РП _Практикум по русскому языку 5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ

Приложение № 1.23
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

5 лет
(2023-2029 уч.гг.)

Класс:

5-9 классы

Составители:

Пургина Надежда Юрьевна,
Котвицкая Светлана
Александровна

с. Троицкое, 2023 г.

Предмет «Практикум по русскому языку» предназначен для обучающихся 5-9 классов и
рассчитан на 34 часа в год. Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, ООП ООО МАОУ
Троицкой СОШ с учетом пособия по русскому языку Драбкиной С.В., Субботина Д.И. «Практикум по
орфографии и пунктуации», М.: Интеллект-Центр.
Предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского
языка в 5-9 классах.
Предметными результатами освоения учащимися программы «Практикум по русскому языку»
являются:
 усвоение основ научных знаний о языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
 освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
 функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы
текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
 опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; – проведение различных видов
анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
Личностными результатами освоения курса являются:
 понимание основных изученных в 5 - 9 классе языковых явлений;
 орфографических правил, изученных в 5-7 классе, и пунктуационных правил, изученных в 8 – 9
классе ;
 умение находить в словах изученные орфограммы; различать основные типы ор - форам;
применять нужный способ проверки написания и обосновывать свой выбор; правильно писать слова с
изученными орфограммами; пользоваться орфографическим словарем для проверки непроверяемых и
трудно проверяемых написаний; производить орфографический разбор слова; находить и исправлять
орфографические ошибки;
 умение учитывать связь с синтаксическими конструкциями, которые включают в себя те или
иные смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания;
 умение ориентироваться в таких разделах языкознания, как орфография и пункту- акция,
учитывая их системность, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами,
пунктограммами, принципами выбора написания), и правильно выбирать из десятков правил именно то,
которое соответствует данной орфограмме и пунктирам - мы. Такое умение значительно облегчает
задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических и пунктуационных
явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникактивной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разны- ми видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
 овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, со- хранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их со- держания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
o говорение и письмо:
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
 способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учеб-ным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
 коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных
тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание предмета «Практикум по русскому языку»
5 класс. 34 часа.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных.
Буквы И,А,У после шипящих.
Правописание разделительного Ъ и Ь знака.
Правописание -ТСЯ И –ТЬСЯ.
Правописание личных окончаний глаголов.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах.
Предложения с обращениями.
Простые и сложные предложения.
Сложные союзные и бессоюзные предложения.
Прямая речь.
Диалог.
Буквы З и С на конце приставок.
Правописание корней с чередующейся гласной. Буквы О-А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-.
Буквы О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-.
Буквы Ё, О после шипящих в корне слова.
Буквы И, Ы после Ц.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
Буквы О, Е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных.

НЕ с глаголами.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Гласные перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени.
Правописание Ь на конце слов после шипящих.
6 класс. 34 часа.
Повторение изученного в 5 классе.
Правописание корней с чередованием –КАС-, -КОС-.
Правописание корней с чередованием –ГАР-, -ГОР-.
Чередующиеся гласные в корне слова, обобщение и систематизация изученного.
Правописание букв Ы и И после приставок.
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.
Соединительные гласные О, Е в сложных словах.
Правописание сложных слов с ПОЛ-, ПОЛУ-.
Правописание разносклоняемых имен существительных.
Буква Ч и Щ в суффиксах имен существительных –ЧИК- и -ЩИК.
Гласные буквы в суффиксах имен существительных -ЕК-, –ИК-.
Буквы О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных.
НЕ с именами существительными.
НЕ с именами прилагательными.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных
существительных.
Различие на письме суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-.
Буквы О, Е после шипящих в суффиксах имен прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных.
Буква Ь на конце и в середине имен числительных.
Правописание неопределенных местоимений.
Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Правописание глагольных суффиксов –ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-.
Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения.

от

имен

7 класс. 34 часа.
Повторение изученного о глаголе. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие как часть речи.
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях причастий.
Причастный оборот.
Основные приемы сжатия текста.
Правописание частицы НЕ с причастием.
Правописание –Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Написание гласной суффикса глагола, действительных и страдательных причастий прошедшего
времени.
Правописание –Н-, -НН- в суффиксах отыменных прилагательных.
Правописание –Н-, -НН- в суффиксах кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных.
Деепричастие как часть речи.
Правописание частицы НЕ с деепричастием.
Грамматические признаки причастий и деепричастий.
Наречие как часть речи
Слитное и раздельное написание частицы НЕ с наречием
Буквы Е-И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий
Правописание –Н-, -НН- в суффиксах наречий
Правописание гласных букв О-Е на конце наречий после шипящих.
Правописание гласных букв на конце наречий
Слитное, раздельное и дефисное написание наречных сочетаний.

