РП КК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.32.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Нормативный срок изучения
предмета:

1 год
(2021-2022 уч.гг.)

Класс:

6 класс

Составители:

Ковальская Ирина
Александровна

с. Троицкое

Пояснительная записка
Программа относится
к коррекционно-развивающим
психолого-педагогическим
программам и направлена на создание системы психолого-педагогического сопровождения
детей с нарушениями зрения, способствующей освоению обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) основной образовательной программы, а также их интеграции
и адаптации в образовательном учреждении и обществе.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования. Одной из основных функций Федерального государственного
образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное
образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его
развития.
Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития
личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия обучающихся
с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие
ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс
взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с
нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у него возникают
трудности общения с окружающим миром и людьми. Таким образом, нарушение зрения
обусловливает весь ход психофизического развития обучающихся с нарушением зрения.
Первичный дефект - нарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность
развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия,
которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной
психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения,
которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем
специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта нарушения зрения. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является
фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим
миром. При отсутствии специально организованных условий психолого-педагогической
коррекции недостатков зрительной ориентации наблюдаются вторичные отклонения в развитии
познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка с патологией зрения.
Именно поэтому, чем раньше обучающимся с нарушением зрения будет оказана
коррекционная психолого-педагогическая помощь, тем лучше прогноз формирования личности
обучающегося и ее социализации. Для этой цели и была разработана коррекционноразвивающая психолого-педагогическая программа, основанная на комплексном подходе к
проблемам слепых и слабовидящих обучающихся с ограниченным познанием окружающего
мира, ориентировкой в пространстве и окружающей среде, трудностями передвижения,
общения и обучения.
ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Участником данной программы является обучающийся 6 класса, педагог-психолог,
родители обучающегося. М. прибыл в МАОУ Троицкая СОШ в июне 2021 года из
«Верхнепышминской школы-интерната им. С.А. Мартиросяна, реализующей адаптивные
основные общеобразовательные программы». По основным предметам Михаил информацию
усваивает, имеет «4» и «5».
Со слов матери, на уроках работает самостоятельно, но не всегда получается, что связано
с проблемами зрения - низкий темп выполнения заданий (не выдерживает общий темп занятия).
Дисциплину не нарушает. На замечания реагирует адекватно, старается исправиться.
По заключению ПМПК он является обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и нуждается в особых условиях получения образования.
ПМПК рекомендованы занятия с психологом по коррекции и развитию эмоциональной
сферы, а также координация взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является: создание системы психологопедагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному
росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.д.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и
помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания,
социализации со стороны педагога-психолога.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится более ориентированным на
личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Для эффективного, эксклюзивного обучения, в настоящее время разработан проект ФГОС
для детей с ограниченными возможностями.
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта
образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при
условии своевременно начатого и адекватно организованного обучения и воспитания удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых
образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Данная работа представляет собой программу индивидуального психологического
сопровождения ребенка с нарушением зрения. Она является частью адаптированной
образовательной программы.
НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса с детьми ОВЗ – это
принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Дети с нарушением зрения,
также характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием психических процессов, что
отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Структура психики ребенка с нарушением зрения либо тотальной слепотой чрезвычайно
сложна. При отсутствии специально организованных условий психолого-педагогической
коррекции недостатков зрительной ориентации наблюдаются вторичные отклонения в развитии
познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка с патологией зрения. Обучение для
слабовидящего ребенка более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Э то
обусловлено тем, что дети с нарушением зрения характеризуются меньшими возможностями
самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию,
то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных
сторон познавательной деятельности.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих нарушение зрения, диктуют
необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуальнотипологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на
преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в
свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе.
Данная программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в
действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей
предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только
при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому
учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по данной программе является коррекционно-направленным и должен
опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание нарушений зрения),
профилактических (предупреждение нарушений) и развивающих (стимулирование,
обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Этот принцип реализуется в двух аспектах:

