РП Русский язык 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.1.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

2 года
(2020-2022 уч.гг.)

Класс:

10-11 классы

Составители:

Пургина Надежда Юрьевна,
Котвицкая Светлана
Александровна

с. Троицкое

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 10-11 классов
составлена на основе
Требований к результатам среднего
общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования, а также Основной образовательной программы среднего общего
образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Троицкая
средняя общеобразовательная школа, разработанной на основе авторской Программы курса
«Русский язык» 10-11 классы, базовый уровень Н. Г. Гольцовой. – М.: «Русское слово», 2020
года, а также Примерной основной образовательной программы
среднего общего
образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, пр. № 2/16-3 от 28.06.2016г
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. В 10 классе – 34 ч. (1ч в неделю, 34
учебные недели), в 11 классе – 34 ч. (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Данная программа ориентирована на учебники: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,
Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. (в 2-х частях), учебник для
общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы
экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических

высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв
и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств
и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной
речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические
нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники;
их использование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)
1

Слово о русском языке.

1

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных
единиц и уровней языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и
история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном
мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы
существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго).
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (7 Ч.)
2

3
4
5

6

7

8

9

10

11

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Работа с
толковыми словарями. Изобразительно- выразительные средства языка.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Входной контроль.
Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Работа со
словарём омонимов. Словари паронимов.
Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Словари
синонимов. Работа со словарями.
Происхождение лексики современного русского языка. Роль
старославянизмов в создании текстов высокого стиля. Лингвистический
анализ текста А.С.Пушкина “Пророк” или “Воспоминания в Царском
Селе”. Информационная переработка текста. Виды преобразования
текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ
текстов различных функциональных разновидностей языка.
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную
сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Окказиональные слова (индивидуально- авторские неологизмы). Анализ
произведений Н.В.Гоголя, М. Е. Салтыкова - Щедрина, писателей символистов. Готовимся к ЕГЭ. Культура видов речевой деятельности –
чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи.
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Фразеологические словари. Культура речи как раздел лингвистики.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и
этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений
за собственной речью.
Диктант или лингвистический анализ текста по теме «Лексика и
фразеология»
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2 Ч.)

1

1
1
1

1

1

1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия.. Чередование
звуков. Литературный язык и язык художественной литературы.
Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной
речи. Готовимся к ЕГЭ. Тест
Ударение. Типы ударения. Словесное ударение. Работа в формате
ЕГЭ.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ(2Ч.)

1

Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование.
Словообразовательный разбор слова. Морфемы. Словообразование.
Формообразование. Словообразовательные модели. Понятие парадигмы

1

1

12

Р/р Изложение с творческим заданием. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике.
ОРФОГРАФИЯ (6 Ч.)

1

13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова. Принципы русской орфографии.
Обобщающие упражнения. Тест в фомате ЕГЭ.
Употребление гласных после шипящих: в корне, в окончании и в
суффиксе слова. Употребление гласных после Ц: в корне слова, в
окончании, в суффиксе. Употребление буквы Э, Ё,Е и окончания ЙО в
различных морфемах.
Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание
непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и
ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок на согласную. Употребление Ъ и
Ь знаков. Употребление прописных букв. Правила переноса.
Контрольная работа по теме «Орфографические нормы». Готовимся
к ЕГЭ Совершенствование орфографических и пунктуационных умений
и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
МОРФОЛОГИЯ (16 Ч.)

1

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени
существительного. Словарный диктант.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в
суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени
прилагательного. Правописание суффиксов и окончаний имён
прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён
прилагательных, образованных от имён существительных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Диктант по теме «Пунктуация»
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Языковая
норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы
Склонение имён числительных и их правописание. Употребление имён
числительных в речи. Готовимся к ЕГЭ
Контрольная работа по теме «Грамматика»
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор и правописание
местоимений. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание
глаголов. Причастие как глагольная форма. Образование причастий.
Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов
причастий. Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Комплексный анализ текста
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Наречие как часть речи. Слова категории состояния. Морфологический
разбор. Правописание наречий.

