Роль семьи в воспитании школьников
03.05.2021
Сегодня мы
поговорим о роли семьи в воспитании ребенка.
Право
ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и
признано национальным законодательством: Конституцией России. Семейным кодексом
РФ и другими актами.
Каждому
ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного
родительского авторитета. который принимается ребенком как должное. Очень важно
не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны
серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождение слов с
делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать
педагогический такт в отношениях с детьми.
Семья - это
социальный институт формирования личности. В развитии и воспитании ребёнка чаще
всего принимают оба родителя, так же ребёнок может воспитывается в приюте.
Роль
родителей в развитии ребенка безусловно главная. И поэтому исполнить ее нужно
как можно лучше, а для этого надо быть просто хорошими родителями. Конечно,
само по себе понятие «хорошие родители» едва ли поддаётся определению.
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Родители составляют
первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери,
мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. В настоящее время проблемы семьи
и семейного воспитания приобрели особую актуальность.То, что ребенок
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский
сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья,
ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Семья может
выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных
не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании
неправильных методов воспитания.
Статистические
данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые
взаимоотношения родителей и ребенка, дети вырастают самостоятельными и
активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети
отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми
ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их
целесообразность и необходимость.
Какой бы ни
был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки
любящих родителей. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную,
высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо,
чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой,
опытом, знаниями.
Взаимоотношения
семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда
он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и
поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе
у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три
задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при
решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с
семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Каждый
человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей:
родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На
жизнь в семье родительской приходятся дошкольный, подростковый и юношеский
возрасты. Это стадии наиболее интенсивного биологического и психического
развития. В подростковом возрасте во всей жизни детей доминирует школа. Роль
ученика влечет за собой ответственность за успехи в учебе и связанную с этим
работу в школе и дома. В школе ученик должен справляться с многочисленными требованиями,
как учителей, так и других учеников.
Долг
родителей – помочь ребенку в выполнении школьных обязанностей, хорошо к ним
подготовить и облегчить их выполнение дома. Родителям необходимо наблюдать за
всем процессом учебы. Причем интерес к этому должен быть естественным и
наглядным, так как в начальный период большинство детей учится как бы для
родителей или учителей и лишь позже у них развивается познавательная мотивация,
связанная с увлечением тем или иным предметом. Ребенок становится членом
школьного коллектива. У родителей появляется новая задача – помочь ему
спокойно, безболезненно войти в необычную для него социальную среду. Вполне
понятно, что при этом возникает необходимость в сотрудничестве с педагогами и
школьными психологами.
Даже самые
лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности
воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют
родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родители могут
поделиться знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.
Гармоническое развитие личности ребенка связано не только с присутствием и
активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их
воспитательных воздействий. Разногласия в воспитательных методах отца и матери
не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что плохо. Надо постоянно
помнить, что воспитание духовных ценностей и моральных норм, формирование
нравственности происходит у ребенка в первые годы его жизни именно в семье, а
личностными образцами для него служат родители. От того, как мы общаемся друг с
другом, как организуем свой быт, чем заполняем свой досуг, к чему проявляем
интерес, зависит культурный климат семьи. Постоянно находясь в этом «климате»,
ребенок пропитывается нашими вкусами, подхватывает наши привычки, жесты, манеру
поведения. Присмотритесь к своему ребенку: как он общается со сверстниками и
взрослыми? Как ведет себя на людях? Не случается ли, что его поведение вызывает
осуждение окружающих? Уже ребенку дошкольного возраста необходимо объяснить,
что вести себя развязно, привлекая внимание окружающих, неприлично; что громкий
разговор и капризные притязания вызывают у людей осуждение, что грубое слово
или жест – это признак невоспитанности. Если в семье принято курить,
сквернословить, нужно объяснить ребенку, что это делать не просто
плохо, а недопустимо, а главное - самим родителям начинать избавляться от этих
вредных привычек!
У нас у всех
есть возможность выбора. Но именно от родителей зависит, каким вырастет ваш
ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже
замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка! Семья и
школа - это самые первые союзники в воспитании и становлении личности!
Ссылка на
изображение:
https://s1.studylib.ru/store/data/004696774_1-2d5c7608a76641231fec472b1141b6c0.png
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.05.2021
Дата обновления: 11.05.2021
Дата публикации: 03.05.2021