РП ВД Школьный театр Ералаш

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ

Приложение № 1.30.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школьный театр «Ералаш»

Составители:

Зыкова Ирина Александровна

с. Троицкое, 2023 г.

Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной
деятельности в сфере художественного творчества школьников-подростков обусловлена
необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практики
воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии
«приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Возникшая в XX в. и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования,
стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха
поглощает, перемалывает и выдаѐт за свои высшие образцы культурной деятельности
человечества.
Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое
начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от
человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания
богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому
воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение
продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов,
молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к
воспитаннику.
Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции
развития современного подростка, сложный социокультурный контекст его
существования. Игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства –
такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии,
самопародии, размытость эстетических категорий и этических границ.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к
эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество
подростков. Создавая художественные произведения, они прямо входят в пространство
эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или
безобразное.
Данная программа внеурочной деятельности школьников по художественному
творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах
природосообразности,
культуросообразности,
коллективности,
патриотической
направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения
воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного
творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи
естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития
природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также
формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество
школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться
в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур,
специфическими особенностями, присущими традициями тех или иных регионов, не
противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача
введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и

мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему
человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом,
в сфере искусства, в окружающем его мире.
Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству
предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детсковзрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даѐт юному человеку
опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия
для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения,
художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и
их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в
художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими
ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества;
ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных
поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов
образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и
школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного
опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько
равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип
патриотической
направленности
предусматривает
обеспечения
субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами
России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края.
Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной
деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений
(образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных
действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые
ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное
проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе
проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещѐ не
существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.
Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет – главное, что он должен
себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто
предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то
для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять
план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются
художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.
Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой к
музыкальному или драматическому театру, оркестру, ансамблю, объединениям
художников и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм,
ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет
чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта – соответствие
нравственным началам добра, справедливости, милосердия; креативность, значимость
порождения
чего-то
качественно
нового,
отличающегося
неповторимостью,

оригинальностью (своеобразием, незаурядностью)
и общественно-исторической
уникальностью.
Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные
изменения в окружающую социальную среду за счѐт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
 коммуникабельность – лѐгкость вступления в межличностное общение,
инициатива на начальном этапе взаимодействия;
 предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи,
субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость,
практичность, обладание изобретательностью и энергией, способность изыскивать
возможности и идти на преднамеренный риск;
 самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний,
принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом
своей воли, отсутствие ограничений и стеснений;
 организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по
образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации
действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия
функционирования еѐ частей в процессе решения какой-либо задачи;
 конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на
предмет принимаемых на себя обязательств;
 законность (легальность) – стремление действовать в рамках устанавливаемых
государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не
нарушать их.
Экзистенциальные проекты – проекты самовоспитания, ценностно-смыслового
самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). Для экзистенциальных
проектов принципиален опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека
и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии
избирательности и судьбоносности по отношению к внешним событиям.
Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности школьниковподростков в сфере художественного творчества предполагает:
 рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения
современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
 рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества
как диалога культур всех участников коллектива;
 рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного
творчества как полилога между авторами культурных текстов, исполнителями
культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в
художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного
осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности.
Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка
служат обострѐнность (на фоне полового созревания) восприятия эстетического и
возрастная сензитивность к самоопределению.
Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного,
открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания
художественных текстов и реальности как художественного текста.