Правописание Ь после шипящих на конце наречий
Правописание производных предлогов.
Правописание союзов и омонимичных частей речи.
Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ, НИ с разными частями речи.
Различение на письме Частицы НЕ и частиц НИ.
8 класс. 34 часа.
Повторение изученного в 7 классе
Виды связи слов в словосочетании (согласование-управление-примыкание)
Тире между подлежащим и сказуемым
Виды односоставных предложений.
Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при них.
Однородные члены предложения, связанные соединительными союзами, и пунктуация при них.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.
Обособленные определения.
Приложение и знаки препинания при нем.
Обособленные обстоятельства.
Уточняющие обособленные обстоятельства.
Обращение и знаки препинания при нем.
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью .
Знаки препинания при диалоге.
9 класс. 34 часа
Введение. Значение курса, задачи. Знакомство с демоверсией ОГЭ. Критерии оценки
Рекомендации к написанию сжатого изложения
Основные приемы сжатия текста
Рекомендации к написанию сочинения
Повторение темы «Способы выражения главных членов предложения»
Повторение темы «Односоставные и двусоставные предложения»
Виды односоставных предложений
Сочинительные союзы
Отсутствие запятой перед союзом И в сложносочиненном предложении
Сложноподчиненные предложения
Придаточные определительные
Придаточные изъяснительные
Придаточные обстоятельственные. Придаточные образа действия, степени
Придаточные места. Придаточные времени
Придаточные условия. Придаточные причины
Придаточные цели. Придаточные сравнительные
Придаточные уступительные. Придаточные следствия
Придаточные присоединительные
Виды соподчинения придаточных предложений. Последовательное соподчинение
Однородное соподчинение. Параллельное соподчинение
Бессоюзные предложения. Правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном
предложении

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс. 34 часа.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15-16
17
18
19
20-21
22-23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Правописание непроизносимых согласных
Буквы И,А,У после шипящих
Правописание разделительного Ъ и Ь знака
Правописание -ТСЯ И -ТЬСЯ
Правописание личных окончаний глаголов
Тест по теме «Повторение изученного в начальных
классах»
Тире между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами
Обобщающие слова при однородных членах
Предложения с обращениями
Простые и сложные предложения
Сложные союзные и бессоюзные предложения
Прямая речь
Диалог
Буквы З и С на конце приставок
Правописание корней с чередующейся гласной. Буквы
О-А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖБуквы О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСБуквы Ё, О после шипящих в корне слова
Буквы И, Ы после Ц
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных
Правописание гласных в падежных окончаниях имен
прилагательных
Буквы О, Е после шипящих в суффиксах и окончаниях
имен существительных и прилагательных
НЕ с глаголами
Буквы Е-И в корнях с чередованием
Гласные перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего
времени
Правописание Ь на конце слов после шипящих
Итоговый тест по теме «Повторение изученного в 5
классе»
Итоговый урок.

Количест- Дата по
во часов плану
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Дата
факт.

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс. 34 часа.
№ п/п

Тема урока

Количеств Дата
по
о часов

плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12-13
14-15
16-17
18

19
20
21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32
33
34

Повторение изученного в 5 классе
Правописание корней с чередованием –КАС-, -КОСПравописание корней с чередованием –ГАР-, -ГОРЧередующиеся гласные в корне слова, обобщение и
систематизация изученного
Правописание букв Ы и И после приставок..
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИСоединительные гласные О, Е в сложных словах
Правописание сложных слов с ПОЛ-, ПОЛУПравописание разносклоняемых имен
существительных
Буква Ч и Щ в суффиксах имен существительных –
ЧИК- и
-ЩИК.
Гласные буквы в суффиксах имен существительных ЕК-, –ИК-.
Буквы О и Е после шипящих в суффиксах имен
существительных
НЕ с именами существительными
НЕ с именами прилагательными
Правописание Н и НН в суффиксах имен
прилагательных, образованных от имен
существительных
Различие на письме суффиксов имен прилагательных –
К-, -СКБуквы О, Е после шипящих в суффиксах имен
прилагательных
Дефисное и слитное написание сложных имен
прилагательных
Буква Ь на конце и в середине имен числительных
Правописание неопределенных местоимений
Правописание НЕ и НИ в отрицательных
местоимениях
Правописание глагольных суффиксов –ОВА-, -ЕВА, ЫВА-, -ИВАПравописание Ь в глаголах повелительного
наклонения
Итоговая контрольная работа по теме «Повторение
словарных слов, изученных в 6 классе»
Итоговый тест по теме «Повторение изученного в 6
классе»
Итоговый урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
2
2
1

1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1

Дата
факт

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 класс. 34 часа.
№

Тема урока

Количество часов
1

5
6
7
8

Повторение изученного о глаголе. Правописание личных
окончаний глагола. Тест
Тестирование за курс 6 класса
Причастие как часть речи.
Действительные причастия настоящего и прошедшего
времени
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени
Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени
Правописание гласных в окончаниях причастий
Причастный оборот. Тест.

