РП Литература 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.2.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

2 года
(2020-2022 уч.гг.)

Класс:

10-11 классы

Составители:

Пургина Надежда Юрьевна,
Котвицкая Светлана
Александровна

с. Троицкое

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-11 классов составлена на
основе Требований к результатам среднего
общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная
школа, разработанной на основе Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, пр. № 2/16-3 от 28.06.2016г.
Рабочая программа рассчитана на 102 час. В 10 классе – 34 ч. (3 ч. в неделю, 34
учебные недели), в 11 классе – 34 ч. (3 ч. в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
–
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения,
выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание программы
Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по
литературе для 10–11-х классов
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и
С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу
традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие
биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит
примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого
автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и
произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление,
выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые
строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения
которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых
к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
Поэзия середины и второй половины XIX века
Реализм XIX–ХХ века
Модернизм конца XIX – ХХ века
Литература советского времени
Современный литературный процесс
Мировая литература XIX–ХХ века
Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историколитературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков

можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного
процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные
периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»),
литературного направления (например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи
(например, «советское время») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть
рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения
указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском*.
Список А
Список В
Список С

Н.А.
Некрасов
Поэма «Кому на
Руси
жить
хорошо»

Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «К.
Б.» («Я встретил вас –
и все былое...»), «Нам
не
дано
предугадать…», «Не
то, что мните вы,
природа…», «О, как
убийственно
мы
любим...»,
«Певучесть есть в
морских волнах…»,
«Умом Россию не
понять…»,
«Silentium!» и др.

Поэзия середины и второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев
«День
и
ночь»,
«Есть
в
осени
первоначальной…», «Еще в полях белеет
снег…», «Предопределение»,
«С поляны
коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные
селенья…» и др.

А.А. Фет
Стихотворения: «Еще
майская ночь», «Как
беден наш язык! Хочу
и не могу…», «Сияла
ночь.
Луной
был
полон сад. Лежали…»,
«Учись у них – у дуба,
у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…»,
«Это утро, радость
эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…»,
«Я тебе ничего не
скажу…» и др.

А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена ночью
южной…», «Одним толчком согнать ладью
живую…».

Н.А. Некрасов
Стихотворения:
«Блажен незлобивый
поэт…», «В дороге»,
«В полном разгаре
страда
деревенская…»,
«Вчерашний
день,
часу в шестом…»,
«Мы
с
тобой
бестолковые люди...»,
«О Муза! я у двери

А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь
шумного
бала,
случайно…», «Край ты мой, родимый край...»,
«Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не
боец, но только гость случайный…» и др.

Н.А. Некрасов
«Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака
заблужденья…»,
«Накануне
светлого
праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова»,
«Я не люблю иронии твоей…»

гроба…», «Поэт и
Гражданин»,
«Пророк», «Родина»,
«Тройка»,
«Размышления
у
парадного подъезда»,
«Элегия»
(«Пускай
нам
говорит
изменчивая мода...»),
Поэма
«Русские
женщины»
А.Н. Островский А.Н. Островский
Реализм XIX – XX века
Пьеса «Гроза»
Пьеса
А.Н. Островский
«Бесприданница»
«Доходное место», «На всякого мудреца
довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской драмы»

И.А.
Гончаров И.А. Гончаров
Роман «Обломов» Роман
«Обыкновенная
история»

И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв»

И.С. Тургенев
И.С.
Тургенев И.С. Тургенев
Роман «Отцы и Роман «Дворянское Романы «Рудин», «Накануне», повести «Первая
любовь», «Гамлет
Щигровского
уезда»,
дети»
гнездо»
«Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот»

