ВД ЖИВОЕ РУССКОЕ СЛОВО 5-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.22.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ЖИВОЕ РУССКОЕ СЛОВО»
Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

5 лет
(2020-2025 уч.гг.)

Класс:

5-8 классы

Составители:

Пургина Надежда Юрьевна,
Котвицкая Светлана
Александровна

с. Троицкое

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности литературная мастерская
«Живое русское слово» для 5-8 классов разработана на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
Троицкая СОШ;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана внеурочной деятельности МАОУ Троицкая СОШ;
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- авторской Программы по литературе для обучающихся 5-8 класса под редакцией
профессора В.Я.Коровиной;
пособия для учителя Егоровой О.А. «Литературный кружок в школе» - М.:
Просвещение, 2014 г.
Программа кружка «Живое русское слово» для 5-8 классов основывается на
принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения
богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Важное значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественное слово.
Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего
богатства и красоты русского языка.
Освоение курса вносит вклад в достижение личностных результатов обучающихся.
Место курса во внеурочной деятельности.
Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для работы с
обучающимися 5-8 классов. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цели курса «Живое русское слово».
1. Пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам
пытливость ума.
2. Повышение уровня языкового развития обучающихся, формирование
лингвистической компетенции.
3. Приобщение обучающихся к искусству слова, формирование навыков
выразительного чтения.
4. Содействие развитию творческой личности обучающихся.
5. Развитие художественного вкуса, эстетического чувства и чувства понимания
прекрасного у обучающихся.
6. Формирование и воспитание интереса к литературе и художественному чтению.
Исходя из поставленных целей, главными задачами курса являются:
1. Формирование чувства красоты и звучности родного языка на примерах текстов
лучших мастеров художественного слова, обучение ясному и понятному говорению.
2. Развитие воображения, внимания обучающихся; обучение культуре речи.
3.
Формирование у
обучающихся
творческого
мышления,
развития
наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативных образов, умения передать свои мысли
в устной форме.
4. Развитие эстетических и коммуникативных качеств личности.
5. Совершенствование навыков лингвистического анализа.
6. Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка, развитие
самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

7. Формирование социальной активности и коммуникабельности, повышение речевой
компетентности обучающихся.
8. Развитие интереса к читательской деятельности, воспитание уважительного
отношения к русской и мировой литературе.
Актуальность программы.
В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому
государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в
наших детях творческих способностей становится одной из важнейших задач современной
школы. История русского языка удивительна, богата событиями, что позволяет многие
языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность
заинтересовать обучающихся таким сложным предметом как русский язык. Домысливать,
строить предположения, фантазировать, понимать, а не заучивать – именно это
привлекательно в работе кружка. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе
является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Конечная цель
внеурочных занятий по русскому языку и литературе – подготовить обучающихся,
грамотных в широком смысле слова, - совпадает, внеклассная работа имеет свои, важные для
обучения и воспитания цели и задачи.
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении
личности ребенка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения,
полета фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно,
нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период,
фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить
момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей,
создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Характеристика курса.
Основным тематическим стержнем работы является показ всестороннего богатства и
красоты русского языка. Учитывая возрастные особенности обучающихся, отбирается такой
материал, который дает обучающимся сведения о словарном составе языка, его
грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.
Художественное слово тесно связано с таким предметом, как литература. Знакомство
обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и
волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих
общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у
них умение соотносить свои поступки с этическими принципами культурного человека,
формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой
деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением,
чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения
своих знаний об окружающем мире.
В основе освоения предмета у учащихся повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение,
строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.
На занятиях формируется читательская компетентность, помогающая ученику
осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской
деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в
постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приемами работы с текстом,
пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
Литература пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных
произведений. Внимание читателя обращается на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на

нравственные проблемы, волнующие писателя. Обучающиеся учатся чувствовать красоту
поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты.
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях .
2. Формирование внутренней позиции обучающихся на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика».
3. Широкая мотивационная основа внеурочной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
4. Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности.
5. Способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной
деятельности.
6. Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности.
7. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей.
8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
9. Установка на здоровый образ жизни.
10. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
11. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты.
1. Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
2. Умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
3. Совершенствование умения работы с информацией: поиск и выделение нужной
информации, использование разных источников информации, в том числе интернета,
обобщение информации.
4. Умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым
словам, выделять основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую
последовательность основных фактов.
5. Развитие умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности.
6. Действовать в соответствии с поставленными целями и задачами. Создавать
необходимые условия для реализации поставленных задач.
7. Различать способ и результат действия.
8. Ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
9. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
познавательных задач.
10. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели,
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действий с
требованиями конкретной задачи.
11. Активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивацион ного
конфликта, концентрация воли для преодоления интеллектуальных и физических
препятствий, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

12. ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте.
13.Формирование умений взаимодействия с окружающими, выполнения различных
социальных ролей; адекватно воспринимать предложения окружающих людей по
исправлению допущенных ошибок.
Предметные результаты.
1. Понимание возможности существования у людей различных точек зрения и
возможность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
2. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве.
3. Формирование собственного мнения, умение договариваться и приводить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
4. Умение задавать вопросы, контролировать действия партнеров, использовать речь
для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть
диалоговой формой речи.
5. Умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения,
осуществлять взаимный контроль.
6. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать
взаимопомощь в сотрудничестве; аргументировать свою позицию и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
7. Формирование познавательной и творческой активности обучающихся.
8. Формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов.
9. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного
мышления.
10. Повышение уровня обученности обучающихся и качества знаний в области
литературы, культурологи, эстетики.
11. Формирование основ смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделение существенной информации из текстов различных видов.
Планируемые результаты.
1. Умение выразительно читать наизусть, совершенствовать речь, дикцию.
2. Раскрытие творческого потенциала своей личности, умение оформлять свои мысли
в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.
3. Умение владеть монологической и диалогической формами речи.
4. Рост познавательной и творческой активности у обучающихся, увеличение числа
обучающихся, занимающихся творческой работой.
5. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать
других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения.
6. Умение проводить логический анализ текста и расстановку логических ударений,
выполнять упражнения с интонацией.
7. Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актера как
совершенствование творческого процесса и развития общих художественных срособностей.
Виды и формы контроля.
В течение срока обучения обучающиеся должны усвоить программу по
дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов учитывается
участие обучающихся в конкурсах, викторинах, дискуссиях, беседах. Проводятся занятия
творчества.
В качестве форм подведения итогов организуются конкурсы, литературномузыкальные вечера, литературные встречи.

Ценностные ориентиры.
На занятия обучающиеся знакомятся с художественными произведениями,
нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного
восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание
и развитие обучающихся. Художественное слово как вид искусства знакомит обучающихся
с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует
формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим
ценностям. Продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения,
особенно осмысленного. Читая материал, анализируя произведения, ребенок задумывается
над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой… Огромную роль при этом
играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную
грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития формирует личностные
качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Курс призван ввести обучающегося в мир художественной литературы и помочь ему
осмыслить образность словесного искусства, посредством которого художественное
произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Занятия пробуждают у
детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного
чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда
предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В зоне
внимания оказываются эстетическая природа художественного произведения, авторское
отношение к окружающему, ценностные ориентиры и нравственные проблемы, волнующие
писателя.
Рабочая программа построена на основе двух ведущих принципах: художественноэстетическом и литературоведческом.
Содержание программы 5 класса.
1. Речевой аппарат.
Речевой аппарат. Начальные сведения о происхождении слов.
2. Культура речи.
Разговорный язык и литературный. Различие разговорного и литературного языка,
выработка умения употреблять их в соответствующих условиях.
3. Средства выразительности речи – артикуляция, динамизм, пауза.
Словесное искусство. Способы сделать речь выразительной – артикуляция, динамизм,
паузы.
4. Значение орфоэпии для культуры речи.
Понимание понятия «Культура речи», правильное произношение и его роль в
словесности.
5. Интонация в тексте.
Особенности интонации в тексте. Определение основного тона, логического
ударения, пауз, повышения и понижения голоса.
6.Средства выразительности речи – тембр и высота голоса.
Способы сделать речь выразительной и эмоционально насыщенной.
7. Практическая фонетика. Скороговорки и считалки.
Определение понятий, знакомство с малыми жанрами устного народного творчества.
8. Выразительное чтение.
Выразительное чтение текста как способ выразительности речи.
9. Неологизмы. Устаревшие слова. Пословицы и поговорки. Мудрость народа.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы
и историзмы, их значение в произведении. Умение находить в тексте художественного
произведения неологизмы, архаизмы, историзмы и передавать свое понимание в
выразительном чтении. Пословицы и поговорки.
10. Фразеологизмы.