Основная идея данной программы внеурочной деятельности подростков в сфере
художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность
нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а
уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного
творчества (актерское мастерство, ораторское искусство и т.д.). Именно поэтому
внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг
синтетических видов художественного творчества.
Синтетические виды художественного творчества позволяют вывести подростка на
проблему управления социокультурным пространством своего существования за счѐт
таких инструментов, как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура
социальных игр.
В любительском театр первым инструментом управления социокультурным
пространством существования школьника является сценирование или этюд, мыслительный
эксперимент или аналогия. Под сценированием в данном случае понимается «сборка круга
предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач еѐ участников и
реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определенными средствами,
доступными персонажам истории» (А.В. Гребѐнкин). Школьники, проиграв этюдэксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своѐм
жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в
подобной ситуации.
Вторым инструментом управления социокультурным пространством существования
человека являются философия и технология современного дизайна. Сегодня дизайн не
ограничивается
опредмечиванием
материальных
человеческих
потребностей,
современный дизайн обеспечивает овеществление духовных ценностей, реализует в
дизайнерской форме сущностное содержание времени.
Третий инструмент управления социокультурным пространством существования
человека – это режиссура социальных игр. Согласно этой идее существуют базовые игры
людей, т. е. фиксированные установки, определяющие их социальное и коммуникативное
поведение.
Режиссура социальных игр утверждает, что, во-первых, если определить базовые
типы людей, участвующих в некотором социальном взаимодействии, это взаимодействие
можно существенно оптимизировать. И во-вторых, что сам индивид способен изменять
свою базовую игру, хотя бы в результате прохождения специального тренинга.
Использование синтетических видов самодеятельного творчества позволяет
обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности
(роли актѐров, художников, режиссѐров, операторов, осветителей, организаторов).
Цель данной программы художественного творчества школьников – формирование у
них способности управления культурным пространством своего существования в процессе
создания и представления (презентации) художественных произведений.
Задачи внеурочной программы:
 расширение общего и художественного кругозора учащихся, общей и
специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников
художественного вкуса;
 формирование
способности
«прочтения»
жизненной
ситуации
межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом,
сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного
взаимодействия;

 развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия
с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного
межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
Формы и режим занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные,
постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные
события.
Репетиционные занятия (от лат. repetitio – повторение) – основная форма подготовки
(под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ,
отдельных номеров, сцен путѐм многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия – творческий процесс создания эстрадного представления,
осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.
Информационные занятия предполагают беседы и лекции. Фронтальная беседа –
специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом
мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция – представление,
демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на какой-либо вопрос.
Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какойлибо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Художественное образовательное событие – акт художественного творчества,
выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и
воспитательные эффекты художественного события для автора произведения обусловлены
встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению.

Учебно-тематический план на два года:
№
Темы занятий
Всего часов
п/п
Количество часов
Аудиторн Внеаудито
ые
рные
I год обучения
1.
Знакомство с особенностями
1
1
любительских занятий
театром. Введение
2.
Культура и техника речи.
3
2
1
Ритмопластика
3.
Учебные театральные
3
3
миниатюры
4.
Просмотр профессионального
2
2
театрального спектакля
5.
Пьеса-сказка
10
2
8
6.
Театральная игра
4
1
3
7.
Современная комедия
10
1
9
8.
Итоговое занятие
1
1
Итого за I год обучения:
34
7
27
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

№

II год обучения
Знакомство с особенностями
1
любительских занятий театром.
Введение
Культура и техника сценической
4
речи
Ритмопластика. Язык жестов.
3
Просмотр профессионального
2
театрального спектакля
Этика и этикет
4
Театральная мастерская.
5
Актерская игра.
Театр-экспромт
2
Мелодрама
12
Итоговое занятие
1
Итого за II год обучения:
34

Содержание программы:
Тема занятий

(первый год обучения)

1

4
3
2
2
1

2
10

2
4
2
10
1
24

Количество
часов

Сроки

Знакомство с особенностями любительских занятий театром. Введение.
1.

Вводная беседа. Игровой тренинг "Расскажи мне о себе".
Знакомство с планом работы кружка на год. Роль театра в
культуре, основные вехи развития театрального искусства.

1

Культура и техника речи. Ритмопластика.
2.

Игры по развитию внимания. Упражнения по развитию
речи.

1

3.

Артикуляционная гимнастика (пословицы и поговорки).
Чтение знакомых стихов (четко, выразительно, соблюдая
правила дыхания, с разной интонацией).

1

4.

Творческие задания «Профессионалы», «Что бы это
значило», «Перехват». Упражнения «Исходное
положение», «Зернышко». Творческие задания
«Изобрази», «Войди в образ».

1

Учебные театральные миниатюры.
5.

Актѐрский этюд. Наблюдения актѐра. Лаборатория актѐра
и режиссѐра. Учебные театральные миниатюры, скетчи.

1

6.

Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная
ситуация персонажа и способы решения. Таинственные
превращения.

1

7.

Творческие задания на сцене. « Театр – экспромт», «Войди
в образ».

1

Просмотр профессионального театрального спектакля.
8.