Началу любой коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного
диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей
развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения
строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля
динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и
переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые
коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной
работы через активизацию активной деятельности каждого обучающегося, в ходе которой
создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации
в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная
работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении
которых у обучающегося возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет
способствовать развитию ребенка, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое
задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен
быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает
возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким
образом, чтобы у обучающихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым
развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые
игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали
положительные эмоции.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ И ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Данная программа актуальна и востребована в системе работы со слабовидящими детьми в
целях обеспечения линии индивидуально-ориентированного сопровождения, а также в
организации и содержании деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов, в
составлении индивидуально-коррекционного образовательного маршрута.
Объективным основанием для разработки программы, является наличие в образовательном
учреждении детей с ОВЗ с нарушением зрения, состояние здоровья которых препятствует
освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучен ия
и воспитания. Полная или частичная потеря зрения негативно сказывается на психическом
развитии ребенка.
Тифлопсихологами установлено, что уже с первых месяцев своей жизни ребенок со
зрительной патологией находится не в адекватных условиях развития с ребенком, имеющим
нормальное зрение, так как зрение играет значительную роль в реализации основных
познавательных действий и личности ребенка в целом.
Роль педагога-психолога в воспитании и развитии ребенка с нарушениями зрения в
несравнимо больше, чем для видящего. Причина: отсутствие у слабовидящих детей механизма
непосредственного зрительного подражания - слабовидящий ребенок должен быть специально
обучен тому, чему зрячий ребенок обучается сам. Без компетентной комплексной психологопедагогической помощи ребенок с нарушениями зрения значительно отстает в физическом и
психическом развитии, социально не адаптирован.
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена на основании комплекса
нормативных документов федерального уровня.
Нормативные правовые акты Российской Федерации
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября
1995 г. № 181-Ф;
• Закон Российской Федерации от 12 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
• (проект) Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
(специальном образовании)».
• Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования
РФ);
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной
помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностика проблем, информация
о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана
решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания
и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов
ребенка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют: психолог, классный
руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из
участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению
обучающихся.
В системе работы применяются следующие формы:
• проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями - тематические беседы,
посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
• проведение малых педагогических советов, административных советов;
• ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
• посещение, взаимное посещение уроков, анализ уроков с точки зрения сбережения здоровья;
• разработка методических рекомендаций учителю;
• анкетирование учащихся, диагностика;
• обследование школьников по запросу родителей.
Содержание и формы работы:
• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
• составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи
методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности
его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками,
уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды
трудностей при обучении ребенка;
• составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и
учителями предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их
ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления
коррекционной работы.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
• формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
• обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,
существенных признаков предметов, развитие умения сравнивать, сопоставлять;
• побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью
детей;
• установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением
и практическим действием;
• использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному
материалу;
• максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
• разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее
осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

• использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти и восприятия.
Осуществляется организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют
коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей
и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Поскольку ребенок с нарушением зрения получает недостаточно визуальной информации,
ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Предназначение компенсаторных
навыков и умений в том, что они «помогают преодолевать недостаток фоновых умений и
навыков». Компенсаторные навыки предполагают использование функций разных систем и
органов вместо отсутствующих или нарушенных. Приобретение и совершенствование
компенсаторных навыков у слабовидящих детей позволяет им сознательно жить полноценной
жизнью.
При этом решающую роль играют отношения с окружающим миром. Компенсаторная
приспособляемость к окружающему миру имеет двойное значение. С одной стороны, это
«приспособляемость человека к структурам окружающего его мира». С другой стороны, это
«приспособляемость структур окружающего мира к больному ребенку». Компенсаторные
процессы способствуют развитию психических процессов младших школьников,
предоставляют ему возможность проявлять адекватную реакцию на жизненные проблемы и
ситуации.
Развитие компенсаторных навыков характеризуется формированием прочных связей
между нормально действующими анализаторами, приводящим к полисенсорному восприятию.
Таким образом, выработка компенсаторных навыков у слабовидящих детей является
важным средством их социальной адаптации. Основным звеном социальной адаптации
является развитие коммуникативных навыков.
Недостаток коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения может проявляться
в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или
поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей.
В связи с этим выделяются две основные задачи:
- научить детей пониманию своих визуальных трудностей;
- развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением и сохранными
анализаторами.
Основное содержание работы:
• проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния,
снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике, развитие
коммуникативных умений;
• внедрение и использование современных здоровье - сберегающих технологий: метода
игрового биоуправления и саморегуляции;
• развитие сохранных анализаторов (слуха, тактильных ощущений).
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач
программы сопровождения.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
1. Системность и последовательность.
2. Индивидуально-дифференцированный подход.
3. Максимальное использование игровых методов обучения.
4. Психологическая безопасность.
Формы:
• групповая работа
• тренинг поведения
• личностный тренинг
• дискуссии
• мозговые штурмы
Методы индивидуальной работы с подростком
 Беседа
 Консультация
 Индивидуальное развивающее занятие
 Индивидуальное коррекционное занятие

