Положение об инклюзивном обучении

Положение
об инклюзивном образовании обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
в МАОУ Троицкая СОШ
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение
определяет
порядок
организации инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ Троицкая СОШ (далее ОУ).
1.2.
Положение
разработано
в соответствии с Конституцией
Российской
Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным
законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего
образования
обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, введенным в действие
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598,
Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья, утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации №273 ФЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Инклюзивное
образование–обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
Адаптированная
основная
общеобразовательная программа
(адаптированная
образовательная программа) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц.

1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение
общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами и удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с
ОВЗ
на
основе гуманистических ценностей и принципов социальной модели
понимания инвалидности; создание
специальных образовательных условий для
коррекции
нарушений в их развитии
и
социальной
адаптации, индивидуализация
образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов
обучения.
1.4. Задачи инклюзивного образования:
-освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными
государственными образовательными стандартами;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции
особенностей их психофизического
развития,
эмоционально-волевой
сферы,
активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов,
форм и методов обучения;
- формирование у детей, развивающихся типично, и детей с ОВЗ позитивного опыта
социального взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности;
2. Организация инклюзивного обучения
2.1.
Инклюзивное
образование
детей
в школе
может быть организовано:
- в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в
одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми
обучающимися);
- в форме открытия отдельного (малокомплектного) класса для детей с ОВЗ;
- в форме индивидуального обучения.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность возможны
следующие модели инклюзии:
- полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со
сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной образовательной программе (АОП) в
соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом
случае коррекционная помощь детям
с
ОВЗ
оказывается
посредством
организации
индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК (ТПМПК) о создании
специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП (АОП), а также на
основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса;
- частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе (адаптированной образовательной
программе)
по
индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по
отдельным видам организованной
образовательной деятельности)
с
индивидуальными
/групповыми
занятиями
по
другим
предметам образовательных областей
индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством организации
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением
ПМПК (ТПМПК), программой коррекционной работы АООП (АОП). Обучающиеся с ОВЗ участвуют
в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях,
совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если
это не
препятствует
совместной образовательной
и
воспитательной
деятельности
и
не
противоречит
рекомендациям психолого-педагогического консилиума Школы;

- социальная инклюзия – при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному
учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив
сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых
мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности
в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума Школы.
2.3. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе организации
инклюзивного
образования детей с ОВЗ осуществляется решением ПМПК совместно
с родителями/законными представителями, и зависит от степени выраженности особенностей
физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению
в среду типично развивающихся сверстников и фиксируется в индивидуальном учебном плане
обучающегося с ОВЗ.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Школе являются:
- создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые образовательные
потребности учащихся с ОВЗ;
- создание специальных образовательных условий;
- деятельность службы психолого–педагогического и социального сопровождения обучающегося
с ОВЗ и его семьи;
- повышение квалификации педагогических работников и администрации Школы в области
инклюзивного образования.
2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по АООП (АОП) осуществляется
только
с согласия их
родителей (законных представителей) и на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по общеобразовательной
программе
предметов
образовательных
областей учебного плана определяются совместно
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося
с ОВЗ и
специалистами ПМПК.
2.7. Этапы реализации инклюзивного образования в школе: Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных
документов и запроса родителей (законных представителей);
- предварительное определение для учащегося модели инклюзивного
образования,
учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в
образовательный процесс;
- определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
- разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной
образовательной программы);
- определение специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение дополнительных
ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания специальных образовательных
условий в соответствие с заключением ПМПК (ТПМПК);
- заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап: устанавливается на первую четверть с момента начала обучения в
инклюзивной форме и включает в себя;
- организацию диагностической работы учителя и специалистов
- психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей
и
дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);
- по истечении диагностического периода разработку психолого-педагогическим консилиумом
рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и
ознакомление с заключением
о рекомендованной форме родителей/законных представителей
обучающегося с ОВЗ.

Основной этап:
- разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута
обучающегося с ОВЗ;
- корректировка
адаптированной
образовательной
программы
в соответствии
с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического
периода;
- реализация адаптированной
основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
-мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
- вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном
этапе обучения решается на заседании ПМПК (ТПМПК).
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии
определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии
с
установленными
требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости классов.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются
адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для
инвалидов также в соответствии
с
индивидуальной
программой
реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
3.3.Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная образовательная
программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в
том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося.
3.4.При
реализации
общеобразовательных
программ
используются
различные
образовательные
технологии,
в
том
числе
дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
3.5.Адаптированная основная
общеобразовательная
программа/адаптированная
образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
3.6.Обязательным разделом адаптированной основной общеобразовательной
программы
/адаптированной образовательной программы
является
программа
коррекционной
работы.
Коррекционно-развивающая работа в школе проводится как в рамках урочной, так и
внеурочной деятельности.
3.7.Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий
и
занятий
внеурочной
деятельности
(организованной
образовательной
деятельности), которое определяется школой в соответствии с установленными требованиями
СанПиН.
3.8.Режим работы
при организации инклюзивного образования определяется
Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
3.9.Адаптированные
основные
общеобразовательные
программы/адаптированные
образовательные программы могут реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством
сетевой формы их реализации.
3.10.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-

педагогическим консилиумом Школы.
3.11.Рекомендуется
обеспечивать
участие
всех
детей
с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
3.12.Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
3.13.Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.14.Государственная
итоговая
аттестация
выпускников
МАОУ Троицкая СОШ,
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ адаптированным
образовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
3.15.Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам/ адаптированным образовательным программам и успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца.
4. Порядок принятия и срок действия Положения
4.1. Данное

Положение рассматривается и принимается на психолого-педагогическом
консилиуме
МАОУ Троицкая СОШ и утверждается приказом директора
образовательной организации.
4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием
только решением педагогического совета.
4.4. Изменения
и дополнения к Положению
принимаются на
педагогическом
совете образовательной организации в составе новой редакции Положения,
которое
утверждается приказом директора образовательной организации. После принятия
новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».