Пояснительная записка Изменение общественно-экономических условий жизнедеятельности людей, произошедшее в конце ХХ века, неизбежно привело к смещению ценностно-целевых ориентиров и выдвижению новых требований к базовым компетентностям, которые необходимо формировать у подрастающего поколения. Отечеству нужны самостоятельные молодые люди, обладающие высокой личностной активностью, способные эффективно учиться на протяжении всей жизни, имеющие хорошее образование, являющиеся субъектами своей деятельности и развития, осмысленно осуществляющие выбор в различных жизненных обстоятельствах и отвечающие за его последствия, целенаправленно строящие свой жизненный путь. Приоритетное направление государственной политики формирует запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта, ориентированную на лучшие конечные результаты. Поэтому задача кружка КВН реализовывать концепцию модернизации системы дополнительного образования и информатизации. Помочь растущему человеку развить свои творческие способности, способствовать духовному и интеллектуальному росту, всестороннему развитию и воспитанию ребят. Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы построения деятельности способствует выявлению и развитию творческих способностей детей разных возрастов. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому члену кружка осознавать и проявлять себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений и способствуют выявлению и развитию скрытого творческого потенциала детей, которые до настоящего времени не успели раскрыться и как-то проявить себя. Данная программа предусматривает вовлечение в творческий процесс обучающихся школьного возраста, выявление творчески одарённых детей. Направленность программы – социально – педагогическая. Актуальность организации кружка заключается в том, что до настоящего времени дети нигде, кроме уроков русского языка, литературы не могли реализовывать свой творческий потенциал. Поэтому жизненно необходимо было создать кружок, в котором дети получали бы дополнительное образование, хотя бы на начальных этапах, в разных областях. Таким кружком и стала театральная студия КВН. Так как для успешного выступления КВНовцы должны уметь правильно говорить, танцевать, петь, быть креативными, творчески развитыми, наученными сценическому мастерству. Характеризуя актуальность темы, хочу подчеркнуть, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Совместная творческая работа помогает вырабатывать такие важные человеческие качества, как: терпимость, доброжелательность, взаимопомощь, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении цели и самоконтроль. Программа призвана обеспечить ряд профилактических мер по коррекции поведения подростков, активно содействует развитию творческих способностей школьников, учит их осознавать значимость своей деятельности. Новизна программы: программа важна для школьников тем, что она направлена на развитие активности, инициативности; способности эффективно отстаивать личные интересы; влиять на зрителей личностными качествами, в том числе и коммуникативными; оперировать суждениями, умозаключениями, аргументами; уметь возбуждать интерес к своей личности. Программа пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает их самостоятельность и инициативность, помогает раскрыть творческие способности. Возраст детей и их особенности Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, составляет 10 -17 лет, это обусловлено тем, что это возраст 5-11 классов (выступление на сцене в играх КВН, различные тематические капустники не предусматривают ограничение в возрасте). Подростковый возраст, хоть и труден, но очень податлив. Дети стараются самоутвердиться, у них нет прочной связи между тем, что есть и что будет. Когда они попадают в дружественную и интересную ситуацию, то раскрывают свои скрытые таланты, как цветок. А вам остается только насладиться красотой этого цветка. Вид детской группы постоянный, она набирается один раз по желанию детей (в кружок принимаются все дети, желающие его посещать, независимо от их талантливости). Количество детей в каждой из групп от 6 до 15 человек, это обусловлено правилами игры КВН. Режим занятий Кружок работает на протяжении всего учебного года. Режим занятий – 1 час в неделю. Объем