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать
причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
1.
Ритуал приветствия.Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового
доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой (ребёнком).
2.
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
(Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые
игры.) Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую
деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными
упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их
настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
3.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и
приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия,
проигрывание
ситуаций,
этюды,
групповая
дискуссия).
Приоритет
отдается
многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных
процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен
порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает
чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к
спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются
в порядке от сложного к простому (с учетом утомляемости детей).
4.
Рефлексия занятия – оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две
оценки:
эмоциональное реагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо, и
почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
5.
Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.
Ожидаемые результаты:
- снятие эмоциональной напряженности,
- поддержка положительной самооценки,
- создание позитивного настроя,
- усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания
собственных действий, мыслей, чувств,
- развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности
осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и
психологически здоровой,
- положительная динамика в развитии учащегося,
- формирование компенсаторных навыков,
- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного,
физического, интеллектуального и других потенциалов,
- успешная адаптация и социализация,
- создание мониторинга психологического статуса школьников.
Критериями успешности психолого-педагогического сопровождения является:
- успешность деятельности учащегося;
- осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
- удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
- связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Программа коррекционной работы.
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
- профилактическая и развивающая работа,
- индивидуальные и групповые занятия,
- просветительская работа с педагогическим коллективом, родителями
Структура занятия

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать
причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она
включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором
наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как
традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под
музыку и др.).
Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию,
объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и
образовательных ситуаций.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована
самостоятельно.

Часть 1.

Цель вводной части занятия – настроить ребёнка (группу) на совместную
работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами
Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие
(продолжительность 3 минуты).

Часть 2.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия:
этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную
коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого
участника чувства принадлежности к группе и закрепление
положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается
проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной
деятельности, релаксации.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
снижают уровень возбуждения, снимают
Упражнения на мышечную релаксацию
напряжение.
Дыхательная гимнастика
действует успокаивающе на нервную систему.
направлена на снятие общего напряжения,
Мимическая гимнастика
играет большую роль в формировании
выразительной речи детей.
ДвДвигательные упражнения, включающие
попеременное или одновременное
способствует межполушарному
выполнение движений разными руками взаимодействию.
под любую текстовку
Чтение детских потешек с чередованием
способствует развитию произвольности.
движений, темпа и громкости речи.
Формы работы с родителями
- Совместное посещение занятий.
- Индивидуальное и групповое консультирование.
- Анкетирование.
- Занятия для родителей (по необходимости).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1-2
3-4
5-6
7-8

Темы занятий
Какой Я – Какой Ты?
Вкусы и увлечения. Положительный образ Я.
Игры на знакомство, на доверие, установление контакта.
Психологические игры на снятие эмоционального напряжения
Модальности восприятия.
Увидим мир с закрытыми глазами.
Психологические игры на релаксацию и эмоции.
Психогимнастика.
Психологические игры на релаксацию.
Психогимнастика
Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
Положительный образ Я.
Психологические игры на развитие восприятия и внимания.
Психологические игры на восприятие
О чем говорят выразительные движения.
Что можно увидеть руками?
Учусь понимать людей. Общение.
Комплекс упражнений по развитию эмоциональных состояний
Психологические игры
Подвижные игры через проигрывание сюжетно-ролевых
ситуаций
Школьные трудности.

Количество часов
теория практика
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

Домашние трудности.

1

1

Берегу свое здоровье.
Основные и безопасные ситуации. Принятие решений.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
Итоговое занятие
ИТОГО

1
1
1
34

Программа рассчитана на 1 год обучения.
Важно объединить содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и
знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления пройденного материала.
Придумывать сюрпризы, включать в занятия небольшие паузы для разрядки, песенки, шутки,
загадки.
Условия школьного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности
в себе, формировать высокую самооценку, поддерживать стремление к успеху в разных видах
деятельности.
Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными, т.к.
специфичность программы предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей в
достижении целей и задач данной программы.
Заключение
Школьники с частичной или полной потерей зрения испытывают много трудностей, одна
из сложнейших – трудности в общении с окружающими, неумение выражать свои чувства,
поддерживать и развивать контакт. Недостаток зрительного восприятия и связанные с этим
психологические трудности и приводят негативным последствиям в общении с окружающими.

