РП Математические основы информатики РП 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.33
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Нормативный срок изучения
предмета:

2 года
(2021-2023 уч.гг.)

Класс:

10-11 классы

Составители:

Димитриева Любовь Петровна

с. Троицкое

Пояснительная записка
Элективный курс «Математические основы информатики» направлен на подготовку
учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МАОУ Троицкая СОШ.
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому
государственному экзамену по информатике.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по
предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная
работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные,
частично-поисковые, практические.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по
курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для
подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только
познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих
знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения,
спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. В 10 классе – 1ч в неделю, 34 учебные
недели, в 11 классе -1 ч. в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты,
сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;

– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса
оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и
содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём
сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
В результате изучения элективного курса «Математические основы
информатики» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать
несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующи х
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов
и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования

реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в
наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную
базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Содержание
Цель изучения элективного курса «Математические основы информатики» на
базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Базовый уровень
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между вершинами). Использование графов,
деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное
дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции

Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы
языка
программирования,
основные
конструкции
языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда
разработки
программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в
выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка
работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального
числа, проверка числа на простоту и т.д.);
– алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива,
проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и
вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при
которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред
имитационного
моделирования
(виртуальных
лабораторий)
для
проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров.

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные
виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернетсервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения
учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств
ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание
гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода
текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера,
планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания
устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том
числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблиц ами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и
т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

Тематическое планирование
10 класс
Номер
урока

Тема урока

Кол-во часов

Тема
урока
Параграф
учебника
1
2
3
4
5

Информация и информационные процессы — 6 часов
Инструктаж по ТБ. Информация. Информационная
грамотность и информационная культура.
Подходы к измерению информации.

1

Информационные связи
природы
Обработка информации

1

в системах

различной

Передача и хранение информации

Обобщение и систематизация изученного материала
по теме «Информация и информационные процессы»
Проверочная работа.
Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов
6

1

1
1
1

7

История развития вычислительной техники

1

8

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1

9

Программное обеспечение компьютера

1

10

Файловая система компьютера

1

Обобщение и систематизация изученного материала
по теме «Компьютер и его программное обеспечение».
Проверочная работа.
Представление информации в компьютере — 9 часов

1

Представление чисел в позиционных системах
счисления
Перевод чисел из одной позиционной системы
счисления в другую
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах
счисления
Арифметические операции в позиционных системах
счисления
Представление чисел в компьютере

1

11

12
13
14
15
16

1
1
1
1

17

Кодирование текстовой информации

1

18

Кодирование графической информации

1

19

Кодирование звуковой информации

1

Обобщение и систематизация изученного материала
по теме «Представление информации в компьютере».
Проверочная работа.
Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 часов
20

1

21

Некоторые сведения из теории множеств

1

22

Алгебра логики

1

23

Таблицы истинности

1

24

Основные законы алгебры логики

1

25

Преобразование логических выражений

1

26

Элементы схем техники. Логические схемы

1

27

Логические задачи и способы их решения

1

Обобщение и систематизация изученного материала
1
по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики».
Проверочная работа.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов
— 5 часов
29
Текстовые документы
1
28

30

Объекты компьютерной графики

1

31

Компьютерные презентации

1

32
33

34

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и
обработка информационных объектов»
Обобщение и систематизация изученного материала
по теме «Современные технологии создания и
обработки информационных объектов». Проверочная
работа
Итоговое повторение — 1 час

1
1

Итоговое тестирование

1

11 класс
Номер
урока
1.

Кол-во
часов
Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов
Табличный процессор. Основные сведения
1
Тема урока

1

3.

Редактирование и форматирование в табличном
процессоре
Встроенные функции и их использование

4.

Логические функции

1

5.

Инструменты анализа данных

1

2.

6.

Обобщение и систематизация изученного материала по
теме «Обработка информации в электронных таблицах»
(проверочная работа)

1

1

Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов
7.
Основные сведения об алгоритмах

1

8.

Алгоритмические структуры

1

9.

Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль

1

10.

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

1

11.

Функциональный подход к анализу программ

1

12.

Структурированные типы данных. Массивы

1

13.

Структурное программирование

1

14.

Рекурсивные алгоритмы

1

Обобщение и систематизация изученного материала по
теме «Алгоритмы и элементы программирования»
(проверочная работа)
Информационное моделирование – 8 часов
16.
Модели и моделирование
15.

1

1

17.

Моделирование на графах

1

18.

Знакомство с теорией игр

1

19.

База данных как модель предметной области

1

20.

Реляционные базы данных

1

21.

Системы управления базами данных

1

22.

Проектирование и разработка базы данных

1

23.

24.

Обобщение и систематизация изученного материала по
теме «Информационное моделирование» (проверочная работа)
Сетевые информационные технологии – 5 часов
Основы построения компьютерных сетей

1

1

25.

Как устроен Интернет

1

26.

Службы Интернета

1

27.

Интернет как глобальная информационная система

1

28.

29.

Обобщение и систематизация изученного материала по
теме «Сетевые информационные технологии» (проверочная
работа)
Основы социальной информатики – 4 часа
Информационное общество

1

1

30.

Информационное право

1

31.

Информационная безопасность

1

32.

1

33.

Обобщение и систематизация изученного материала по
теме «Основы социальной информатики»
Итоговое повторение
Основные идеи и понятия курса

34.

Итоговая контрольная работа

1

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».