Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение № 1.14 (А). к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ» Уровень образования: Среднее общее образование Стандарт: ФГОС Уровень изучения предмета: Базовый Нормативный срок изучения предмета: 1 год (2020-2021 уч.гг.) Класс: 11 класс Составители: Гусева Марина Владимировна с. Троицкое 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577), на основе примерной программы учебного предмета «Биология», входящей в состав Основной образовательной программы основного общего образования . В данной программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования: - углубленное изучение биологии для подготовки к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. - обеспечение применения полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. -изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах. Ряд разделов школьной программы по биологии должен рассматриваться более углубленно. Это относится, в частности, к основам эволюционного учения, к вопросам происхождения растений и животных, а также взаимосвязи эволюционных вопросов в царствах живой природы. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области происхождения живых организмов, их развитии. При изучении используется учебник А.В. Теремов, Р.А. Петросова. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс. Углубл. Уровень . – М. : Мнемозина, 2021. Данный курс рассчитан на 34часоа (в 11 классе). 2. Результаты освоения курса «Практикум по биологии» продолжение формирования научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, первоначальных, систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, приобретение опыта использования различных методов исследования (наблюдения, опытов, экспериментов). Требования к усвоению курса Выпускник научится: раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между биологией и другими естественными науками; иллюстрировать на примерах становление и эволюцию биологии как науки на различных исторических этапах ее развития; применять правила международной классификации живых организмов; изучать человека как биологический объект:ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека на здоровье; - проводить самостоятельный поиск биологической информации: в том числе с использованием информационных технологий использовать методы научного познания: анализ, синтез, осуществлять поиск биологической информации . Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы; - самостоятельно планировать и проводить биологические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с оборудованием и живыми объектами. 3. Содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; Введение Эволюция – наука об историческом процессе развития природы Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений. Возникновение многоклеточности. Дифференцировка клеток, образование тканей Эволюция корня. Происхождение корня. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней в связи с их функциями. Эволюция корня. Эволюция побега. Строение побега: стебель, почки, листья. Виды и типы побегов. Ветвление побега. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица, столоны, колючки. Эволюция стебля. Функция стебля. Особенности строения внешнего и внутреннего. Различия в строении стеблей растений класса Двудольные и класса Однодольные. Эволюция листа. Функции листа. Внешнее строение листа. Формы листьев. Жилкование. Листорасположение. Анатомическое строение листа. Видоизменения листьев: чешуи, колючки, усики, ловчие аппараты. Строение и виды почек. Эволюция органов размножения растений. Спора. Разноспоровость: мегаспора, микроспора. Мужской и женский гаметофиты. Антеридии и архегонии. Семя. Строение семени. Чередование поколений: гаметофит и спорофит. Эволюция гаметофитного и спорофитного размножения. Строение цветка. Функции частей цветка. Типы цветков. Происхождения цветка. Эволюция генеративных органов. Царство Животные. Основные этапы эволюции покровов. Беспозвоночные и позвоночные животные: происхождение покровов в эмбриогенезе. Кожно-мускульный мешок. Возникновение многоклеточного покрова. Железы. Представители типов животных, особенность их строения, жизнедеятельности и многообразия. Эволюция систем органов животных. Основные этапы эволюции скелета. Гидростатический «скелет» беспозвоночных. Наружный скелет моллюсков. Наружный скелет членистоногих. Происхождение скелета в эмбриогенезе. Формирование осевого скелета. Хорда. Замена хорды хрящевым скелетом. Замена хрящевого на костно-хрящевой и костный скелеты. Дифференциация позвоночного столба на отделы. Преобразование парных плавников в скелет свободной конечности. Грудная клетка. Эволюция пищеварительной системы. Эволюция пищеварительной системы у беспозвоночных и позвоночных животных. Пищеварительная полость. Пищеварительная трубка. Дифференциация пищеварительной трубки на отделы. Пищеварительные железы. Типы ротовых аппаратов у насекомых. Появление зубов. Дифференциация зубов. Особенности строения пищеварительной системы в связи со способами питания и переваривания пищи. Основные этапы эволюции органов дыхания. Формирование органов дыхания из покровов беспозвоночных. Разнообразие органов дыхания. Формирование органов дыхания в эмбриогенезе. Дифференциация