1

14

15
16

17

18

19
20
21
22

23
24

25
26
27

28

29
30
31

1

1
1

1

1

1
1
1

1
1

1
1
1

1

1
1
1

32

33
34

Предлог и союз как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Правописание союзов. Морфологический разбор Частицы.
Правописание частиц. Морфологический разбор.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного»
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.

1

1
1

11 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

ПОВТОРЕНИЕ
1

2

3

Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии
и орфографии. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки
о языке. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся
отечественные лингвисты
Повторение по теме «Морфемика и словообразование». Обобщающее
повторение частей речи Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с
различными частями речи
Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

1

1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
4

5

6

7

8

9

10
11
12

Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание Виды
синтаксической связи Понятие о предложении. Классификация
предложений Тест в формате ЕГЭ
Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая
структура предложений; знаки препинания; стилистические фигуры.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные
предложения. Распространенные и нераспространенные предложения
Полные и неполные предложения. Соединительное тире.
Интонационное тире Простое осложненное предложение.
Синтаксический разбор простого предложения Словарный диктант
Предложения с однородными членами. Знаки препинания при
однородных и неоднородных определениях. Анализ поэтического текста
со стороны эстетической функции звуков. К. Скворцов «Голубь» Знаки
препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися
союзами. Знаки препинания при одно- родных членах, соединенных
повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при
однородных членах
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные
определения Обособленные приложения Обособленные обстоятельства
Обособленные дополнения Контрольная работа
Повторение и обобщение. Лингвистический анализ текста
Выразительные словообразовательные средства в произведениях
уральских авторов
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1

Диктант по теме «Однородные члены предложения» с
грамматическим заданием
Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при
обращениях Словарный диктант

1

1

1

1

1

1

1

1

13

Вводные слова Вставные конструкции

1

14

Подготовка к ЕГЭ Тест

1

15

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительновосклицательные слова
Диктант по теме: «Обособленные члены предложения». Повторение
и обобщение
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки
препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним
придаточным
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

1

22

Анализ ошибок Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при
прямой речи. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков
монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и
жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

23

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

24

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и
абзац. Сочинение-миниатюра Знаки препинания при диалоге. Знаки
препинания при цитатах Сочетание знаков препинания
Диктант по теме: «Знаки препинания в сложных предложениях»

1

26

Тест: «Сложные предложения». Сфера употребления, типичные
ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей. Основные жанры научного (доклад,
аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.),
публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность
и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды
сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров
КУЛЬТУРА РЕЧИ

1

27

Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм
литературного языка. О качествах хорошей речи. Культура публичной
речи. Культура разговорной речи. Речь. Речевое общение. Речь как
деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды
речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты
речевой ситуации. Семинар «Умеем ли мы общаться?»
СТИЛИСТИКА

1

28

Функциональные стили. Научный стиль. Информационная переработка
текста (урок-практикум) Официально-деловой стиль. Анализ текста
(урок-практикум) Публицистический стиль. Анализ текста (урок-

1

16
17
18
19
20
21

25

1
1
1
1
1

1

1

29

практикум) Разговорный стиль. Особенности литературно художественного стиля
Самостоятельный анализ предложенного текста. Функциональная
стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официальноделовой, публицистический), разговорная речь и язык художественной
литературы как разновидности современного русского языка.
Портретный очерк «Герой Отечества - мой земляк»
ПОВТОРЕНИЕ

1

1

31

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Словарный
диктант. Правописание приставок пре-/при-, правописание о, ё после
шипящих.
Правописание сложных прилагательных. Правописание наречий

32

Трудные случаи правописания. Правописание наречий

1

33

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

1

34

Знаки препинания в сложном предложении Повторение. Трудные
случаи пунктуации: обособленные члены предложения. Трудные случаи
пунктуации: тире и двоеточие в бессоюзных сложных предложениях
Трудные случаи пунктуации: цитирование

1

30

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».