РП УО Природоведение 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ
Приложение № 1.4.
к адаптированной основной
образовательной программе для
обучающихся с УО (вариант1)
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»

с. Троицкое, 2023

Пояснительная записка
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и
подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся
развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное,
логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся
получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с
окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной
организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают
сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками,
наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и
животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе,
осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I
этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и
одновременно служит основой для них.
Содержание учебного предмета "Природоведение".
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия",
"Растительный мир", "Животный мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной
системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и
современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для
жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями
планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения
этих названий.
В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера,
литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных
ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот
раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности
Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой

природы в V классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами,
расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское
моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого
материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся
географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о
своем родном крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные на I этапе обучения. Приводятся
простейшие классификации растений и животных. Педагогическому работнику
необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой
группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов
нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и
фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна
быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся,
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам
природы, умение видеть еѐ красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять
пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных
привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о
живой и неживой природе, полученные в курсе "Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны
понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки
Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная
поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От
неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и
человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную
картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать
свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является
формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для
этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические
работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют
использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы.
Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими

особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в
естественных условиях способствует более прочному формированию
природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного
материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных
программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального
восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды,
воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить
самостоятельно под руководством педагогического работника. В программе
выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые
практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные
работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с
учителем, обозначаются специальным знаком "*".
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны
быть отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при
изучении природоведческого материала.
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению
географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала,
поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь
понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень, стебель,
лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта):
1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и
рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты,
звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в
космос. Современные исследования.
3) Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе
от Солнца. Сезонные изменения в природе.
4) Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера,
литосфера, биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование
этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и
сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух
поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и
человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не
поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган,
способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым,
пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть
почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства
песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и
удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.
Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение
почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение.
Способы добычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа:
цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и
использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет,
блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть,
горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и
другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных
металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность,
ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение
цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет,
твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению.
Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана
недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды
как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при

охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые
твердые вещества (соль, сахар). Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка
мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе:
минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура
и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура
плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер,
оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды
в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства
морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей
и океанов на карте.
11) Охрана воды.
Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное
и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга,
Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица
России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей
страны.
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения,
внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний
вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила
сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и
жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей
страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и своей области (края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные
суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе.
Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение.
Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака,
кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила
ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким
климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная
книга России. Красная книга своей области (края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха.
Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на
день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при
ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны
экстренной помощи. Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (посѐлок, село, деревня).
Рельеф и водоѐмы. Растения и животные своей местности. Занятия
населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники,
другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Природоведение".
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,

фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа
жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического
работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагогического работника.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях, знание способов получения необходимой информации
об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее
растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее
летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые
были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего
решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать
о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля педагогического работника
(при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей
работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.

Тематическое планирование
класс (68 ч)

5

Тема урока

№
п/п

Колич
ество
часов

1

1

Вводный урок Что такое
природоведение?

2

1

Предметы и явления
неживой и живой природы

3

1

Небесные тела: планеты,
звезды

4

Солнечная система. Солнце

1

Исследование
космоса.
Спутники.
Космические

5

1

6

1

Первый полет в космос.

7

1

Смена дня и ночи.

содержание

Зачем надо изучать
природу. Природа и
человек Явления природы
Знакомство с учебником и
рабочей тетрадью
Живая и неживая природа.
Признаки живой природы.
Тела неживой природы.
Явления природы
Небесные тела. Звезды.
Планеты. Солнце. Земля.
Луна. Астрономия
(астрономы)
Вселенная. Солнце раскаленный шар.
Солнечная система.
Планеты.
Вращение планет вокруг
Солнца. Земля
Вселенная. Солнечная система.
Искусственный спутник.
Значение. Космические
корабли

Основные виды
деятельности
Беседа

Слушание
объяснения учителя
Слушание
объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом
Слушание
объяснения учителя

Просмотр
учебного
фильма
Беседа

корабли

Цикличность изменений
в природе
8

1

Смена времен года.
Сезонные изменения в
природе

Современные
Просмотр
исследования. Космические учебного
фильма
корабли.
Беседа
Космонавты.
Ю. А. Гагарин. В .В.
Терешкова
Вращение Земли, смена дня и
Наблюдение за
ночи, день, ночь, сутки.
демонстрацией
учителя
Вращение
Земли
зарисовка
вокруг Солнца, смена времен природных объектов и
года. Сезонные изменения в явлений
природе.
Времена года

9

1

Планета Земля. Оболочки
Земли

Планета
Вращение
Земли
Солнца.
Форма

Земля.
вокруг
Земли.

