Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение №1 к адаптированной образовательной программе начального общего образования УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ Троицкая СОШ ______М.В. Гусевой от «31 » августа 2022г. № - ОД Учебный план начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на 2022-2023 учебный год с. Троицкое, 2022 Пояснительная записка Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план МАОУ Троицкая СОШ на 2022-2023 учебный год – сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения адаптированной основной общеобразовательных программы, установленной федеральным государственным образовательным стандартом. Учебный план МАОУ Троицкая СОШ (далее ― Учебный план), реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-ти лет. Годовой и недельный учебные планы представлены 1 вариантом из 4-х вариантов: 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет); 2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет); 3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет). Выбор вариантов и сроков обучения МАОУ Троицкая СОШ осуществляет самостоятельно с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. МАОУ Троицкая СОШ определено чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов разработан с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках индивидуальных учебных программ (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ Троицкой СОШ на 2022-2023 уч.г. (недельный) Предметные области учебные предметы классы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1. Русский язык практика 1.2. Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Количество часов в неделю IV I II III Всего 3 3 2 3 3 4 3 4 3 4 3 4 4 4 2 5 13 15 10 16 2 2 2 2 8 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4 3 3 3 2 11 2 2 2 1 7 21 23 23 22 89 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Культура безопасности жизнедеятельности Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 1 21 23 23 23 90 6 6 6 6 24 2 2 2 2 Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» 2 2 2 2 Коррекционный курс «Ритмика» 2 2 2 2 4 4 4 4 Коррекционный курс «Логопедические занятия» Внеурочная деятельность 16 Учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ Троицкой СОШ на 2022-2023 уч.г. (годовой) Предметные области Количество часов в неделю учебные предметы классы Всего I II III IV Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 99 99 66 99 102 136 102 136 102 136 102 136 102 136 102 136 405 507 372 507 3. Естествознание 66 68 68 68 270 4. Искусство 66 33 34 34 34 34 34 34 168 168 99 102 102 68 371 66 68 68 68 270 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Культура безопасности жизнедеятельности 693 782 782 748 3005 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 693 782 782 198 204 204 204 66 68 68 68 Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» 66 68 68 68 Коррекционный курс «Ритмика» 66 68 68 68 132 136 136 136 5. Физическая культура 6. Технологии 3.1.Мир природы и человека 4.1. 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5.1. Физическая культура 6.1. Ручной труд Коррекционный курс «Логопедические занятия» Внеурочная деятельность 34 782 3039 810 540