Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение №1.15. к адапрированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «В МИРЕ КНИГ» Уровень образования: Начальное общее образование Стандарт: ФГОС Уровень изучения предмета: Базовый Нормативный срок изучения предмета: 1 год (2023-2024 уч.гг.) Класс: 1- 4 классы Составители: Барабанова Ирина Владимировна с. Троицкое, 2023 г. Результаты освоения программы курса В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребность в систематическом чтении; - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчѐты, соревнования, работа с библиотечным каталогом, проектная деятельность и т. К концу 1 класса обучающийся научится: находить книгу в открытом библиотечном фонде; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; формулировать и высказывать своѐ впечатление о прочитанной книге и героях; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушать и читать книгу, понимать прочитанное; пользоваться аппаратом книги; овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. 2 класс К концу 2 класса ученик научится: - знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при- надлежности в открытом библиотечном фонде); пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку; систематизировать книги по авторской принадлежности; составлять список прочитанных книг; выделять особенности учебной книги; работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв); классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру. 3 класс К концу 3 класса ученик научится: работать с книгой-сборником басен И. Крылова; сравнивать басни по структуре и сюжету; выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя; выполнять поисковую работу по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; находить по каталогу нужную книгу; заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; писать отзыв о книге или героях книги; пользоваться библиографическим справочником; рассматривать и читать детские газеты и журналы; находить нужную информацию в газетах и журналах; собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»; готовить материал для классной и школьной газеты; пользоваться электронными газетами и журналами. 4 класс К концу 4 класса ученик научится: -составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; -различать виды и типы книг: -писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом; -знать структуру книги и ее элементы, справочный аппарат; -пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке; -писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; -пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; -составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; -задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках; -выполнять роль библиотекаря -выдавать книги и заполнять формуляры; -собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации ( выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.); -работать с детскими журналами и газетами. Примерное содержание программы 1 класс Здравствуй, книга Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоѐм рюкзаке живѐт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книгасборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Писатели детям Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. Народная мудрость. Книги-сборники Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. Сказки народов мира Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Книги русских писателей-сказочников Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах) Детские писатели Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов. Сказки зарубежных писателей Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. Книги-сборники стихотворений для детей Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдѐт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». Дети — герои книг Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Терѐшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о животных Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». 2 класс Книга, здравствуй Роль книги в жизни человека. Учебная книга и еѐ справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей — любитель чтения Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». Книги о твоих ровесниках Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Писатели-сказочники Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Книги о детях Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Книги о тех, кто подарил нам жизнь Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Защитникам Отечества посвящается Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твѐрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. По страницам любимых книг Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весѐлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». 3 класс История книги. Библиотеки Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фѐдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники. Басни и баснописцы Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Книги о родной природе Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Книги Л.Н. Толстого для детей Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Животные — герои детской литературы Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). Дети — герои книг Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». Книги зарубежных писателей Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Книги о детях войны Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Газеты и журналы для детей Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костѐр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты: «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах). «Книги, книги, книги…» Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?» 4 класс (34 ч) Страницы старины седой Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фѐдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Экскурсия в типографию или книжный магазин. Крупицы народной мудрости Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг. Мифы народов мира Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». Русские писатели-сказочники Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конѐк-Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность). «Книги, книги, книги…» Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. Книги о детях и для детей Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычѐва, А. Волкова. Конкурскроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Словари, справочники, энциклопедии «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгахсправочниках. Родные поэты Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Писатели о писателях. Очерки и воспоминания Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Творческая работа: очерк о своѐм городе, о своѐм классе, о любимой книге. Мир книг Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Тематическое планирование 1 класс № п/п 1 Названия раздела, темы Здравствуй, книга! Учебные книги Характеристика деятельности учащихся Кол-во часов Осознавать значимость чтения для 1 первоклассника. Правила работы с книгой. Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). 2 3 4 5 6 7 8 9 Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Книге о Родине и родной природе. Книги о Родине и природе. Элементы книги. Книгапроизведение и книгасборник. Писатели детям Книги-сборники писателей-классиков о детях. Народная мудрость. Книги-сборники Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весѐлые потешки», «Скороговорки и считалки» Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В Сутеева. Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника. В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей. Сказки народов мира Книги – сборники «Русские народные личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде 1 1 Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. Сравнивать книгу-сборник с книгойпроизведением 1 Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. Инсценирование эпизодов книг. 1 Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. 1 Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. 1 Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 сказки». Книгипроизведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Книги русских писателей -сказочников. Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Детские писатели Книги С.Маршака. К.Чуковского. Е.Чарушина для детей. Герои книг . Сказки зарубежных писателей. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. Книги-сборники стихотворений для детей Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков. Дети – герои книг. Дети – герои сказок. Дети – герои рассказов. Дети – герои стихотворений. Книги о животных Книги В.Бианки. Г.Скребицкого. Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1 Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития. 1 Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. 1 Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. 1 Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1 Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1 Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1 1 2 класс № п/п 1 Названия раздела. темы Роль книги в жизни Характеристика деятельности учащихся Понять роль книги в жизни человека, Кол-во часов 1 человека. 2 3 4 История создания книги. Первая печатная книга на Руси Структура книги (элементы книги). Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. 5 Книги о твоих ровесниках – 4ч Выставка книг о детях. Структура книги. 6 Книги В. Осеевой. Книгасборник.Книги Е. Пермяка. Титульный листКниги Н. Носова. Типы книг. Крупицы народной мудрости. Книгисборники – 4ч Книги В. Драгунского. Аппарат книги. Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». Писатели – сказочники Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». Скороговорки и чистоговорки 7 8 9 10 11 Книги о детях – 4ч Герои сказок. Викторина. 12 По страницам сказок Х.К. Андерсена. роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители» Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг» Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. Знакомиться с книгами-сборниками Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. 1 1 1 1 1 Знакомиться с книгами В. Драгунского 1 Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц 1 Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку». 1 Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». . Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). 1 1 Обзор сказок Х.К. Андерсена. Выразительное чтение. 1 13 14 15 1617 Книги о тех, кто подарил нам жизнь Герои книг В.ОсеевойКниги Н. Носова. Приключениесказка о Незнайке и его друзьях. Книги о братьях наших меньших. Художникиоформители Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок. Защитникам Отечества посвящается – 2ч Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твѐрдом слове». Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой Читать книги-сборники о детях и для детей Н. Носова 1 Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран. 1 Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, МальчишеКибальчише и о его твѐрдом слове»: чтение, рассматривание. 2 1 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Названия темы занятия История книги. Библиотеки. Вводный инструктаж по технике безопасности. Былины, легенды, сказы. Первые книги. Библия. Летописи. Рукописные книги. Истрия книги. Первопчатник Иван Федоров Волшебный мир сказок. Характеристика учебной деятельности Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях. Кол-во часов 1 Познакомиться с разными изданиями детской библии. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом). 1 Разгадывание кроссворда «Волшебные предметы». Сказки бытовые, Уметь рассматривать и сравнивать волшебные, о животных. книги. Сказки с загадками. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. История басни. Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы.Герои Инсценировать басни (работа в басен. Инсценирование группах). 1 1 1 1 9 10 11 басен. Родные поэты. Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета. Л. Н. Толстой для детей. 12 Произведения о животных. 13 Рассказы о животных А. Куприна. Книга Дж. Лондона «Бурый волк». Дети – герои книг. Дети – герои книг. Произведения о детях. 14 15 16 17 Л. Воронкова «Девочка из города». Собирать информацию для 1 библиографической справки об авторе. Слушать стихотворения, обмениваться 1 мнениями. Чтение произведений Л.Н. Толстого.. 1 Выразительно чтение эпизодов. Уметь работать с книгой, пользуясь 1 алгоритмом учебных действий. Работать с книгой Куприна «Ю-ю», писать отзыв о прочитанной книге. Писать отзыв о книге или героях книги. Читать и обсуждать книгу А.Гайдара «Тимур и его команда» Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения Обсуждение прочитанной книги (беседа, дискуссии, споры). 1 1 1 4 класс № п/п Названия темы занятия 1 Вводный инструктаж по технике безопасности. Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. Библия. Библейские предания. Героические песни о героях России. Песняслава. Книга- сборник С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах».Справочный материал о Суворове. Русь великая в произведениях фольклора. 2 3 4 5 6 7 День народного единства: презентация рукописной Характеристика учебной деятельности Кол-во часов Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях. 1 Сообщения: « Иване Федоровпервопечатнике», «Библиотека Ярослава Мудрого» 1 Познакомиться с разными изданиями детской библии. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения Уметь рассматривать и сравнивать книги. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою 1 1 1 1 1 8 книги и постеров (стендов) о героях России. Мир сказок: сказки народные и авторские. 9 Книги со сказками русских писателей- классиков. Сказка П.Ершова «КонекГорбунок» 10 Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книгисправочнике. Книги. Элементы книги. Справочный аппарат книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Библиографические справки о Марке Твене, В.Гюго, Д.МаминеСибиряке, А.Куприне. 11 12 13 14 15 16 17 Словари, справочники. энциклопедии Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателейклассиков. Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И. Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания. Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе» этическую позицию. Оценивать поведение героев с точки 1 зрения морали, формировать свою этическую позицию. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения Оценивать поведение героев с точки 1 зрения морали, формировать свою этическую позицию. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения Собирать информацию для 1 библиографической справки об авторе. Работать с каталогом, составлять выставки книг. Собирать информацию для 1 библиографической справки об авторе. Собирать информацию для 1 библиографической справки об авторе. Проверять себя и самостоятельно 1 оценивать свои достижения. Собирать информацию для библиографической справки об авторе Уметь работать с книгой, пользуясь 1 алгоритмом учебных действий. Писать отзыв о книге или героях книги. Слушать стихотворения, обмениваться мнениями. 1 Слушать стихотворения, обмениваться мнениями. 1 Слушать стихотворения, обмениваться мнениями 1