Просмотр
учебного фильма

Оболочки
Земли:
атмосфера,
гидросфера,
литосфера, биосфера.
10

1

Воздух. Воздух и его
охрана. Значение воздуха
для жизни на Земле

11

1

Свойства воздуха

12

1

Давление и
движение
воздуха

13

1

Температура
воздуха.
Термометр

14

1

Движение воздуха в
природе. Ветер

15

1

Состав воздуха. Кислород,
его значение и применение

Отличие Земли от других
планет.
Воздух. Значение для
человека, животных, растений

Свойства воздуха. Воздух
прозрачный и бесцветный, без
запаха. Воздух занимает место,
упругий, сохраняет тепло
Свойства воздуха.

Использование упругости
воздуха. Воздух сжимается.
Движение воздуха. Теплый
воздух легче холодного,
теплый воздух поднимается
вверх, холодный опускается
вниз. Теплопроводность
воздуха. Использование
этого свойства воздуха в
быту. Давление.
Расширение воздуха при
нагревании и сжатие при
охлаждении.
Термометр. Температура
воздуха.
Устройство термометра.
Правила измерения
температуры

Слушание
объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом
Наблюдение за
демонстрацией
учителя
Слушание
объяснения учителя.
Объяснение
наблюдаемых
явлений

Наблюдение за
демонстрацией
учителя

воздуха.
Использование
силы
ветра человеком. Движение

Слушание
объяснения учителя
воздуха. Ветер.
Работа Объяснение
ветра
в
природе. наблюдаемых
Направление ветра. Ураган, явлений
способы защиты.
Воздух. Газы, входящие в
состав
воздуха: углекислый газ,
азот, кислород. Кислород,
его свойство поддерживать
горение. Применение
кислорода в медицине.

Наблюдение за
демонстрацией
учителя

16

1

Состав воздуха.
Углекислый газ и азот

Воздух. Газы, входящие в
состав воздуха: углекислый
газ, азот, кислород. Азот,
углекислый газ. Углекислый

Слушание
объяснения учителя

газ и его свойство не
поддерживать горение.
Применение углекислого
газа при тушении пожара
17

1

Значение и охрана воздуха

Воздух..
Значение
воздуха.
Мероприятия,
принимаемые
для
охраны
воздуха.
Чистый
и

Объяснение
наблюдаемых
явлений

загрязненный
воздух.
Примеси
в
воздухе
(водяной пар, дым, пыль).
Поддержание
чистоты
воздуха. Значение воздуха в
природе.
18

1

Значение воздуха для жизни
на Земле и его охрана

Значение кислорода
Слушание
для дыхания растений, объяснения учителя
животных и
человека.
зарисовка
Состав
воздуха.
Свойства природных объектов и
кислорода, углекислого газа. явлений
Охрана воздуха от загрязнения
(высадка растений, установка
специальных
фильтров
на
промышленных предприятиях
для
очистки
воздуха
Поддержание чистоты воздуха
в классе и дома

19

1

Полезные ископаемые.
Виды, значение, способы
добычи

Полезные ископаемые.
Месторождения. Способы
добычи. Виды полезных
Ископаемых (твердые,
жидкие,
газообразные; горючие,
негорючие). Значение
полезных
ископаемых. Охрана

работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями

20

1

Гранит, известняк

Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов.
Гранит. Известняк. Мрамор

Слушание
объяснения учителя

21

1

Песок, глина

Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов.
Песок.

Слушание
объяснения учителя

Глина

22

1

23

1

24

1

Горючие
полезные Горючие полезные
Слушание
ископаемые. Торф
ископаемые.
объяснения учителя
Торф Внешний вид и
свойства каменного угля:
цвет, блеск, горючесть,
твердость,
хрупкость.
Добыча и использование.
Образование торфа, добыча
и использование. Охрана
Каменный уголь. Свойства
Горючие полезные
работа с
ископаемые. Каменный уголь.
дополнительными
Внешний вид
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями
Добыча и использование
Каменный уголь. Способы
Работа с учебным
каменного угля
добычи. Значение.
пособием
Использование человеком.
Охрана

25

1

Нефть: внешний вид и
свойства

26

1

Добыча и
использование
нефти

Нефть. Внешний вид и
свойства нефти: цвет и
запах, текучесть,
горючесть.
Горючие полезные
ископаемые.
Нефть.
добычи.
Использование
Охрана.