органов дыхания. Типы легких. Механизмы дыхания. Основные этапы эволюции кровеносной системы. Типы кровеносных систем. Появление сердца. Форменные элементы. Пигменты крови. Появление и разделение кругов кровообращения. Увеличения числа камер. Разделение крови на артериальную и венозную. Холоднокровность и теплокровность . Основные этапы эволюции нервной системы. Типы нервной системы. Формирование нервных узлов. Цефализация. Прогрессивное развитие нервной системы трубчатого типа. Дифференциация на головной и спинной мозг. Типы головного мозга. Кора больших полушарий. Основные этапы эволюции органов чувств. Специализация клеток эпителия. Концентрация и дифференциация чувствительных клеток. Образование аппарата, воспринимающего раздражение. Формирование и виды органов чувств. Формирование органов чувств в эмбриогенезе. Взаимосвязь уровня развития нервной системы и органов чувств с образом жизни, жизнедеятельностью организмов и приспособленностью к среде. Основные этапы эволюции выделительной системы. Типы выделительных систем. Продукты обмена. Формирование органов выделения в эмбриогенезе. Утрата связи с целомом. Установление связи с кровеносной системой. Эволюция половой системы. Обособление первичных половых клеток. Формирование половых желез. Эмбриогенез половых желез. Типы развития 4. Тематическое планирование курса Количество часов: 11класс- 34ч. Количество часов в неделю: 1 ч Тема Количество часов Введение . 1 Эволюция – наука об историческом процессе развития природы 1 Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений. 2 Возникновение многоклеточности. Дифференцировка клеток, 1 образование тканей. 3 Эволюция корня Происхождение корня. Функции корня. Виды корней. Типы 1 корневых систем. 4 Зоны корня. Видоизменения корней в связи с их функциями. 1 Эволюция корня. Эволюция побега 5 Строение побега: стебель, почки, листья. Виды и типы побегов. 1 Ветвление побега. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица, столоны, колючки. 6 Эволюция стебля. Функция стебля. Особенности строения 1 внешнего и внутреннего. Различия в строении стеблей растений класса Двудольные и класса Однодольные. 7 Эволюция листа. Функции листа. Внешнее строение листа. 1 Формы листьев. Жилкование. Листорасположение. Анатомическое строение листа. Видоизменения листьев: чешуи, колючки, усики, ловчие аппараты. Строение и виды почек Эволюция органов размножения растений. Спора. Разноспоровость: мегаспора, микроспора. Мужской и 8 1 1 9 10 11 женский гаметофиты. Антеридии и архегонии. Семя. Строение семени. Чередование поколений: гаметофит и спорофит. Эволюция гаметофитного и спорофитного размножения Строение цветка. Функции частей цветка. Типы цветков. Происхождения цветка. Эволюция генеративных органов. Царство Животные. Основные этапы эволюции покровов. 12 Беспозвоночные и позвоночные животные: происхождение покровов в эмбриогенезе. Кожно-мускульный мешок. Возникновение многоклеточного покрова. Железы. 13 Представители типов животных, особенность их строения, жизнедеятельности и многообразия. 14 Эволюция систем органов животных. Основные этапы эволюции скелета 15 Гидростатический «скелет» беспозвоночных. Наружный скелет моллюсков. Наружный скелет членистоногих. 16 Происхождение скелета в эмбриогенезе. Формирование осевого скелета. Хорда. Замена хорды хрящевым скелетом. Замена хрящевого на костно-хрящевой и костный скелеты. 17 Дифференциация позвоночного столба на отделы. Преобразование парных плавников в скелет свободной конечности. Грудная клетка. 18 Эволюция пищеварительной системы у беспозвоночных и позвоночных животных. Пищеварительная полость. Пищеварительная трубка. Дифференциация пищеварительной трубки на отделы. Пищеварительные железы 19 Типы ротовых аппаратов у насекомых. Появление зубов. Дифференциация зубов. 20 21 22 Особенности строения пищеварительной системы в связи со способами питания и переваривания пищи. Основные этапы эволюции органов дыхания. Формирование органов дыхания из покровов беспозвоночных. Разнообразие органов дыхания. Формирование органов дыхания в эмбриогенезе. Дифференциация органов дыхания. Типы легких. Механизмы дыхания. Основные этапы эволюции кровеносной системы. Типы кровеносных систем. Появление сердца. Форменные 23 элементы. Пигменты крови. 24 Появление и разделение кругов кровообращения. Увеличения числа камер.. 25 Разделение крови на артериальную и венозную. Холоднокровность и теплокровность Основные этапы эволюции нервной системы. 26 Типы нервной системы. Формирование нервных узлов. Цефализация.. 27 Прогрессивное развитие нервной системы трубчатого типа. Дифференциация на головной и спинной мозг. 28 Типы головного мозга. Кора больших полушарий Основные этапы эволюции органов чувств. 29 Специализация клеток эпителия. Концентрация и дифференциация чувствительных клеток. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Образование аппарата, воспринимающего раздражение. Формирование и виды органов чувств. Основные этапы эволюции выделительной системы 31 Типы выделительных систем. Продукты обмена. Формирование органов выделения в эмбриогенезе. Эволюция половой системы. 32 Обособление первичных половых клеток. Формирование половых желез. Эмбриогенез половых желез. Типы развития. 33- Итоговое занятие – защита проектов. 34 30 1 1 2 2