РП Практикум по русскому языку 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ

Приложение № 1.17.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
для обучающихся 10-11 классов

с. Троицкое, 2023

Предмет «Практикум по русскому языку» предназначен для обучающихся 10-11 классов и
рассчитан на 34 часа в год. Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, ООП ООО МАОУ
Троицкой СОШ с учетом пособия по русскому языку Драбкиной С.В., Субботина Д.И. «Практикум по
орфографии и пунктуации», М.: Интеллект-Центр. В основу программы легли разработки и
исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской,
Н.А.Сениной.
Предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского
языка в 10-11 классах.
Пояснительная записка
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьѐзная проверка эффективности той работы,
которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка
к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более
реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные
для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить
пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его.
Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену,
отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и
т.п.
Основная идея программы:
Предлагаемый предмет поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к
выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Данный предмет разработан с учѐтом последних
официальных документов и берѐт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ, а также перечень заданий
КИМов.
Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат
задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от
орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным
текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе
данного.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как
то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных,
глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д. Представлен
большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные
упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям. Своеобразие и специфика данной программы
состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые
изучаются по программе 11 класса.
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в
старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10-11 классах не
ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу
организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского
языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях
курса.
Цели и задачи предмета
Программа предмета «Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 1011 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен.
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших
классах (сочинения и изложения с элементами сочинения), а система уроков в 10-11 классах не всегда
ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данного предмета является стремление помочь педагогу
организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:
языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в
предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и
коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ
и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств
выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи
аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определѐнном стиле и
жанре;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Программа рассчитана на 70 часов (1 час в неделю в 10 и в 11 классах) и отрабатывается на
изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа предмета
предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс
тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.
Учебный предмет «Русский язык» составляет важную часть образовательной области
«Филология».
Общая характеристика предмета
Основной методический принцип повторения и обобщения материала по фонетике в старших
классах – опора на речевой слух учащихся, т.е. сознательное восприятие школьниками звуков и
правильное определение их свойств. Необходимо четко разграничить понятия «буква» и «звук».
Необходимо подбирать такие упражнения по фонетике, графике и орфоэпии, которые должны
выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их
обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика
слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические
нормы русского языка. Эти знания и умения и проверяют типичные задания Единого государственного
экзамена по русскому языку, посвященные фонетике, графике и орфоэпии. Изучение орфоэпических
норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты
произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Обращаться к этому материалу
целесообразно в начале 10-го класса перед повторением морфемики и лексики, а затем включать
фонетический разбор и отдельные наблюдения над устной речью при изучении других разделов
русского языка.
Задания по лексике и фразеологии проверяют знание основных лексических понятий, владение
лексическими нормами, а также общий уровень развития ученика, объем его словарного запаса.
Обогащение словарного запаса учащихся – это спланированная целенаправленная работа, включающая
два аспекта: введение новых слов, уточнение значений уже известных лексических единиц; изучение
функционально-стилевой принадлежности слова и стилистически окрашенной лексики. К сожалению,
задания ЕГЭ, требующие определить семантику слова, часто содержат случайные слова, значение
которых сложно определить без словаря даже учителю. Работа с лексическим материалом невозможна
без использования словарей. Задача учителя – научить школьников пользоваться толковым и другими
видами словарей. Поскольку возможности школьной библиотеки не всегда позволяют обращаться к
лексикографическим пособиям во время урока, следует порекомендовать учащимся при выполнении
домашних заданий обратиться к электронным версиям словарей русского языка. Можно
воспользоваться словарями портала www.gramota.ru или другими электронными ресурсами.
Представляется целесообразным использовать в качестве группового или индивидуального домашнего
задания лексический разбор слова. При повторении следует обратить внимание на такие трудные для
учащихся понятия как контекстуальные синонимы и антонимы, на разграничение многозначности и
омонимии.
Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен
всего двумя заданиями, однако каждый учитель знает, как тяжело дается выполнение этих заданий
ученикам. Почему же этот материал так сложен для наших учеников? Можно назвать несколько
причин. Словообразование целенаправленно изучается в 5–6-х классах, когда можно дать только самое
общее представление о словообразовательной системе русского языка и рассмотреть достаточно
“прозрачные” и потому наглядные примеры морфемного и словообразовательного анализа слов. Знания

учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении морфологии,
однако вопросы словообразования различных частей речи далеко не всегда в центре внимания учителя.
В отсутствие продуманной системы повторения невостребованные знания просто забываются.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует повторения основных сведений по морфемике и
словообразованию. На что обратить особое внимание? Прежде всего, на морфемный и
словообразовательный разбор. Задача учителя – показать, что морфемный и словообразовательный
анализ тесно связаны, хотя цели их различны. К типичным трудностям морфемного анализа можно
отнести различие нулевого окончания и отсутствие окончания, разграничение омонимичных морфем,
словоформ, исторических чередований и т.д. Именно на эти трудности стоит обратить внимание в
первую очередь.
Задания на морфологию проверяют следующие базовые умения: умение производить
морфологический разбор – анализировать, классифицировать слова различных частей речи; умение
оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности. Большинство заданий предполагает
работу со словами различных частей речи в пределах предложения. Нужно обратить внимание на
следующие темы:
I. Род имен существительных.
II. Формообразование имен существительных и прилагательных.
III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных.
IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.
Самыми трудными для выделения в тексте являются служебные части речи, поэтому следует
повторить их виды и функции. Нелишним будет составление списков основных разрядов предлогов,
союзов и частиц. Обязательно повторите разряды местоимений!
Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В),
т.е. являются заданиями повышенной сложности, например: из предложения … выпишите
подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание); среди предложений
… найдите односоставное безличное и т.п. При повторении темы “Типы связи слов в словосочетании”
необходимо рассматривать не только простые случаи согласования, управления, примыкания, но и
трудные случаи. При повторении темы “Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных
предложений” особое внимание стоит обратить на смысловые отношения между главным и
придаточным предложением, при этом включать примеры с многозначными союзами (союзными
словами). Особое внимание стоит обратить на синтаксические нормы, т.е. на нормы употребления в
предложении однородных членов, имен собственных, деепричастных оборотов, форм сказуемого при
подлежащем-местоимении.
Формы занятий: тематические занятия, включѐнные в программу, предполагают использование
учителем различных формы занятий: лекционные, интерактивные с использованием информационных
технологий, практические. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в
учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С еѐ помощью учащиеся
готовят сообщения по различным темам курса. Необходимо использовать такие формы занятий, как
семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного
самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности,
стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради
формирования мнения каждым участником или поиска истины. В целях достижения положительного
результата целесообразнее проводить занятия комбинированного типа.
Структура контрольно-измерительных материалов
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трѐх частей.
Часть I (А 1-А 30) содержит 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.
Часть 2 (В 1-В 8) содержит 8 заданий, требующих краткого ответа.
Часть 3 (С 1) – это задание открытого типа с развѐрнутым ответом (сочинение), проверяющее
умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со
спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в
соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе
предложенного текста.
Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:

- С.И. Львова, И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий. М., “Просвещение.
ЭКСМО”, 2014.;
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М., “Экзамен”, 2007.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предлагаемый предмет поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11 классов к
выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со
спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в
соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе
предложенного текста.
Изучение теории должно привести к практическому применению полученных знаний; возможно и
движение от практического выполнения задания к его теоретическому обоснованию.
Предполагаемые виды деятельности учащихся:
работа со словарями, справочной литературой, Интернет-источниками;
участие в экспресс-диагностике, анкетировании;
аналитическая работа с текстом;
написание самостоятельных работ;
подготовка сообщения на заданную тему;
составление алгоритма, памятки, обобщающей схемы;
сравнительный анализ заданий;