Ф.М.
Ф.М. Достоевский
Достоевский
Романы «Подросток»,
Роман
«Идиот»
«Преступление и
наказание»
М.Е.
СалтыковЩедрин
Романы
«История
одного
города»,
«Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для
детей
изрядного
возраста»
Н.С. Лесков (ГОС2004 – 1 пр. по
выбору)
Повести и рассказы
«Человек на часах»,
«Тупейный
художник», «Левша»,

Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова», «Сон смешного
человека», «Записки из подполья»
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ
«Гуттаперчевый
мальчик»
(оригинальный текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество. Сочинение
графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа
Л.Н. Толстого», «Русский человек на rendezvous. Размышления по прочтении повести г.
Тургенева «Ася»
Л.Н. Толстой

«Очарованный
странник»,
«Леди
Макбет
Мценского
уезда»

Л.Н.
Толстой Л.Н. Толстой
Роман-эпопея
Роман
«Анна
«Война и мир»
Каренина»,
цикл
«Севастопольские
рассказы»,
повесть
«Хаджи-Мурат»
А.П. Чехов
А.П. Чехов
Пьеса
Рассказы:
«Смерть
«Вишневый сад» чиновника», «Тоска»,
«Спать
хочется»,
«Студент», «Ионыч»,
«Человек в футляре»,
«Крыжовник»,
«О
любви»,
«Дама
с
собачкой»,
«Попрыгунья»
Пьесы «Чайка», «Три
сестры»
И.А. Бунин
Стихотворения:
«Аленушка», «Вечер»,
«Дурман», «И цветы,
и шмели, и трава, и
колосья…», «У зверя
есть гнездо, у птицы
есть нора…»
Рассказы:
«Антоновские
яблоки», «Господин
из Сан-Франциско»,
«Легкое
дыхание»,
«Темные
аллеи»,
«Чистый
понедельник»
М. Горький
Пьеса «На дне»

М. Горький
Рассказы:
«Макар
Чудра»,
«Старуха
Изергиль», «Челкаш»

Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова
соната», пьеса «Живой труп»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная
история»,
пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и москвичи» //
Другие региональные произведения о родном
городе, крае
И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька», «Деревня»,
«Суходол»,
«Захар
Воробьев»,
«Иоанн
Рыдалец», «Митина любовь»
Статья «Миссия русской эмиграции»
А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Молох», «Олеся»,
«Поединок»,
«Гранатовый
браслет»,
«Гамбринус», «Суламифь».
М. Горький
Рассказ «Карамора», романы «Мать», «Фома
Гордеев», «Дело Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя
жизнь и Диана», «Волки».
И.С. Шмелев
Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*

А.А. Блок
Поэма
«Двенадцать»

А.А. Блок
Стихотворения:
«В
ресторане», «Вхожу я
в темные храмы…»,
«Девушка
пела в
церковном хоре…»,
«Когда Вы стоите на
моем пути…», «На
железной
дороге»,
цикл
«На
поле
Куликовом»,
«Незнакомка», «Ночь,
улица,
фонарь,
аптека…», «О, весна,
без конца и без
краю…»,
«О
доблестях, о подвигах,
о славе…»,
«Она
пришла с мороза…»;
«Предчувствую Тебя.
Года
проходят
мимо…»,
«Рожденные в года
глухие…», «Россия»,
«Русь моя, жизнь моя,
вместе
ль
нам
маяться…»,
«Пушкинскому
Дому», «Скифы»

А.А. Ахматова

А.А. Ахматова

Модернизм конца XIX – ХХ века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес издалека…»,
«Встану я в утро туманное…», «Грешить
бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с
тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя
воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось
дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я
отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к
трактирной стойке…»
Поэма «Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой шлем»,
«Красный
смех»,
«Рассказ
о
семи
повешенных», «Иуда Искариот», «Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие
гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...»,
«Неколебимой
истине...»,
«Каменщик», «Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как
солнце, Забудем о том...» «Камыши», «Словахамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою
ловил уходящие тени…», «Я – изысканность
русской медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева»,
«Капитаны», «Мои читатели», «Носорог»,
«Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы»,
«Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое
чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби пелись губы…»,
«Заклятие смехом», «Когда умирают кони –
дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы
желаем звездам тыкать…», «О достоевскиймо
бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…»,
«Там, где жили свиристели…», «Усадьба
ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт,
А.
Белый,
В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
Литература советского времени

