ДОП социально-гуманитарной направленности Логокружок АБВГДЕЙКА

Пояснительная записка
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают
звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют
грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс
овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть
замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие
нормальный ход речевого развития.
Формирование звуковой стороны речи при нормальном ее развитии
происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции
звуков (движений и по0зиций органов речи, нужных для произношения) и
усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении
происходит на основе выделения сигнальных признаков и отличения их от
несущественных, не имеющих фонематического значения.
Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего
проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении
звуков.
Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей
встречаются и нарушения произношения слоговой структуры слова: пропуски
слогов, добавления, перестановки.
Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном
фонематическом развитии школьника, то есть о том, что ребенок в дошкольном
возрасте не проделал необходимой познавательной работы по вычленению
отдельных звуков из живой речи, по соотнесению их между собой. Если такому
ребенку не была своевременно оказана логопедическая помощь, он в
дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.
Как известно, для развития письменной речи важное значение имеет
сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при
письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова,
но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его
слухопроизносительной дифференциации. Умение выделять фонемы из слова и
правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий
развития звукового анализа.
Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие —
умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его,
выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове Таким
образом, умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе
слова предполагает достаточный уровень развития фонематического
представления у ребенка и овладения определенным учебным действием.
Чем ниже уровень практических обобщений звукового состава слова, тем
труднее формируются навыки звукового анализа, тем большие трудности
испытывают школьники при обучении письму и чтению.

Предлагаемая программа направлена на восполнение пробелов
подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно
развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи.
Цель программы: формирование функционального базиса навыков
письма и чтения у обучающихся 1- 2 классов, способствующего успешной
адаптации детей в учебной деятельности.
Задачи программы:
 формирование коммуникативных навыков;
 расширение представлений об окружающей действительности;
 формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной);
 обогащение и развитие словаря;
 коррекция и совершенствование фонематического восприятия и
представления, формирование навыка фонематического анализа и синтеза и
упрочнение звуко-буквенных связей;
 совершенствование
зрительно-пространственного
восприятия
и
координации в системе «глаз-рука»;
 предупреждение нарушений письма и чтения;
 развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания обучающихся.
Характеристика коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 66
групповых занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 35 минут. Время
занятий- вторая половина дня.
Обобщенная структура группового логопедического занятия:

мотивационная установка,

актуализация имеющегося опыта;

развитие фонематического анализа и синтеза,

лексико-грамматические упражнения,

развитие связной речи,

развитие неречевых процессов,

развитие мелкой моторики,

рефлексивный анализ.
Личностные результаты ребенка в результате реализации программы
логопедического кружка:
 умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению
состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего
здоровья;
 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Метапредметные результаты ребенка
программы логопедического кружка:

в

результате

реализации

 анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
 управление своим эмоциональным состоянием при общении со
сверстниками и взрослыми.
 использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов;
 готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные
результаты
логопедического кружка:

освоения

содержания

программы

К концу обучения дети должны знать:
 артикуляцию всех звуков родного языка;
 признаки гласных и согласных звуков;
 твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их
обозначающие;
 термины: предложение, слово, слог, ударение, гласный, согласный,
твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, звук, буква и др.
К концу обучения дети должны уметь:






различать гласные и согласные звуки;
различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
подбирать слова на заданный звук;
определять место звука в слове;
дифференцировать смешиваемые звуки в устной и письменной речи.

Качественным показателем эффективности коррекционной работы
является: положительная динамика в формировании устной и письменной речи;
повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма;
снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной
деятельности.

Учебно-тематический план работы кружка "АБВГДЕЙКА"
№
пп

Тема занятия

Коли-чество часов
Всего
теория практи
ка

1

3

Первичное обследование устной
речи учащихся. Комплектование
групп, подгрупп.
Вводное занятие. Инструктаж тпо
технике безопасности.
Развитие общей моторики.

4
5

1

2

1

1

1

0,5

0,5

Развитие мелкой моторики.

1

0,5

0,5

Развитие общей и мелкой
моторики.
Развитие слухового внимания и
памяти.
Развитие зрительного внимания и
памяти.
Сказка о Весёлом Язычке.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Формирование и уточнение
движений органов артикуляции.
Формирование речевого дыхания.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Упражнения, направленные на
развитие силы и высоты голоса.
Упражнения, направленные на
развитие темпа и ритма речи.
Что такое речь? Виды речи.

1

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

16

Что такое предложение? Схема
предложения.
Составление предложений по
картинке, по вопросам, по схеме.
Что такое слово?

1

0,5

0,5

17

Что такое слог?

1

0,5

0,5

18

Деление слов на слоги.

1

0,5

0,5

19

Практические упражнения.
Деление слов на слоги.
Практические упражнения.
Слоговой анализ и синтез слов.

1

1

1

1

7
8
9
10
11
12
13
14
15

20

Обследование
Инструктаж

1

6

Формы
аттестации/контро
ля

Отработка
практических
упражнений

1

1

1

Групповой,
индивидуальны
й

Групповой,
индивидуальны
й

Групповой,
индивидуальны
й

21

Практические упражнения. Ну-ка,
слоги, встаньте в ряд!

1

22

Что такое ударение?

1

23

Практические упражнения.
Выделение ударного слога.

1

24

1

25

Что мы слышим? Звуки природы и
звуки речи.
Гласные и согласные звуки.

