ДОП кружка естественно-научной направленности Живой мир

1

Пояснительная записка
Предлагаемая тематика занятий биологического кружка имеет чётко
выраженную предметную направленность.
В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Живой мир» будет
обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий,
фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и
на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие
учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 - 9 классов разного
уровня подготовки.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной
программы можно назвать следующие:
 Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является
дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
 Добавлен раздел изучения особенностей природы Свердловской
области
(растительный и животный мир, природоохранная деятельность).
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом
региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои
знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки
в области биологии перед обучающимися школы, так как предполагается организация
внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитан на 68 часов. Включает теоретические и практические занятия
по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В
рамках работы кружка организованы экскурсии и др.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка
будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью
биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях,
возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей
профессии.
Цель программы:
Познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с теми
сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми
организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли
человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за
происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
 Способствовать
популяризации
у
обучающихся
биологических
и
экологических знаний.
2









Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и
исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в
природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и
систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы
с микроскопом.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитывать интерес к миру живых существ.

Условия реализации программы.





Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 2 учебных часа в неделю
За год - 68 занятий.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях



Групповая
Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ,
биологической литературой.
Репродуктивные
выступлений.

методы: воспроизведение

беседа,

дискуссия,

полученных

знаний

работа
во

с

время

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных
презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:






положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых,
подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня,
фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и
экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать
аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с
научной и учебной литературой;
3





сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки,
одновременно приобретенные навыки организации внеклассной экологокраеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с
обучающимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира НСО;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны
природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым
объектам;
4

 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими
словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
 формирование и развитие компетентности
в области использования
информационно-коммуникативных технологий;
 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии
и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать
и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатамиобучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
бактериями, грибами;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
 роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5

 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Контрольно-измерительные материалы:
1. Формы контроля знаний:
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Отчеты по лабораторным работам.
Творческие задания.
Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.
Проектно-исследовательская работа.
Конференция.
Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении
внеклассного мероприятия.
Отчетная выставка.
2. Основной инструментарий для оценивания результатов:
Творческие работы.

Учебно-тематический план
№п/п

Название
раздела

Природа под
микроскопом.
2.
Осенние явления в
природе.
3.
Зеленый мир.
4.
Мир животных.
5.
Организм человека
6.
Эволюция природы.
7.
Весна в природе
8.
Природа под
охраной.
9.
Здоровье человека и
окружающая среда.
Итого: 68
1.

Общее
количество
часов
8

В том числе:
Теоретических Практических
4

4

7

4

3

7
8
7
8
8
7

5
4
3
5
4
4

2
4
4
3
4
3

8

5

3

6

Содержание разделов программы
Тема 1. Природа под микроскопом – 8 часов.
Теория
Введение. Методы исследования природы. Самые маленькие организмы.
Особенности и разнообразие бактерий Бактерии в жизни человека. Клетки растений и
животных. Что показал нам микроскоп.
Практика
Правила безопасности и меры первой помощи. Исследования природы с помощью
микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.
Тема 2. Осенние явления в природе – 7 часов.
Теория
Введение.
Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных.
Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала.
Практика
Правила
сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Подготовка выставки
и презентации мини-проектов.
Тема 3. Зеленый мир – 7 часов
Теория
Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений.
Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие?
Где живут? Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые
растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Свердловской области и
меры по их охране.
Практика
Определение
растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?»
Тема 4. Мир животных – 8 часов.
Теория
Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни
одноклеточных животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека.
Животные красной книги Свердловской
области и меры по их охране.
Практика
Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир беспозвоночных животных.
Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных
животных. КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина.
Тема 5. Организм человека – 7 часов.
Теория
Человек особенный. Как появился человек. Особенности высшей нервной деятельности
человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.
Практика
Выявление
доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов
7

человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека.
Проектная деятельность «Влияние вредных привычек на здоровье».
Тема 6. Эволюция природы – 8 часов.
Теория
Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало
эволюции. Рождение Земли.
Первые «живые» в океане.
Эволюционное дерево (аппликация).
Эволюция сегодня и завтра.
Практика
Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки современных
теплокровных.
Тема 7. Весна в природе – 8 часов.
Теория
Признаки весны. Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Свердловской области.
Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц.
Международный День птиц.
Практика
Весна в жизни растений. Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.
Способы вегетативного размножения растений.
Тема 8. Природа под охраной – 7 часов.
Теория
Экологические проблемы. Экологические организации. Состояние природы с.
Троицкого.
Методы охраны природы. Природоохранные территории. Экологическая тропа.
Практика
Исследования состояния природы. Экологические проекты. Экологическая акция
«Чистый берег!»
Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда – 8 часов.
Теория
Здоровье и факторы риска болезни Здоровье и наследственность. Здоровье и среда
жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека.
Здоровый образ жизни.
Практика
Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека.
Культура питания.
Анализ состава пищевых продуктов. Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое
отчетное занятие.