общеобразовательной программы – 34 часа. Срок освоения общеобразовательной программы – 1 год. Уровеневость общеобразовательной программы – базовый. Формы обучения – групповая, фронтальная, индивидуальная, Виды занятий: Написание шуток; Штурм; Разработка сценариев; Разработка костюмов Разработка и дизайн декораций. Постановка номеров. Отработка номеров Отработка работы с микрофоном Отработка танцевальных движений Формы подведения результатов: регулярное выступление школьных команд участие в художественных смотрах, конкурсах выступления перед родителями и педагогами тестирования беседы Практическое занятие. Общий уровень предусматривает дать школьникам возможность проявить себя на сцене. Приобретение исполнительского мастерства и сценической культуры. Повышение творческой активности. Популяризация игры КВН. Цель: Развитие творческих способностей школьника через приобщение к КВНовскому движению в условиях сельской школы. Задачи: Обучающие: познакомить с историей КВНовского движения; рассмотреть механизм создания команды; помочь определить права и обязанности ее участников, распределить их по функциональным группам; познакомить с требованиями игр, правилами конкурсов; показать условия создания шутки, написания сценария; познакомить с правилами поведения на сцене; научить работе с болельщиками; повторить кодекс корпоративной этики; познакомить с литературой и Интернет-ресурсами. обучить выявлению зависимости подготовки и выступления команды; познакомить с редактированием речевых высказываний; рассмотреть ролевые, деловые и психологические игры, имитирующие реальные жизненные ситуации; помочь проводить рефлексию по следам собственной деятельности; познакомить с приемами решения и составления коммуникативных, логических, психологических и этических задач; помочь раскрыть собственное мыслеречетворчество обучаемых. выработать умения анализировать выступления команды, формулировать объективную оценку полученных результатов. Развивающие: содействовать развитию творческих возможностей учащихся; развивать личностные качества подростков; помочь учащемуся осознать свою роль в развитии движения КВН. активно содействовать развитию аналитических способностей учащихся в формировании собственных суждений в ходе реализации программы; способствовать раскрытию и утверждению социальных качеств личности. содействовать развитию творческих возможностей учащихся; Воспитывающие: воспитывать чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимовыручки; помочь осознать значимость деятельности каждого члена команды; создать мотивацию к познанию нового и интересного материала. формировать у учащихся установку на уважение каждой личности, ее понимание, одобрение, поддержку и доброжелательность; способствовать культуре поведения на сцене; создать мотивацию к познанию нового и интересного; помочь осознать значимость деятельности каждого. Отличительные особенности программы Особенностью построения программы является то, что коллектив учится на практике. Получая необходимые для первого выступления знания и навыки, команда ребят сразу начинает применять их в действии. После первого выступления проводится анализ результатов и снова поводится теоретический этап. В процессе подготовки второго выступления учитываются ошибки первого и т.д. Этот цикличный метод обучения способствует поддержанию интереса обучающихся и более крепкому закреплению полученных знаний и умений, которые они со временем передадут малышам. Подготовка каждого выступления разбита на 3 этапа: 1 этап – теоретический, он предусматривает разработку сценария, костюмов и декораций, подбор музыкального оформления. 2 этап – практический, предусматривает отработку навыков работы на сцене, с микрофоном, отработку танцевальных движений и репетиций самого выступления. 