РП ИП 10

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ
Приложение № 1.16.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса

с.Троицкое, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе
составлена в соответствии с Основной образовательной программой
среднего общего образования МАОУ Троицкой СОШ, примерной
программой М.В.Половковой «Индивидуальный проект».

Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения
учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую
форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование
или
учебный проект).
Актуальность
данного
курса
обусловлена
потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно
грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью
формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как
она занимает особое место в совокупности компетентностей личности,
обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного
мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно
присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время
результаты многочисленных исследований учѐных, методистов, педагоговпрактиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися
ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей
из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких
учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических
задач, а также развитие способности проектирования и осуществления
целесообразной и результативной деятельности (познавательной,
конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением
школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом,
мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный

проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведѐнного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершѐнного учебного исследования или
разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и
опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
—
повышение
эффективности
освоения
обучающимися
основной образовательной программы, а также усвоения знаний и
учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания
на
освоение
инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде
и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом
в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким
образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть
теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы

в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение
собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей
нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или
иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя
один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала
выдвинуть свою идею, затем проработать еѐ, предъявить одноклассникам и
другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические
замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даѐт
возможность
еѐ
вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего
опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные
карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе
на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и
оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета,
следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и
научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые
включены
в
процесс
тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально
подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать,
как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения участников
события;
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаѐт
вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные
варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с
общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах,
распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные
оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечѐнный специалист, владеющий
способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом
проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта.
Для
старшеклассников,
занимающихся
проектами
и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в
которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.

Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведѐт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в
школе, достигнутые к моменту еѐ окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники
школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных
структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ
старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные
подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать
пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не
опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути,
является
метапредметной,
поскольку
предполагает освоение ряда
понятий,
способов
действия
и
организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы
ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи,
схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии,
сценирование события. Несмотря на то что программа называется
«Индивидуальный учебный проект», значительная
часть
занятий
предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи
курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить
отчѐты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые
учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде
научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются
доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчѐта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и
воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере
приѐма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального
проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности учащихся (учебное исследование или учебный
проект), направленную на формирование личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину,
уважение государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности

в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных
проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного
предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных
ценностей;
Предметные результаты освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект» отражают:

сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретѐнных знаний и способов действий
при
решении
различных
задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных
областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь
с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в
общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как
время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции
развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать
их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов
ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные

результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного
плана на ступени среднего общего образования. Согласно годовому
календарному графику школы образовательный процесс в 10 классе
осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по
учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и
промежуточной диагностики планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа,
дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с
документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям
по выработке запланированных навыков и
умений – выполнению
творческих заданий, итогом которых будет являться защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться
различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия,
публичное выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы
решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов,
презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов,
исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез,
сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний,
эвристический метод, исследовательский метод);

- методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами, навыки
решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и еѐ
защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются
участие
в
дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной
презентации по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
(5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о
нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ
уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые
в области проектирования: проект; технологические, социальные,
экономические,
волонтѐрские,
организационные,
смешанные
проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел
1.3.
Выдвижение
идеи
проекта.
Процесс
проектирования и его отличие от других профессиональных
занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П.
А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел
1.5.
Техническое
проектирование
и
конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская
деятельность, конструирование, техническое проектирование.

Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность
улучшить социальную сферу и закрепить определѐнную систему
ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтѐрские проекты и сообщества. Виды
волонтѐрских
проектов:
социокультурные,
информационноконсультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и
обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца»,
разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение
возможностей IT-технологий для решения практических задач в
разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная
работа
обучающихся
с
ключевыми
элементами проекта.
Раздел 2.1.
Проекты
и
технологии:
выбор
сферы
деятельности.
Раздел 2.2. Создаѐм элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование
актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над
проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел
3.3.
Целеполагание,
постановка
задач
и
прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, еѐ обработка
и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)

Анализ необходимых условий реализации проектов и
знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий:
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
инвестор,
благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение
понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные
фонды
и
компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности работы
команды над проектом, проектная команда, роли и функции в
проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта.
Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл
продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их
предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*.
Практическое
занятие
по
анализу
проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*.
Практическое
занятие
по
анализу
проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных
замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных
проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная
оценка проектных и исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов
и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с
экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект
«Разработка порта- тивного металлоискателя». Проектно-

конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная
оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная
оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения
проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту.
Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая
долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел
7.3.
Опросы
как
эффективный
инструмент
проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос,
интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по
бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика
для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального
проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных
проектов/ исследований старшеклассников

Календарно-тематическое планирование

№
Тема

1.