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную
окраску. Умение находить в тексте художественного произведения фразеологизмы,
понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении.
11. Прямое и переносное значение слова.
Понимание прямого и переносного значения слова. Употребление слов в переносном
значении.
12. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения,
понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов,
сравнений, аллегорий.
13. Текст как результат употребления языка.
Связное законченное письменное или устное высказывание. Определение темы и
основной мысли текста.
14. Формы словесного выражения.
Повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. Устное и письменное
изложение повествовательного текста. Создание словесного описания предмета. Понимание
причинно-следственных отношений в рассуждении. Научный и художественный текстрассуждение.
15. Стихотворная и прозаическая речь.
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Различие
стихотворной и прозаической речи.
16.Интонация.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом
тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Различие видов
интонации в предложениях.
17. Особенности интонации в стихотворной речи.
Стиховая пауза, ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции
стихотворной речи. Определение основного тона, пауз, ударений, повышения и понижения
голоса.
18. Устная народная словесность. Сказки.
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды
сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках.
19. Виды народной словесности.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки,
считалки, скороговорки. Различение видов устной народной словесности.
20. Языковые средства в произведениях устной народной словесности.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств
выражения содержания. Употребление пословиц и поговорок, понимание их
аллегорического значения.
21. Литературное произведение.
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое
произведение. Общее понятие о различных видах произведений.
22. Эпическое произведение.
Произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Понимание
того, что эпическое произведение – результат творчества писателя, произведение, созданное
из языкового материала.
23. Литературная сказка.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Признаки
литературной и народной сказки, их особенности.
24. Басня.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и настроения басен.
Повествование и диалог в басне. Мораль.
25. Рассказ и повесть.
Различие повести и рассказа, особенности их повествования.
26. Сюжет и эпизод эпического произведения.

Нахождение эпизода в произведениях по заданной теме. Работа над сюжетом
различных эпических произведений.
27. Язык эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в
эпическом произведении.
28.Лирическое произведение.
Произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных
различными явлениями жизни. Особенности лирических произведений.
29. Стихотворная речь.
Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Значение стихотворной речи в
лирическом произведении. Стиховые паузы, логические и стиховые ударения. Определение
основного тона.
30. Драматическое произведение.
Произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Умение отличить
драматическое произведение от произведений других родов словесности. Определение
основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Понимание роли
авторских ремарок.
31. Пьеса-сказка.
Особенности языка и повествования пьесы-сказки. Черты, характерные для пьесысказки. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование
реплик.
32. Язык драматического произведения.
Особенности языкового выражения в драматическом произведении. Диалогическая
форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование
разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
33.Литературная викторина.
Викторина по изученному материалу.
34. Игра «Путешествие в страну Словесность».
Систематизирование и закрепление изученного.
Тематическое планирование
5 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема занятия
Речевой аппарат
Культура речи. Бытовая речь и ее недостатки.
Средства выразительности речи – артикуляция, динамизм, пауза.
Значение орфоэпии для культуры речи.
Интонация в тексте.
Средства выразительности речи – тембр и высота голоса.
Практическая фонетика. Скороговорки и считалки.
Выразительное чтение.
Неологизмы. Устаревшие слова.
Фразеологизмы.
Прямое и переносное значение слова.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Текст как результат употребления языка.
Формы словесного выражения.
Стихотворная и прозаическая речь.
Интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Устная народная словесность. Сказки.
Виды народной словесности.
Языковые средства в произведениях устной народной словесности.
Литературное произведение.
Эпическое произведение.
Литературная сказка.
Басня.
Рассказ и повесть.
Сюжет и эпизод эпического произведения.
Язык эпического произведения.
Лирическое произведение.
Стихотворная речь.
Драматическое произведение.
Пьеса – сказка.
Язык драматического произведения.
Контроль знаний.
Игра «Путешествие в страну Словесность».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание программы 6 класса.
Раздел 1. Общение. 2ч
Тема 1. Вспоминаем, узнаём новое. 1ч
Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных
компонентов общения Понятия «Общение», «адресат». Два вида информации, передаваемой
в процессе общения.
Тема 2. Чего я хочу? Сигналы речи.1ч
Понятие «коммуникативная
задача»,
«сигналы
речи».
Способы выражения
коммуникативных задач. Сигналы речи. Интонация, отражающая коммуникативное
намерение.
Раздел 2. Виды общения. 1ч
Тема 1. Официальное и неофициальное общение. С кем ты общаешься?1ч
Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов
и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить
свою мысль. Официальное и неофициальное общение. Правила поведения в официальной
обстановке и общественных местах.
Раздел 3. Обращение. 1ч
Тема 1. Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища. 1ч
Обращение. Использование обращений в этикетных диалогах. Официальное и
неофициальное обращение. Выбор способа обращения. Прозвища и уместность их
употребления в речевом общении.
Раздел 4. Великая сила голоса. 1ч
Тема 1. Великая сила голоса. Учим голос летать.1ч
Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса.
Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса.
Раздел 5. Жесты. 1ч
Тема 1. Жесты. 1ч
Жест как невербальное средство общения. Роль жестов в речевом общении. Однозначные и
многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Использование жестов в речевом
общении.
Раздел 6. Виды речевой деятельности. 2ч
Тема 1. Устная речь. 1ч
Виды речевой деятельности. Виды речи. Правильная речь. Устная речь. Беззвучная речь.
Тема 2. Учимся слушать информационную речь. 1ч

