РП ОФГ 10-11 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.18.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

2 года
(2020-2022 уч.гг.)

Класс:

10-11 классы

Составители:

Димитриева Любовь Петровна

с. Троицкое

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными
вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми
институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления
уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте
у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в
последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом
решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать
финансовые мошенничества
Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом
психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают
необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили
бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая
грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками
более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того,
школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную
жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с
ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и
достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11
классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых
институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как
коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система,
пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками,
пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе
формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и
имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует
необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека
в современном обществе.
ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний,
умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления
личными финансами.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:




понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:













владение умением решать практические финансовые задачи:
владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация
к собственным потребностям,
определение стратегических целей в области управления личными финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
владение коммуникативными компетенциями:
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора
информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:



владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками
финансовых отношений;
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в
процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса. Тематический план.

Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый
из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая
составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания,
полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена
таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного
решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная
последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от
логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет
право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной
ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также
количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к
процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а
рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены
вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт
возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит,
кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование,
потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных
процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов,
характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки

Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника,
взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по
кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские
вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по
платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов,
оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков,
рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид
кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты
вложения денежных средств в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный
фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок
FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных
фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского
управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка,
особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с
которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования,
понимание структуры и порядка работы валютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски,
сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень
доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на
фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками
для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых
показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация
основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам,
налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами,
необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо
заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых
вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере
налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную
информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию,
оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к
уплате.

Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на
изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование,
страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и
добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая
премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития
страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления
различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев,
особенности выбора страховой компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность при- обретения
страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и
недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила- ми страхования,
уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия
страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях
выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых
продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа
жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать
правильность и прозрачность условий страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы,
прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний
бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала,
структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение
бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок
расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого
капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения
бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план,
рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе,
строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых
расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента,
необходимых для управления вновь созданным предприятием.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования,
инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый

риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида,
Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых
мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых
характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования
мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию
инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать
доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения
минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду
среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от
подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные
инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять
уровень риска инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Базовые понятия и знания
Пенсия,
пенсионная система,
пенсионный
фонд,
управляющая
компания,
негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости,
знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном
обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого
на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать
негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального
направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор
негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

Календарно-тематическое планирование, 10 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока

Кол-во часов

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1
Управление личными финансами и выбор банка
1
Управление личными финансами и выбор банка
1
Как сберечь накопления с помощью депозитов
1
Как сберечь накопления с помощью депозитов
1
Проценты по вкладу: большие и маленькие
1
Проценты по вкладу: большие и маленькие
1
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
1
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
1
Кредит: зачем он нужен и где его получить
1
Кредит: зачем он нужен и где его получить
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть 1
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть 1
1
Как управлять деньгами с помощью банковской карты
1
Как управлять деньгами с помощью банковской карты
1
Что такое кредитная история заемщика?
1
Повторение по теме «Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни»
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
1
Финансовые риски и стратегии инвестирования
1
Финансовые риски и стратегии инвестирования
1
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
1
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
1
Граждане на рынке ценных бумаг
1
Граждане на рынке ценных бумаг
1
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
1
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
1
Повторение по теме «Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов»
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
1
Что такое налоги
1
Что такое налоги
1
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
1
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
1
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
1
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет
1
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет
1
Повторение курса
1
Итоговый контроль по курсу

Календарно-тематическое планирование, 11 класс
№

Тема урока

Кол-во часов

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
1
1
Страховой рынок России: коротко о главном
2
1
Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние
3
1
Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние
4
1
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном
страховании
5
1
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном
страховании
6
1
Если нанесён ущерб третьим лицам
7
1
Если нанесён ущерб третьим лицам
8
1
Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору
страховщика
9
1
Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору
страховщика
10
1
Тестирование по теме «Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду»
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
11
1
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
12
1
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
13
1
Пишем бизнес-план
14
1
Пишем бизнес-план
15
1
Расходы и доходы в собственном бизнесе
16
1
Расходы и доходы в собственном бизнесе
17
1
Налогообложение малого и среднего бизнеса
18
1
Налогообложение малого и среднего бизнеса
19
1
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
20
1
Тестирование по теме «Собственный бизнес: как создать и не
потерять»
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
21
1
Финансовые риски и стратегии инвестирования
22
1
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников
23
1
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников
24
1
Виды финансовых пирамид
25
1
Виды финансовых пирамид
26
1
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в
сети Интернет
27
1
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в
сети Интернет
28
1
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
29
1
Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия
30
1
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
31
1
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
32
1
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
33
1
Повторение курса
34
1
Итоговый контроль по курсу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».