Поэма «Реквием»

Стихотворения:
«Вечером»,
«Все
расхищено, предано,
продано…», «Когда в
тоске
самоубийства…»,
«Мне ни к чему
одические
рати…»,
«Мужество», «Муза»
(«Когда я ночью жду
ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил
землю…»,
«Песня
последней встречи»,
«Сероглазый король»,
«Сжала руки
под
темной
вуалью…»,
«Смуглый
отрок
бродил по аллеям…»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой
ты,
Русь
моя
родная…»,
«Да!
Теперь решено. Без
возврата…»,
«До
свиданья, друг мой, до
свиданья!..»,
«Не
жалею, не зову, не
плачу…», «Песнь о
собаке», «Письмо к
женщине», «Письмо
матери»,
«Собаке
Качалова», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…»,
«Я последний поэт
деревни…»

В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы
могли бы?», «Левый
марш»,
«Нате!»,
«Необычайное
приключение, бывшее
с
Владимиром
Маяковским летом на
даче»,
«Лиличка!»,
«Послушайте!»,
«Сергею
Есенину»,
«Письмо
Татьяне
Яковлевой»,
«Скрипка и немножко
нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и

А.А. Ахматова
«Все мы бражники здесь, блудницы…»,
«Перед весной бывают дни такие…», «Родная
земля», «Творчество», «Широк и желт вечерний
свет…», «Я научилась просто, мудро жить…».
«Поэма без героя»

С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не
мять в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи
голы…», «Отговорила роща золотая…», «Мы
теперь уходим понемногу…», «Русь советская»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я
обманывать себя не стану…». Роман в стихах
«Анна Снегина». Поэмы: «Сорокоуст»,
«Черный человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения: «Адище города», «Вам!»,
«Домой!»,
«Ода
революции»,
«Прозаседавшиеся»,
«Разговор
с
фининспектором о поэзии», «Уже второй
должно быть ты легла…», «Юбилейное»
Поэма: «Про это»

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю первый
стих…», «Идешь, на меня похожий», «Кто
создан из камня…», «Откуда такая нежность»,
«Попытка
ревности»,
«Пригвождена
к
позорному столбу»,
«Расстояние: версты,
мили…»
Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София», «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Лишив меня
морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда

человеку», «Хорошее
отношение
к
лошадям»
Поэма «Облако
в
штанах»,
«Первое
вступление к поэме
«Во весь голос»
М.И. Цветаева
Стихотворения:
«Генералам
двенадцатого года»,
«Мне нравится, что вы
больны не мной…»,
«Моим
стихам,
написанным
так
рано…», «О сколько
их упало в эту
бездну…», «О, слезы
на глазах…». «Стихи
к Блоку» («Имя твое –
птица в руке…»),
«Тоска по родине!
Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения:
«Бессонница. Гомер.
Тугие
паруса…»,
«Мы живем под собою
не чуя страны…», «Я
вернулся в мой город,
знакомый до слез…»,
«Я
не
слыхал
рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Быть
знаменитым
некрасиво…»,
«Во
всем мне хочется
дойти…», «Гамлет»,
«Марбург», «Зимняя
ночь»,
«Февраль.
Достать чернил и
плакать!..»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»

