РП Практикум по биологии 11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.14 (А).
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

1 год
(2020-2021 уч.гг.)

Класс:

11 класс

Составители:

Гусева Марина Владимировна

с. Троицкое

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; (с изменениями,
внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31
декабря 2015 года № 1577), на основе примерной программы учебного предмета
«Биология», входящей в состав Основной образовательной программы основного общего
образования .
В данной программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии
на ступени среднего (полного) общего образования:
- углубленное
изучение биологии для
подготовки к последующему
профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся
путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами
биологии и методами изучения органического мира.
- обеспечение применения полученных знаний для решения практических и
учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение
систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской
деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных
результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы,
происходящие в живой природе.
-изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся
умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности
последствия деятельности человека в экосистемах.
Ряд разделов школьной программы по биологии должен рассматриваться более
углубленно. Это относится, в частности, к основам эволюционного учения, к вопросам
происхождения растений и животных, а также взаимосвязи эволюционных вопросов в
царствах живой природы. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и
неверные представления в области происхождения живых организмов, их развитии.
При изучении используется учебник А.В. Теремов, Р.А. Петросова. Биология.
Биологические системы и процессы. 11 класс. Углубл. Уровень . – М. : Мнемозина, 2021.
Данный курс рассчитан на 34часоа (в 11 классе).
2. Результаты освоения курса «Практикум по биологии»




продолжение формирования научных знаний о живой природе и закономерностях ее
развития, первоначальных, систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, основ экологической грамотности,
способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
приобретение опыта использования различных методов исследования (наблюдения,
опытов, экспериментов).

Требования к усвоению курса
Выпускник научится:
 раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между
биологией и другими естественными науками;
 иллюстрировать на примерах становление и эволюцию биологии как науки на
различных исторических этапах ее развития;
 применять правила международной классификации живых организмов;
 изучать человека как биологический объект:ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
 распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека;
съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и
делать выводы на основе сравнения;
 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье, последствий деятельности человека на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в том числе с
использованием информационных технологий
 использовать методы научного познания: анализ, синтез,
 осуществлять поиск биологической информации .
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально
гипотезы;
- самостоятельно планировать и проводить биологические эксперименты с соблюдением
правил безопасной работы с оборудованием и живыми объектами.
3. Содержание учебного курса с указанием форм организации учебных
занятий, основных видов учебной деятельности;
Введение
Эволюция – наука об историческом процессе развития природы
Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений.
Возникновение многоклеточности. Дифференцировка клеток, образование тканей
Эволюция корня. Происхождение корня. Функции корня. Виды корней. Типы корневых
систем. Зоны корня. Видоизменения корней в связи с их функциями. Эволюция корня.
Эволюция побега.
Строение побега: стебель, почки, листья. Виды и типы побегов. Ветвление побега.
Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица, столоны, колючки.
Эволюция стебля. Функция стебля. Особенности строения внешнего и внутреннего.
Различия в строении стеблей растений класса Двудольные и класса Однодольные.
Эволюция листа. Функции листа. Внешнее строение листа. Формы листьев.
Жилкование. Листорасположение. Анатомическое строение листа. Видоизменения
листьев: чешуи, колючки, усики, ловчие аппараты. Строение и виды почек.
Эволюция органов размножения растений. Спора. Разноспоровость: мегаспора,
микроспора. Мужской и женский гаметофиты. Антеридии и архегонии. Семя. Строение
семени. Чередование поколений: гаметофит и спорофит. Эволюция гаметофитного и
спорофитного размножения.
Строение цветка. Функции частей цветка. Типы цветков. Происхождения цветка.
Эволюция генеративных органов.
Царство Животные. Основные этапы эволюции покровов.
Беспозвоночные и позвоночные животные: происхождение покровов в эмбриогенезе.
Кожно-мускульный мешок. Возникновение многоклеточного покрова. Железы.
Представители типов животных, особенность их строения, жизнедеятельности и
многообразия. Эволюция систем органов животных.
Основные этапы эволюции скелета. Гидростатический «скелет» беспозвоночных.
Наружный скелет моллюсков. Наружный скелет членистоногих.
Происхождение
скелета в эмбриогенезе. Формирование осевого скелета. Хорда. Замена хорды
хрящевым скелетом. Замена хрящевого на костно-хрящевой и костный скелеты.
Дифференциация позвоночного столба на отделы. Преобразование парных плавников в
скелет свободной конечности. Грудная клетка.
Эволюция пищеварительной системы.
Эволюция пищеварительной системы у беспозвоночных и позвоночных животных.
Пищеварительная
полость.
Пищеварительная
трубка.
Дифференциация
пищеварительной трубки на отделы. Пищеварительные железы. Типы ротовых
аппаратов у насекомых. Появление зубов. Дифференциация зубов. Особенности
строения пищеварительной системы в связи со способами питания и переваривания
пищи.