8

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Темы занятий

Теория

Практика

Природа под микроскопом.
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Введение. Методы исследования природы. Правила
безопасности и меры первой помощи.
Исследования природы с помощью микроскопа.
Правила работы с микроскопом. Приготовление
микропрепаратов.
Самые маленькие организмы. Особенности и
разнообразие бактерий.
Бактерии в жизни человека.
«Суд над бактерией».
Простейшие организмы.
Клетки растений и животных.
Что показал нам микроскоп.

1
1

1
1
1
1
1
1

Осенние явления в природе.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.
Осень в жизни растений и животных.
Грибное царство.
Что мы знаем о грибах.
«Тихая охота». Правила сбора и переработки
грибов. Первая помощь при отравлении.
Подготовка выставки и презентации минипроектов.
О чем нам осень рассказала.

1
1
1
1
1
1
1

Зеленый мир.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Мир растений. Особенности и многообразие
растений.
Тайны жизни растений. Строение растений и
жизнедеятельность. Органы растений и их функции.
Кто такие? Где живут? Определение растений.
Определение растений. Подготовка внеклассного
мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».
Роль растений в природе и жизни человека.
Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.

1
1
1
1
1
1
9

22.

Растения красной книги Свердловской области и
меры по их охране.

1

Мир животных.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.

Мир животных. Особенности и многообразие
животных.
Тайны жизни одноклеточных животных.
Выращивание культуры инфузории-туфельки.
Мир беспозвоночных животных.
Определение членистоногих по рисункам и
коллекции.
В мире позвоночных животных.
Холоднокровные животные.
В мире позвоночных животных.
Теплокровные животные.
Животные в жизни человека.
КТД создание настольной игры «Зоолэнд»
Животные красной книги Свердловской области и
меры по их охране.
Праздничная зоовикторина. Презентация новой
игры.

1
1
1

1
1
1
1
1

Организм человека.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Человек - особенный.
Как появился человек.
Выявление доказательств эволюции человека.
Особенности устройства и работы систем органов
человека.
Функциональные пробы и исследования работы
организма человека.
Особенности высшей нервной деятельности
человека.
Факторы здоровья человека.
Влияние вредных привычек на здоровье.

1
1
1
1
1
1
1

Эволюция природы.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Теория эволюции.
От Дарвина до Опарина.
Доказательства эволюции.
Начало эволюции. Рождение Земли.
Первые «живые» в океане.
Эволюционное дерево (аппликация).
Завоевание суши.
История динозавров.
Необыкновенные предки современных
теплокровных.

1
1
1
1
1
1
1
10

45.

Эволюция сегодня и завтра.

1
Весна в природе.

46.
47.

48.

49.
50.
51.
52.
53.

Признаки весны. Весна в жизни растений.
Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Свердловской
области.
Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады
овощных и комнатных растений.
Способы вегетативного размножения растений.
Весна в жизни животных.
Весенние пейзажи.
Секреты перелетных птиц.
Международный День птиц.

1
1

1

1
1
1
1
1

Природа под охраной.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

Экологические проблемы.
Экологические организации.
Состояние природы с. Троицкое
Исследования состояния природы. ПДК.
Методы охраны природы. Природоохранные
территории.
Экологическая тропа.
Экологические проекты. Экологическая акция
«Чистый берег!»

1
1
1
1
1
1
1

Здоровье человека и окружающая среда.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Здоровье и факторы риска болезни.
Здоровье и наследственность.
Здоровье и среда жизнедеятельности человека.
Влияние загрязнений среды на здоровье человека.
Анализ уровня загрязненности среды в результате
жизнедеятельности человека.
Здоровый образ жизни.
Культура питания.
Анализ состава пищевых продуктов.
Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое
отчетное занятие.

1
1
1
1
1
1
1
1

Условия реализации программы
1. Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
2. Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
3. Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.
11

Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи,
папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и
систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных
работ
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Транспаранты
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска.
Принципы и этапы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на
всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности,
который придаст системный характер образовательной деятельности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и
способов учебной работы.
Принципы обучения
Принцип сознательности, творческой активности и
самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
Принцип доступности обучения;
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил
воспитанников;
Принцип наглядности.
Формы и методы организации
Использование методов на занятиях:
12

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске.
Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных
сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться
местами.
Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность
обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:

Глубоко продуманные учебные цели;

Высокий уровень включённости учеников;

Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной
информации.
Формы организации занятий

Фронтальная (коллективная)

Групповая;

Индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей
группой. На кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все
дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение,
поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная
форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты,
выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным
заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения,
опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или
исследовательских работ.
Информационное обеспечение программы
Для обучающихся
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс. Учебник / М.: Дрофа,
2018 г.
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый
атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый
атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый
атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя.
– М.: Просвещение, 2000.
Для учителя
13

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к
мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с.
- (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемноценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым
стандартам).
4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.:
Просвещение, 2012. – 80с.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен
педагогическим опытом, практические рекомендации).
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа:
www.km.ru/ education
4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники»
•

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный
комплекс. (электронное учебное издание), фирма
«1 С», Издательский
центр «Вентана – Граф», 2007
• Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику
Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
•

Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс. (электронное
учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
•

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к
учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к
14

учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к
учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
• Биология 6 – 9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие
нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.
•

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».