ничей я не был современник…», «Сумерки
свободы», «Я к губам подношу эту зелень…»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Август», «Давай ронять
слова…», «Единственные дни», «Красавица
моя, вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть!
Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый
крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал
бы я, что так бывает…», «Определение поэзии»,
«Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя –
жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет»,
«Столетье с лишним – не вчера…»
Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы
«Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош»
(«Мольер»), «Зойкина квартира»
А.П. Платонов
Рассказы и повести: «Река Потудань»,
«Сокровенный человек», «Мусорный ветер»
М.А. Шолохов
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские рассказы»
В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва революции»,
«Нервные люди», «Качество продукции»,
«Аристократка»,
«Прелести
культуры»,
«Тормоз
Вестингауза»,
«Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
Повесть «Раковый корпус», статья «Жить не по
лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное молоко», «Татарский
мулла и чистый воздух», «Васька Денисов,
похититель свиней», «Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы
«Верую»,
«Крепкий
мужик»,
«Сапожки», «Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о
смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле

М.А. Булгаков
Повесть
«Собачье
сердце»
Романы
«Белая
гвардия»,
«Мастер
и
Маргарита»
А.П. Платонов.
Рассказы и повести:
«В
прекрасном и
яростном
мире»,
«Котлован»,
«Возвращение»
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий
Дон»
В.В. Набоков
Рассказы
«Облако,
озеро, башня», «Весна
в Фиальте»

А.И. Солженицын
Рассказ
«Один
день
Ивана
Денисовича»

А.И. Солженицын
Рассказ
«Матренин
двор»
Книга
«Архипелаг
ГУЛаг»
В.Т. Шаламов
Рассказы:
«На
представку»,
«Серафим», «Красный
крест»,
«Тифозный
карантин»,
«Последний
бой
майора Пугачева»

Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо
коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт»,
«Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день, когда окончилась
война…», «Вся суть в одном-единственном
завете…»,
«Дробится
рваный
цоколь
монумента...», «О сущем», «Памяти матери»,
«Я знаю, никакой моей вины…»
И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января 1965 года», «В
деревне Бог живет не по углам…»,
«Воротишься на родину. Ну что ж…»,
«Осенний крик ястреба», «Рождественская
звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я
обнял эти плечи и взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на
холме», «Звезда полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Проза второй половины ХХ века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий краем моря»,
«Белый пароход», «Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов
Повести
«Апельсины
из
Марокко»,
«Затоваренная бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба».
Повести: «Веселый
солдат», «Пастух и пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело», книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не
значился», «Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и
его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные приключения солдата
Ивана Чонкина», «Москва 2042»
В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан», «Заповедник»
Ю.О. Домбровский

И.А. Бродский
Стихотворения:
«Конец
прекрасной
эпохи», «На смерть
Жукова»,
«На
столетие
Анны
Ахматовой»,
«Ни
страны,
ни
погоста…»,
«Рождественский
романс», «Я входил
вместо дикого зверя в
клетку…»

Роман «Факультет ненужных вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из Чегема», «Кролики
и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров, школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги для Марии»,
«Живи и помни», «Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на
склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»

Драматургия второй половины ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший сын», «Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
В.М. Шукшин
Рассказы
«Срезал», Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
«Забуксовал»,
Пьеса «Валентин и Валентина»
«Чудик»
Поэзия второй половины XX века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов

В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые
мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы, Лекции о русской
литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ «Затворник и Шестипалый», книга
«Жизнь насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и
ты под персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На
золотом крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по Фаренгейту»

П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка
древностей»,
«Рождественская
история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте без перемен»,
«Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют
белые медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и море», роман «Прощай,
оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»

Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная) литература
Данный раздел списка определяется школой в
соответствии
с
ее
региональной
принадлежностью
Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу,
Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список произведений является
примерным и может варьироваться в разных
субъектах Российской Федерации)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№

1

2

3-4
5-6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX
века)
А.С. ПУШКИН (6 ЧАС.)
А С. Пушкин. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода
«Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»,
«Деревня».
Философская лирика Анализ стихотворения «К морю», «Погасло
дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия».
«Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина
(«Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа»)
Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 ЧАС.)
Особенности поэтического мира и проблематика лирики М.Ю.
Лермонтова.
Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина
(сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)
Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики
поэта. «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Н.В. ГОГОЛЬ (4 ЧАС.) + 1 ЧАС
Художественный мир Н.В. Гоголя.
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».
Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».
Повторение, обобщение и зачёт по теме «Из литературы 1-й половины
XIX века»
Литература и журналистика 50-80х годов XIX века.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 ЧАС.)
А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе
«Свои люди - сочтемся!».