Основные способы и приёмы слушания. Почему важно уметь слушать. Роль невербальных
средств общения при слушании.
Раздел 7. Побеседуем.1ч
Тема 1. Беседы бывают разными. 1ч
Что такое беседа. Беседы разных видов: дружеская, этикетная, деловая, научная. Цели
беседы. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?
Раздел 8. Можно ли управлять спором. 1ч
Тема 1. Всё-таки спор, а не ссора. 1ч
Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения
спора. Аргументация собственного мнения.
Раздел 9. Учимся читать учебную книгу 1ч
Тема 1. Виды чтения.1ч
Чтение. Цели чтения. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи
читающего. Понимание основной мысли текста.
Раздел 10. Учимся отвечать. 2ч
Тема 1. Учимся отвечать. Начало ответа 1ч
Ответы на уроках. Задача ответа. Развёрнутый ответ – это устный текст. Как строить ответ.
Тип ответа. План ответа. Первые начальные предложения. Выбор начала ответа.
Тема 2. Основная часть ответа. Конец ответа. 1ч
Построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа.
Ключевые слова для доказательства мысли.
Раздел 11. Изобретаем…речь. 1ч
Тема 1. Что значит изобретать речь? 1ч.
Творчество. Две разновидности определений: логические и риторические.
Раздел 12. Речевые жанры. 1ч
Тема 1. Как мы различаем речевые жанры? 1ч
Понятие «текст». Первичные и вторичные тексты. Речевые жанры. Различие речевых
жанров. Жанр представления.
Раздел 13. Вторичные тексты. 2ч
Тема 1. Сжатое изложение текста. 2ч
Жанры вторичных текстов; подробное и сжатое изложение текста.
Раздел 14. Аннотация. 2ч
Тема 1. Что такое аннотация? 1ч
Аннотация. Понятие о жанре. Главные и факультативные элементы аннотаций.
Разновидности аннотаций.
Тема 2. Аннотируем новые издания.1ч
Культура работы с книгой. Создание аннотаций на прочитанную книгу.
Раздел 15. Предисловие.1ч
Тема 1. Что такое предисловие? 1ч
Предисловие. Понятие «предисловие». Разновидности предисловий. Сочинение
собственных предисловий.
Раздел 16. Отзыв. 1ч
Тема 1. Отзыв. 1ч
Отзыв как речевой жанр. Речевая задача отзыва. Составление отзыва.
Раздел 17. Штампы и находки. 1ч
Тема 1. Штампы и находки. 1ч
Речевые штампы. Речевые находки. Редактирование текстов.
Раздел 18. Личное письмо. ч
Тема 1. Личные письма. Письмо-поздравление.1ч
Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление,
основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.
Тема 2. Благодарственное письмо и письмо-просьба. 1ч
Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу.
Раздел 19. Дневниковые записи. 1ч

Тема 1. Дневниковые записи. 1ч
Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.
Раздел 20. Похвальное слово. 1ч
Тема 1. Комплимент и похвальное слово. 1ч
Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства
создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов.
Раздел 21. Интервью. 2ч
Тема 1. Интервью в нашей жизни. 2ч
Интервью. Отличия беседы от интервью, особенности интервью, признаки беседы и
интервью, правила ведения интервью.
Раздел 22. Красна речь с притчею 2ч
Тема 1. Притча.2ч
Жанр притчи, история его развития. Притча и басня. Образы животных и их роль в притче.
Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира
притчи. Выражение народного духа и народной мудрости в притчах.
Раздел 23. Классное собрание1ч
Тема 1. Классное собрание 1ч
Классное собрание, типы и задачи собраний, критерии оценки работы участников и ведущего
собрания.
Раздел 24. Бывальщины. 1ч
Тема 1. Кто рассказывает и зачем? 1ч
Риторический анализ рассказа. Коммуникативное намерение рассказа.
Итоговое мероприятие «Риторика: власть и магия слова»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29-30