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 класс 34 часа
№
п/п
1

Тема урока

31

Готовимся к выполнению заданий ЕГЭ. Правописание проверяемых
безударных гласных в корне. Правописание непроверяемых
безударных гласных в корне (словарные слова). Чередующиеся
гласные в корне слова
Учимся писать сочинение: составление плана сочинения
Правописание непроизносимых согласных
Учимся писать сочинение: обозначение проблемы, комментарий
проблемы
Правописание приставок, оканчивающихся на З и С. Правописание
приставок ПРИ- и ПРЕПравописание гласных букв И, Ы после приставок на согласную
Разделительные Ъ,Ь знаки. Правописание Ь на конце слов после
шипящих
Буквы О, Ё после шипящих. Правописание гласных букв Ы,И после Ц
Правописание сложных слов с ПОЛ-, ПОЛУТест №1 по теме «Гласные в корнях и приставках»
Правописание падежных окончаний имен существительных
Гласные буквы в суффиксах имен существительных –ЕК и –ИК
Учимся писать сочинение: позиция автора
Правописание имен прилагательных. Правописание гласных в
падежных окончаниях имен прилагательных
Правописание частицы НЕ с именами прилагательными
Правописание Н и НН в суффиксах отымѐнных прилагательных
Учимся писать сочинение: обоснование собственной точки зрения
Правописание местоимений
Учимся писать сочинение: заключение
Тест №2 по теме «Правописание имен существительных,
прилагательных. Местоимений»
Правописание глаголов. Правописание личных безударных окончаний
глаголов
Гласная буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени
Причастие как часть речи. Действительные причастия настоящего
времени. Действительные причастия прошедшего времени
Страдательные причастия настоящего времени. Страдательные
причастия прошедшего времени
Правописание НЕ с причастиями. Правописание Н и НН в суффиксах
полных и кратких причастий и отглагольных прилагательных
Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание
глагольных суффиксов
Деепричастие как часть речи. Нормативное построение предложений с
деепричастными оборотами. НЕ с деепричастиями
Тест №3 по теме « Правописание глаголов, причастий и
деепричастий»
Наречие как часть речи. Отличие наречий от других частей речи.
Правописание НЕ с наречиями. Буквы Е, И в приставках НЕ и НИ
отрицательных наречий.
Правописание Н, НН в суффиксах наречий. Правописание гласных
букв на конце наречий.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и
существительных с предлогом.
Правописание производных предлогов

32

Правописание союзов и омонимичных частей речи

33

Словообразование (бессуфиксный, суффиксальный, приставочный,
приставочно-суффиксальный)

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30

Количест
во часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

Дата по
плану

Дата
фактич

34

Итоговый урок

1

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 класс 34 часа
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока
Готовимся к выполнению заданий ЕГЭ. Виды связи слов в
словосочетании. Тренинг
Тире между подлежащим и сказуемым.
Виды односоставных предложений
Тренинг по теме «Определенно-личные предложения»
Тренинг по теме «Неопределенно-личные предложения»
Тренинг по теме «Бездичные предложения»
Однородные члены предложения, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них
Тест в формате ЕГЭ по теме «Знаки препинания в простом
предложении с однородными членами»
Вводные слова и знаки препинания при них
Обособленные согласованные определения. Тренинг
Обособление несогласованных определений. Тренинг
Приложение и знаки препинания при нем
Обособленные обстоятельства. Тренинг

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22

Уточняющие обособленные обстоятельства. Тренинг
Обособленные дополнения
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК
Союзные предложения. Отсутствие запятой перед союзом И в
сложносочиненном предложении
Тест по теме «Пунктуация перед союзом И в сложносочиненных
предложениях и простых предложениях с однородными членами»
Сложноподчиненные предложения. Придаточные определительные.
Придаточные изъяснительные
Придаточные обстоятельственные. Придаточные образа действия,
степени
Придаточные места. Придаточные времени

23

Придаточные условия.

1

24

Придаточные причины

1

25

Придаточные цели.

1

26

Придаточные сравнительные

1

27

Придаточные уступительные.

1

28

Придаточные следствия

1

29

Придаточные присоединительные

1

30

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

31

Виды соподчинения придаточных предложений. Последовательное
соподчинение. Однородное соподчинение
Параллельное соподчинение. Тест

1

Бессоюзные предложения. Правила постановки знаков препинания в
бессоюзном сложном предложении
Итоговый урок

1

14
15
16
17
18
19
20
21

32
33
34

1
1
1
1
1

1

1

Дата по
плану

Дата
фактич


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».