Кол-во
уроков

1

1

2
2
1.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21

22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза».
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
Образ Катерины в свете критики.
«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А.
Григорьев).
Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза»
Р/Р
Подготовка к написанию классного сочинения по драме
А.Н.Островского «Гроза»
Р/Р Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского
«Гроза»
И.А. ГОНЧАРОВ (6 ЧАС.)
И.А. Гончаров. Личность и творчество.
Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича
Обломова.
К истокам обломовщины» (глава «Сон Обломова»).
«Испытание любовью». Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
Роман «Обломов» в русской критике.
И.С. ТУРГЕНЕВ (10 ЧАС.)
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки
охотника» (обзор).
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».
Характеристика эпохи.
Мир «отцов» в романе. Взаимоотношения Базарова с братьями
Кирсановыми.
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские
истоки. Евгений Базаров: пропагандист или антигерой?

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36

Споры об искусстве и природе в романе.

1

37

Любовь в жизни Базарова и П.П. Кирсанова. Дружба в жизни Базарова.

1

38

Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о
романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А.
Антоновича).
В/Ч Гимн вечной жизни: поэтика «Стихотворений в прозе»
Тургенева.
Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.
Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (3 ЧАС.)
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что
делать?»
«Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»
Будущее светло и прекрасно…» (Черты социальной утопии в романе).
Н.А. НЕКРАСОВ (9 ЧАС.)
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика.

1

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.
Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).
Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде»,
«Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

1

39
40
41
42
43
44
45

46
47

1
1
1
1
1
1
1

1

48

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

1

49
50
51

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.
Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.
Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме
Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова.
Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству
Н.А. Некрасова.
Ф.И. ТЮТЧЕВ (4 ЧАС.)
Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного
постижения в тютчевской лирике.
(«Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).
Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил
природы.
(«Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.).
Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.
А.А. ФЕТ (5 ЧАС.)
А.А. Фет. Жизнь и творчество.
Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это
утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.).
Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.
Фета.

1
1
1

Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Р/Р Работа над сочинением по творчеству Ф.И.Тютчева и
А.А.Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ (2 ЧАС.)
Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 ЧАС.)
М.Е.Салтыков-Щедрин. 0т Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество
великого сатирика
«История одного города». Образы градоначальников и проблема
народа и власти в романе-летописи.
Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.
Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова – Щедрина.
Образ обывателя в сказке «Премудрый пескарь»
А.К.ТОЛСТОЙ (2 ЧАС.).
А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии
А.К. Толстого.
Мотивы интимной и пейзажной лирики поэта.
Л.Н.ТОЛСТОЙ (15 ЧАС.)
Жизненный и творческий путь великого художника – мыслителя.
История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».
Критическое изображение высшего света в романе. Художественнофилософское осмысление сущности войны в романе.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе.
Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и
Пьера Безухова. Духовные искания князя Андрея.

1
1

Пьер Безухов в поисках смысла жизни.
Наташа Ростова и женские образы в романе.

1
1

52
53

54
55

56

57
58
59
60

61
62

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

76
77

1
1

1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.
Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народнопатриотического сознания.
Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.
Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого
Р/Р Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Р/Р Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого
«Война и мир»
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (8 ЧАС.)
Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.
Роман «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его
воссоздания в романе.
Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких
законов социума.
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя
как средство его внутреннего самораскрытия.
Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники»
героя (Лужин, Свидригайлов и др.).
Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная
Сонечка».
Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона
Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

1
1
1
1

1

97
98

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
А.П.ЧЕХОВ (7 ЧАС.)
Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Трагикомедия «футлярной»
жизни («Человек в футляре»,
«Крыжовник»).
Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).
Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

99

Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии.