Тема
Вспоминаем, узнаём новое.
Чего я хочу? Сигналы речи.
Официальное и неофициальное общение. С кем ты общаешься?
Тема 1. Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища.
Великая сила голоса. Учим голос летать.
Жесты.
Устная речь.
Учимся слушать информационную речь.
Беседы бывают разными.
Всё-таки спор, а не ссора.
Виды чтения.
Учимся отвечать. Начало ответа.
Основная часть ответа. Конец ответа.
Что значит изобретать речь?
Как мы различаем речевые жанры?
Сжатое изложение текста.
Что такое аннотация?
Аннотируем новые издания.
Что такое предисловие?
Отзыв
Штампы и находки.
Личные письма. Письмо-поздравление.
Благодарственное письмо и письмо-просьба.
Дневниковые записи.
Комплимент и похвальное слово.
Интервью в нашей жизни.
Интервью даёт литературный герой
Притча

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32

Классное собрание
Кто рассказывает и зачем

1
1

33

Автор – рассказчик – герой рассказа

1

34

Итоговое мероприятие
«Риторика: власть и магия слова»
Итого за год: 34 часа

1
1

Содержание программы 7 класса.
I. Путь раскаяния в традиции святочного рассказа. 6 ч. Что такое святочный рассказ?
Пограничная ситуация как мотив. Мифологическая реконструкция сюжетной линии
произведений. Этимология слова «благовест». Понятие греха. Помыслы. Искупление.
II. Проблема истины и лжи в нравственном пространстве человека. 11 ч. Душа
человека, вернее – человеческая совесть. Идея бунта, надежды, веры. Проблема совести и
проблема памяти. Понятие «соборность». Мифологема грехопадения мифологема
первозданного блаженства – две фундаментальные стихии человеческого существа.
III. История падения души человеческой. 16 ч. Преображение духовного состояния
главного героя. Грех и покаяние. Нравственные законы взаимодействия. Гордость и
смирение как духовные и нравственные категории в христианском осмыслении. Гордость как
страсть к самоутверждению и причина одиночества. Формы выражения гордости:
самолюбие, тщеславие, обидчивость, эгоизм, презрение, самовозвышение, жажда власти и
т.д. Гордость как первоисточник зла во вселенной и душе человека, как причина личных и
исторических трагедий в осмыслении русской и европейской классической литературы.
IV. Заключение. 1 ч.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема
Погружение в предмет.
Грех и его искупление как духовно-нравственная коллизия.
Путь раскаяния в традициях святочного рассказа.
Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе.
Идея и проблематика рассказа.
Покаяние: значение, ступени подвига.
С. А. Абрамов. Выше радуги.
С. А. Абрамов. Выше радуги.
А.Алексин.Чехарда. Взрослые и дети.
Сент-Экзюпери. Маленький принц.
Г. Уэллс. Дверь в стене.
Два смысла человеческой жизни.
Г. Уэлс Дверь в стене.
В. К. Железников. Чучело.
В. К. Железников. Чучело.
Духовный смысл жизни. Произведения советских писателей
Эрнст Гофман. Фалунские рудники.
Психологический портрет Фребема.
Эрнст Гофман. Фалунские рудники. Нравственный портрет героев.
П. Бажов. Горный мастер.
П. Бажов. Горный мастер.
Адальберт фон Шамиссо. Необычайные приключения Петера
Шлемилля.
Окончательная победа Шлемилля над духом зла.
В. Ф. Одоевский. Город без имени. Что такое успех и счастье.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

