Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение №1 к адаптивной образовательной программе основного общего образования УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ Троицкая СОШ ______М.В. Гусевой от «31 » августа 2022г. № - ОД Учебный план основного общего образования для слабовидящих обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа на 2022-2023 учебный год с. Троицкое, 2022 Учебный план основного общего образования для слабовидящих обучающихся МАОУ Троицкая СОШ на 2022-2023 уч.г. 1. Нормативно-правовые основания учебного плана Учебный план для 5-9 классов разработан на основе следующих документов: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598, от 17.07.2015 №734). 3) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 1644 и от 31 декабря 2015г. №1577). 5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576; от 28 декабря 2015 года № 1529; от 26 января 2016 года № 38). 6) Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» от 25.05.2015 г. 7) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 8) Примерная Основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г №1/15 в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020). 9) Адаптивная образовательная программа основного общего образования МАОУ Троицкая СОШ 10) Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 11) Положение об инклюзивном образовании обучающихся в ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов МАОУ Троицкая СОШ. 12) Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения Троицкой средней общеобразовательной школы. 2. Программно - целевые основания составления учебного плана Учебный план МАОУ Троицкая СОШ по предметным областям составлен и обеспечивает введение в действие и реализацию требования ФГОС ООО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Учебный план ОУ, реализующий АООП ООО для слабовидящих (далее - учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки слабовидящих обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план 5 - 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Учебный план для 5-9 классов (ФГОС) состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательной деятельности. Учебный план: — фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; — определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; — распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО для слабовидящих обучающихся, АООП ООО для слабовидящих обучающихся и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. Обязательные предметные области учебного плана слабовидящих обучающихся и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО. 3.Особенности организации образовательного процесса Обучение ведётся в 1 смену. Начало занятий – 8-00. Продолжительность урока составляет 40 минут. Длительность перемен: после 1, 2, 5,6 уроков – 10 минут, после 3,4 урока перемена по 20 минут. После уроков проводится влажная уборка помещений. Уборка коридоров проводится и во время занятий. Для обучающихся 5-9 классов устанавливается пятидневная рабочая неделя. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 56 классов – не более 6 уроков, для 7-9 классов – не более 7 уроков. Организовано горячее питание. Учебный год состоит из четырех четвертей, между ними каникулы. Продолжительность учебного года для 5-9 классов – 34 учебных недели. 4. Наполнение учебного плана основного общего образования Учебный план для 5-9 классов (ФГОС) Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов. В предметной области «Русский язык и литература» изучаются предметы: «Русский язык» (5 часов в неделю в 5 классе , 6 часов в неделю в 6 классе и 4 часа в неделю в 7 классе, по 3 часа в 8 и 9 классах), «Литература» (3 часа в неделю в 5-6 классах, 2 часа в неделю в 7 и 8 классах, 3 часа в 9 классе). В предметной области «Родной язык и родная литература» изучается предмет «Родной язык»- русский (0,5 часа в 5,6,7,8,9 классах) и «Родная литература» русская в (0,5 часа в 5,6,7,8,9 классах). Данные предметы способствуют формированию представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.. Право на получение общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых МАОУ Троицкой СОШ, в порядке, установленном законодательством об образовании. В предметной области «Иностранные языки» изучается предмет Иностранный язык (английский) (3 часа в неделю в 5-9 классах). В классах наполняемостью 20 человек и более обучение строится по группам. В предметной области «Математика и информатика» изучение предмета «Математика» в 5-6 классах предусматривается в объеме 5-ти недельных часов, изучение в 7, 8, 9 классах предмета «Алгебра» в объеме 3 часов в неделю, а предмета «Геометрия» - 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах, предмета «Информатика» - 1 час в неделю в 7, 8, 9 классах. В классах наполняемостью 20 человек и более обучение по предмету «Информатика» строится по группам. Изучение общественно-научных предметов: в 5-9 классах - «История» 2 часа в неделю, «География» 1 час в неделю в 5-6 классах и 2 часа в неделю в 7-9 классах. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) реализуется в 5 классе - 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений. Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. Предметная область «Естественно–научные предметы» представлена предметом «Биология»: в 5-6 классах - 1 час в неделю, в 7-9 классах – 2 часа в неделю (в 7 классе второй час биологии реализуется за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений). В предметной области «Искусство» изучаются предметы: «Музыка» и «Изобразительное искусство» по 1 часу в неделю в 5-7 классах, предмет «Музыка» в 8 классе – 1час. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена в 5-9 классах предметом «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». На изучение предмета «Физическая культура» отводится 3 часа в неделю в каждом классе (2 часа физической культуры из обязательной части увеличиваются на 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений). На изучение предмета ОБЖ отводится по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах. Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» - 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час в неделю в 8 классе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений В 8-9 классах введен факультативный курс «Решение математических задач» в 8-9 классах по 1 часу в неделю. Также часть, формируемая участниками образовательного процесса, реализуется через внеурочную деятельность, которая представлена в плане внеурочной деятельности. 5. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация в 5-9 классах подразделяется на: - годовую аттестацию - оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год, которая проводится по каждому учебному предмету, факультативному курсу по итогам учебного года; - четвертную - оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти) на основании текущей аттестации; - текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки (проверок). Четвертная промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету по итогам четверти как оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретного учебного предмета, курса по итогам учебного периода (четверти) на основании текущего контроля Годовая промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций, оценивается в баллах. Баллы «5»- отлично, «4»- хорошо, «3»- удовлетворительно, «2»неудовлетворительно определяются как среднее арифметическое четвертных в 5-9 классах и выставляются целыми числами в соответствии с правилами математического округления. При изучении факультативных курсов в 8-9 классах применяется безотметочная система оценивания. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме: - комплексной контрольной работы; - итоговой контрольной работы; - тестирования; - диктанта; - защиты индивидуального/группового проекта. По результатам годовой промежуточной аттестации учащиеся переводятся в следующий класс или переводятся условно при наличии академической задолженности. Для обучающихся 9 класса на основании результатов годовой промежуточной аттестации принимается решение о допуске к прохождению государственной итоговой аттестации. 6. Коррекционный курс «Индивидуальная программа формирования произвольной регуляции деятельности» проходит в рамках психологического сопровождения ребенка слабовидящего. Педагог-психолог проводит индивидуальные занятия по комплексному изучению и развитию личности школьника. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики познавательной сферы, интеллекта и умственного развития, эмоционального состояния, личностных особенностей и межличностных отношений; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающегося; формировании коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащегося с ОВЗ. Педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащегося. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов. Учебный план (недельный) основного общего образования (5-9 класс ФГОС) для слабовидящих обучающихся МАОУ Троицкой СОШ на 2022-2023 учебный год Предметные области Учебные V* VI VII VIII IX Все предметы го Классы Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык Иностранные языки (английский) Математика и информатика Математика Алгебра Геометрия Родной язык и родная литература Общественно-научные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Естественнонаучные предметы Искусство Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Основы духовнонравственной культуры народов России Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Технология Технология безопасности Физическая культура и Основы жизнедеятельности Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 3 3 3 3 3 15 5 5 3 3 3 10 9 2 2 2 6 1 1 1 3 2 2 2 2 2 10 1 1 1 1 2 1 2 1 2 4 8 1 1 2 2 3 7 2 2 1 2 2 4 8 4 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 3 1 7 1 1 2 3 32 3 32 3 32 15 155 Решение математических задач Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 32 Коррекционно-развивающая область: Коррекционный курс «Индивидуальная программа 3 3 3 формирования произвольной регуляции деятельности» * - часы 5 класса освоены обучающимися 5 класса в 2021-2022 уч. году 1 33 1 33 2 157 3 3 15 3 29 3 30 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебный план (годовой) основного общего образования (5-9 класс ФГОС) для слабовидящих обучающихся МАОУ Троицкой СОШ на 2022-2023 учебный год Предметные области Учебные V* VI VII VIII IX Всег предметы о Классы Обязательная часть Русский язык и Русский язык 170 204 136 102 102 714 литература Литература 102 102 68 68 102 442 Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык Иностранные языки (английский) Математика и Математика информатика Алгебра Геометрия Информатика Общественно-научные История России. предметы Всеобщая история Обществознание География Основы духовноОсновы духовнонравственной нравственной культуры культуры народов народов России России Физика Естественнонаучные Химия предметы Биология Родной язык и родная литература Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология безопасности Физическая культура и Основы жизнедеятельности Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого Часть, формируемая отношений участниками 17 17 17 17 17 85 17 17 17 17 17 85 102 102 102 102 102 510 170 170 102 68 34 102 68 34 102 68 34 340 306 204 102 68 68 68 68 68 340 34 34 34 34 68 34 68 34 68 136 272 34 34 68 68 68 102 68 238 136 68 34 68 272 136 34 34 34 34 68 34 34 34 34 68 68 68 102 102 102 986 1020 1088 102 34 238 34 34 68 102 102 510 1088 1088 5270 образовательных Решение математических задач Максимально допустимая недельная нагрузка 986 1020 1088 Коррекционно-развивающая область: Коррекционный курс «Индивидуальная 102 102 102 программа формирования произвольной регуляции деятельности» * - часы 5 класса освоены обучающимися 5 класса в 2021-2022 уч. году 34 34 1122 1122 68 5338 102 510 102