Посещение местного театра и поездки в другие города для
просмотра профессиональных постановок.

2

Пьеса-сказка.
9.

Выбор сказки. Распределение ролей. Чтение произведения.

1

10. Отработка чтения.

1

11. Репетиция. Творческие задания на сценической площадке.

2

12. Репетиция.

3

13. Подбор костюмов, работа над оформлением.

1

14. Генеральная репетиция.

1

15. Представление пьесы (новогодней сказки).

1

Театральная игра.
16. Сценки – импровизации. Работа с воображаемым
предметом.

1

17. Индивидуальные задания. Творческие задания на сцене.

1

18. Игры и упражнения.

1

19. Сочиняем сказку. Разыгрывание сказки. Сказочные
эстафеты.

1

Современная комедия.
20. Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии.
Природа смешного. Чтение пьес и выбор постановочного
материала.

1

21. Распределение ролей. Чтение произведения.

1

22. Отработка чтения. Репетиция.

1

23. Репетиция.

4

24. Подбор костюмов, работа над оформлением.

1

25. Генеральная репетиция.

1

26. Премьера пьесы-комедии.

1
Итоговое занятие.

27. Конкурс актерского мастерства. Подведение итогов работы
за год.

1

(второй год обучения)
Знакомство с особенностями любительских занятий театром. Введение.
1.

Вводная беседа. Игровой тренинг "Расскажи мне о себе".
Знакомство с планом работы кружка на год. Роль театра в
культуре, основные вехи развития театрального искусства.

1

Культура и техника речи.
2.

Работа над упражнениями направленными на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, правильной
артикуляции.

1

3.

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и
орфоэпии.

1

4.

Игры со словами, развивающие связную образную речь.
(«Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже
задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн –
Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и
оправдание»).

2

Ритмопластика. Язык жестов.

5.

Испытание пантомимой. Пантомимические этюды «Один
делает, другой мешает». («Движение в образе»,
«Ожидание», «Диалог»).

1

6.

Тренировка ритмичности движений. Совершенствование
осанки и походки.

1

7.

Знакомство с понятием «Язык жестов». Сочинение
собственной сказки без помощи слов. Игра «Крокодил».

1

Просмотр профессионального театрального спектакля.
8.

Посещение местного театра и поездки в другие города для
просмотра профессиональных постановок.

2

Этика и этикет.
9.

Культура речи как важная составляющая образа человека,
часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики,
интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость
речи. Нормы общения и поведения в различных ситуациях.

1

10. Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в
транспорте, в лифте», «На отдыхе», «Обращение»,
«Приветствие», «Как не надо вести себя в театре»).

1

11. Психологический автопортрет. (Составление подробной
психологической самохарактеристики).

1

12. Круглый стол «Азбука общения» с постановочными
номерами.

1

Театральная мастерская. Актерская игра.
13. Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актер
– единство материала и инструмента. Этюд на
одушевление неодушевленных предметов: «Из жизни
мороженного», «Оживи слова: лампочка, стиральная
машина».

1

14. Знакомство с понятиями «декоратор», «декорации»,
«реквизит». Эскиз к сказке Дж. Толкиена «Хоббит, или
туда обратно».

1

15. Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чем кричим
и о чем шепчем». Атмосфера различных мест действия.
Создание атмосферы леса, болота, моря, перемены.

1

16. Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А.
Крылова. Сценические этюды. Чтение стихотворений в
предлагаемых обстоятельствах.

1

Внутренний монолог. Театр одного актера. Работа над
интонацией и логическим ударением.

1

17.

Театр-экспромт.
18.

Знакомство с понятиями «импровизация», «экспорт».
Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.

2

Мелодрама.
19. Жанровые особенности мелодрамы. Чтение пьес и выбор
постановочного материала.

1

20. Распределение ролей. Чтение произведения, разбор
интонационных особенностей данного жанра.

1

21. Отработка чтения. Репетиция.

2

22. Репетиция.

5

23. Подбор костюмов, работа над оформлением, создание
масок, грима.

1

24. Генеральная репетиция.

1

25. Премьера пьесы-мелодрамы.

1
Итоговое занятие.

26. Конкурс актерского мастерства. Подведение итогов работы
за год.