2.

Основное содержание

Кол- Виды
Формы
во
деятельности контроля
часов

Модуль 1. Культура исследования и проектирования

10

Что такое проект и почему Понятие проекта.
реализация проекта — это Происхождение понятия.
сложно, но интересно
Цели проектов. Проекты,
оказавшие влияние на
жизнь большей части
человечества.
Отечественные и
зарубежные масштабные
проекты.
Непредсказуемые
последствия проектов
Выдвижение проектной
Конечный результат
идеи как формирование
проекта. Логика работы
образа будущего
проектировщика. Отличие
проектирования от занятий
искусством, математикой и
других профессиональных

1

Лекция,
дискуссия

Входящий
контроль

1

Лекция,
дискуссия

Чек-лист
№1
Текущий
контроль

Дата

занятий. Реальное и
воображаемое в
проектировании
3.

4.

5.

Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности

Понятие «техносфера».
Искусственная среда.
Конструирование и
конструкции. Анализ и
синтез вариантов
конструкции. Функция
конструкции. Личное
действие в проекте.
Отчуждаемый продукт
Социальное
Отличие проекта от дела.
проектирование: как
Социальное
сделать лучше общество, в проектирование. Старт
котором мы живѐм
социального проекта.
Отношения, ценности и
нормы в социальном
проекте. Проек тирование
ценности. Проектирование
способов деятельности.
Мероприятия проекта
Анализируем проекты
Социальный проект
сверстников.
«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи проекта. План
реализации проекта.

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

Результаты проекта
6.

7.

8.

Исследование как элемент Цель и результат
1
проекта и как тип
исследования.
деятельности
Исследования
фундаментальные и
прикладные.
Монодисциплинарные и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод исследования.
Способ и методика
исследования
Проекты и технологии:
Приоритетные направления 1
выбираем сферы
развития: транспорт, связь,
деятельности
новые материалы, здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома» и «умные
города»
Создаѐм элементы образа Позитивный образ
1
будущего: что мы хотим будущего для себя и для
изменить своим проектом других. Понятие качества
жизни

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Проблемы практические,
1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы глобальные,
национальные,
региональные, локальные.
Комплексные проблемы
10. Первичное
Варианты самоопределения 1
самоопределение.
при выборе темы:
Обоснование актуальности актуальность, желание
темы для проекта
осуществить изменения,
или исследования
стремление обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта
4
9.

Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или побуждение к
действию?

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

11.

Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования

Проблемная ситуация.
Позиции конструктора,
учѐного, управленца,
финансиста

1

Лекция,
дискуссия

12.

Формулирование цели
проекта

Цели и ценности проекта.
Личное отношение к
ситуации. Соотнесение
прогноза и идеала.
Постановка цели и
принятие цели. Заказчик
проекта

1

Лекция,
дискуссия

Чек-лист
№2
Текущий
контроль

Перевод проблемы и цели
в задачи. Соотношение
имеющихся и
отсутствующих знаний и
ресурсов
14. Поиск недостающей
Информационный ресурс.
информации, еѐ обработка Объективность
и анализ
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление оснований
расхождения мнений
Модуль 4. Условия реализации проекта
13.

Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта

2

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

3

Планирование действий
Понятие планирования.
1
— шаг за шагом по пути к Основная функция
реализации проекта
планирования.
Инструменты планирования.
Контрольные точки
планируемых работ
16. Источники
Понятие бюджета
1
финансирования проекта проекта. Собственные
средства. Привлечѐнные
средства. Источники
финансирования.
Венчурные фонды.
Кредитование
15.

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

17.

18.

19.

20.

Модели управления
проектами

Контрольная точка. Ленточная 1
диаграмма (карта Ганта).
Дорожная карта

Лекция,
дискуссия

Модуль 5. Трудности реализации проекта

4

Планирование действий
Жизненный цикл проекта.
— шаг за шагом по пути к Жизненный цикл продукта.
реализации проекта
Переосмысление замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации
Источники
Возможные риски проекта.
финансирования проекта Способы предупреждения
рисков

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

Модели управления
проектами

1

Лекция,
дискуссия

Проблема. Цель проекта.
Задачи проекта. План
реализации проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации проекта.
Вариативность средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания

Текущий
контроль

21.

Планирование действий
Анализ ситуации. Критерии
— шаг за шагом по пути к сравнения проектных
реализации проекта
замыслов

1

Лекция,
дискуссия

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная 3
оценка проектных и исследовательских работ
22.

Позиция эксперта

23.

Оцениваем проекты
сверстников

Экспертная позиция.
1
Экспертное мнение и
суждение. Разные подходы к
проблематике проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту
Проект «Разработка
1
портативного металлоискателя»
Описание ситуации для
постановки проблемы и
задач на примере
проектно-конструкторской
работы. Преимущество
проектируемого
инструмента. Анализ
ограничений
существующих аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

24.