1

100

Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

1

101

Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову».

1

78
79
80
81
82
83
84
85

87
88
89
90
91
92
93

94

95
96

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ЧАС.)
101- В/Ч
Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма
102 «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

2

11 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Русская литература XX в. Основные темы и проблемы. Традиции и
новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков. Новые
литературные течения. Модернизм. Трагические события эпохи
(Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые
репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе.
Конфликт человека и эпохи. Государственное регулирование и
творческая свобода в литературе советского времени. Художественная
объективность и тенденциозность в освещении исторических событий

1

2
3

Своеобразие реализма на рубеже веков
И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Эстетическое кредо писателя.
Традиции русской классики в поэзии Бунина
Тема России и тема любви в творчестве писателя. Рассказы:
«Антоновские яблоки», «Лапти», «Деревня», «Иоанн Рыдалец»
Рассказы Бунина о любви «Легкое дыхание», «Темные аллеи»,
«Чистый понедельник»
Философская направленность творчества Бунина. Острое чувство
кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
А.И. Куприн. Жизнь и творчество Тема любви в повести «Олеся»
Любовь как высшая ценность мира в рассказе Куприна «Гранатовый
браслет»
Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
И.С. Шмелев. Мысли о России в книге «Лето Господне»
М. Горький. Очерк жизни и творчества
Романтизм ранних рассказов («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»,
«Челкаш»)
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»
Роль Луки в драме Горького «На дне»
Вопрос о правде в пьесе Горького «На дне»
РР Сочинение по творчеству М. Горького
Серебряный век русской поэзии. Поэзия конца XIX - начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А.
Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.
Хлебников, В.Ф. Ходасевич. Особенности поэзии начала XX в.
Символизм. «Старшие символисты» и поэзия «младосимволистов».
Деталь. Символ.
Личность и творчество А.А. Блока. Блок и символизм
Стихотворения: "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", «На
железной дороге», «Русь моя, жизнь моя.». Лирический герой.
Система образов. Системы стихосложения. Стихотворные размеры:
хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворения "В ресторане", «О, весна, без конца и без краю.»,
"Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле
Куликовом"), «Скифы»
Стихотворения "Незнакомка", «Вхожу я в темные храмы.»,
«Девушка пела в церковном хоре», «О доблестях, о подвигах, о
славе», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.». Системы
стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие
композиции, символы
Полемический характер поэмы, смысл финала поэмы
РР Сочинение по творчеству А. Блока