1

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции,
логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную
речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика. Язык жестов» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений,
снизить последствия учебной перегрузки.
Разделы «Учебные театральные миниатюры» и «Театральная мастерская. Актерская
игра» предусматривают не только приобретение ребенком профессиональных навыков, а
также развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со
сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей
поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения,
нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть
искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного
развития учащегося и возможную его корректировку.
Раздел «Театр-экспромт» направлен на приобретение профессиональных навыков
ребенка, развитие стрессоустойчивости, фантазии, скорости и вариативность мышления, и
включает в себя упражнения, направленные на создание собственного уникального
сценария представления.

Разделы «Пьеса-сказка», «Современная комедия» и «Мелодрама» включают в себя
понимание ребенком особенностей различных жанров театрального искусства, выбор
материала для постановки на сцене, отработку и публичное выступление, направлено на
развитие сферы чувств, активации мыслительного процесса и познавательного интереса, а
также овладение навыками общения и коллективного творчества.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере
художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия, еѐ структуре, пространстве взаимодействия,
способах управления социокультурным пространством; овладение способами
самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных
ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение
способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов
типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнѐра.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет проведение
новогоднего праздника для подростков и учеников младших классов, попытка осознать
параметры заказа со стороны подростков и малышей, разработки художественного
замысла под основные параметры заказа.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению
организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере
художественного творчества. Для этого подросток овладевает инструментами
межличностного взаимодействия
(ведение переговоров, выявление интересов
потенциального партнѐра, исследование интересов зрительской аудитории, использование
различных способов информации). Здесь осваивается умение представить собственные
разработки заказчикам, зрителям, экспертам.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде. Например, любительский спектакль для жителей округи.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие
УУД:
Личностные результаты.
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Предметные результаты:
 чтение, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;








выразительное чтение;
различение произведений по жанру;
развитие речевого дыхания и правильной артикуляции;
изучение видов театрального искусства, основ актѐрского мастерства;
умение сочинять этюды по сказкам;
умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
 пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
 работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы и виды контроля
Ключевым условием успешной реализации программы внеурочной деятельности
является глубокое понимание и удержание педагогом в практической деятельности
культурных форм внеурочной деятельности.
Культурная форма внеурочной деятельности – это не только конкретная
организованность взаимодействия
педагога и воспитанников (например, беседа,
дискуссия, коллективное творческое дело, художественный проект), но и уместность
именно этой организованности в том или ином контексте (ситуативном, возрастном,
социальном, культурном, психологическом и т.д.). Без адекватных форм невозможно
удержать полноценное содержание (форма и есть то, что содержит). Именно владение
культурной формой внеурочной деятельности позволяет педагогу не только удерживать

актуальное содержание, но и уверенно наращивать новое содержание, составляющее зону
ближайшего развития школьника.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности школьников по
художественному творчеству можно выделить несколько еѐ этапов:
1) знакомство школьников с культурными текстами и способами их предъявления
профессионалами;
2) создание школьниками собственных продуктов художественного творчества;
3) предъявление результатов художественного творчества;
4) обсуждение как культурных текстов, так и способов их предъявления, в том числе
результатов собственного художественного творчества.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические
организационные формы:
Первый этап – лекция, рассказ, сообщение, фронтальная беседа, просмотр кино-,
видео-, телефильма, спектакля, концерта, дидактическая игра;
Второй этап – подготовка к представлению;
Третий этап – концерт, представление в кругу;
Четвѐртый этап – дискуссия, диспут, вечер общения в импровизированном кафе.
Формы первого этапа
Лекция (рассказ, сообщение) – представление, демонстрирующее в виде монолога
совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекции состоит в
квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, позволяющем слушателю
ориентироваться в информации.
Лекция даѐт возможность слушателю концентрировать своѐ внимание на основных
моментах представляемого материала. Непосредственное общение позволяет по ходу
процесса ориентировать изложение для более доходчивого восприятия данной
аудиторией; сама методика чтения лекции допускает элементы диалога (встречные
вопросы и дополнительные разъяснения лектора, риторические вопросы, работа над
планом и записью лекции) при доминанте монолога. Лекция должна быть для слушателя
прозрачна в информационном смысле. С самого начала определяются темы разговора,
задача предлагаемого монолога; заявляемый оратором тезис снабжается аргументами,
примерами, поддержками (высказываниями известных мыслителей или авторитетов в этой
области знания); окончание лекции связано с повторением задачи, всех основных тезисов.
Большие возможности создаѐт использование проблемного подхода, лекция в этом случае
может строиться как последовательное продвижение к ответу на заданный вопрос. Как
известно, хорошая лекция соответствует формуле «завлечь, увлечь и развлечь». Поэтому
немаловажно уделить внимание динамике изложения (ритму лекции), узнаваемости
примеров и ассоциаций. Этом смысле лектор обязан быть адекватен аудитории,
разговаривать на языке, принятом в этом обществе. Здесь значительного успеха
добиваются ораторы, сочетающие высокие образцы речевой культуры с элементами
молодѐжного и подросткового сленга.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий
руководит обменом мнениями по какому-либо вопросе (проблеме). Беседа предполагает
заранее разработанные вопросы. Требования к вопросам: правильность, конкретность,
простота и чѐткость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему,
нуждающуюся в обдумывании или споре. Неудачным может быть не отдельный вопрос, а
весь вопросник в целом, если в нѐм нет системы, «вытекающей из конечных задач
анализа». Воспитатель должен ясно представлять себе конечную цель беседы. Одна из
распространѐнных ошибок – обилие вопросов.