3 этап – итоговый, он представляет собой законченный блок, направленный на само выступление КВНовской группы. Причем все группы работают параллельно, по одной и той же теме. Дух соперничества старшей и младших групп помогает более качественной подготовке выступлений. Программа обучения предусматривает: Знакомство с методикой написания текстов миниатюр. Ознакомление с методикой поиска и отбора информации из различных информационных источников. Обучение навыкам сценического мастерства. Обучение навыкам работы с микрофоном. Обучение навыкам импровизации. Обучение первичным танцевальным навыкам. Обучение первичным вокальным навыкам. Организация ежемесячных выступлений, в играх КВН, различных концертах и праздниках. Повторение теоретического материала, изученного в 1 блоке, на протяжении всего курса обучения. Учебный (тематический) план № п/п Название темы, раздела 1 6,7 КВН игра века. История появления. Цели и задачи. Что должен уметь КВНщик. КВН «Разминка». Принцип подбора информации. Правила написания сценария «Разминки». Пробы «Разминки» на сцене. Составление сценария по теме «Школьник вчера, сегодня, завтра». Репетиция выступления. 8 9 2 3 4 Количество часов всего теория практик а 1 1 Формы аттестации /контроля анкетирование 1 1 1 1 Опрос План выступления 1 1 Опрос 1 1 Сценарий 2 2 Выступление на сцене. 1 1 КВН «Домашнее задание». Способы написания шуток на заданную тему. Написание шуток. 1 Выступление на сцене Итоговое выступление Информация по теме шуток 1 1 11 Отработка сценических действий при выступлении. 1 1 12 КВН “Мозговой штурм”. Правила проведения «Мозгового штурма». Проведение «Мозгового штурма» по заданной теме. 1 Шутки на заданную тему Выступление на сцене с микрофоном Опрос 1 Итоги «Мозгового штурма» 5 10 13 1 1 1 Подготовка к выступлению. Планирование работы по выступлению КВН. Написание сценария выступления. Репетиции. 1 1 План подготовки к выступлению 1 1 18 Выступление на сцене. 1 19 Методика поиска необходимого материала в печатных изданиях. Принцип придумывания шуток и миниатюр. 1 1 1 21 Методика поиска необходимого материала на электронных носителях. Работа в сети Интернет 1 1 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 Методика подбора музыкального сопровождения к сценарию. Выход и отбивка Отработка навыков работы на сцене с микрофоном. Танцевальные движения выхода. Культура поведения на сцене. Танцевальные движения отбивки. Сценическая речь. Сценарий выступления Выступление на сцене с микрофоном Итоговое выступление Работа с печатными материалами Шутки и миниатюры по заданной теме Работа в сети интернет, нахождение необходимой информации Музыкальный материал к шуткам 1 1 29 Отработка сценической речи. 1 1 30 Работа на сцене с микрофоном. Практическая отработка полученных знаний. 1 1 1 1 32 Детальная отработка танцевальных движений. 1 1 33 Детальная отработка сценической речи. Подведение итогов работы за год 1 1 1 1 Итого 34 14 15 16, 17 20 23 24 25 26 27 31 34 2 1 1 1 1 1 1 13 21 Опрос Работа с микрофоном движения на сцене Опрос Движения на сцене Анализ речи на сцене Выступление на сцене Приемы работы с микрофоном Сценарий итогового выступления Отработка танцевальных движений Отработка навыков сценической речи Итоговое выступление Содержание учебного (тематического) плана 1.КВН игра века. История появления. Цели и задачи. Беседа, цель которой: объяснение целей и задач работы коллектива. Комплектование группы, знакомство с учащимися. Анкетирование, с целью выявления творческого потенциала учащихся, и получения необходимых анкетных данных о семейном положении и родителях. 2. Что должен уметь КВНщик. Теория: Что должен уметь КВНщик. Этапы подготовки и выступления участников КВН. 3. КВН «Разминка». Принцип подбора информации. Теория: Лекционное занятие, цель которого объяснить правила отбора материала, рассмотреть различные источники информации, принцип придумывания шуток и миниатюр. 4. Правила написания сценария «Разминки». Теория: Правила написания сценария «Разминки». Определение темы выступления, распределение обязанностей и назначение ответственных за сбор материала для подготовки сценария. 5. Пробы «Разминки» на сцене. Составление сценария по теме «Школьник вчера, сегодня, завтра». Практическая работа: Разбираем сценарий, разбираем скелет выступления. Распределяем роли. 6. 7. Репетиция выступления. Практическая работа: Отрабатываем навыки работы на сцене, с микрофоном, сценической речи, культуры поведения на сцене. 8. Выступление на сцене. Практическая работа: Практическая отработка полученных знаний. Подготовка к конкурсу РАЗМИНКА.. 9. КВН «Домашнее задание». Способы написания шуток на заданную тему. Теория: Принципы подбора информации из различных источников, составления скелета выступления. 