9

Основные приемы сжатия текста. Сжатое изложение №1

1

10

Правописание частицы НЕ с причастием

1

11

Правописание –Н-, -НН- в суффиксах причастий и
отглагольных прилагательных. Тест
Сжатое изложение №2

1

1

16
17
18
19
20
21
22
23

Написание гласной суффикса глагола, действительных и
страдательных причастий прошедшего времени
Правописание –Н-, -НН- в суффиксах отыменных
прилагательных
Правописание –Н-, -НН- в суффиксах кратких причастий и
кратких отглагольных прилагательных. Тест
Сочинение-эссе №1
Деепричастие как часть речи. Тест
Сжатое изложение №3
Правописание частицы НЕ с деепричастием
Грамматические признаки причастий и деепричастий
Сочинение-эссе №2
Наречие как часть речи
Слитное и раздельное написание частицы НЕ с наречием

24

Буквы Е-И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий

1

25
26

Правописание –Н-, -НН- в суффиксах наречий
Правописание гласных букв О-Е на конце наречий после
шипящих. Тест
Правописание гласных букв на конце наречий
Слитное, раздельное и дефисное написание наречных
сочетаний.
Правописание Ь после шипящих на конце наречий
Правописание производных предлогов.
Правописание союзов и омонимичных частей речи. Тест

1
1

Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ, НИ с
разными частями речи.
Различение на письме Частицы НЕ и частиц НИ. Итоговый тест
Итоговый урок

1

1
2
3
4

12
13
14
15

27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

Дата
по
плану

Дата факт

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 класс. 34 часа
№ п/п Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Повторение изученного в 7 классе
Виды связи слов в словосочетании (согласованиеуправление-примыкание)
Тире между подлежащим и сказуемым
Виды односоставных предложений. Проверочная
работа
Однородные и неоднородные определения. Знаки
препинания при них
Однородные члены предложения, связанные
соединительными союзами, и пунктуация при них
Обобщающие слова при однородных членах и
знаки препинания при них
Вводные слова и предложения и знаки препинания
при них
Обособленные определения
Приложение и знаки препинания при нем. Тест
Обособленные обстоятельства
Уточняющие обособленные обстоятельства
Обращение и знаки препинания при нем
Отсутствие или наличие запятой перед союзом
КАК
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Знаки препинания при диалоге
Итоговая контрольная работа
Итоговый урок

Количество часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

Дата по
плану

Дата
факт

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 класс. 34 часа
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема урока

Количест Дата по
плану
во часов
Введение. Значение курса, задачи. Знакомство с
1
демоверсией ОГЭ. Критерии оценки
Рекомендации к написанию сжатого изложения
1
Основные приемы сжатия текста
1
Обучающее аудиоизложение №1 из банка ФИПИ
1
Рекомендации к написанию сочинения
1
Сочинение №1
1
Сочинение №2
1
Сочинение №3
1
Повторение темы «Способы выражения главных
1
членов предложения»
Повторение темы «Односоставные и двусоставные
1
предложения»
Аудиоизложение №2
1
Виды односоставных предложений
1
Сочинительные союзы
1
Отсутствие
запятой
перед
союзом
И
сложносочиненном предложении
Тест №1 по теме «ССП»
Сложноподчиненные предложения
Придаточные определительные
Придаточные изъяснительные
Придаточные обстоятельственные. Придаточные
образа действия, степени
Придаточные места. Придаточные времени
Придаточные условия. Придаточные причины
Придаточные цели. Придаточные сравнительные
Придаточные уступительные. Придаточные
следствия
Придаточные присоединительные
Тест №2 по теме «СПП»

в

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29

Виды соподчинения придаточных предложений.
Последовательное соподчинение
Однородное соподчинение. Параллельное
соподчинение
Бессоюзные предложения. Правила постановки
знаков препинания в бессоюзном сложном
предложении
Репетиционное тестирование в формате ОГЭ

30
31

Репетиционное аудиоизложение
Репетиционное сочинение

1
1

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

2

Итоговый урок

1

26
27
28

32-33
34

1
1

1

Дата
факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».