Разновидностью беседы является «Встреча с интересным человеком», формы которой
могут быть следующими:
 ток-шоу – интенсивная беседа по актуальной и неоднозначной проблеме;
 беседа от всей души – внимательный, заинтересованный разговор о личном
значении тех или иных событий, как правило, прошедших.
Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта – представление, в ходе
которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В
данной форме присутствует две функции взаимодействия – зритель и организатор
просмотра. Следует различать просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.),
подготовленного кем-либо, и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники.
Основанием для такого разделения являются признаки формы совместной деятельности.
Воспитательные потенциалы складываются из двух обстоятельств: содержание
демонстрируемого и характер взаимодействия в процессе просмотра. Первое
обстоятельство особенно важно при просмотре видеофильмов, спектаклей, второе
обстоятельство связано с совместным переживанием эмоционального подъѐма (например,
на концертах и спортивных соревнованиях). Кроме того, для целого ряда детских
объединений просмотр является способом наблюдения образцов профессиональной
деятельности. Методика использования просмотра в социальном воспитании включает его
подготовку, собственно проведение и организацию обсуждения. Прежде всего
педагогически обоснованный выбор объекта просмотра. Наличие современной
видеоаппаратуры создаѐт большие возможности для педагога. Подготовка к просмотру
предусматривает
эмоциональный
настрой
будущих
зрителей,
установление
содержательных связей между объектом просмотра и имеющимся опытом у школьников.
Обычно рекомендуется как информировать школьников об особенностях данного вида
искусства, так и характеризовать данное конкретное произведение. В случае если объект
просмотра связан с содержанием образовательной программы детского объединения,
обычно рекомендуется сформулировать комплект вопросов, позволяющих зрителю
целенаправленно изучать демонстрируемый объект, подготовиться к содержательному
анализу. Организация обсуждения направлена на то, чтобы помочь воспитаннику уяснить
непонятные моменты (мотивы поведения героев).
Дидактическая игра – работа с детьми в игровой манере, которая способствует
развитию навыков ориентирования на сцене, построения диалогов, быстрому
запоминанию слов героев инсценировки. Данная форма организации внеурочной
деятельности развивает зрительную память, наблюдательность и фантазию школьников.
Формы второго этапа
Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность
по обдумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п.
Возможно выделение каждого этапа как отдельной формы работы: придумывание
(разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация»
и т.п.), реализация замысла (репетиция). В методической литературе данную форму
работы рассматривают не как самостоятельную, а как первую часть представления. На
наш взгляд, это не совсем справедливо. Больший воспитательный потенциал имеет форма
работы, включающая элементы просмотра представления, обсуждение просмотра,
подготовку к представлению и показ собственного мини-спектакля. Это так называемый
незаконченный спектакль. Основной алгоритм этой формы работы следующий:
1) показ театрального представления, который носит проблемный характер,
действие спектакля останавливается в самый кульминационный момент;

