РП География 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.6.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

2 года
(2020-2022 уч.гг.)

Класс:

10-11 классы

Составители:

Казанцева Валентина
Витальевна

с. Троицкое

Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования; а также Основной
образовательной программы среднего общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Троицкой средней общеобразовательной школы,
разработанной на основе Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, пр. №2/16-з от 28.06.2016г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 1 часа в неделю 10 – 11 классы).
Данная программа обеспечивается линией учебников Полярная звезда: Ю. Н.
Гладкий, В. В. Николина География 10-11 класс/ М. «Просвещение» 2020г.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих
на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
оценивать
социально-экономические
последствия
изменения
современной
политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать
принципы
выделения и
устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на
формирование целостного восприятия мира.
Место учебного предмета «География»
Предмет «География» изучается на уровне среднего общего образования в качестве
учебного предмета в 10–11-х классах, на базовом уровне.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала, что учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую
деятельность. В программе содержится перечень практических работ.
Содержание предмета
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное
и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура
населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское
население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География
рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения.
Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие
сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы,
Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и
развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная
политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные
организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Примерный перечень практических работ

Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами
ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка
перспектив развития альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической
карты мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям
мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных
территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия,
Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной
и нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом
разделении труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны,
города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических,
культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных
глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на
картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков,
диаграмм, картосхем.

Тематическое планирование
10 класс
№

Тема урока

1

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в
окружающей среде. Представление о ноосфере.

2

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и 1
экономическое развитие.
Природные ресурсы и их виды: минеральные, земельные, водные, 2
лесные, ресурсы мирового океана.
Закономерности
размещения
природных
ресурсов. 1
Ресурсообеспеченность.

3-4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21-22
23

24
25

Кол-во
часов
1

Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути
решения экологических проблем.
Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества)
основными видами ресурсов. (Практич. раб.)
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
(пр. раб.)
Мировое сообщество – общая картина мира.
Современная политическая карта и ее изменения. Формирование
политической карты мира.
Разнообразие стран мира. Государство – главный объект политической
карты.
Типы государств
Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Характеристика политико-географического положения страны.

1
1

Классификация стран мира на основе анализа политической и
экономической карты мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика.
Размещение и плотность населения.
Состав и структура населения (половозрастной, этнический,
религиозный состав, городское и сельское население).
География рынка труда и занятости. Миграция населения.
Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных
регионов.
(пр. раб.)
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа
физической и тематических карт мира.(прак.раб.)
Мировое хозяйство. Мировая экономика: состав, динамика,
глобализация

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
2
1

1
1

26
27-28
29
30
31
32
33-34

Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная 1
структура мирового хозяйства.
География основных отраслей производственной и непроизводственной 2
сфер.
Международные отношения. Мирохозяйственные связи и интеграция
1
Глобализация и её географические аспекты.
Выявление и характеристика основных направлений миграции
населения. (пр.раб.)
Определение международной специализации крупнейших стран и
регионов мира.(пр.раб)
Уроки повторения и обобщения

1
1
1
2

11 класс
№

Тема урока

1

Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира.
Как поделить земное пространство?

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11

Кол-во
часов
1

Центры экономической мощи и «полюсы» бедности
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и
Южной Америки, Австралии и Африки.
Соединенные Штаты Америки
Характеристика экономико-географического положения страны.
(практ.работа)
Канада
Латинская Америка
Регионы Латинской Америки
Западная Европа
Германия
Великобритания

12
13
14

Франция
Италия
Составление экономико-географической
отраслей промышленности.

15
16
17
18
19
20
21
22

Центрально-Восточная Европа
Постсоветский регион
Зарубежная Азия
Китайская Народная республика
Япония
Юго-Восточная Азия
Южная Азия
Юго-Западная Азия и Северная Африка

характеристики

одной

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
из 1

1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
26
27

28

29

30
31-32

33
34

Тропическая Африка и ЮАР
Австралия и Океания
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения
различных территорий. (практ.раб.)
Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики.
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира.
Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.
Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое
сообщество. Международные организации (региональные, политические
и отраслевые союзы).
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
(практ.раб.)
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.

1
1
1

Повторение и обобщение по теме «Строноведение»
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык
географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества.
Роль географии в решении глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных
проблем.
Глобальные проблемы: отсталость, голод, болезни, экологические
проблемы
Итоговое обобщение

1
2

1

1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».