Наблюдение за
демонстрацией
учителя
Работа с учебным
пособием

Способы
Значение.
человеком.

Продукты
переработки нефти: бензин,
керосин
и
другие
материалы.
27

1

Природный газ. Свойства,
добыча, использование.
Правила обращение с газом
в быту

Природный газ. Внешний
вид. Свойства. Способы
добычи. Значение.
Использование человеком.
Правила
обращения в быту

Слушание
объяснения учителя

28

1

Черные металлы. Сталь.
Чугун

Черные металлы
Слушание
(различные виды стали и
объяснения учителя
чугуна). Полезные
ископаемые,
используемые для
получения
металлов.
Свойства
черных металлов: цвет,
блеск,
твердость,
упругость,
пластичность,
теплопроводность,
ржавление. Распознавание
стали и чугуна.

29

1

Цветные

Цветные металлы. Полезные
ископаемые, используемые для
получения металлов.
Использование цветных
металлов Отличие черных

металлы

30

1

Медь. Распознавание
меди. Ее применение.

31

1

Охрана недр

32

1

Полезные

Работа с учебником
работа в рабочих
тетрадях

металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и
свойства алюминия: цвет,
твердость, пластичность,
теплопроводность,
устойчивость к ржавлению.
Медь. Распознавание
Слушание
алюминия. Свойства меди: объяснения учителя
цвет, блеск, твердость,
пластичность,
теплопроводность.
Распознавание меди. Ее
применение.
Полезные ископаемые.
Наблюдение за
Запасы полезных ископаемых.
демонстрацией
Меры, принимаемые по охране учителя
полезных ископаемых

ископаемые

33

1

Вода в природе. Роль воды
в питании живых
организмов

Местные полезные
ископаемые. Добыча и использование Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы добычи.
Горючие полезные
ископаемые.
Полезные ископаемые,
используемые в качестве
Строительных материалов.
Черные металлы. Цветные
металлы. Благородные
(драгоценные) металлы

Работа с учебным
пособием
Работа с раздаточным
материалом

Вода. Вода на Земле. Значение
воды для жизни растений,
животных, человека

Объяснение
наблюдаемых
явлений

34

1

Свойства воды

Свойства воды как
жидкости: непостоянство
формы, расширение при
нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение
при замерзании.
Способность растворять
некоторые твердые
вещества (соль, сахар и
др.).

Слушание
объяснения учителя

35

1

Растворимые и
нерастворимые вещества.
Питьевая вода

Вода. Растворимые и
нерастворимые вещества.
Растворы. Виды растворов.
Питьевая вода. Растворы.

Объяснение
наблюдаемых
явлений

Использование растворов.
Растворы в природе:
минеральная и морская
вода.
36

1

Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды

Чистая вода. Мутная вода.
Состав мутной воды. Очистка
воды отстаиванием и
фильтрованием

Объяснение
наблюдаемых
явлений

37

1

Три состояния воды.

Три состояния воды.
Твердое (лед),
газообразное (пар), жидкое
(вода).

Слушание
объяснения учителя

Температура и ее измерение

38

39

1

1

Расширение при
нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение
при замерзании

Свойства воды.
Лабораторная

Температура замерзания.
Температура кипения. Переход
из одного состояния в другое
Вода сжимается при
охлаждении вода расширяется
при нагревании. Температура
кипения. Единица измерения

температуры — градус.
Температура плавления
льда и кипения воды.
Лабораторная
работа

работа

40

1

Вода в природе:
осадки, воды суши.

Вода размывает почву, овраги,
пещеры, ущелья; наводнение

Наблюдение за
демонстрацией
учителя
Работа с раздаточным
материалом
Анализ результатов
по проведению
наблюдений,
постановке опытов,
описанию
экологических
последствий при
использовании и
преобразовании
окружающей среды.
Объяснение
наблюдаемых
явлений

41

1

Значение воды в
природе. Использование
воды
в
быту,
промышленности
и
сельском хозяйстве.

Чистая вода, пресная вода,
использование воды в
быту, сельском хозяйстве,
промышленности охрана
воды, очистка воды, меры,
принимаемые
охране воды

42

1

Работа воды в природе.

43

1

Воды суши: ручьи, реки

44

1

Озера, болота, пруды.

45

1

Моря и океаны.
Использование и охрана
воды

Слушание
объяснения учителя

по

Образование пещер,
оврагов, ущелий.
Наводнение (способы
защиты от наводнения).