2) обсуждение увиденного;
3) разработка сценария, репетиция;
4) показ вариантов окончания спектакля.
При помощи незаконченного спектакля можно решать задачи нравственного
воспитания школьников. Одним из кульминационных моментов подготовки к
представлению является генеральная репетиция. Еѐ основные задачи:
 отметить продолжительность представления и каждого элемента в отдельности;
 выстроить последовательность эпизодов программы;
 выверить акустические возможности зала, сопоставить акустику инструментов.
Отредактировать звуковую режиссуру через акустическую аппаратуру (пульт и
звуковые колонки) и баланс звучания в оркестре (оркестровые нюансы,
звучание соло и групп);
 наметить расположение участников на сцене (станки, пульты, микрофоны);
 отработать поведение артистов на концертной сцене (выход и уход
исполнителей и т.п.);
 отработать световое оформление концерта и каждого эпизода в отдельности
(работа с режиссѐрами по свету).
Формы третьего этапа
Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для
зрителей художественных номеров (танец, песня, декламация, театральная миниатюра и
др.). В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают
выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников. В наших размышлениях о
способах бытия воспитательного сообщества есть такие способы, как «гастроль» и
«витрина». Гастролировать могут не только детские хореографические студии,
драматические кружки, но и самый обычный класс, когда школьникам есть что показать
зрителям и есть желание куда-нибудь выехать, выйти с концертом. «Витриной» мы
назвали такой способ, когда в детский коллектив приглашаются гости. В этом случае
концерт или спектакль показывают в помещении своего класса или в школьном актовом
зале.
Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной
программы. В практике работы классных руководителей встречаются отчѐтные годовые
концерты, когда все ребята демонстрируют свои успехи в художественном творчестве за
прошедший год. В понятие «отчѐтный концерт» также входит концертное выступление
всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает
развѐрнутую программу ы одном или двух отделениях, подготовленную собственными
силами. Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а
также жизни или творчеству какого-либо человека, называются тематическими.
Представление в кругу – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг
какого-либо предмета (новогодняя ѐлка и т.п.), предполагающее перемещение участников
по кругу.
Формы четвёртого этапа
Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу
(проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Различают
следующие разновидности дискуссии: «круглы стол», «заседание экспертной группы»,
«форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание», «техника аквариума» (М.В.
Кларин).

Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит
демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Диспут
трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную
научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута
выражают различные мнения и суждения. Диалогические элементы диспута придают
эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения еѐ
логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть
названы умения излагать свою точку зрения доказательно, аргументированно, сохранять
выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению
оппонента.
Вечер общения в импровизированном кафе – специально организованное на одной
площадке развлечение, имитирующее застолье.
Данная форма решает экзистенциальные задачи – обеспечение отдыха и приятного
времяпрепровождения для воспитанников. Воспитательной задачей вечера общения в
импровизированном кафе является оптимизация межличностных отношений в детском
объединении, формирование опыта совместного социально приемлемого проведения
свободного времени. Методика организации вечера общения в импровизированном кафе
предполагает организацию приѐма пищи, неформального общения, показа
художественных номеров (различного уровня импровизации), игр-развлечений,
конкурсных заданий, совместного пения или танцев.
Помимо адекватных культурных форм, для успешной реализации внеурочной
программы художественного творчества школьников необходимо создать условия,
обеспечивающие:
 жизнь и здоровье воспитанников;
 эмоциональное благополучие каждого воспитанника;
 включение каждого воспитанника в коллективное художественное творчество.
Методические рекомендации
Для полноценной реализации внеурочной программы художественного творчества
школьников необходима организация социального партнѐрства образовательного
учреждения, семьи и общественных структур художественной направленности.
В основе социального партнѐрства лежат следующие принципы:
 добровольность;
 взаимовыгодность и взаимодополняемость;
 взаимная ответственность и обязательность выполнения субъектами
достигнутых договорѐнностей;
 взаимопомощь и взаимозащита участников партнѐрства.
Ключевым фактором успешности социального партнѐрства в сфере реализации
образовательных программ является взаимодействие школы и семьи. Именно от
отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет
внеурочная деятельность школьника. Необходимо не только школьника, но и его
семью увлечь идеей и практикой воспитательного партнѐрства, особенно в вопросах
организации досуга детей, создания комфортной среды, положительного
эмоционального микроклимата и т.п.
Еще одним значимым моментом при работе с детским объединением является
воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление
коллектива, как единого целого, что способствует всестороннему эстетическому

