РП Родной русский язык 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.3.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

2 года
(2020-2022 уч.гг.)

Класс:

10-11 классы

Составители:

Пургина Надежда Юрьевна,
Котвицкая Светлана
Александровна

с. Троицкое
1

Рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература».
На изучение родного русского языка в 10 и 11 классах в учебном плане отводится по
34 часа в год из расчета 1 час в неделю (на 34 учебных недель). Всего 68 часов в каждом
классе.
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной
аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о
формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Планируемые результаты освоения предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования определяет перечень предметных результатов изучения родного (русского)
языка.
1. Совершенствование различных видов речевой деятельности.
2.Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования.
3.Расширение и систематизация научных знаний о родном языке.
4.Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, а также
комплексного анализа текста.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
6.Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка.
Личностные:
-воспитание гражданина и патриота, формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, овладение культурой межнационального
общения;
-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-углубление и расширение знаний о нормативном использовании языка, о стилистике
русского языка; о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о
русском речевом этикете.
Метапредметные:
-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
-развитие проектного и исследовательского мышления.
Предметные:
1) совершенствование всех видов речевой деятельности;
2) осознание ведущей роли языка в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
2

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; участвовать в коллективном
обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы;
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников,
систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в
устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей,
жанров с учётом требований к построению связного текста.
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
- Выпускник получит возможность научиться определять:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого
общения;
- основные признаки стилей языка; признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествования, описания, рассуждения);основные единицы языка, их
признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
нормы речевого этикета.

3

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
10 класс
Раздел 1. Язык и культура (3 часа)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного
состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой
фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (14 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш).
Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на
книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚
из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение
одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы
в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (18 часов)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство
речи. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый,
текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
4

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы
описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды
абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном
общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы
как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А.
Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
5

Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы
текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды
преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Резерв учебного времени - 2 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№

1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.
10.
11-12.
13-14.

Тема урока
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (3 ЧАСА)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов
и т.п.
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум».
КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 ЧАСОВ)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Контрольная работа по теме «Основные орфоэпические и
лексические нормы».
Основные грамматические морфологические нормы современного
русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.
Основные грамматические синтаксические нормы современного
русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по
типу согласования и управления.
6

Кол-во
часов
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
2
2

1

24.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Словарные пометы.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Предложения
с косвенной речью.
Контрольная работа по теме «Основные грамматические нормы».
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (17 ЧАСОВ)
Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство
речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему
сочинению.
Основные методы, способы и средства получения, переработки
информации.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности
при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные
формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к
домашнему сочинению.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

25-26.

Сочинение по предложенному тексту.

2

27.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот,
шутка, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности.

1

Язык
художественной
литературы.
Сочинение по
тексту
художественной литературы.
Публицистический стиль. Проблемный очерк. Сочинение по тексту
публицистического стиля.

2

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

1

15.
16.
17.
18-19.

20.
21.
22-23.

28-29.
30-31.
32-33.
34

1
1
2

1
1
2

1

2

2

11 класс
№

1
2
3-4
5
6
7
8
9
10-11

Тема урока
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (5 ЧАСОВ)
Язык и речь. Язык и художественная литература
Тексты художественной литературы как единство формы и
содержания
Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А.
Пушкин «Скупой рыцарь»)
Н. Помяловский о разнообразии языка.
КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ЧАСОВ)
Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях
А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей
Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в
7

Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
2

12

13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29-30
31
32
33
34

художественной литературе»
Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический
анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа
творчества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и
лексические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической
формы слова и ее сочетаемости с другими формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в
которых однородные члены связаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая
синонимия как источник богатства и выразительности русской речи
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в
деловом общении
Этапы делового общения
Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические
нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕСТ (9 ЧАСОВ)
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь,
презентация
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия,
политические дебаты
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте
Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л.
Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные
разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме
Резервный урок

Примерные темы проектных и исследовательских работ
• Жанр интервью в современных газетах
• Искусство вести беседу
• Телевидение и литература: что окажется сильнее
• Как влияют социальные сети на язык.
• Край родной в легендах и преданиях.
• Научные открытия А.А. Шахматова.
• Причины заимствования в современном русском языке.
8

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
1
1
1
1

• Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
• Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской

речи.

• Структурные особенности русских метафор.
• Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на

материале предвыборных публикаций).
• Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
• Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных
СМИ.
• Сетевой знак @ в разных языках.
• Слоганы в языке современной рекламы.
• Являются ли жесты универсальным языком человечества?
• Роль "ников" в интернете.
• Язык как отражение национального характера.
• Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
• Языковой портрет ученика нашей школы.
• Как влияют социальные сети на язык?
• Особенности языка СМС сообщений.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».