ВД Орлята России 1-4 ЗПР 7.2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение №1.20.
к адапрированной основной образовательной программе
начального общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»
Уровень образования:

Начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

1 год
(2023-2024 уч.гг.)

Класс:

1- 4 классы

Составители:

Злобина Алена Яковлевна
Егорова Тамара Леонидовна
Лошко Елена Геннадьевна
Хакимжанова Светлана Александровна
Головина Анна Валерьевна

с. Троицкое, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 ФГОС НОО;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом
Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
 основной образовательной программы НОО МАОУ Троицкой СОШ
 СанПиН 1.2.3685-21;
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273
«Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования,
так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение
социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию
с учѐтом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своѐ понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре,
природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую
и исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации
школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими
деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования
на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается
программой воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с
ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
 понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность
к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт
принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду);
 применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в
доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях знаний);
 демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во
взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает
познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании,
демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям,
науке).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая
их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, необходимо
первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому
вхождение в программу «Орлята России» знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается
со 2-й четверти.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой
четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в
каждом месяце четверти.
Класс
Реализация трека
Подготовка
1 занятие
2 занятие
3-5 занятия
1 кл.
к участию в
Программе
4 игровых
Орлятский
Погружение Занятия/мастер- Встречи с интересными
занятия
урок
в тематику
классы, участие людьми по тематике
трека
в которых
трека.
(работа с
поможет
Подведение итогов,
понятиями, детям
опорные схемы, анализ,
качествами выработать
награждение.
–1 класс –
идею
для
Диагностика.
устно)
КТД
*Готовится педагогом по
предложенным
рекомендациям с учѐтом
регионального
компонента

Тема раздела
Вводный
«Орлятский
урок»
«Орлѐнок – Лидер»

«Орлѐнок – Эрудит»

«Орлѐнок –
Мастер»
Игра для
подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе
«Орлѐнок –
Доброволец»
«Орлѐнок –
Спортсмен»

«Орлѐнок – Эколог»

«Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти»

Содержание раздела
Основными задачами являются старт Программы для детей и
эмоциональный настрой класса на участие в Программе.
Реализация Программы начинается с данного трека, который
позволяет
актуализировать/
приобрести
опыт
совместной
деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года.
Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня
сплочѐнности класса и лидеров для дальнейшего формирования
микрогрупп.
Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную
деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят
различные олимпиады.
В рамках трека происходит знакомство ребѐнка с разными способами
получения информации
Данный трек проходит в два этапа:
1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта;
2 – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами
региона/страны.
Игра по итогам 3х треков:
«Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
Игру
учитель
проводит
самостоятельно, используя
предоставленные методические рекомендации.
Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей и истории
добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое
время учебного года.
Учитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в
данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования,
посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с
возрастом, можно провести Весѐлые страты, «Папа, мама, я –
спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать
воздействия гиподинамического кризиса
середины учебного года.
Несмотря на большую разницу в климате регионов страны, весна –
наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные
условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за
пределами здания школы.
В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека
«Орлѐнок – хранитель исторической памяти», так как он является
треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная
смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих достижений,
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

Подведение итогов

В УМК – использование игровых методов диагностики результатов.
Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут:
- личностное развитие ребѐнка (изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного участника»);
- сформированность класса как коллектива;
- уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 1 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
8
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема урока
Подготовительный этап к
участию в Программе
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
классе»
«Мы будем друзьями в классе»
«Волшебные слова дружбы»
«Правила настоящих друзей»
Вводный Орлятский урок
«Орлѐнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
«Всезнайка»
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
«Орлѐнок – Доброволец»
«От слова к делу»
«Совместное родительское собрание»
«Наша забота!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Орлѐнок – Мастер»
«Мастер – это...»
«Мастерская Деда Мороза ...»
«Класс мастеров»
«Новогоднее настроение»
«Орлѐнок – Спортсмен»
«Утро мы начнѐм с зарядки»
«Сто затей для всех друзей»
«Весѐлые старты»
«Азбука здоровья»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлѐнок – хранитель исторической памяти»
«История школы – моя история»
«Поход в музей»
«Орлѐнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Каким должен быть настоящий эколог?»
«В гости к природе»
«Орлята – экологи»

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1

Дата
по
плану

Дата
фактичес
ки

«Орлѐнок – Лидер»
«Лидер – это...»
«Я хочу быть лидером!»
«С командой действую!»
«Как становятся лидерами?»
«Мы дружный класс»
Подведение итогов

28
39
30
31
32
33

5
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2-4 КЛАСС
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема урока
Старт программы
Вводный «Орлятский урок»
«Орлѐнок – Лидер»
«Лидер – это...»
«В команде рождается лидер»
КТД «Вместе мы сможем всѐ»
«КЛАССный выходной»
«Мы дружный класс!»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
«Игра – это полезно и интересно»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать»
«Орлѐнок – Мастер»
«Мастер – это...»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
Подведение промежуточных итогов
Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Эколог»,
«Орлѐнок – Эрудит», «Орлѐнок – Мастер»
«Орленок-доброволец»
«От слова к делу»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
КТД «Подари улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Орленок-спортсмен»
«Движение – жизнь!»
«Мы гордимся нашими спортсменами»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Орлѐнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи природы»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»

Кол-во
часов
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5

Дата по
плану

Дата
фактически

29
30
31
32
33
34

«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
КТД «История становится ближе»
«Расскажи мне о России»
Подведение итогов

1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫРЕАЛИЗАЦИИ
КУРСА
Курс
обеспечен
методическими
и
дидактическими
материалами,
размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения
школьников
Материалы для обучающихся
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далееследовать
инструкции:
Онлайн курс «Академия гражданина»
Онлайн курс «Основы социального проектирования»
Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
Онлайн курс «Фотостудия с РДШ»
Онлайн курс «Экологическое мышление»
Онлайн курс «Совместное лидерство»
Онлайн курс «Впорядке»
Онлайн курс «Медиашкола»
Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху»
10.Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Материалы для педагогов
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте,далее
следовать инструкции:
1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятийРДШ»
2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и
организация работы»
4. Онлайн
курс
«Формирование
гражданской
идентичности
5. Онлайн курс «Как поддержать деятельность
добровольческогоотряда»

6. Онлайн курс «Школа классных кураторов»
7. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»
8. Методическое
сопровождение
программы
развития
социальнойактивности «Орлята России»

1.

уобучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».