10. Написание шуток. Практическая работа: Обработка и редактирование собранного материала. 11. Отработка сценических действий при выступлении. Практическая работа: Отработка работы на сцене, с микрофоном, отработка сценической речи, культуры поведения на сцене. 12. КВН “Мозговой штурм”. Правила проведения «Мозгового штурма». Теория: Правила проведения «Мозгового штурма». 13. Проведение «Мозгового штурма» по заданной теме. Практическая работа: проведение «Мозгового штурма.» 14. Подготовка к выступлению. Планирование работы по выступлению КВН. Практическая работа: Определение темы выступления, распределение обязанностей и назначение ответственных за сбор материала для подготовки сценария. 15. Написание сценария выступления. Практическая работа: Обработка и редактирование собранного материала. Разбор сценария, разбор скелета выступления. 16. 17. Репетиции. Практическая работа: Отрабатываем навыки работы на сцене, с микрофоном, сценической речи, культуры поведения на сцене. 18. Выступление на сцене. Практическая работа: Итоговое выступление на сцене «Разминка». 19. Методика поиска необходимого материала в печатных изданиях. Теория: Методика отбора материала из печатных информационных источников. 20. Принцип придумывания шуток и миниатюр. Практическая работа: Принципы подбора информации из различных источников, составления скелета выступления. 21. Методика поиска необходимого материала на электронных носителях. Работа в сети Интернет. Практическая работа: Методика поиска необходимого материала на электронных носителях. Работа в сети Интернет. Обработка и редактирование собранного материала. 22. Методика подбора музыкального сопровождения к сценарию. Теория: Методика подбора музыкального сопровождения к сценарию. 23. Выход и отбивка. Теория: Разбор танцевальных движений Выхода и отбивки. 24. Отработка навыков работы на сцене с микрофоном. Практическая работа: Работа на сцене с микрофоном, сценическая речь, культура поведения на сцене. 25. Танцевальные движения выхода. Практическая работа: Детальная отработка танцевальных движений выхода. 26. Культура поведения на сцене. Теория: Культура поведения на сцене. 27. Танцевальные движения отбивки. Практическая работа: Детальная отработка танцевальных движений отбивки. 28. Сценическая речь. Теория: Понятие «Сценическая речь», её особенности. 29. Отработка сценической речи. Практическая работа: Отрабатываем навыки работы на сцене, сценической речи, культуры поведения на сцене. 30. Работа на сцене с микрофоном. Практическая работа: Отрабатываем навыки работы на сцене с микрофоном. 31. Практическая отработка полученных знаний. Практическая работа: Написание итогового сценария для выступления. 32. Детальная отработка танцевальных движений. Практическая работа: Детальная отработка танцевальных движений для итогового выступления. 33. Детальная отработка сценической речи. Практическая работа: Отрабатываем навыки работы на сцене для итогового выступления. 34. Подведение итогов работы за год. Практическая работа: Итоговое выступление. Планируемые результаты. Метапредметные результаты: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнени; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Предметные результаты: 1.Написание шуток, компоновка их в миниатюры: Школьник должен уметь: Создать смешную шутку на заданную тему. Составить из придуманных шуток миниатюру Школьник должен знать: Рамки тем, на которые можно шутить. Размер шуток и миниатюр. 2. Штурм. Школьник должен уметь: “Штурмовать”, то есть в воображении представлять ту или иную ситуацию, на которую можно в дальнейшем придумать шутку или номер. Школьник должен знать: Рамки тем, на которые можно импровизировать. 3. Разработка сценариев. Школьник должен уметь: Грамотно построить сценарий и сценарный ход того или иного выступления, конкурса. Грамотно подобрать музыку к выступлению, выходу и отбивке. Грамотно выбрать костюмы подходящие по стилю к выступлению Школьник должен знать: В каком порядке нужно ставить шутки и миниатюры. Какую музыку ставят на выход, отбивку и фон выступления. Содержание программы дополнительного образования клуба “КВН” Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: кабинет, сцена, колонки, ноутбук, микрофон. Информационное обеспечение: интернет, телевидение, методические указания педагога, обмен опытом с другими КВНщиками. Кадровое обеспечение: педагог – организатор Мелькова Наталья Александровна, учитель 1 категории. Формы аттестации: зачет/ не зачет. Освоение обучающих программ посредством игровой групповой деятельности (применение знаний на практике – турниры, фестивали, конкурсы и т.