РП Изо 5-7

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.16.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ИЗООБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

5 лет
(2020-2025 уч.гг.)

Класс:

5-7 классы

Составители:

Мелькова Наталья
Александровна

с. Троицкое

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на
основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования; а также Основной
образовательной программы основного общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Троицкой средней общеобразовательной школы,
разработанной на основе Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, пр. №1/15 от 08.04.2015г.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (по 1 часу в неделю в 5 - 7классах и по 1
часа в неделю).
Данная программа обеспечивается линией учебников по изобразительному искусству
под ред. Б.М.Неменского.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты основной образовательной программы ООО.
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений

искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой
на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном
для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
 России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит
различие временных и пространственных видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;




































создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
































изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и
идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции
на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об
их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские
темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников
на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов
книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;


































систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры
и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль,
круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн -проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании
букета по принципам икебаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская.
Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского
Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и
художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрована-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;



работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
 века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и
 др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры
русских художников XVIII – XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять
произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры
модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре


































(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов
на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века
и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.
Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по
созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого
единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор
объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и нав ыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;









применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского
искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания
видео-этюда.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных
сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы
разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и
киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
 ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
 изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
 декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного
искусства);
 художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
 художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Содержание.
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое
значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,

Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по
металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в
народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок
– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия,
пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего
мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет
в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж
настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.
Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном
искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества
(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве
(С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века
(К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и
дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и
перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город,
микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садовопаркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики.
Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История
костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность
к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие

архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки
книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д.
Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре
(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве
фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства
фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр
и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный
процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера
российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С.
Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет,
репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

Тематическое планирование
5 класс

№ Тема урока
п/п
1.Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты.
2 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв
1
Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки
(декоративное изображение и их условно-символический характер).
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее
символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
2
Русская изба: единство конструкции и декора.
Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого
Новгорода.
3
Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь
Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
4
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и
памятник архитектуры.
5
Орнамент как основа декоративного украшения. Различие
национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России.
6
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

Кол-во
часов

1

1

1
1
1

1
1

16

Обрядовые действия народного праздника, их символическое
значение.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (Городецкая роспись).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (Хохлома).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (Жостово, роспись по металлу).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте).
Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан
Грек, Дионисий).
Изобразительное
искусство
«бунташного
века»
(парсуна).
Московское барокко.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Связь времен в народном искусстве (обобщение темы).
Декор-человек, общество, время.
Зачем людям украшения

17

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

18

Одежда «говорит» о человеке.

1

19

История костюма. Художественная культура Древней Греции, 1
Востока.
История костюма. Художественная культура Западной Европы 1
периода Средневековья.

7
8
9
10
11
12
13

14

15

20

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

21

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

1

22

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

23

Художественно-творческий проект «Герб моего класса».

1

24

Художественно-творческий проект «Эмблема команды».

1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы).
Декоративное искусство в современном мире.
26 Современное выставочное искусство.
27 Многообразие материалов и техник современного декоративноприкладного искусства.
28 Художественно-творческий проект: «Картины в интерьере дома».
29- Ты сам мастер. Создание изделий с использованием различных
33 материалов.
25

34

Современное искусство в жизни каждого человека.
(итоговое занятие).

1

1
1
1
5

1

6 класс
№
п/
п

Тема урока

Кол-во
часов

3

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в 1
изобразительном
искусстве.
Выразительные
возможности
изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. 1
Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм.
1

4

Цвет. Основы цветоведения. Композиция.

1

5

Натюрморт. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

1

6

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. 1
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на
плоскости.
Освещение. Свет и тень.
1

1

2

7
8

Пейзаж. Природа и художник. Тема русского раздолья в пейзажной 1
живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д.
Поленов).
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
1

9

Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

10

Пейзаж настроения. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов 1
(К. Моне, А. Сислей).
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, 1
И.Н. Крамской, В.А. Серов).

11

1

12

13

14
15
16

17

18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28

Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Портрет в скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры человека. Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И.
Шубин, М.И. Козловский).
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в
портрете. Набросок фигуры человека с натуры.
Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин,
П.Д. Корин). Роль цвета в портрете.
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Изображение фигуры человека и
образ человека.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного
поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной. Исторический жанр (В.И. Суриков).
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да
Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти).
Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской,
В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

1

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни
моего города (исторический жанр).
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр).
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в
живописи. Мемориальные ансамбли.
Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А.
Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

31

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного 1
искусства. Стилизация изображения животных.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Художественно-творческие проекты. Запуск проекта «Картина в 1
интерьере комнаты».
Выполнение проекта. Выбор техники исполнения картины.
1

32

Выполнение проекта. Работа над картиной.

1

33

Оформление картины, рамки. Презентация своей работы.

1

34

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, 1
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина).
7 класс

29

30

№
п/
п

Тема урока

Кол-во
часов

3

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в 1
организации предметно – пространственной среды жизни человека.
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как 1
сочетание различных объемов. Архитектурные шедевры стиля барокко в
Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской
архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).
Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.
1

4

Цвет в архитектуре и дизайне.

1

5

Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

1

6

1

12

Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. «Русский стиль» в
архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения
Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная
скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин,
М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн,
авангард, сюрреализм).
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в
зарубежной архитектуре (А. Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея).
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое
пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садовопаркового искусства.
Искусство флористики. Дизайн моего сада.

13

Вещь как сочетание объемов и как образ времени.

1

14

Единство художественного и функционального в вещи.

1

15

Форма и материал. Проектирование пространственной и предметной
среды.
История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна
одежды.
Искусство полиграфии.
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное фотографическое).
Искусство шрифта.

1

1
2

7
8
9

10
11

16

17
18
19
20

21

1
1
1

1
1
1

1

1
1
1

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 1
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки
и др.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография.
Роль изображения в синтетических искусствах.
1

23

Театральное искусство и художник. Театральные художники начала XX 1
века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Костюм, грим и маска. Опыт художественно-творческой деятельности.
1

24

Сценография – особый вид художественного творчества.

25

Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности 1
художественной фотографии.
Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, 1
ритм и др.).
Изображение в фотографии и в живописи.
1

22

26
27
28
29
30
31
32
33
34

1

Изобразительная
природа
экранных
искусств.
Специфика 1
киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме 1
(ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы
1
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер).
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности
(видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты. Проект -Видеосюжет «Один день
из жизни моего класса».

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».