Основные этапы эволюции органов дыхания. Формирование органов дыхания из
покровов беспозвоночных. Разнообразие органов дыхания. Формирование органов
дыхания в эмбриогенезе. Дифференциация органов дыхания. Типы легких. Механизмы
дыхания.
Основные этапы эволюции кровеносной системы. Типы кровеносных систем.
Появление сердца. Форменные элементы. Пигменты крови. Появление и разделение
кругов кровообращения. Увеличения числа камер. Разделение крови на артериальную и
венозную. Холоднокровность и теплокровность .
Основные этапы эволюции нервной системы. Типы нервной системы. Формирование
нервных узлов. Цефализация. Прогрессивное развитие нервной системы трубчатого
типа. Дифференциация на головной и спинной мозг. Типы головного мозга. Кора
больших полушарий.
Основные этапы эволюции органов чувств. Специализация клеток эпителия.
Концентрация и дифференциация чувствительных клеток. Образование аппарата,
воспринимающего раздражение. Формирование и виды органов чувств. Формирование
органов чувств в эмбриогенезе. Взаимосвязь уровня развития нервной системы и
органов чувств с
образом жизни, жизнедеятельностью
организмов и
приспособленностью к среде.
Основные этапы эволюции выделительной системы. Типы выделительных систем.
Продукты обмена. Формирование органов выделения в эмбриогенезе. Утрата связи с
целомом. Установление связи с кровеносной системой.
Эволюция половой системы.
Обособление первичных половых клеток. Формирование половых желез.
Эмбриогенез половых желез. Типы развития
4. Тематическое планирование курса
Количество часов: 11класс- 34ч.
Количество часов в неделю: 1 ч
Тема

Количество
часов

Введение .
1
Эволюция – наука об историческом процессе развития природы
1
Эволюция растительных тканей и возникновение вегетативных органов растений.
2
Возникновение многоклеточности. Дифференцировка клеток,
1
образование тканей.
3
Эволюция корня
Происхождение корня. Функции корня. Виды корней. Типы 1
корневых систем.
4
Зоны корня. Видоизменения корней в связи с их функциями. 1
Эволюция корня.
Эволюция побега
5
Строение побега: стебель, почки, листья. Виды и типы побегов.
1
Ветвление побега. Видоизменения побегов: корневище, клубень,
луковица, столоны, колючки.
6
Эволюция стебля. Функция стебля. Особенности строения
1
внешнего и внутреннего. Различия в строении стеблей растений
класса Двудольные и класса Однодольные.
7
Эволюция листа. Функции листа. Внешнее строение листа.
1
Формы листьев. Жилкование. Листорасположение.
Анатомическое строение листа. Видоизменения листьев: чешуи,
колючки, усики, ловчие аппараты. Строение и виды почек
Эволюция органов размножения растений.
Спора. Разноспоровость: мегаспора, микроспора. Мужской и
8

1

1

9
10
11

женский гаметофиты. Антеридии и архегонии. Семя. Строение
семени.
Чередование поколений: гаметофит и спорофит. Эволюция
гаметофитного и спорофитного размножения
Строение цветка. Функции частей цветка. Типы цветков.
Происхождения цветка. Эволюция генеративных органов.

Царство Животные. Основные этапы эволюции покровов.
12 Беспозвоночные и позвоночные животные: происхождение
покровов
в
эмбриогенезе.
Кожно-мускульный
мешок.
Возникновение многоклеточного покрова. Железы.
13 Представители типов животных, особенность их строения,
жизнедеятельности и многообразия.
14 Эволюция систем органов животных.
Основные этапы эволюции скелета
15 Гидростатический «скелет» беспозвоночных. Наружный скелет
моллюсков. Наружный скелет членистоногих.
16 Происхождение скелета в эмбриогенезе. Формирование осевого
скелета. Хорда. Замена хорды хрящевым скелетом. Замена
хрящевого на костно-хрящевой и костный скелеты.
17 Дифференциация позвоночного столба на отделы. Преобразование
парных плавников в скелет свободной конечности. Грудная клетка.
18 Эволюция пищеварительной системы у беспозвоночных и
позвоночных
животных.
Пищеварительная
полость.
Пищеварительная трубка. Дифференциация пищеварительной
трубки на отделы. Пищеварительные железы
19 Типы ротовых аппаратов у насекомых. Появление зубов.
Дифференциация зубов.

20
21

22

Особенности строения пищеварительной системы в связи со
способами питания и переваривания пищи.
Основные этапы эволюции органов дыхания.
Формирование органов дыхания из покровов беспозвоночных.
Разнообразие органов дыхания.
Формирование органов дыхания в эмбриогенезе. Дифференциация
органов дыхания. Типы легких. Механизмы дыхания.

Основные этапы эволюции кровеносной системы.
Типы кровеносных систем. Появление сердца. Форменные
23 элементы. Пигменты крови.
24 Появление и разделение кругов кровообращения. Увеличения числа
камер..
25 Разделение крови на артериальную и венозную. Холоднокровность
и теплокровность
Основные этапы эволюции нервной системы.
26 Типы нервной системы. Формирование нервных узлов.
Цефализация..
27 Прогрессивное развитие нервной системы трубчатого типа.
Дифференциация на головной и спинной мозг.
28 Типы головного мозга. Кора больших полушарий
Основные этапы эволюции органов чувств.
29 Специализация клеток эпителия. Концентрация и дифференциация
чувствительных клеток.

1
1

1

1
1
1
1

1
1

1

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1

Образование аппарата, воспринимающего раздражение.
Формирование и виды органов чувств.
Основные этапы эволюции выделительной системы
31 Типы выделительных систем. Продукты обмена. Формирование
органов выделения в эмбриогенезе.
Эволюция половой системы.
32 Обособление первичных половых клеток. Формирование половых
желез. Эмбриогенез половых желез. Типы развития.
33- Итоговое занятие – защита проектов.
34
30

1

1

2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».