Объяснение
наблюдаемых
явлений

Вода в природе, осадки, воды
суши: реки, ручьи, озера, моря,
океаны. Облака, тучи.
Круговорот воды в природе
Воды суши. Вода пресная и
соленая. Естественные и
искусственные водоемы.
Ручей. Река. Образование.
Значение. Охрана

Озера. Болота. Пруды.
Водохранилища. Внешний
вид. Режим.
Использование
человеком.
Обитатели
водоемов
Моря.
Океаны.
Внешний
вид.
Свойства
морской воды. Значение морей
и океанов в жизни человека.

Обозначение
морей
океанов на карте.

Слушание
объяснения учителя

Работа с учебным
пособием

Слушание
объяснения учителя

и

Использование океанов и
морей человеком.

46

1

Охрана воды

47

1

Равнины, холмы, овраги

48

1

Горы

Охрана воды. Бережное
отношение к воде в быту.
Учет и использование
свойств воды Экономия
питьевой воды.
Равнины, холмы, овраги.
Внешний вид. Роль в
жизни человека.
Поверхность своей местности
Горы. Внешний вид. Природа.
Жизнь людей в горах. Занятия
людей

Работа с учебником

Слушание
объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом
Работа с учебным
пособием

49

1

Почва — верхний слой
земли. Ее образование

Минеральная Работа с учебным
и
органическая
части пособием, работа в
почвы.
Состав
почвы: рабочих тетрадях
перегной, глина, песок,
вода, минеральные соли,
воздух. Глина, песок и соли
—
минеральная
часть
почвы.

50

1

Разнообразие почв

Песчаные и
Слушание
глинистые почвы. Водные объяснения учителя
свойства
песчаных
и
Работа
с
глинистых
почв: раздаточным
способность
впитывать материалом
воду, пропускать ее и
удерживать.
Сравнение
песка и песчаных почв по
водным
свойствам.
Сравнение
глины
и
глинистых почв по водным
свойствам.

51

1

Основное свойство почвы плодородие. Обработка
почвы

Почва. Перегной —
органическая часть почвы
Черноземные почвы.
Плодородные почвы.
Обработка почвы.
Весенняя обработка почвы.
Уход за почвой летом.
Осенняя обработка почвы.
Значение почвы в народном
хозяйстве.

Слушание
объяснения учителя

52

1

Охрана почвы

Почва.
Эрозия
Охрана почв.

Работа с
пособием

Почва.

Почва.

почв.

Охрана почв. Разрушение
плодородного слоя почвы
(костры, пожары, вырубка
лесов, бытовой мусор,
химикаты, вода, ветер). Меры,
принимаемые по охране почв
(высадка лесов, защита от
эрозии)

53

1

Место России на земном
шаре. Знакомство с картой

Россия ― Родина моя.
Россия. Россия - самое
большое государство.
Разнообразие поверхности
и климата.
Обозначение суши и рек на
карте.

учебным

Работа с учебником

54

1

Моря и океаны, омывающие
берега России

55

1

Горы и равнины на
территории нашей страны

56

1

Реки и озера России

57

1

Москва - столица России

58

1

Крупные города, их
достопримечательностями, население
нашей страны.
Санкт-Петербург

59

1

Ярославль.
Владимир. Города
«золотого кольца»

60

1

Нижний
Новгород,
Казань,
Волгоград

Важнейшие географические
объекты, расположенные
на территории нашей
страны: Черное и
Балтийское моря, Тихий
океан. Черное море.
Азовское море. Балтийское
море. Северный
Ледовитый океан.
Основные формы
поверхности. Равнины:
ВосточноЕвропейская
равнина, ЗападноСибирская равнина.
Уральские и Кавказские
горы

Слушание
объяснения учителя
Работа с раздаточным
материалом

озеро Байкал, реки Волга,
Енисей или другие объекты
в зависимости от региона.
Крупнейшие реки: Обь,
Лена, Енисей, Амур,
Волга. Озера: Байкал,
Каспийское море
Столица. Правительство.
Достопримечательн ости:
Кремль, Третьяковская
гале рея, Большой театр,
Театр кукол им.
С. В. Образцова, стадион
«Лужники», Останкинская
телебашня. Транспорт
Достопримечательности:
Эрмитаж, Петропавловская
крепость, Исаакиевский
собор, Невский проспект.
Река Нева. Разводные
мосты. Порт
Древние города России:
Ярославль. Владимир.
История.
Достопримечательности.
Народные промыслы.
Туризм
Города России.
Река Волга.
Нижний Новгород. Казань.
Волгоград. История.
Достопримечательн ости.
Промышленность

