ВД Тропинка в профессию 1-4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение №1.18.
к основной образовательной программе
начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»
Уровень образования:

Начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

1 год
(2023-2024 уч.гг.)

Класс:

1- 4 классы

Составители:

Злобина Алена Яковлевна
Егорова Тамара Леонидовна
Лошко Елена Геннадьевна
Хакимжанова Светлана Александровна
Головина Анна Валерьевна

с. Троицкое, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию»
составлена на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной
школы «Тропинка в профессию», автор Бачкина Елена Николаевна, учитель начальных классов.
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых
шагов ребѐнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и
склонностями своего ребѐнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учѐба в
школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных
этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный,
закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребѐнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным
опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной
адаптации ребѐнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется
недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим
звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние
на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и
ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших
школьников в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно
большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится
целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших
классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к
выбору профессии. Главное - это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно
расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о
мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в
каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов,
конкретных ситуаций из жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее
развитие профессионального самосознания.
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации
способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Задачи:
 познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
 выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем
профессии;
 способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и
результатам их труда;
 способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребѐнка;
 способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки,
внимательности, справедливости и т.д.;
 способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
2

Ожидаемые результаты прохождения курса «Тропинка в профессию»:

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

расширение кругозора о мире профессий;

заинтересованность в развитии своих способностей;

участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений
обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования
гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных
профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким
образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский,
проблемный и творческий характер.
В результате изучения курса «Тропинка в профессию» младший школьник узнает:
 основные сферы профессиональной деятельности человека;
 основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
 предприятия и учреждения микрорайона, города;
 основные приѐмы выполнения учебных проектов;
будет уметь:
 оперировать основными понятиями и категориями;
 рассказывать о профессии и обосновывать еѐ значение в обществе;
 пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научнопопулярной литературы, СМИ, ИКТ.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинка в
профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы
интересов личности ребѐнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и
обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая
программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на
профориентационное обучение.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При
определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук
Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с
основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного
представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний,
умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у
младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; вчетвѐртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Рабочая программа курса «Тропинка в профессию» реализует направление духовнонравственное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определѐнной
профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире
профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность
тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребѐнок
становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
3

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска
знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это
способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой
деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без
творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов,
стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет,
плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс).На реализацию рабочей
программы курса « Тропинка в профессию » в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в
неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объѐм составляет 135 часов.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

поведенческие
навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов
работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять еѐ до конца учебных
действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои
действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими,
экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своѐ знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или
иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и
обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных
наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
4

понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при
наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения
природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных
источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить еѐ из одной формы в другую
(принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в
рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные
для партнѐра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для
решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную
деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи
партнѐрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к
партнѐрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно
и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела,
распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы,
желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнѐра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве,
стараясь найти варианты еѐ разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
(рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
5

Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые
конкретные жизненные ситуации.
Содержание курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
с указанием форм организации и видов деятельности
Основные направления рабочей программы курса
для начальной школы (1-4 класс)
«Тропинка в профессию»
Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление
к коллективному общественно-полезному труду.
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в жизни
человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении
целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент»,
конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас
(матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только
небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто
лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно(2 ч.). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы
соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и
т.д.
Оденем куклу на работу (2ч.). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой
картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник,
продавец).
Идѐм на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы
люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать
картинку, подходящую для работы.
Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур,
конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим модель
грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу
приносят наши знания.
Магазин (2ч.). Ролевая игра.
6

Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины?
Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте
буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник,
администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей
работающих в магазине?
Аптека (2ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания аптеки.
Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счѐтными палочками. Строим модель грузовика из
спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши
знания.
Больница (2ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр м/ф.
Игра со счѐтными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать
доктором. Какую пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без труда.. (
не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких
профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждениепрочитанного. Ответы
на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение
поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа.
В.Маяковский «Кем быть?» (2ч.) Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер,
доктор, конструктор, шофер.
К.Чуковский «Доктор Айболит» (2ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2ч.). Практическое занятие.
Профессия «Повар»(2ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы.
Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
Поварята. (2ч). Конкурс-игра.
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных
круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы.
Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (2ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп.
Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными
игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.
Дачный домик (2ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из
цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.
Моя профессия (2ч.). Игра-викторина.
7

Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на
ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит»(2ч.). Игра
«Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего
нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит» (2ч.).
«Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором
«Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра:
«Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог:
мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.
Профессия «Строитель»(2ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением
предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машинашофер.
Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных
коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
Экскурсии на предприятия города (3 ч.).
Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко
«Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность,
классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик,
крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
Модуль III «У меня растут года…»
(34 часа)
Что такое профессия (2ч.). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например,
«Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест).
Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий.
Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо,
пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента».
Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода).
Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик».
Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об
инструментах.
Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет
профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….».
8

Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить?
Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем
занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В.
Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета:
«Кто быстрее забьѐт гвоздь».
Мир профессий (2ч.). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии).
Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.
Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог
награждение лучших игроков.
Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлебхлебороб, одежда-портной. Чѐрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс
художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс
угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник,
сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из
одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.
Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об
истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая
игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.
Моя профессия (2ч). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать
инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей.
Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.
Наши друзья - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в библиотеку.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста,
бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги
(наборщик, печатник, переплетчик).
Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар.
Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер,
химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).
«Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию,
например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра
«Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить
профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение
стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр
мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь
трудом создана».
Стройка (2ч.). Экскурсия.
9

Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды
строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами:
бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение
ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение
итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2ч.). Практика.
Кулинарный поединок (2ч.). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурсэстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?»,
«Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее
нарежет овощи и тд.). Итоги конкурса, награждения команд.
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С.
Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание:
установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофѐра. Загадки о профессии шофѐр. Игра «Кто самый
внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация
«Улица».
Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс
строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой
инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение
участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать».
Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка».
Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд.
Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип»,
конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее
задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетноролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник,
наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты»
(написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких
специальностей работают над созданием газеты.
Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в
древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик
почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды
связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
10

Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами
(пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание –
сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей
пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек
- человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая
система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома
сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный
Дровосек.
Строительные специальности (2ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего
начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку
организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без
соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве
здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о
профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и
инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются».
Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.
Формы работы
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
Методы и приемы профориентации в начальной школе
Основные методы и приемы профориентации младших школьников:
11

В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются
знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека.
На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. В городе,
например, встретив продавца в магазине, поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна
такая профессия, чем она полезна. На стройке обратить внимание детей на то, как работают
строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в
школьный сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом,
например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. На классных часах
преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное
отношение к природе» и др.
Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о
разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах. Второклассники осваивают
различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с
учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких
профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся
каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно
на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.
В 3-4 классах продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом
периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство
ответственности за проделанную ими работу. Это подходящее время для знакомства с более
«сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь,
маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагог может сводить
учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки,
главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно
рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.
Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные кружки
художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие кружки помогут
ребенку определиться в выборе профессии.
Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в жизни
человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном
плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаѐтся
что-то сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и конкурсов по
профессиям по параллелям вполне реальная форма работа - это следующий ресурс, который надо
развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому
роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессиями – это неоценимый вклад в
расширение представлений ребѐнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть
игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, раздаточный материал,
виртуальный кабинет по профориентации. На сегодняшний день проводится работа по
профориентации в основном за счѐт интеграции в различные предметы, но в соответствии с новыми
стандартами необходимо развивать практическую деятельность детей по этому направлению,
подключая интернет – ресурсы. Заканчивая начальную школу, дети должны иметь начальное
представление о поиске сведений о профессии в современном информационном поле, не
ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей
поисковой и исследовательской деятельности.

12

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
Модуль I «Играем в профессии» (33 часа)

№п/п
1-2

Тема
«Все работы хороши»

Кол-во часов
2

форма проведения
занятие с элементами игрывидео-знакомства
дидактическая игра
беседа
занятие с элементами игры
беседа
занятие с элементами игр
видео-знакомство

3-4

«Кому, что нужно»

2

5-6

«Оденем
куклу
на
работу, едем на работу»
«Мы строители»

2

9-10
11-12

«Магазин»
«Мы идем в магазин»

2
2

Знакомство с атрибутами, ролевая игра
Экскурсия.
Ролевая игра

13-14
15-16
17-18

«Аптека»
«Больница»
«Какие
бывают
профессии»
С.Михалков
«Дядя
Степа»
«Дядя
Степамилиционер»
В.Маяковский
«Кем
быть?»
К.Чуковский «Доктор
Айболит»
Уход за цветами
Профессия повар
«Поварята»

2
2
2

Знакомство с атрибутами, ролевая игра
Знакомство с атрибутами, ролевая игра
Видео-знакомство, игровой час

2

Чтение, беседы, викторины

3

2

Экскурсия, видео урок, встреча с
работником полиции
Чтение, беседа, обсуждение «Кем я хотел
бы быть?»
Игра-демонстрация, викторина