1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20

21

22

23
24
25

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1

26

27

28

29

30
31

32

33

34
35
36
37

38

39

40
41

42
43

Поэзия В.Я. Брюсова. Урбанистическая тема творчества Брюсова.
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то
позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...»,
«Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт. Образ России в творчестве. Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...», «Челн
томленья», «Я - изысканность русской медлительной речи...».
Мироощущение лирического героя
Акмеизм. Поэзия Н.С. Гумилева. Стихотворения: «Андрей Рублев»,
«Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева»,
«Капитаны». Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении: сравнение,
эпитет, метафора, метонимия
Футуризм. Поэтическая декларация футуристов. В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби пелись губы.», «Заклятие смехом», «Когда
умирают кони - дышат.», «Усадьба ночью, чингисхань.»
А.А.Ахматова - «голос своего поколения». Поэзия женской души
Тема любви в лирике Ахматовой. Стихотворения: "Песня последней
встречи", «Сероглазый король», "Сжала руки под темной
вуалью...", «Смуглый отрок бродил по аллеям.»
Ощущение приобщенности индивидуальной судьбы к вечности, к
истории. Стихотворения: «Мне голос был.», «Молитва», "Мне ни к
чему одические рати...", «Все мы бражники здесь, блудницы.»,
«Перед весной бывают дни такие.», «Творчество», «Я научилась
просто, мудро жить. »
Родина в лирике Ахматовой. Стихотворения: «Вечером», «Все
расхищено, предано, продано.», «Когда в тоске самоубийства.»,
«Мне ни к чему одические рати.», «Мужество», «Муза» («Когда я
ночью жду ее прихода.».) «Не с теми я, кто бросил землю.»
Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием»
РР Сочинение по творчеству А. Ахматовой
Жизнь и творчество С.А. Есенина. Певец «Голубой Руси»
Тема Родины в творчестве С. Есенина. Стихотворения: "Гой ты, Русь,
моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы
теперь уходим понемногу», "Русь Советская", «Да! Теперь решено.
Без возврата.», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..»
Философская тема в творчестве поэта. Стихотворения С. Есенина
"Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ
ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", «Песнь о
собаке», «Собаке Качалова», «Я последний поэт деревни.», «Клен
ты мой опавший.», «Не бродить, не мять в кустах багряных.»
Стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая», «Загорелся
пожар голубой», «Письмо к женщине», «Я обманывать себя не
стану.». Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
РР Анализ лирического стихотворения
Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм,
поэтическое новаторство. "А вы могли бы?", "Послушайте!",
"Скрипка и немножко нервно", «Левый марш», «Нате!», «Хорошее
отношение к лошадям»
Драма любви, драма жизни. Стихотворения В. Маяковского
"Лиличка!", «Письмо Татьяне Яковлевой»
Сатира Маяковского. Стихотворения «О дряни»,
"Прозаседавшиеся". Тема поэта в творчестве Маяковского.
Стихотворения «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о

1

1

1

1

1
1

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

поэзии»

44
45
46

47

48

49

50

51

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

63
64
65
66
67
68
69

Поэма В. В. Маяковского "Облако в штанах"
РР Сочинение по творчеству В. Маяковского
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Особенности лирики.
Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится,
что вы больны не мной.», «Идешь, на меня похожий», «Откуда
такая нежность», «Попытка ревности»
Назначение поэта. Стихотворения М.И. Цветаевой "Моим стихам,
написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в
руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины..."
Тоска по Родине в творчестве М. Цветаевой. «Пригвождена к
позорному столбу», «Расстояние: версты, мили.», "Тоска по
родине! Давно...", «О сколько их упало в эту бездну.», «О, слезы на
глазах.»
О.Э. Мандельштам. Представление о поэте как хранителе культуры в
творчестве поэта. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
», «Мы живем под собою не чуя страны. », «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез.», «Notre Dame»
Б.Л. Пастернак. Судьба поэта. Поэт и эпоха. Стихотворения: «Быть
знаменитым некрасиво.», «Во всем мне хочется дойти.», «Гамлет»,
«Марбург», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «О, знал бы я,
что так бывает.», «Определение поэзии», «Поэзия», «Про эти
стихи»
Природа и любовь в лирике Пастернака. Стихотворения «Зимняя
ночь», «Единственные дни», «Июль», «Любить иных - тяжелый
крест.», «Никого не будет в доме.»
Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Образ Юрия Живаго.
Христианские мотивы и тема революции в романе
Е.И. Замятин. Роман-антиутопия «Мы». Основная мысль романа
М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Книга рассказов «Записки
юного врача». Пьесы «Дни Турбиных», «Бег»
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Поиски названия.
Жанр. Сатирическое изображение Москвы 20-30-х годов
«Рукописи не горят». Мастер как герой романа. Проблема "художник и
власть"
Ершалаимские главы, их роль в романе. Иешуа и Понтий Пилат.
Роман "Мастер и Маргарита" - роман-прощание
РР Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов. Соотношение личного и всеобщего, поиски истины в
романе «Котлован»
Основные образы и основные мотивы романа Платонова «Котлован»