Слушание
объяснения учителя

работа с
дополнительными
источниками
информации:
энциклопедиями,
справочниками,
словарями

Просмотр
учебного фильма

Просмотр
учебного фильма
Беседа

Просмотр
учебного фильма
Беседа

Просмотр
учебного фильма
Беседа

61

1

Новосибирск,

Сибирь. Дальний
Восток.
Новосибирск,
Владивосток.
Достопримечательн
ости.
Промышленность.
Порт.
Население и народы Население России.
России
Городское и сельское
население. Россия многонациональное
государство.
Национальности. Народы.
Традиции. Обычаи.
Народные промыслы
Ваш город. Важнейшие Название. Область.
географические объекты Поверхность. Водоемы.
региона
Растительный и животный
мир. Население.
Промышленность и
сельское хозяйство.
Достопримечательности
Экскурсия
Обобщающий урок по Россия. Разнообразие
разделу «Есть на Земле поверхности и климата
страна Россия»
России, моря, океаны,
горы, равнины, города
России: Москва, СанктПетербург, Ярославль,
Владимир, Нижний
Новгород, Казань,
Волгоград, Сибирь.
Дальний Восток.
Новосибирск,
Владивосток. Население
России
Неживая
Природа. Неживая
природа.
природа. Признаки
Обобщающий
неживой природы. Планета
урок
Земля. Солнечная система.
Вода. Воздух. Полезные
ископаемые. Почва. Связь
живой и неживой природы
итого
Владивосток

62

1

63

1

64
65

2
2

66

1

68

Просмотр
учебного фильма
Беседа

Просмотр
учебного фильма
Беседа

Слушание
объяснения учителя

Систематизация
учебного материала

Систематизация
учебного материала

Тематическое планирование
6
№
п.п
1

2

Кол-во
Тема урока
часов
1
Живая природа.
Биосфера: растения,
животные, человек.
1

Разнообразие
растительного
мира

3

1

Среда
обитания
растений
(растения
леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

4

1

Строение растений

5

1

Деревья, кустарники,
травы

6

1

Лиственные деревья

класс (68 ч)
содержание

Основные виды учебной
деятельности

Живая природа. Признаки.
Единство живой и неживой
природы. Природа и человек

Слушание объяснения
учителя

Растения. Разнообразие
растений.
Дикорастущие и
культурные растения.
Значение растений

Беседа. Слушание
объяснения учителя

Многообразие растений.
Растения леса (деревья,
травянистые растения).
Растения луга (травы: клевер,
васильки, лютики). Растения
водоемов (камыш, рогоз,
кувшинки). Растения полей,
садов, огородов (пшеница,
рожь, овощи, фрукты)
Растение. Части растения:
цветок, стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение

Слушание объяснения
учителя

Дикорастущие
и
культурные
растения.
Деревья,
кустарники,
травы.
Внешний вид. Признаки
Деревья
лиственные
(дикорастущие
и
культурные,
сезонные
изменения, внешний вид,
места произрастания).

Работа с учебником
Работа с раздаточным
материалом

Наблюдение за
демонстрацией учителя

Слушание
объяснения
учителя.
Работа
с
раздаточным материалом

Признаки лиственных
деревьев. Листопад.
Лиственные деревья (береза,
липа, осина, клен, яблоня,
груша). Дикорастущие и
культурные лиственные
деревья

7

1

Хвойные деревья

Деревья хвойные (сезонные зарисовка
природных
изменения, внешний вид, объектов и явлений
места произрастания).
Признаки хвойных деревьев.
Хвойные деревья (ель, сосна,
лиственница). Использование
человеком. Хвойный лес.
Тайга

8

1

Дикорастущие
кустарники

Дикорастущие
и работа
культурные растения., се- тетрадях
зонные
изменения,
внешний
вид,
места

в

рабочих

произрастания

Орешник.

Дикорастущая

9

1

Культурные
кустарники

10

1

Травы

11

12

1

1

Декоративные
растения. Внешний
вид, места
произрастания

Лекарственны е
растения

малина. Боярышник.
Внешний вид.
Использование человеком
Дикорастущие и
культурные растения
Кустарники. Признаки.
Культурные
кустарники. Сирень.
Смородина.
Внешний вид.
Использование человеком
Травы (дикорастущие и
культурные) Внешний вид,
места произрастания
Признаки. Однолетние и
многолетние растения.
Дикорастущие и
культурные травы.
Одуванчик. Подорожник.
Ромашка. Укроп.
Петрушка. Внешний вид.
Использование человеком
культурных
растений
Декоративные растения.
Признаки декоративных
растений сада. Цветоводство.
Цветы: астры, анютины
глазки, пионы, флоксы,
гвоздики, розы. Внешний вид.
Декоративные деревья и
кустарники: клен, сирень,
жасмин. Внешний вид.
Значение

Лекарственные растения.
Внешний вид. Места
произрастания. Правила
сбора лекарственных
растений. Использование.