25.

26.

27.

Оценка начального этапа
исследования

Актуальность темы
исследования. Масштаб
постановки цели. Методики
исследования. Ход проведения
исследования. Обзор научной
литературы. Достоверность
выводов
Модуль 7. Дополнительные возможности
улучшения проекта
Технология как мост от идеи Изобретения. Технологии.
к продукту
Технологические долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем
Видим за проектом
Инфраструктура. Базовый
инфраструктуру
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры. Свойства
инфраструктуры
Опросы как эффективный
Социологический опрос как
инструмент проектирования метод исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта. Интернет-опросы.
Понятие генеральной
совокупности

1

Лекция,
дискуссия

7
1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

28.

Возможности социальных
сетей. Сетевые формы
проектов

Возможности сетей для поиска 1
единомышленников и
продвижения проектов

Использование видео- ролика Создание видеоролика как
в продвижении проекта
средство продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия». Сценарий.
Съѐмка. Монтаж
30. Оформление и предъявление Выстраивание структуры
результатов проектной и
текста для защиты. Основные
исследовательской
пункты и тезисы выступления.
деятельности
Наглядность, ѐмкость,
информативность выступления
31. Оформление и предъявление Выстраивание структуры
результатов проектной и
текста для защиты. Основные
исследовательской
пункты и тезисы выступления.
деятельности
Наглядность, ѐмкость,
информативность выступления
Модуль 8. Презентация и защита
индивидуального проекта
32. Презентация и защита
индивидуального проекта
33. Презентация и защита
индивидуального проекта
29.

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

Чек-лист
№3
Текущий
контроль

3
1
1

конференция Итоговый
контроль
конференция Итоговый
контроль

34.

Итоги проекта

1

Всего

34

Лекция,
дискуссия

Список
литературы
1.
Алексеев
Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2.
Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11
классы/
Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3.
Громыко Ю. В. Проектирование и программирование
развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия
развития об-разования, 1996.
Интеграция
детей
с
ограниченными
возможностями
в
образовательный процесс.
Начальная
школа /
авт.-сост.
Л.
В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
4.
Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев.
— Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
5.
Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа
школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В.
Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
6.
Перельман Я. И. Весѐлые задачи. Две сотни головоломок / Я.
И. Пе-рельман. — М.: Аванта+, 2013.
7.
Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная
книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В.
Кова-лев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос,
2014.
8.
Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное
собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906—
1911 / П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
9.
Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская.
— М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
10.
Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном
учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
11.
Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс.
Учебное пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М.
Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с

Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского моста (http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info).
Волонтѐрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
Проект
Smart-теплицы
(http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чѐм разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/
mini-pererabotka-plastika).

Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevoch-ka-postroila-robota-kotoryy/).
Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
Проведение опросов (http://anketolog.ru).
Федеральная
служба
государственной
(http://www.gks.ru/).
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).

статистики

Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-video).
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтѐрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).

Приложение 1
Чек-лист №1
«Что такое проект? Какие бывают проекты? »
Задание 1. Интернет-серфинг:
Погугли примеры проектов, которые делали твои сверстники.
Посмотри, какие проекты тебе симпатичнее всего и что именно тебе в них
понравилось.
Подсказка-1. РДШ как источник идей:
Узнай, что делали уже твои коллеги из РДШ в прошлые годы. Ты
можешь узнать об этом у куратора, задать вопрос старшим товарищам,
участвовавших до тебя в проектах РДШ, например, в «Территории
самоуправления». А может быть, всероссийские проекты РДШ наведут тебя
на интересные идеи?
Подсказка-2. Поиск в интернете:
Возможные запросы в гуглояндексе: «молодежные проекты»,
«молодежные инициативы», «подростки сделали проект».
Задание 2. Опрос знакомых:
Поспрашивай своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей,
учителей), какие темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют.
Подсказка-1. С чего начать разговор:
Подготовь «почву» для опроса. Используй триаду контакта:
«приветствие-улыбка-контакт глаз». Спроси, есть ли у твоего собеседника
время, удобно ли будет ему пообщаться. Обозначь цель твоего интереса: ты
собираешь материал, чтобы выбрать тему для проекта.
Пример вступления:
«Привет, Вася! Слушай, вопрос есть один. Есть у тебя минутка? Я
сейчас собираю информацию о том, что может быть интересно и
актуально для молодежи, какие проблемы в обществе больше всего
волнуют. Сможешь мне помочь?»
Подсказка-2. Какие вопросы задать:
Существуют открытые и закрытые вопросы. Закрытые вопросы – это
те, на которые можно ответить однозначно, «да» или «нет». Открытые
вопросы требуют развернутого ответа. Примеры открытых вопросов,
которые ты можешь задать:


Как думаешь, какие самые острые проблемы ты видишь в
обществе?