развитию школьников, формированию нравственных качеств личности. В
организации данной работы помогают общие занятия, занятия по изучению
актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, подготовка и
проведение общих праздников, выступлений.
Большое значение придается на занятиях играм. Подобно тренингам, в игре
нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от школьников
нравственных решений, осознанного выбора модели поведения, ответственности за
свои действия. Одна из функций данной формы работы – воспитывать личность
самостоятельную, творческую, способную уважать других и себя. Другая функция
игры – физическое развитие, где совершенствуются двигательные навыки.
Основными ресурсами внеурочной деятельности являются:
 ресурсы, заложенные в самих детях;
 способности педагога и уровень их развития;
 опыт работы педагога-воспитателя;
 помощники (специалисты и педагоги учреждений образования, культуры и
спорта, активные и авторитетные учащиеся;
 информационно-методические ресурсы, включающие информацию о
детях, о содержании внеурочной деятельности, о ее организации и
методике.
Также результативность занятий создается путем использования приема
взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет
воспитания личностной ответственности ребенка.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материальноКоличество
технического обеспечения
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Бутаков В.М. Педагогические таинства дидактических игр:
учеб.-метод. пособие / В.М. Бутаков. – М., 2003.
2.
Бутаков В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приѐмов
обучения: кн. для учителя / В.М. Бутаков. – М., 2003.
3.
Гребѐнкин А.В. Сценическое движение: пособие для
руководителей театр. студий и шк. искусств: учеб. пособие
для системы доп. образования / А.В. Гребѐнкин. – М., 2003.
4.
Захава Б.Е. Мастерство актѐра и режиссѐра: учеб. пособие /
Б.Е. Захава. – М., 2008.
5.
КолчеевЮ.В. КолчееваН.М. Театрализованные игры в
школе. – М.: Школьная пресса,2000.-96с.(«Воспитание
школьников». Библиотека журнала. Вып.14)
6.
Станиславский К.С. Работа актѐра над собой в творческом
процессе переживания: дневник ученика / К.С.
Станиславский. – СПб., 2009.
7.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и
литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная пресса,
2003.-144
8.
Чехов М.А. Путь актѐра / М.А. Чехов. – М., 2000.
2. Печатные пособия
3. Технические средства обучения
9.
CD и DVD записывающие и проигрывающие устройства
10.
компьютер в сборе
11.
Мультимедиа проектор с экраном
4. Экранно-звуковые пособия
12.
коллекция классической музыки
5. Игры и игрушки
13.
домашние игрушки детей
6. Оборудование класса (актового зала)
14.
Мультимедиа проектор с экраном
15.
декорации, в зависимости от постановки спектакля
16.
компьютер
17.
аудиоаппаратура
Календарно-тематическое планирование «Школьный театр» 5 класс ФГОС
№п Название раздело и тем
/п

1

Знакомство с особенностями
любительских занятий театром
Вводная беседа. Игровой тренинг
"Расскажи мне о себе".

всего

Теорет практи
ически ческих
х
1
1

Дата
по
плану

Дата
факт.

2
3

4

5

6

7

8
9
10
11
12
13
14
15

Знакомство с планом работы
кружка на год. Роль театра в
культуре, основные вехи развития
театрального искусства.
Культура и техника речи.
Ритмопластика
Игры по развитию внимания.
Упражнения по развитию речи.
Артикуляционная гимнастика
(пословицы и поговорки). Чтение
знакомых стихов (четко,
выразительно, соблюдая правила
дыхания, с разной интонацией).
Творческие задания
«Профессионалы», «Что бы это
значило», «Перехват».
Упражнения «Исходное
положение», «Зернышко».
Творческие задания «Изобрази»,
«Войди в образ»
Учебные театральные
миниатюры
Актѐрский этюд. Наблюдения
актѐра. Лаборатория актѐра и
режиссѐра. Учебные театральные
миниатюры, скетчи.
Типы персонажей в театральных
миниатюрах. Проблемная
ситуация персонажа и способы
решения. Таинственные
превращения.
Творческие задания на сцене. «
Театр – экспромт», «Войди в
образ».
Пьеса-сказка.
Выбор сказки. Распределение
ролей. Чтение произведения.
Отработка чтения.
Репетиция. Творческие задания на
сценической площадке.
Репетиция.
Репетиция.
Репетиция.
Репетиция. Творческие задания на
сценической площадке.
Подбор костюмов, работа над
оформлением.