Слушание объяснения
учителя

Работа с учебным
пособием
Работа с раздаточным
материалом

Слушание объяснения
учителя

зарисовка природных
объектов и явлений

Слушание объяснения
учителя

зарисовка природных
объектов и явлений

Лекарственные растения.
Подорожник, крапива,
шиповник, алоэ. Лечебные
свойства. Правила
использования

13

14

1

1

Комнатные растения.
Внешний вид. Уход.
Значение.

Комнатные растения.
Признаки.

Комнатные
растения: герань,
бегония,
фиалка,

Разнообразие

Значения для человека. Общие
правила ухода. Разнообразие
комнатных растений
комнатных растений. Герань.
Бегония. Фиалка.
Традесканция. Внешний вид

Просмотр
учебного
фильма
Работа с раздаточным
материалом

традесканция
Растительный
мир
разных районов Земли
(с
холодным,
умеренным и жарким
климатом.).

15

1

16

1

Растения,
произрастающие
в
разных климатических
условиях
нашей
страны.

17

1

Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные

18

1

Красная книга России
и своей области (края)

Разнообразие растительного
мира. Зависимость
растительного мира от
солнечного тепла. Районы с
холодным климатом,
умеренным климатом, жарким
климатом. Типичные растения

Слушание объяснения
учителя

Разнообразие растений.
Типичные
Представители
растительного мира.
Тундра (мхи, лишайники).
Леса(ель, сосна, береза,
дуб). Степь (ковыль,
тюльпан). Полупустыни,
пустыни (полынь,
песчаная акация, саксаул).
Зависимость
растительного мира от
солнечного тепла и
количества осадков.
Охрана природы
Типичные растения своей
местности.
Культурные растения.
Дикорастущие

Работа с научнопопулярной литературой

Слушание объяснения
учителя

растения

Значение растений для
жизни человека. Правила
поведения в природе.
Охрана растений. Красная
книга. Растения,
занесенные в
Красную книгу (лесной
ландыш,
купальница, колокольчик,
кувшинка).

Просмотр учебного
фильма

Заповедники

19

1

Разнообразие
животного мира

20

1

Среда обитания
животных

21

1

Понятие животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие.

Животные. Разнообразие
животных.

Слушание объяснения
учителя

Различие животных по
внешнему виду, местам
обитания, размерам, образу
жизни, строению тела
Животные суши (леса, луга,
поля, горы). Птицы. Животные
водоемов

Работа с раздаточным
материалом

Разнообразие животного
мира. Группы животных:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.

Слушание объяснения
учителя

зарисовка природных
объектов и явлений

22

1

Насекомые

23

1

24

1

Бабочки, стрекозы,
жуки
Кузнечики, муравьи,
пчелы

25

1

Рыбы

Признаки. Среда обитания
Насекомые. Признаки.
Внешний вид. Место в
природе. Значение. Охрана.
Внешний вид. Место в
природе. Значение. Охрана.
Кузнечики. Пчелы. Муравьи.
Внешний вид. Образ жизни.
Значение
Рыбы. Внешний вид. Среда

обитания. Место в природе.
Значение. Охрана. Рыбы,
обитающие в водоемах
России и своего края.
26

1

Морские и речные
рыбы

Строение. Признаки. Значение
рыб
Пресноводные и морские
рыбы. Морские рыбы: сельдь,
треска, камбала, лосось.
Пресноводные рыбы: карась,
окунь, сом, щука. Охрана рыб

27

1

Земноводные.
Лягушки. Жабы

Земноводные.
Признаки.

Слушание объяснения
учителя

Работа
с
учебным
пособием
Работа с раздаточным
материалом
Слушание объяснения
учителя

Работа с учебным
пособием

Работа с учебным
пособием

Слушание объяснения
учителя

Лягушки. Жабы. Внешний
вид. Образ жизни. Питание.
Размножение

28

1

Пресмыкающиеся.
Змеи, ящерицы,
крокодилы

29

1

Птицы

30

1

Ласточки, скворцы,
снегири, орлы

31

1

Лебеди, журавли,
чайки

32

1

33

1

Птицы своего края.
Охрана птиц
Млекопитающие

Пресмыкающиеся.
Признаки. Змеи, ящерицы,
крокодилы. Внешний вид.
Образ жизни. Питание.
Размножение
Птицы. Внешний вид. Среда
обитания. Образ жизни.
Значение. Охрана. Птицы
своего края.
Признаки. Перелетные
птицы. Зимующие птицы.
Места обитания. Значение
птиц
Ласточки, скворцы,
снегири, орлы. Внешний
вид. Образ жизни.
Питание
Лебеди, журавли, чайки.
Внешний вид. Образ
жизни. Питание
Типичные птицы своего
края. Охрана птиц
Млекопитающие. Внешний
вид. Среда обитания. Образ
жизни. Значение. Охрана.
Млекопитающие животные
своего края.