1

1

26

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

1

27

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

1

28

В гостях у гласных звуков. Звук [а]
и буквы Аа.
Звук [а] и буквы Аа. Звукобуквенный анализ слов.
В гостях у гласных звуков. Звук [у]
и буквы Уу.
Звук [у] и буквы Уу. Звукобуквенный анализ слов.
В гостях у гласных звуков. Звук [о]
и буквы Оо.
Звук [о] и буквы Оо. Звукобуквенный анализ слов.
В гостях у гласных звуков. Звук [ы]
и буква ы.
Звук [ы] и буква ы. Звукобуквенный анализ слов.
В гостях у гласных звуков. Звук [и]
и буквы Ии.
Звук [и] и буквы Ии. Звукобуквенный анализ слов.
В гостях у Капитошки. Звуки [к,к*]
и буквы Кк.
В гостях у Тотошки. Звуки [т,т*] и
буквы Тт.
В гостях у Масяни. Звуки [м,м*] и
буквы Мм.
В гостях у Нафани. Звуки [н,н*] и
буквы Нн.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

1

0,5

0,5

1

0,5

Отработка
практических
навыков
Групповой,
индивидуальны
й
Отработка
практических
навыков

0,5
Групповой,
индивидуальны
й

Групповой,
индивидуальны
й

Отработка
практических
навыков

В гостях у Пыхтелочки. Звуки
[п,п*] и буквы Пп.
В гостях у Бубнилочки. Звуки
[б,б*] и буквы Бб.
В гостях у Гоготушки. Звуки [г,г*]
и буквы Гг.
В гостях у Хохотушки. Звуки [х,х*]
и буквы Хх.
В гостях у Додошки. Звуки [д,д*] и
буквы Дд.
В гостях у Свистелочки. Звуки
[с,с*] и буквы Сс.
В гостях у Звенелочки. Звуки [з,з*]
и буквы Зз.
В гостях у Выкалки. Звуки [в,в*] и
буквы Вв.
В гостях у Фыркалки. Звуки [ф,ф*]
и буквы Фф.
В гостях у звука [й] , буквы Йй.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

В гостях у Шипелочки. Звук [ш] и
буквы Шш.
В гостях у Жужжалочки. Звук [ж] и
буквы Жж.
В гостях у Лопотушки. Звуки [л,л*]
и буквы Лл.
В гостях у Рычалочки. Звуки [р,р*]
и буквы Рр.
В гостях у Цокоталочки. Звук [ц] и
буквы Цц.
В гостях у Чихалочки. Звук [ч] и
буквы Чч.
В гостях у Щекоталочки. Звук [щ]
и буквы Щщ.
В гостях у гласных звуков. Звук [э]
и буквы Ээ.
Гласные буквы Ее,Ёё,Юю,Яя.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

63

Двойная роль гласных букв
Ее,Ёё,Юю,Яя.
Звуко-буквенный анализ слов с
буквами Ее,Ёё,Юю,Яя.
В гостях у братьев ь и ъ.

1

1

64

Теперь все буквы знаю я!

1

1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Групповой,
индивидуальны
й

Отработка
практических
навыков

65

В гостях у Читалочки.

Итоговое занятие «Поиграем?
Поиграем! Почитаем? Почитаем!»
Итого:
66

1

1

1

1

Итоговый
контроль
Итоговый
контроль

66

Информационное обеспечение программы
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия
«Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
2. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
3. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.
4. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.
5. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
6. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.
7. И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.
8. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х
частях. М., Школа-Пресс, 1999.
9. Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
10.И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
11.А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
12.К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
13.Н.В. Новоторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль,
Академия развития, 1996.
14.Серия «Логопедические тетради». ООО «Дакота» Киров, 2012.
15.Серия «Учимся по карточкам». ООО «Дакота» Киров, 2012.
Список литературы для педагога
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.:
«Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная
методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96
с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи.
5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.

6. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при
общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.
М.,1996.
7. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной
школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.
8. Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
9. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для
логопедов. М., 2001.
10. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование
коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.
11. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп.
Волгоград, «Учитель» 2013,
12. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной
коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные
и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
13. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,
1983г.
14. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
15. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и
организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.
16. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
17. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
18. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
19. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.
20. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные
логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.
21. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. СП. Каро, 2005.
22. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с
интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006
23. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5
класс), 2008.
24. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у
школьников. М., 1980.
25. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4
кл., 2009.




Дидактическое обеспечение деятельности
Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:

























настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики,
листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.
Пособия для развития мелкой моторики:
настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики,
различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,
мозаика, паззлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.
Подборка игр на развитие мелкой моторики.
Пособия: «календарь природы» на магнитах
«алфавит в загадках» на магнитах;
картинки-символы для дифференциации звуков,
предметные картинки для звукобуквенного анализа.
Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и
согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости,
звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука
в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов.
Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей».
Учитель, 2009.
А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и
фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007.
Е.В.Мазанова. Комплект альбомов по коррекции дисграфии «Учусь не путать
буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать
с текстом», М.Гном и Д,
2008. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников в 2х
частях. М., школа-Пресс, 1999.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка
в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г.
Слоговые таблицы.
Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
Предметные картинки по лексическим темам.
Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
Серии картинок для составления рассказов.
Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
Алгоритмы для составления описательных рассказов.
Тексты для пересказа.

Контрольно – измерительные материалы
1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы
(1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.
2. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 –
7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
3. В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Интернет-ресурсы
Мультимедийные образовательные ресурсы.
Презентации к занятиям.
http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskayasluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
http://www.zavuch.ru ЗАВУЧ-инфо (сайт для учителей)
http://www.infourok.ru проект «Инфоурок».
http://www.uchmet.ru издательство «Учитель».
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com(Сеть творческих учителей)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».