Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение № 7 к основной общеобразовательной программе начального общего образования ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебному предмету физическая культура Классы: 1-4 Учитель: Пастухов Владимир Александрович с. Троицкое, 2021 г. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТОМ На уроках физической культуры формируем следующие компетенции: ключевые (формирование воли к победе), социальная (спортивные игры как средство развития социальной компетенции), познавательная, личностная, информационная, коммуникативная, самообразовательная, компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно-адаптивная, организационная (режим дня), двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная. Социальная компетенция: – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; – социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; – развитие личностных качеств, саморегулирование. В игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией. Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут: • Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры; • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими; • Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды; • Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива; • Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры; • Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками; • Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком. Познавательная компетенция: – учебные достижения; – интеллектуальные задания; – умение учиться и оперировать знаниями. Личностная компетенция: – развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний. Самообразовательная компетенция: – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. Компетенция самоконтроля и индивидуального физического здоровья особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями; 2 - особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование; выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья). - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - в организации и планировании содержания индивидуальных занятий физическими упражнениями (подбирать упражнения и их последовательность, осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия, соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений). Компетентное отношение к собственному здоровью: – соматическое здоровье; – клиническое здоровье; – физическое здоровье; – уровень валеологических знаний. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда - среда, организуемая в образовательных системах, предназначением которых признается как факт приоритета содействие образованию здоровой личности (а таковыми мы считаем специально организованные среды в детских оздоровительных лагерях, центрах и санаториях, обладающие тем потенциалом, который опосредованно способствует приобретению ребенком физических навыков, ощущений и в результате - компетентностей). Содействие образованию здоровой личности понимается нами как: - физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития ребенка; - психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умение отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любовь к себе и любовь к другим и т.д.); - психологическое оздоровление как "интеграл жизнеспособности" и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития. Оздоровительно-адаптивная компетенция - особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры; - факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека. 3 - выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности); - выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Двигательно-прикладная компетенция - овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний): - выполнять передвижение по гимнастическому бревну с грузом на плечах, преодолевать препятствия способом перелазания, передвижения в висе и упоре на руках (юноши); - выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки); - выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Спортивно-рекреативная компетенция связана с формированием физкультурноспортивного стиля жизни и физкультурно–спортивных компетенций подрастающего поколения. Ее сущность заключается в опосредованном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно-спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД 1. Виды заданий Лёгкая атлетика Классы 1-4 Дата проведения Сентябрь-Октябрь 2. Гимнастика 1-4 Ноябрь-Декабрь 3. Лыжная подготовка 1-4 Февраль -Март 4. Лёгкая атлетика 1-4 Май 5. Проверка теоретических знаний 3-4 1 полугодие 4 Контрольные упражнения (тест) Бег 30 м (сек) Челночный бег 3*10м Бег 1000 метров Прыжок в длину с места Метание малого мяча 150г (м) Прыжки со скакалкой за 1 мин. Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек. Подтягивание в висе (раз) Подтягивание в висе лёжа (раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Наклон вперёд из положения сидя (см) Ходьба на лыжах 1 км. Контрольные упражнения (тест) Бег 30 м (сек) Челночный бег 3*10м Бег 1000 метров Прыжок в длину с места Метание малого мяча (м) Прыжки со скакалкой за 1 мин. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (нормативы) 1 класс Лёгкая атлетика Мальчики Девочки Высокий Средний Низкий Высокий Средний 5,6 и меньше 6,2-7,3 7,5 и больше 5,8 и меньше 6,4-7,5 9,9 и меньше 10,3-10,8 11,2 10,2 и меньше 10,6-11,3 без учёта времени 155 115-135 100 150 110-130 8 4-7 Ближе 4 8 4-7 Гимнастика 40 30 15 50 30 Низкий 7,6 11,7 85 Ближе 4 20 15 и более 8-14 Менее 8 раз 15 и более 8-14 Менее 8 раз 4 - 2-3 - 1 - 12 4-8 2 10 8 5 8 5 4 9 3-5 Лыжная подготовка 1 12,5 6-9 2 без учёта времени 2 класс Лёгкая атлетика Мальчики Высокий Средний Низкий 5,4 и меньше 6,0-7,0 7,1 и больше 9,1 и меньше 9,5-10,0 10,4 без учёта 165 125-145 110 15 9-14 8 Гимнастика 50 40 30 5 Высокий 5,6 и меньше 9,7 и меньше времени 155 14 80 Девочки Средний 6,2-7,2 10,1-10,7 Низкий 7,3 11,2 125-140 8-13 90 7 35 20 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек. Подтягивание в висе (раз) Подтягивание в висе лёжа (раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Наклон вперёд из положения сидя (см) 19 и более 13-18 Менее 12 раз 19 и более 13-18 Менее 12 раз 4 - 2-3 - 1 - 14 6-10 3 11 8 6 9 5 4 7,5 3-5 Лыжная подготовка 1 11,5 5-8 2 без учёта времени Ходьба на лыжах 1 км. Контрольные упражнения (тест) Бег 30 м (сек) Бег 60 м (сек) Челночный бег 3*10м Бег 1000 метров Прыжок в длину с места Метание малого мяча (м) Прыжки со скакалкой за 1 мин. Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек. Подтягивание в висе (раз) Подтягивание в висе лёжа (раз) Сгибание разгибание рук в упоре лёжа Наклон вперёд из положения сидя (см) Ходьба на лыжах 1 км. 3 класс Лёгкая атлетика Мальчики Высокий Средний Низкий "5" "4" "3" 5,1 и меньше 5,7-6,7 6,8 и больше 10,5 11,6 12,0 8,8 и меньше 9,3-9,9 10,2 без учёта 175 130-150 120 18 15 12 Гимнастика 80 70 60 21 и более 16-20 Менее 15 раз Девочки Высокий Средний "5" "4" 5,3 и меньше 6,0-6,9 11,0 12,3 9,3 и меньше 10,3-9,7 времени 160 135-150 15 12 Низкий "3" 7,0 12,9 10,8 110 10 90 80 70 20 и более 14-19 Менее 13 раз 4 15 7,5 2-3 10 3-5 Лыжная подготовка 1 6 1 14 10 11,5 6-10 7 5-8 3 5 2 6.45 7.45 8.15 7.30 8.20 8.40 4 класс 6 Контрольные упражнения (тест) Бег 30 м (сек) Челночный бег 3*10м Бег 1000 метров (мин) Прыжок в длину с места Метание малого мяча (м) Прыжки со скакалкой за 1 мин. Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек. Подтягивание в висе (раз) Подтягивание в висе лёжа (раз) Сгибание разгибание рук в упоре лёжа Наклон вперёд из положения сидя (см) Ходьба на лыжах 1 км. Лёгкая атлетика Мальчики Высокий Средний Низкий "5" "4" "3" 5,0 и меньше 5,7-6,5 6,6 и больше 8,8 и меньше 9,3-9,9 10,2 5:50 6:10 6:50 185 140-160 130 21 18 15 Гимнастика 90 80 70 21 и более 16-28 Менее 12 раз Девочки Высокий Средний "5" "4" 5,2 и меньше 6,0-6,5 9,3 и меньше 10,3-9,7 6:10 6:30 170 140-155 18 15 Низкий "3" 6,6 10,8 6:50 120 12 100 90 80 19 и более 13-28 Менее 12 раз 6 16 8 4 11 3-5 Лыжная подготовка 3 7 2 15 11 12 9 8 5-8 7 5 3 6.45 7.45 8.15 7.30 8.20 8.40 7 8