д.); Организаторских умений: по результатам участия команды в организации мероприятий, проектов и программ – на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов. Личностного роста: на основе творческой самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов. Результат аттестации может фиксироваться на 4-х уровнях: - минимальный, - базовый, - повышенный, - творческий. Характеристика уровней минимальный – обучающийся программу не освоил, т.е. не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков; не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом; базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале; повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету КВН; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в конкурсах, выставках городского уровня и выше; творческий - обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности в КВН, стабильно участвует в конкурсах, выставках, фестивалях, занимает призовые места. Список литературы: Список литературы для педагога 1. Аносова Л.П. Эталоны речевого мышления. Вопросы психологии, 1985, № 2. 2. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. – М., 1951. 3. Атватор И.Я. Я вас слушаю. – М., 1990. 4. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1988. 5. Баранов А.Н. Что нас убеждает. – М.: Знание, 1990. 6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы. – М., 1983. 7. Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975. 8. Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями. – Л., 1987. 9. Вазина К. Коллективная мыследеятельность. – М., 1990. 10. Горелов И. Безмолвный мысли знак. – М., 1991. 11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи. Русский язык в школе. 1985. 12. Зазерский Е.Я., Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. – М., 1975. 13. Иванова С.Ф. Искусство диалога. – Пермь, 1992. 14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986. 15. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994. 16. Князьков А.А. Техника речи и подготовка голоса. – М., 1988. 17. Крашенникова Е.А. Шаг навстречу. – М., 1988. 18. Лезер Ф. тренировка памяти. – М., 1979. 19. Мельников В.Н. Логические задачи. – Киев, 1989. 20. Методические рекомендации по организации тематических КВНов. – Свердловск, 1988. 21. Муравьев В.Л. От дыхания к голосу. – Л., 1982. 22. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. – М., 1969. 23. Побединская Л.А. Праздник для друзей. – М., 1999. 24. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. – М., 1993. 25. Сколотнева Л.Е. Праздники в школе. – СПб.,2002. 26. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993. 27. Степанченко Л.В. Лицо человека. – М., 1992. 28. Сценарии школьных праздников. Кн. 1. 2-е изд. – М., 2001. 29. Сценарии школьных праздников. Кн. 2. 2-е изд. – М., 2001. 30. Цзен Н.В. Психотренинг. – М., 1988. 31. Чурикова Р.Г. Моделирование ситуаций. – М., 1991. Список литературы для учащихся 1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1999. 2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся. – М., 1988. 3. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН! – Ростов-на-Дону, 2004. 4. Ворошилов В.Я. Феномен игры. – М., 1982. 5. Золотая книга хорошего тона. – Смоленск, 1999. 6. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. – М., 1995. 7. Побединская Л.А. Праздник для друзей: Сборник сценариев. – М., 1999. 8. 50 сценариев классных часов. – М., 1999. 9. Сколотнева Л.Е. Праздники в школе: Сценарии, конкурсы, викторины. – СПб, 2002. 10. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М., 1998. 11. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. – Ростов-на-Дону, 2004. 12. Сценарии школьных праздников. Кн. 1, 2-е изд. – М., 2001. 13. Сценарии школьных праздников. Кн. 2. – М., 2001. Интернет-сайты 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. altai.fio.ru bgunb.ru edu.vologda.ru fio.ru kcn.ru koriphey.ru psu.ru raduga.info solnet.ee