В. Ф. Одоевский. Город без имени. Что такое успех и счастье.
К. К. Сергиенко. До свидания овраг. Природа и человек.
К. К. Сергиенко. До свидания овраг. Природа и человек.
К. К. Сергиенко. До свидания овраг. Природа и человек.
Р. Л. Стивенсон.Страшная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Р. Л. Стивенсон.Страшная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Р. Л. Стивенсон.Страшная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Д. Р. Толкиен. Лист кисти Ниггля.Философская притча.
Д. Р. Толкиен. Хоббит.
Итоговый урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание программы 8 класса.
I. Гордость и смирение-полярные категории европейской культуры. 10 ч.
Гордость и смирение как духовные и нравственные категории в христианском
осмыслении. Гордость как страсть к самоутверждению и причина одиночества.
II. Что такое счастье? 6 ч.
Счастье как внутреннее состояние души человека ( «Се бо царствие Божие внутрь вас
есть» (Лк. 17, 21).). Счастье как блаженство. Счастье как свобода от внутренних страстей, как
состояние внутреннего мира
III.О любви: грани красоты и путь к счастью. 8 ч.
Значение категории любви в духовном пространстве христианской цивилизации. Грани
прекрасного в любви: дружба, привязанность, жертвенность. Любовь и семья. Любовь как
духовная связь с высшим творческим началом мироздания.
IV. Верность, мужество и готовность к подвигу. 6 ч.
Лишь следуя закону совести, можно преодолеть зло в себе и в мире. Единственная
возможность стать Человеком – убить Дракона в себе.
V. Проблема веры в литературе XIX-XX в. 4 ч.
Вера как врожденная потребность человека в истине, добре и красоте. Вера как
уверенность в невидимом, духовном источнике реальности. Проблема веры и знания как
полярных аксиологических и философских категорий европейской культуры. Вера как
нравственная категория. Понятия «силы веры» и «провидения».
№

Тема

1
2

Урок вводный: Живое слово Псалтири и русская литература.
От своеволия к смирению. Путь князя Игоря в «Слове о полку
Игореве».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: идея воли и смирения.
Идея смирения в произведениях Лескова. «Лев старца Герасима» и
«Дурачок».
Образ смирения в рассказе
И. С. Тургенева «Живые мощи».
Е. Шварц. «Два брата».

3
4
5
6
7-8
9-10
11
12
13
14
15

О. Уайльд. «Звездный мальчик» - Идея гордости и проблема красоты.
Д. Р.Р. Толкин «Властелин колец»
Н. П. Вагнер. «Счастье».
Н. П. Вагнер. «Чудный мальчик»
И.А. Грин «Зеленая лампа»
В. Крапивин. «Звезды под дождем».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» и Г.-Х. Андерсен
«Девочка со спичками».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1

Тема урока на усмотрение учителя (резервный урок)
Святочные рассказы Н. Лескова – «Зверь» ) и «Жемчужное ожерелье»
«Любовь не ищет своего»:
Г.-Х. Андерсен «Русалочка», О. Уайльд «Соловей и роза»
Путь к счастью: А. С. Пушкин «Метель», «Капитанская дочка» (мотив
благословения в сюжетной линии Маша-Гринев).
Поэзия влюбленности:
И. С. Шмелев, глава из романа «Лето Господне» «Петровками» и
рассказ
В. Солоухина «Кувшинка».
«Любовь никогда не перестает»:
Н. Гоголь «Старосветские помещики» и В. Шукшин «Одни».
Семья – ковчег любви и спасения: о - святых страстотерпцах Николае II
и его семье, их любви, подвиге святости и нашей истории
Е. Шварц «Убить Дракона»
Писатели западноевропейской литературы о войне. Отрывки из романов
Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»
Война и человек: русская литература о смысле войны, о подвиге и
верности.
Война в русской поэзии и песне.
К. - С. Льюис. «Хроники Нарнии»
Проблема веры и неверия в рассказе О.де Бальзака «Обедня
безбожника».
«Уверенность в невидимом» (апостол Павел):
Н. С. Лесков. «Христос в гостях у мужика» и
И. С. Тургенев «Христос»
«Духовной жаждою томим…»:
Духовная лирика русских поэтов.

16
17
18
19-20
21

22
23-24
25
26
27-28
29
30
31
32-33

34

1.
2.

1
1
1
2
1

1
2
1
1
2
1
1
1
2

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вербовская Н.П., Головина О.М., Уранова В.В. Искусство речи. - М., 1977.
Вижанкова Т. М. Развитие устной монологической речи // Начальная школа.

№4,1991.
Григорьева Н. М. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. №4, 2003.
Елизарова Е. М. К тайнам слова. Занимательная лексика. Кружковая работа по
русскому языку: Издательство «Учитель». – Белгород, 2007.
5.
Иванова Н. В. Возможности и специфика применения в начальной школе
проектного метода // Начальная школа. №2, 2004.
6.
Ладыженская Т.А., Сорокина В.И., Никольская Р.И. Детская риторика 1 - 2
класс. - М., 1994.
7.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.
8.
Ляшко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире: Учебное пособие. - М.:
Институт истории и социальных проблем телевидения, 1999.
9.
Митяш В. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004.
10. Петрова А.И. Сценическая речь. - М., 1981.

3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».