РП НВП 10 КЛАСС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ
Приложение № 1.18.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Начальная военная подготовка»
10 класс

с. Троицкое 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
___________________________________________________________________________________
Рабочая программа начальная военная подготовка (НВП) предназначена для учащихся 10
классов. Содержание курса также основано на положениях федеральных законов Российской
Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности, в том числе:
- Стратегия

национальной безопасности Российской Федерации (утверждена

УказомПрезидента РФ от 31.12.2015 №683);
- Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г (утверждена Указом
Президента РФ от 09.06.2010 №690 с изменениями);
- Конституция Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ с
изменениями;
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ с
изменениями;
- Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ с изменениями;
-

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002

№114-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69с изменениями;
-

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 №3-ФЗ с

изменениями;
-

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ с изменениями;
-

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ с

изменениями;
-

общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом

Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 с изменениями;
-

Правила дорожного движения Российской Федерации (Постановление Правительства

РФ от23.10.1993 № 1090 с изменениями).
Учебный

предмет

«Начальная военная подготовка» является обязательным для

изучения на уровне основного общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа:
- 10 класс - 34 часа (34 учебные недели).

Рабочая программа сохраняет авторскую концепцию. В ней присутствуют всеразделы и темы,
порядок их следования не изменен.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность
учебного процесса и преемственность этапов обучения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного
дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» Примерной рабочей
программы среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности».
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и
компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности.
2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных
на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных
организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой
адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными видами
боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение
практических стрельб.
3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружѐнных Сил Российской
Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли
дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружѐнных Сил Российской Федерации.
4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в
области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учѐте, обязательной и
добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в
добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и
ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.
5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и
правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой,
инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической и
биологической защиты войск и основ связи.
Воспитательные:

1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств
гражданина, необходимых для прохождения военной службы.
2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к
государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому
России, гордости за свою страну, Вооружѐнные Силы и их боевые традиции, готовности к
службе в их рядах и защите своей Родины.
3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров
и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины.
Развивающие:
1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности.
2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих,
воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учѐтными
специальностями и выбору профессии офицера.
4. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе
жизни и желания быть полезным своей Родине.
5. Создать условия для самореализации личности путѐм включения в разнообразные виды
деятельности.
6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в
совместной коллективной деятельности.

\

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и
предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная
подготовка», должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде
всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения,
бережном отношении к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского долга и вооружѐнной
защите Отечества.
Гражданское воспитание:
- сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества,
соблюдению законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской
обязанности и военной службы;
- осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите
Отечества;
- готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения
военной безопасности государства;
- готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства.
Патриотическое воспитание:
- сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу,
памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и
Вооружѐнные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота;

- ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому
наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружѐнных Сил Российской Федерации,
достижениям России в области обороны;
- сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждѐнность и
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
- осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
- сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения
войны, соблюдения прав участников вооружѐнных конфликтов, осознанное отношение к
соблюдению норм международного гуманитарного права;
- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к безопасности общества и государства;
- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтѐрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
- понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций.
Физическое воспитание:
- осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
- знание приѐмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять
их в случае необходимости;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- интерес к военно-прикладным видам спорта;
- осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности,
общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе военной службы;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
-

сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-

экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и государства;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования в процессе военной службы;
-

активное

неприятие

действий,

приносящих

вред

окружающей

среде;

умение

прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и
предотвращать их;
- расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития военной
науки, современных представлений о воинской деятельности;
- понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военнопрофессиональной деятельности в жизни общества и государства;
- способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей военной
службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях ведения
боевых действий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса «Начальная военная
подготовка», должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной
безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать;
- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и
противоречия;

- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учѐтом самостоятельно выделенных критериев в парадигме
военной службы, оценивать риски возможных последствий собственных действий;
- моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать
их различные состояния для решения практических задач, переносить приобретѐнные знания в
повседневную жизнь;
- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении
ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военнопрофессиональной сфере;
- владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач;
- анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учѐтом установленных
(обоснованных) критериев;
- раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
- критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
- характеризовать приобретѐнные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в
реальных ситуациях;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и решения учебных за-дач, связанных с военной службой,
переносить приобретѐнные знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
- владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов
информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности;
- создавать информационные блоки в различных форматах с учѐтом характера решаемой
учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;

- оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, тех-ники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение социальных
ролей «начальник» — «подчинѐнный»;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
- развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать
тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и возможностей каждого
члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям;
- оценивать приобретѐнный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других людей:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать своѐ право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать
мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы представлены с учѐтом специфики
содержания вопросов, затрагиваемых в ходе проведения учебных занятий..
В период проведения учебных занятий обучающиеся получают ряд новых знаний,
навыков и умений, дополняющих содержание школьной программы, которые должны
мотивировать их к получению военно-учѐтной специальности, способствовать быстрой
адаптации к службе в Вооружѐнных Силах и помогать в выборе будущей профессиональной
деятельности.

Обучающиеся должны знать:
- героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской
Федерации;
- историю создания Вооружѐнных Сил Российской Федерации, их основные традиции;
- структуру и задачи, решаемые Вооружѐнными Силами Российской Федерации;
- назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении
Сухопутных войск;
- порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия;
- основы оказания первой помощи на поле боя;
- боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;
- основы тактической, инженерной, разведывательной, технической подготовки и связи;
- приѐмы и правила выполнения действий солдата в бою;
- основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих;
- нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о возможностях человеческого организма;
- о боевых и технических характеристиках боевой техники;
- об основах общевойскового боя;
- об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск;
- о порядке инженерного оборудования позиции отделения;
- об особенностях применения БПЛА на поле боя.
Обучающиеся должны уметь:
- вести огонь из стрелкового оружия;
- выполнять строевые приѐмы;
- правильно ориентироваться на местности;
- действовать на поле боя;
- оборудовать окоп для стрельбы лѐжа;
- оказать первую помощь;
- пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
- демонстрировать физическую подготовку и военную выправку.
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их детальным раскрытием
для каждого модуля курса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
___________________________________________________________________________________
МОДУЛЬ 1. Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего
Отечества и его национальных интересов (1 час)
Родина и еѐ национальная безопасность. Понятие национальной безопасности. Основные
направления обеспечения национальной безопасности в различных сферах. Угроза национальной
безопасности России. История создания и развития Вооруженных Сил России.
Состав Вооруженных Сил РФ. Структура и виды Вооруженных Сил. История создания
видов ВС России. Виды ВС и рода войск центрального подчинения. Сухопутные войска. Военновоздушные силы. Военно-морской флот. Ракетные войска стратегического назначения.
Воздушно-десантные войска. Космические войска. Другие войска, их состав и предназначение.
МОДУЛЬ 2. Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа)
Патриотизм, верность воинскому долгу. Дни воинской славы России. Дружба и войсковое
товарищество. Национальные интересы России. Угроза национальной безопасности России.
Этапы развития Российских войск.
МОДУЛЬ 3. Символы воинской чести (4 часа)
Ордена – почѐтные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуалы Вооруженных Сил РФ.
МОДУЛЬ 4. Основы военной службы (27 часов)
Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов. Размещение и
быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация
караульной службы
Строевая подготовка
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащего перед построением и в строю.
Строевые приѐмы и движение без оружия и с оружием. Выполнение воинского приветствия.
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.
Огневая подготовка
Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата. Порядок разборки и сборки
автомата. Чистка, смазка и хранение автомата. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из
автомата (практические занятия)
Тактическая подготовка
Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою. Действия солдата в
наступлении и в обороне. Инженерное оборудование позиции отделения.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НВП 10 КЛАСС
№
п/п

Кол-во
часов

Тема урока

Дата по
плану

Дата
фактически

Модуль 1. Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества и его
национальных интересов (1час).
1. С чего начинается Родина
Модуль 2. Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 часа).

1

2.

Национальные интересы России. Угроза национальной
безопасности России.

1

3.

Входной контроль. (Тест)Этапы развития Российских
войск. Реформирование Российских Вооруженных сил.

1

4. Структура Вооруженных сил и управление ими
Модуль 3. Символы воинской чести (4 часа)
5.
6.
7.

1

Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые
качества русского воина, основы героизма
Дни воинской славы России
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой
готовности войск
Контрольная работа. Символы воинской чести

1
1
1

8.
Модуль 4. Основы военной службы (27 часа)
9.
10.
11.
12.

Основные государственные награды СССР и России
Празднование памятных дат в воинских частях
Обобщающий урок по теме «Вооруженные силы РФ».
Организация подготовки 5-дневных
безопасности при проведении сборов.

