Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение № 1.33 к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» Уровень образования: Среднее общее образование Стандарт: ФГОС Нормативный срок изучения предмета: 2 года (2021-2023 уч.гг.) Класс: 10-11 классы Составители: Димитриева Любовь Петровна с. Троицкое Пояснительная записка Элективный курс «Математические основы информатики» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МАОУ Троицкая СОШ. Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: – сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена; – изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету; сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; – сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; – сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом. Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические. Общая характеристика учебного курса Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ. Описание места учебного курса в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 68 часов. В 10 классе – 1ч в неделю, 34 учебные недели, в 11 классе -1 ч. в неделю, 34 учебные недели. Планируемые результаты В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. Метапредметные результаты: – умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; – владение навыками разрешения проблем; – способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; – умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; – владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные результаты: – формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы. В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на: – формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике; – формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; – применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; – осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения; – строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; – использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; – писать программы. В результате изучения элективного курса «Математические основы информатики» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации; – строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; – находить оптимальный путь во взвешенном графе; – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; – выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; – понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); – использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующи х объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; – аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; – использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; – использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; – создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; – применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Содержание Цель изучения элективного курса «Математические основы информатики» на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. Базовый уровень Введение. Информация и информационные процессы Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Математические основы информатики Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Системы счисления Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмические конструкции Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Составление алгоритмов и их программная реализация Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач: – алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; – алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); – алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Использование программных систем и сервисов Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернетсервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). Базы данных Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблиц ами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Автоматизированное проектирование Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 3D-моделирование Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). Системы искусственного интеллекта и машинное обучение Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Социальная информатика Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная безопасность Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. Тематическое планирование 10 класс Номер урока Тема урока Кол-во часов Тема урока Параграф учебника 1 2 3 4 5 Информация и информационные процессы — 6 часов Инструктаж по ТБ. Информация. Информационная грамотность и информационная культура. Подходы к измерению информации. 1 Информационные связи природы Обработка информации 1 в системах различной Передача и хранение информации Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Проверочная работа. Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов 6 1 1 1 1 7 История развития вычислительной техники 1 8 Основополагающие принципы устройства ЭВМ 1 9 Программное обеспечение компьютера 1 10 Файловая система компьютера 1 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа. Представление информации в компьютере — 9 часов 1 Представление чисел в позиционных системах счисления Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления Арифметические операции в позиционных системах счисления Представление чисел в компьютере 1 11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 17 Кодирование текстовой информации 1 18 Кодирование графической информации 1 19 Кодирование звуковой информации 1 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере». Проверочная работа. Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 часов 20 1 21 Некоторые сведения из теории множеств 1 22 Алгебра логики 1 23 Таблицы истинности 1 24 Основные законы алгебры логики 1 25 Преобразование логических выражений 1 26 Элементы схем техники. Логические схемы 1 27 Логические задачи и способы их решения 1 Обобщение и систематизация изученного материала 1 по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа. Современные технологии создания и обработки информационных объектов — 5 часов 29 Текстовые документы 1 28 30 Объекты компьютерной графики 1 31 Компьютерные презентации 1 32 33 34 Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов». Проверочная работа Итоговое повторение — 1 час 1 1 Итоговое тестирование 1 11 класс Номер урока 1. Кол-во часов Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов Табличный процессор. Основные сведения 1 Тема урока 1 3. Редактирование и форматирование в табличном процессоре Встроенные функции и их использование 4. Логические функции 1 5. Инструменты анализа данных 1 2. 6. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (проверочная работа) 1 1 Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов 7. Основные сведения об алгоритмах 1 8. Алгоритмические структуры 1 9. Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль 1 10. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц 1 11. Функциональный подход к анализу программ 1 12. Структурированные типы данных. Массивы 1 13. Структурное программирование 1 14. Рекурсивные алгоритмы 1 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (проверочная работа) Информационное моделирование – 8 часов 16. Модели и моделирование 15. 1 1 17. Моделирование на графах 1 18. Знакомство с теорией игр 1 19. База данных как модель предметной области 1 20. Реляционные базы данных 1 21. Системы управления базами данных 1 22. Проектирование и разработка базы данных 1 23. 24. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (проверочная работа) Сетевые информационные технологии – 5 часов Основы построения компьютерных сетей 1 1 25. Как устроен Интернет 1 26. Службы Интернета 1 27. Интернет как глобальная информационная система 1 28. 29. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (проверочная работа) Основы социальной информатики – 4 часа Информационное общество 1 1 30. Информационное право 1 31. Информационная безопасность 1 32. 1 33. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» Итоговое повторение Основные идеи и понятия курса 34. Итоговая контрольная работа 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)