1
1
1

М.М. Зощенко. Зощенко-сатирик. Рассказы: «Баня», «Жертва
революции», «Нервные люди», «Качество продукции»,
«Аристократка», «Прелести культуры», «Обезьяний язык»
М.А.Шолохов. Очерк жизни и творчества
Роман «Тихий Дон». Смысл названия. История создания.
«Тихий Дон» - роман-эпопея. «Мои герои - типичные люди»
Образ Григория Мелехова. Герой в начале романа
Трагические события эпохи. Испытание войной
Духовные искания Григория Мелехова. Судьба героя - судьба Родины
Женские образы романа

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

70
71
72
73
74
75
76

77
78

79

80
81
82

83

84

85
86
87
88

89
90
91
92
93

Мир природы в романе, его роль в раскрытии характеров главных
героев
РР Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
В.В. Набоков. Рассказ «Облако, озеро, башня»
А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. "Лагерная" тема в
литературе
Литературный дебют А.И.Солженицына. Повесть "Один день Ивана
Денисовича". «Остаться человеком»
А.И. Солженицын. Роман "Архипелаг Гулаг". Анализ фрагментов
«Гулаг - пять страшных букв». Архипелаг ГУЛаг в литературе и
действительности (репрессивная система в нашей стране в 1920-1950
гг.)
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. "Колымские рассказы".
В.Т. Шаламов. Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный
крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева»,
«Сгущенное молоко» «Последний бой майора Пугачева». Сила
характера главного героя. Ответственность человека за свои поступки.

1

И.А. Бродский. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На
смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни
погоста.», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого
зверя в клетку». Лирический герой Бродского. Тема Родины в
творчестве поэта
В.М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»,
«Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки». Шукшинские «чудики»
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: «Искусство», «Я не ищу гармонии
в природе». Тема природы и родины в творчестве
А.Т. Твардовский. Биографические истоки творчества.
Стихотворения: «В тот день, когда окончилась война.», «Вся суть в
одном-единственном завете.», «Памяти матери», «Я знаю, никакой
моей вины. »
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме»,
«Звезда полей», «Тихая моя родина!», «Русский огонек». Тема
Родины в творчестве поэта
Ч.Т. Айтматов. Повесть «Белый пароход», роман «Плаха». «За всё
на Земле есть и должен быть спрос». Философские проблемы
романа Ч. Айтматова «Плаха»
"Деревенская" проза. В.П. Астафьев «Царь-рыба». Проблема
человека и природы в рассказе
Образ главного героя в рассказе В.П. Астафьев «Царь-рыба»
В.В. Быков. Повести: «Обелиск», «Сотников». Проблема
нравственного выбора в повестях
Б.Л. Васильев. Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не
значился». В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка». «Лейтенантская»
проза. Изображение подвига народа
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Проблема исторической
памяти в повести
В.Г.Распутин. «Живи и помни». Проблема ответственности человека
за свои поступки
Война все спишет? (урок-размышление по повести В. Распутина
«Живи и помни»)
Драматургия второй половины XX века. Нравственные проблемы в
пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»
РР Нравственные проблемы в литературе второй половины 20
века

1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

94

95

96
97
98
99
100
101
102

Поэзия второй половины XX века
Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий,
Е.А. Евтушенко
Современный литературный процесс. Основные проблемы в
произведениях С. Алексиевич «У войны не женское лицо»,
«Цинковые мальчики», В.О. Пелевина «Жизнь насекомых»
Современный литературный процесс. Т.Н. Толстая. Роман «Кысь»
Жанр антиутопии в мировой литературе. Д. Оруэлл. Роман «1984», О.
Хаксли. Роман «О дивный новый мир»
Основные проблемы в романе Р. Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту», в романе У. Г олдинга «Повелитель мух»
Магический реализм в романе Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
Произведения А.Папченко, А.Кердана
Произведения А.Папченко, А.Кердана
Итоговый урок

1

1

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».