сборов.

1

1
1

18.
19.

Строи и управление ими

20.

Обязанности военнослужащего перед построением и в
строю

21.

Строевые приѐмы и движение без оружия

03.10.2023
10.10.2023
17.10.2023

07.11.2023
14.11.2023
21.11.2023

Обязанности лиц суточного наряда
Организация караульной службы
Обязанности часового

16.
17.

26.09.2023

1
1

1
1

15.

19.09.2023

24.10.2023

Размещение и быт военнослужащих в казарме.
Полевой лагерь.
Суточный наряд.

13.
14.

12.09.2023

1

1
Меры

05.09.2023

1

28.11.2023
05.12.2023
12.12.2023
19.12.2023

1

26.12.2023
09.01.2024
16.01.2024

1

23.01.2024
30.01.2024

1
1

06.02.2024

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Строевые приѐмы и движение с оружием
Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата
Назначение, устройство автомата
Назначение, устройство частей и механизмов автомата

1
1
1

Порядок сборки автомата после неполной разборки
Чистка, смазка и хранение автомата
Основы и правила стрельбы
Ведение огня из автомата.
Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в
бою.

1
1
1
1

Контрольная работа «Основы военной службы»
Действия солдата в наступлении. Действия солдата в
обороне
33. Инженерное оборудование позиции отделения
34. Итоговое занятие по курсу «Основы военной службы»
Всего часов: 34
31.
32.

1

13.02.2024
20.02.2024
27.02.2024
05.03.2024
12.03.2024
19.03.2024
02.04.2024
09.04.2024
16.04.2024

1
1
1
1
1
34

23.04.2024
30.04.2024
07.05.2024
14.05.2024

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ НВП
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные
положения,

самостоятельно

подтверждать

ответ

конкретными

примерами,

фактами;

самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески
применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чѐтко, связно,
обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и
рационально

использовать

наглядные

пособия,

справочные

материалы,

учебник,

дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при
ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из
наблюдений и опытов;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по
требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками,

сопутствующими

ответу;

записи,

сопровождающие

ответ,

соответствуют

требованиям.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- показывает знания всего изученного программного материала; даѐт полный и правильный ответ
на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении
изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;

подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; применять
полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила
культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научныетермины;
- не

обладает

достаточным

навыком

работы

со

справочной

литературой,

учебником,

первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно); допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие

дальнейшему

усвоению

программного

материала;

материал

излагает

несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов
или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении
конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в
этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская однудве грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений;
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению

конкретных вопросов и задач по образцу;
- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не можетисправить
даже при помощи учителя.
Письменные проверочные и контрольные работы
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работыили
допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена отметка «3»;
- или если правильно выполнил менее половины работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного
курса, журнал «Завуч», №4, 2000.
2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных
программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.
3. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории, Москва, 1996.
4. И. В. Можейко, Н. А. Сивова, Н. А. Соболева. Государственная символика России. Истории и
современность, Москва, 2003.
5. С. Ф. Платонов. Русская история, Санкт-Петербург, 1994.
6. Н. В. Мазыкина, Б. И. Мишин, под редакцией А. К. Бруднова. Сборник нормативных правовых
документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной
службе, Москва, Мнемозина, 2000.
7. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. Основы военной службы, Москва, Мастерство,
2001.
8. Е. И. Тупикин, А. Т. Смирнов, под редакцией А. Т. Смирнова. Основы военной службы.
Тестовые задания и рекомендации по контролю знаний, Москва, Мастерство, 2002.
9. Е. В. Савостьянов. На службе Отечеству. Об истории российского государства и его ВС,
традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы, Москва, 1998.
10. В. Ю. Микрюков. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы, Москва,
«ВАКО», 2009.
11. Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание,
Москва, «ВАКО», 2009.
12. А. А. Нефедов. Тактическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы»,
Москва, 2010.
13. Е. А. Попов. Огневая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва,
2010.
14. Военная топография. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва, 2010.
15. Строевая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва, 2010.
16. А. С. Зиновьев, С. Н. Марахов. Вооруженные Силы России. Учебное пособие по «Основам
военной службы», Москва, 2010.
17. А. Н. Иванов. Дни воинской славы России, Москва, 2010.
18. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное
издательство, 2007.

19. Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное издательство,
2007.
20. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное
издательство, 2007.
21. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, Москва,
Военное издательство, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».