Если бы у тебя была возможность что-то изменить в
обществе, что бы ты изменил?
Подсказка-3. Используй функцию «опрос» в социальных сетях
На следующей страничке ты найдешь удобные бланки – фиксируй
ответы на задания там.

№

1.
Результаты сбора информации.
Самые интересные молодежные проекты:
Название проекта
Итоговый продукт

1
2
3

2. Топовые темы по результатам опроса знакомых:

1)
2)
3)
4)
5)

Что
проекте
считаю
крутым

в

Приложение 2
Форма проверки Чек-листа №1
Критерий
Баллы
3
2
Задание 1
Задание выполнено полностью

1

+

Задание выполнено частично,
но более 50%
Задание выполнено частично,
менее 50%

Задание выполнено частично,
но более 50%
Задание выполнено частично,
менее 50%
Задание не выполнено

+1
балл
креативность

за

+1
балл
креативность

за

+
+

Задание не выполнено
Задание 2
Задание выполнено полностью

0

Дополнительные
баллы

+
+
+

+
+

Задание считается успешно выполненным, если обучающийся набрал
минимум 4 балла в сумме 2х заданий, с учетом дополнительных
баллов

Приложение 3
Чек-лист №2
На
какие Мои варианты Итоговая
Критерий
вопросы отвечаю формулировок
формулировка
Что именно я хочу
сделать
улучшить,
изменить, достичь,
S - Specific –
получить?
Конкретная
В какой конкретно
области
или
направлении?
Для кого я буду
это делать?
Сколько и чего я
хочу приобрести?
Какие
факты
M - Measurable
подтвердят,
что
– Измеримая
цель достигнута?
Как я узнаю, что
результат
достигнут?
Хочу ли я этого?
Будет
ли
это
A - Achievable/
интересно?
Ambitious/
Смогу
ли
я
Attractive
–
достичь эту цель?
Достижимая/
Реалистично?
Амбициозная/
Не слишком ли
Привлекательная
она сложная или
лѐгкая?
Зачем мне нужен
этот
результат?
RRelevant/ Зачем он нужен
Resources
– другим людям?
Согласованная Как сочетается эта
/ Ресурсы
цель с другим
моими
задачам?

Не мешает ли им?
Хватает ли мне
ресурсов для ее
реализации? Что
именно мне нужно
подготовить или
сделать заранее?
Что
может
помешать? Что помочь?
Сколько времени
мне потребуется
всего?
Сколько
времени
потребуется
в
день/в
неделю?
T – Time-bound
должен
– Определенная Когда
быть
получен
во времени
запланированный
результат?
Что уже должно
быть готово через
неделю? Месяц?
А теперь соедини все воедино, и получишь четкую цель своего
проекта!
П.С. Ее не надо озвучивать каждому, это твоя рабочая лошадка, на
которой ты поедешь прямо к результату!
Подсказочка: А для красоты и простоты формулировки оставь только
первую часть (где ты конкретизировал образ результата). Ее и озвучивай
смело всем окружающим и интересующимся 

«зачет» за данную работу ставится при грамотной
формулировки цели с использованием технологии SMART

Приложение 4
Чек-лист №3
Перед тобой технические требования по оформлению проекта.
Прочитай их внимательно и отформатируй текст, приведенный на
следующем листе. Размести рисунок в тексте там, где он должен быть по
смыслу, подпиши правильно. Поставь нумерацию страниц.
Технические требования:
 Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,
интервал одинарный, отступ первой строки 1,25;
 Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.;
 Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не
ставится;
 Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New
Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под
рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте;
История открытия «животного электричества»
«Рис.1»
Пионером исследования роли электрического поля в живом
организме явился профессор анатомии из Болонского университета Луиджи
Гальвани. Начиная с 1775 г. Он стал интересоваться взаимосвязью между
«электричеством и жизнью». В 1786 г. Один из помощников профессора,
выделяя скальпелем мышцу из лапки лягушки, случайно дотронулся им до
нерва, идущего к этой мышце. В это же время на том же столе в
лаборатории работала электростатическая машина – генератор статического
электричества, и каждый раз, когда машина давала разряд, мышца лягушки
сокращалась. Гальвани заключил, что каким-то образом электричество
«входит» в нерв и это приводит к сокращению мышцы. Последующие пять
лет он посвятил изучению роли различных металлов в их способности
вызывать мышечные сокращения. Гальвани пришел к выводу, что если нерв
и мышца лежат на одинаковых металлических пластинах, то замыкание
пластин проволокой не дает никакого эффекта (рис.1). Но если пластины

изготовлены из разных металлов, их замыкание сопровождается мышечным
сокращением.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».