Формирование коммуникативных навыков – важнейшая задача в работе со слабовидящими
детьми, так как это – основное условие их адекватного психологического развития и
необходимая составляющая самореализации ребенка, его современной и будущей успешности.
Большая роль в работе по развитию коммуникативных навыков у слабовидящих детей
принадлежит взрослым: родителям, воспитателям, всем окружающим. Формируя на
специальных занятиях, в повседневном бытовом общении коммуникативные навыки детей, они
тем самым готовят их к социальной адаптации. С помощью упражнений, игр и игровых
ситуаций можно сформировать основные навыки коммуникативной деятельности, научиться
пользоваться
ими,
воспринимать
и
передавать
эмоции
и, прежде
всего,
усвоить новые образцы творческого поведения в социуме. В работе со школьниками с
нарушением зрения особое внимание уделяется обучению, тем общепринятым нормам
поведения и культуры общения, которые позволяют приобрести умения и навыки,
способствующие благоприятной социализации. Взрослые должны активно способствовать
развитию у слабовидящих детей высших психических функций, эмоционально-волевой сферы,
а также потребности в общении.
При целенаправленной и систематической работе процесс развития коммуникативных
навыков у младших школьников с нарушениями зрения будет эффективным и поможет детям
стать равноправными участниками социума.
Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей в
обучении ребенка с нарушением зрения
1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника,
испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для
постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают их в
окружении сверстников.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первойвторой парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
3. Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении
против света, на фоне окна.
4. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше
воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
5. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует
давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые
нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить
требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким
ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчени я по трафарету, навыков
штриховки, ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги), развитие зрительного
восприятия, внимания, памяти.
6. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия
зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс
динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
7. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно,
чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать
1-2 мин на обдумывание.
8. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия
для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на
фоне других объектов, удаленности.
9. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен
соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше кочана капусты и т. п.
10. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию,
пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
11. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как
детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям время
для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

12. Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме
(обводят его контур, часть), использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок,
мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
13. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ
зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается
минимум в два раза (по сравнению с нормой).
14. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время
также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
15. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при
нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической
деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не
точность, а правильность выполнения задания.
16. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к
классной доске и рассматривать представленный на ней материал.

Приложение
Диагностические процедуры в программе.
№

Диагностический инструментарий

1.

Методика (сокращенный вариант,
первая серия) “Определение уровня
умственного развития младших
школьников”.
Методика “Таблицы Шульте”.
Методики “Узнавание фигур”,
“Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии;

2.

Методика “Цветовой тест М.Люшера”.
Методика “Прогрессивные матрицы
Равенна”.
Рисуночная проективная методика
“Школьная тревожность”
А.М.Прихожан.

Цель
Изучение уровня умственного развития
учащихся и определение их актуального
состояния.
Оценка параметров внимания и
работоспособности учащихся:
распределения, объема, врабатываемости,
устойчивости и истощаемости.
Изучение особенностей памяти
(непосредственного запоминания),
утомляемости, активного внимания;
определение ведущего типа запоминания.
Оценка психо-эмоционального состояния
учащихся.
Изучение личностных особенностей
школьников.
Определение особенностей развития
невербального интеллекта учащихся.

Диагностика уровня школьной тревожности
учащихся.

3.

“Диагностика структуры интеллекта”.
Тест Д.Векслера;
Методика “Личностный опросник
Кеттелла” (модификация
Л.А.Ясюковой).
Анкета “Эмоциональнопсихологический климат класса”.
Социометрия классного коллектива.
Методика «Изучение
коммуникативных умений».
Методики «Общение со
сверстниками».

Определение уровня интеллектуального
развития школьников.
Изучение личностных особенностей
младших школьников.
Изучение эмоционально-психологического
климата классного коллектива.
Изучение сформированности
коммуникативных УУД.

Литература:
1. Методическое пособие под редакцией Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. - Ульяновск: 2008 г.
«Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у
младших школьников»
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию
коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
3. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
(Развивающие сказки для детей.)
4. Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – (Энциклопедии).
5. Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением
зрения.М.ГороД,1998 год.
6. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования
детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999
7. Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных)
школах-интернатах III-IV видов. . Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.
8. Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н.
Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К.
Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина.
9. Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов
образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников VIII вида
образовательной деятельности.
10. Азарян Р. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. — М.: ВОС, 1989.
11. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. Методическое пособие.
— М., ВОС, 1984.
12. Семенов Л. А. Звуковые сигнализаторы и их применение на занятиях физической культурой
и ориентировкой в школах для слепых детей. Методическое пособие. — М.: ВОС, 1985.
13. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для
детей с нарушением зрения под редакцией КПН В.З. Денискиной. Учебно-методическое
пособие, Нижний Новгород, 2002
14. Методические рекомендации к программе обучения пространственной ориентировке
слепых младших школьников. Автор Е.А.Кульбаш. Ленинград. Пед.институт им.А.И.Герцена,
2000 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».