2
2
2

практика
Экскурсия, видео урок, викторина
практикум

7-8

19-20
21-22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33

№
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10-11
12-13
14-15

2

2

Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
Кол-во часов
форма проведения
2
Занятие с элементами игры

тема
Мастерская
удивительных
профессий «Все работы
хороши»
«Разные дома»
«Дачный домик»
«Моя профессия»
«Профессия «Врач»

2
2
2
3

«Больница»
Доктор «Айболит»

2
2

Конструирование
Аппликация
Игра-викторина
Занятие с элементами игры, приглашение
врача
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевые
игры,
просмотр
мультфильма
13

«Кто нас лечит»
«Добрый
доктор
Айболит»
20-21-22 «Парикмахерская»
23-24
«Все работы хороши –
выбирай на вкус!»
25-26
Дж.
Родари
«Чем
пахнут ремесла»
27-28
Профессия
«Строитель»
29-30
Строительный
поединок
31-32-33 Экскурсии
на
предприятия города
34
«Где работать мне
тогда?
Чем
мне
заниматься?»
16-17
18-19

№
1-2

3
2

Экскурсия в медицинский пункт
Сюжетно-ролевая
игра,
просмотр
мультфильма
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра

2

Работа с текстами, инсценировка

2

Дидактическая игра

2

Игра-соревнование

3

Экскурсия. Мастер-классы.

1

Инсценировка стихотворения Александра
Кравченко
«Честный
ответ»,
мультимедиа.

2
2

Модуль III « У меня растут года…»
(34 часа)
тема
Кол-во часов
форма проведения
«Что такое профессия»
2
игровые программы, проект
«У кого мастерок, у кого
молоток»
«Истоки трудолюбия»
«Домашний помощник»
«Мир профессии»
«Угадай профессии»
«Какие
бывают
профессии»

2

беседа с элементами игры, конкурс

2
2
2
2
2

игровой час
игра-конкурс, сочинение
Викторина, ролевая игра
занятие с элементами игры
занятие с элементами игры

«Куда уходят поезда»
«Моя профессия»
«Наши друзья-книги»
«Откуда сахар пришел»
«Турнир
профессионалов»
25-26-27 «Все профессии нужны,
все профессии важны»
28-29 «Строим дом»
30
Операция « Трудовой
десант»
31-32 «Уход за цветами»
33-34 «Кулинарный поединок»

2
2
2
2
2

занятие с элементами игры
КВН, проект
Экскурсия в библиотеку
Презентация, беседа
конкурс-игра

3

Устный журнал

2
1

Экскурсия, конструирование
практикум

2
2

практикум
шоу-программ, проект

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14

15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
14

№
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14

15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

25-26

27-28
29-30
31-32
33-34

тема
«Любое дело - моѐ
счастье в будущем»
«По
дорогам
идут
машины»
«Все работы хороши»
«О
профессии
продавца»
«О
профессии
библиотекаря»
«Праздник в городе
Мастеров»
«Работники
издательства
и
типографии»
«Как приходят вести»
«Веселые мастерские»
«Путешествие в Город
Мастеров»
«Строительные
специальности»
«Время на раздумье не
теряй, с нами вместе
трудись и играй»
«Знакомство
с
промышленными
профессиями»
«Человек
трудом
красен»
«Успеешь сам - научи
другого»
«Чей участок лучше»
«Кулинарный поединок»

Кол-во часов
2
2

форма проведения
классный час, презентация, работа в
группах
беседы - тренинг

2
2

игра-конкурс
беседа-тренинг

2

беседа с элементами игры

2

КВН

2

Экскурсия в типографию, ролевая игра

2
2
2

Экскурсия на почту
Игра - состязание
профориентации - игра

2

Практикум, защита проекта

2

Игровой вечер

2

Конкурс-праздник

2

Игра-соревнование

2

Практикум

2
2

Практикум
Практикум

Список литературы для учителя
1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская
литература», 1987 – 192с.
2. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская
литература», 1989 -310с.
3. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская
литература», 1987 – 160с.
4. Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари –М.: Издательство «Детская литература»,
1989 -15с.
5. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза»,
2000 – 79с.
6. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература»,
1986 – 56с.
7. Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская
литература»,…1989-…с.
15

Дополнительная литература:
1. Барсева Л.Б. Обучение сюжетно- ролевой игре детей с проблемами интеллектуального
развития / Л.Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство «СОЮЗ», 2001 – 412с.
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство «
Учитель», 2009 – 159с.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. [Текст]/ П. П. Блонский. - Воронеж:
НПО «Модек», 1997. - 278с.
4. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного
образования детей [Текст]/ З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
5. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии
/ А.А. Катаева – М.: ВЛАДОС, 2001 – 220с.
6. Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
7. Сасова И.А. Экономика 2 кл. [ текст], тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н.
Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
8. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.:
Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.Шорыгина Т.А.
9. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».