Работа с учебным
пособием

Слушание
учителя

объяснения

Работа с раздаточным
материалом

Работа с учебным
пособием
Слушание объяснения
учителя

Работа с учебным
пособием
Слушание
учителя

объяснения

34

1

Млекопитающие суши

35

1

Млекопитающие
морей и океанов

36

1

37

1

Животные рядом с
человеком. Домашние
животные в городе и
деревне
Сельскохозяйственные
животные: лошади

38

1

39

1

40

1

41

1

42

1

43

1

44

1

Детеныши.
Травоядные, всеядные,
хищники. Среда обитания
(суша и вода)
Млекопитающие.
Животные лесов, степей,
пустынь
Морские животные.
Признаки.
Внешний вид. Киты.
Тюлени. Дельфины
Домашние животные
(звери и птицы). Признаки
домашних животных.

Животноводство Лошади.
Жеребята. Внешний вид.
Питание. Использование
человеком
Сельскохозяйственные Животноводство. Коровы.
животные: коровы
Внешний вид. Питание.
Использование человеком.
Уход и содержание
Сельскохозяйственные Животноводство. Свиньи,
животные: козы, овцы, козы, овцы, бараны.
свиньи
Внешний вид.
Использование человеком.
Уход и содержание.
Домашние птицы:
Птицеводство. Птицы.
куры, утки, индюки
Куры, утки, индюки.
Внешний вид.
Использование человеком.
Уход и содержание
Уход за животными в
«Живой уголок». Общие
живом уголке или
правила ухода за
дома
животными в «живом
уголке» или дома
Аквариумные
Рыбы. Аквариум.
рыбки
Разнообразие
аквариумных рыбок.
Гуппи. Золотые рыбки.
Внешний вид. Правила
содержания и ухода за
аквариумными рыбками.
Домашние питомцы.
Птицы. Разнообразие
Канарейки.
певчих и декоративных
попугаи
птиц. Канарейки.
Волнистые попугайчики.
Внешний вид. Правила
содержания и ухода дома
или в «живом уголке»
Домашние питомцы.
Морские свинки, хомячки,

работа в рабочих
тетрадях
Слушание объяснения
учителя

работа в рабочих
тетрадях
Слушание объяснения
учителя

Работа с раздаточным
материалом

Слушание объяснения
учителя

Просмотр учебного
фильма
Слушание объяснения
учителя

Слушание объяснения
учителя

Слушание объяснения

Морские свинки,
хомяки, черепахи
Домашние кошки

45

1

46

1

Домашние питомцы.
Собаки

47

1

Животные холодных
районов
Земли

48

1

Животные умеренного
пояса

49

1

Животные жарких
районов
Земли

50

1

Животный мир России

51

1

Охрана животных.
Заповедники. Красная
книга России

52

1

Животные вашей
местности.

черепахи. Внешний вид.
Правила ухода
Кошки. Разнообразие
кошек.
Длинношерстные и
короткошерстные.
Внешний вид. Правила
ухода и содержания кошек
в доме
Собаки. Внешний вид.
Виды собак:
служебные, охотничьи,
декоративные.
Признаки. Значение.
Правила ухода за собаками
и содержания их в доме.
Холодные районы.
Животные холодных
районов. Внешний вид.
Образ жизни. Животные
суши. Морские животные.
Птицы. Белые медведи,
тюлени, моржи, северные
олени, песцы. Морские
птицы. Пингвины
Умеренный пояс.
Животные лесов.
Животные степей.
Травоядные. Хищники.
Пресмыкающиеся
Жаркие районы.
Животные жарких
районов. Львы, слоны,
кенгуру, жирафы
Разнообразие животного
мира. Арктика (белый
медведь, тюлень). Тундра
(северный олень, песец).
Леса (медведь, волк, лиса).
Степи, пустыни,
полупустыни (змеи,
верблюд). Горы (серна,
орел). Взаимосвязь образа
жизни и природных
условий. Охрана природы
Значение животных в
природе. Охрана
животных. Красная книга.
Заповедники.
Заказники. Зоопарки
Типичные животные своей
местности.