3
1
1

1

3
1

1

1

10
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18

19
20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Генеральная репетиция.
Представление пьесы (новогодней
сказки).
Просмотр профессионального
театрального спектакля.
Театральная игра
Сценки – импровизации. Работа с
воображаемым предметом.
Индивидуальные задания.
Творческие задания на сцене.
Игры и упражнения.
Сочиняем сказку. Разыгрывание
сказки. Сказочные эстафеты.
Современная комедия
Жанровые особенности комедии.
Разновидности комедии. Природа
смешного. Чтение пьес и выбор
постановочного материала.
Распределение ролей. Чтение
произведения.
Отработка чтения. Репетиция.
Репетиция.
Репетиция.
Просмотр профессионального
театрального спектакля.
Репетиция.
Репетиция.
Подбор костюмов, работа над
оформлением.
Генеральная репетиция.
Премьера пьесы-комедии.
Итоговое занятие
Конкурс актерского мастерства.
ИТОГО: 34 часа

1
1
1

1

4
1
1
1
1
10
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

7

1
1
1
1
27

Календарно-тематическое планирование «Школьный театр» 6 класс ФГОС
№п Название раздело и тем
/п
Знакомство с особенностями
любительских занятий театром.
Введение.
1. Вводная беседа. Игровой тренинг
"Расскажи мне о себе".
Знакомство с планом работы
кружка на год. Роль театра в
культуре, основные вехи развития
театрального искусства.
Культура и техника речи.
2. Работа над упражнениями
направленными на развитие
дыхания и свободы речевого
аппарата, правильной
артикуляции.
3. Игры по развитию четкой дикции,
логики речи и орфоэпии.
4. Игры со словами, развивающие
связную образную речь.
5. Игры со словами, развивающие
связную образную речь.
Ритмопластика. Язык жестов.
6. Испытание пантомимой.
Пантомимические этюды.
7. Тренировка ритмичности
движений. Совершенствование
осанки и походки.
8. Знакомство с понятием «Язык
жестов». Сочинение собственной
сказки без помощи слов. Игра
«Крокодил».
9. Просмотр профессионального
театрального спектакля.
Этика и этикет.
10. Культура речи как важная
составляющая образа человека,
часть его обаяния. Речевой этикет.
Нормы общения и поведения в
различных ситуациях.
11. Создание сценических этюдов.
12. Психологический автопортрет.
(Составление подробной

всего

Теорет практи
ически ческих
х
1

1

4
1

1
1
1
3
1
1

1

1

1
4
1

1
1

Дата
по
плану

Дата
факт.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

психологической
самохарактеристики).
Круглый стол «Азбука общения» с
постановочными номерами.
Театральная мастерская.
Актерская игра.
Этюд в разных видах искусства.
Театральный этюд. Актер –
единство материала и
инструмента. Этюд на
одушевление неодушевленных
предметов.
Знакомство с понятиями
«декоратор», «декорации»,
«реквизит». Эскиз к сказке Дж.
Толкиена «Хоббит, или туда
обратно».
Место звуков и шумов в жизни и
на сцене. Атмосфера различных
мест
действия.
Создание
атмосферы леса, болота, моря,
перемены.
Инсценировка по крылатым
выражениям из басен И.А.
Крылова. Сценические этюды.
Чтение стихотворений в
предлагаемых обстоятельствах.
Внутренний монолог. Театр
одного актера. Работа над
интонацией и логическим
ударением.
Театр-экспромт.
Знакомство с понятиями
«импровизация», «экспорт».
Разыгрывание «Сказки без
названия» без репетиции.
Разыгрывание «Сказки без
названия» без репетиции.
Мелодрама.
Жанровые особенности
мелодрамы. Чтение пьес и выбор
постановочного материала.
Распределение ролей. Чтение
произведения, разбор
интонационных особенностей
данного жанра.
Отработка чтения. Репетиция.

1
5
1

1

1

1

1

2
1

1
12
1

1

1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.

34.
35.

Отработка чтения. Репетиция.
Репетиция.
Репетиция.
Репетиция.
Репетиция.
Репетиция.
Подбор костюмов, работа над
оформлением, создание масок,
грима.
Генеральная репетиция.
Премьера пьесы-мелодрамы.
Просмотр профессионального
театрального спектакля.
Итоговое занятие.
Конкурс актерского мастерства.
Подведение итогов работы за год.
ИТОГО: 34 часа

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
8

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».