобразительное искусство) 2 2 1 1 1 7 2 1 1 1 1 6 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 3 15 6. Технология Ручной труд 2 2 1 1 1 7 21 21 20 20 20 102 - - 3 3 3 9 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 логопедические занятия 3 3 3 3 3 15 ритмика 1 1 1 1 1 5 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Распределение часов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на 2024-2025 учебный год (недельное) 2 класс 4 б класс Предметные области 10 часов 10 часов Часть, формируемая участниками образовательных отношений - - Обязательная нагрузка обучающегося 10 часов 10 часов Часы самостоятельной работы обучающегося 13 часов 13 часов Итого Ознакомлен: 23 час 23 час Индивидуальный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на 2024-2025 учебный год (недельный) 2 класс Казакова Ирина Предметные области Количество часов в Количество часов на школе самостоятельное изучение Класс или совместно с классом Учебные предметы 2 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 1 2 Чтение 1 3 Речевая практика 1 2 2. Математика Математика 2 2 3. Естествознание Мир природы и человека 1 1 4. Искусство Музыка 1 0 Рисование (изобразительное искусство) 1 0 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 1 2 6. Технология Ручной труд 1 1 10 13 - - Обязательная нагрузка обучающегося 10 13 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 3 2 логопедические занятия 1 0 ритмика 1 1 развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 1 Внеурочная деятельность: 3 - Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы Разговоры о важном Спортивный час "Движение есть жизнь!" Орлята России Легоконструирование (Точка роста) ИТОГО недельная нагрузка Ознакомлен: Количество часов в неделю 2 класс 1 1 0 1 3 Индивидуальный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на 2024-2025 учебный год (недельный) 4 б класс Окатов Егор Предметные области Количество часов в Количество часов на школе самостоятельное изучение Класс или совместно с классом Учебные предметы 4 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 1 2 Чтение 1 3 Речевая практика 1 2 2. Математика Математика 2 2 3. Естествознание Мир природы и человека 1 1 4. Искусство Музыка 1 0 Рисование (изобразительное искусство) 1 0 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 1 2 6. Технология Ручной труд 1 1 10 13 - - Обязательная нагрузка обучающегося 10 13 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 3 логопедические занятия 1 0 ритмика 1 0 развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 0 Внеурочная деятельность: 3 - Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы Разговоры о важном Спортивный час "Движение есть жизнь!" Орлята России Легоконструирование (Точка роста) ИТОГО недельная нагрузка Ознакомлен: Количество часов в неделю 4Б класс 1 1 1 0 3