Оглавление 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования ................ 3 1.1. Пояснительная записка .................................................................................................. 3 1.2. Цели и задачи дополнительного образования ................................................................. 4 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования ОО .......................................... 4 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования.. 6 2.1. Содержание дополнительного образования ..................................................................... 6 2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного образования ...... 7 2.3. Планируемые результаты освоения программы .............................................................. 8 3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования10 3.1. Учебный план МАОУ Троицкая СОШ по реализации образовательной программы дополнительного образования ................................................................................................ 10 2 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1. Пояснительная записка Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ Троицкая СОШ (далее - ОО) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативноправовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р); - Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р; - Федеральные требования к образовательным ООм в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106; - Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ; - Устав МАОУ Троицкая СОш Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в ОО создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим 3 компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.2. Цели и задачи дополнительного образования Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся ОО соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: - изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; - обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам; - обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; - формирование условий для создания единого образовательного пространства; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе; - формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования ОО Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в ОО заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. 4 Деятельность МАОУ Троицкая СОШ по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах: - природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет; - гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка; - демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; - творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов; - свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста; - дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Функции дополнительного образования: - образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; - воспитательная – обогащение культурного слоя ОО, формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; - информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); - коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; - рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; - интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; - компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; - социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; - самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 5 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Содержание дополнительного образования Дополнительное образования обучающихся ОО реализуется через естественнонаучную, туристско-краеведческую и социально-гуманитарная направленности. Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к научноисследовательской деятельности обучающихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебноисследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования. Задачи: -формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения; -формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; -развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране окружающей среды (способности к анализу экологических ситуаций). Целью туристско-краеведческой направленности является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристскокраеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее. Задачи: -усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности; -создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников; -формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края; Социально-гуманитарное направленность в системе дополнительного образования ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является одной из главных задач социально-гуманитарного направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Содержание образовательных программ соответствует: достижениям мировой культуры, российским традициям; определенному уровню образования; направленностям дополнительных общеразвивающих программ; современным образовательным технологиям, которые отражены: - в принципах обучения; - в формах и методах обучения; 6 - в методах контроля и управления образовательной деятельностью; - в средствах обучения. Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования ОО: практические (упражнения, самостоятельные задания) наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения) демонстрационные (экскурсии) дидактические (использование обучающих пособий) иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати) словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение) игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников) ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга) технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми) репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении. Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале) проблемные (проблемная ситуация, научный поиск) частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов) исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания) Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные Виды занятий: Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.) Конкурс Фестиваль Соревнование Экскурсия Концерт Выставка Викторина и т.д. 2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного образования Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программнометодического, психологического характера. Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в ОО и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности ОО, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 7 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако всоответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях 7 (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 35 – 45 минут. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 6 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические занятия, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)). Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования. В МАОУ Троицкая СОШ созданы необходимые условия для организации дополнительного образования: Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования ОО информируются все участники образовательных отношений. Материально-технические условия обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися определенных результатов; 2) соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников. Кабинеты ОО оборудованы проекторами, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет». Актовый зал (на 100 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны, колонка, ноутбук, микшерный пульт, микрофонная стойка. 2.3. Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими 8 компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности. Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.) Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ Троицкая СОШ позволит достичь следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: – сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей; – совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования. 2. Ресурсное обеспечение: – создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; - улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей; - создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров; - создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности дополнительных общеразвивающих программ. 3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей: - организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом; - содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; - внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей. 9 3. 3.1. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования Учебный план МАОУ Троицкая СОШ по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2021 – 2022 учебный год Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования ОО направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности школьников. Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового, программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности: 1. Естественнонаучная направленность 2. Туристско-краеведческая направленность 3. Социально-гуманитарная направленность Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2021 – 2022 учебный год Всего часов по Количес програм тво часов ме в год в неделю (34 недели) Направленность Название объединения Ф.И.О. педагога Количе ство групп Естественнонаучная «Живой мир» Флягина О.В. 1 1 34 Туристско краеведческая «Пеший туризм» 1 1 34 Пастухов В.А. «АБВГДейка» Котвицкая С.А. 2 2 34 «КВН» Мелькова Н.А. 2 2 34 Техническая «Легоконструир ование» Головина А.В. 1 2 34 Социальногуманитарная «Пресс-центр» 1 2 34 Техническая Подготовка к ОГЭ по информатике 1 2 68 Социальногуманитарная Ковальская И.А Димитриева Л.П. 10 Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Название программы Краткое содержание программы Естественнонаучная направленность «Живой мир» Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Предлагаемая тематика занятий биологического кружка имеет чётко выраженную предметную направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Живой мир» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры. Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед обучающимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Туристско – краеведческая направленность «Пеший туризм» Программа рассчитана на обучающихся 9 – 15 лет. Туризм способствует интересно и содержательно организовывать свой досуг, осваивать практические навыки в жизни; повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Занятия туризмом развивают морально-волевые качества: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Участие в туристских походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а так же способствует приобретению расширенных знаний об окружающем мире и его развитии. В процессе занятий знакомятся с природой и достопримечательностями родного края, ведём краеведческую работу, на практике применяем знания топографии, ориентирования, охраны природы. Туристские соревнования имеют своей целью подготовку туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Они направлены на совершенствование физического и умственного развития, способствуют изучению Родины, приобретению полезных навыков. Социально – гуманитарная направленность «АБВГДейка» Программа рассчитана на обучающихся 7-8 лет. Предлагаемая программа направлена на восполнение 11 «КВН» «Пресс-центр» пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи. Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности. Программа рассчитана на обучающихся 10-17 лет. Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы построения деятельности способствует выявлению и развитию творческих способностей детей разных возрастов. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому члену кружка осознавать и проявлять себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений и способствуют выявлению и развитию скрытого творческого потенциала детей, которые до настоящего времени не успели раскрыться и как-то проявить себя. Данная программа предусматривает вовлечение в творческий процесс обучающихся школьного возраста, выявление творчески одарённых детей. Программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов. Кружок "Пресс-центр" предназначен для формирования активной жизненной позиции, коммуникативных качеств, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, приобретение теоретических и практических навыков в работе с компьютером, фото и видеоаппаратурой. Актуальность данной программы связана с необходимостью развития у подростков жизненной позиции, нестандартного мышления, способности к творческому видению и отражению реальности, результативному общению, ответственности за свои дела, слова, поступки. Все эти качества играют важную роль в профессии журналиста и в немалой степени определяют поведение ребёнка ещё только мечтающего стать в будущем журналистом. Данная программа кроме увеличения возможностей развития ребёнка, способствует активизации общественной жизни школы при помощи регулярного выпуска школьных газет, а также интеграции детей в информационный процесс села, района, области, пресс-центр является одним из основных видов школьного самоуправления. 12 Техническая направленность «Легоконструирование» Программа рассчитана на обучающихся 7- 10 лет (1-3 класс). Использование ЛЕГОконструкторов в дополнительном образовании повышает мотивацию обучающихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. «Подготовка к ОГЭ по Программа рассчитана на обучающихся 15- 16 лет (9 класс). информатике» Курс разработан на основе требований к уровню подготовки учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений для ОГЭ по информатике и ИКТ, спецификации контрольных измерительных материалов ОГЭ. Программа направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ, а также на предварительную психологическую подготовку учащихся. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ОГЭ по информатике, выявить тексты для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ОГЭ. Основной тип занятий — практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов. (приложение 1). 13