учителя

Работа с раздаточным
материалом

Слушание объяснения
учителя

Слушание объяснения
учителя

Работа с научнопопулярной литературой

Слушание объяснения
учителя

Работа с научнопопулярной литературой

Слушание объяснения
учителя

Работа с научнопопулярной литературой

Красная книга области
(края)
53

1

54

1

55

1

56

1

57

1

Млекопитающие. Птицы.
Охрана животных.
Животные Красной книги
Как устроен наш
Строение тела человека.
организм
Туловище. Верхние и
нижние конечности.
Голова.
Внутренние органы.
Органы чувств
Как
работает Организм. Органы.
(функционирует) наш Системы органов:
организм.
пищеварительная система,
Взаимодействие
дыхательная система,
органов.
кровеносная
система, выделительная
система, нервная система.
Согласованная
работа организма.
Здоровый образ жизни Здоровье человека (режим,
человека
закаливание,
водные
процедуры и т. д.).
Правила здорового образа
жизни: соблюдение
чистоты, правильное
питание, чередование
работы и отдыха,
закаливание, занятие
спортом, отсутствие
вредных привычек.
Осанка
(гигиена, Осанка. Отрицательное
костно-мышечная
влияние плохой осанки на
система).
здоровье человека.
Профилактика нарушения
осанки: зарядка,
правильная посадка,
равномерное
распределение тяжестей
при их переносе.
Зрение.
Слух.
Обоняние.
Органы
Осязание.
Вкус.
Органы
чувств
чувств. Глаза. Уши. Нос. Кожа.
Значение. Гигиена органов

чувств. Охрана зрения.
Профилактика нарушений
слуха. Правила гигиены.
58

59

1

1

Правила гигиены и
охрана органов чувств

Здоровое

Правила гигиены органов
зрения. Правила гигиены
органов слуха. Правила
гигиены органов вкуса,
осязания

Просмотр учебного
фильма

Просмотр
фильма

учебного

навыки
оказания
первой
помощи
при
ушибе и растяжении

Просмотр
фильма

учебного

соблюдение
правил
личной
гигиены,
правильной
осанки,
безопасности в труде,
Пища. Продукты животного и поведения в природе;
растительного происхождения.

(рациональное)
питание.
60

1

Дыхание. Органы
дыхания.
Правила гигиены

61

1

Оказание первой
медицинской
помощи

62

1

Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение за
медицинской
помощью

63

1

Специализация врачей

64

2

Медицинские
учреждения
Нашего города

65

2

Обобщающие уроки

66

1

Обобщающие уроки

итого

68

итого

Белки,

жиры,

углеводы

Режим. Правила питания.
Меню на день. Витамины.
Органы дыхания. Нос.
Легкие. Воздух. Кислород.
Гигиена дыхания. Вред
курения
Первая помощь. Скорая
помощь (оказание первой
медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах,
ссадинах.
Простуда. Правила
гигиены.
Доврачебная помощь.
Обращение к
врачу. Профилактика
простудных
заболеваний
Поликлиника. Врачи.
Педиатр. Терапевт. Лор.
Окулист.
Медсестра. Пациенты
Медицинские учреждения
своего города (поселка,
населенного
пункта).
Телефоны
экстренной
помощи.
Специализация
врачей.
Поликлиника. Детская
поликлиника.
Взрослая поликлиника.
Правила поведения в
поликлинике.
Бюллетень. Диспансер.
Аптека
Наш город (посѐлок, село,
деревня).
Рельеф и водоѐмы.
Растения и животные своей
местности. Занятия
населения.
Ведущие
предприятия.
Культурные и исторические
памятники, другие местные
достопримечательности.
Обычаи и традиции своего
края.

выполнение
практических работ с
некоторой
помощью
учителей;

Систематизация учебного
материала

Систематизация учебного
материала

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕИ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под
редакцией В.В.Воронковой. В 2-х сборниках. Сборник 1. - М., «Владос», 2014г.;
Учебник - Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций,
реализующих
адапт.
основные
общеобразовательные
программы/Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.-6-еизд.- М.: Просвещение, 2016г.
Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
Большая энциклопедия животного мира. М. РОСМЭН 2006
Природоведение. 5 класс. Н.А.Касаткина. Материалы к урокам. Волгоград: Учитель, 2003 г.
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой,
В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. издательства Дрофа;
Универсальное учебное пособие. А. Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии:
Практическое пособие, А.Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2000.124с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».