Алгебра 7-9 слабовидящие

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа
Приложение № 1.1.
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6276599)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов

Уровень образования:

Основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Класс:

7-9 классы

Составители:

Якимова Ирина Владимировна

с. Троицкое, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают
всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так
и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число
профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка
в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для
продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у
него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка
или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное
вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве
неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства
приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории
графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и
вероятности обогащаются представления обучающихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются
основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного
курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены
следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и
описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика»
служит основой для формирования навыков работы с информацией: от
чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на
диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания.
Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать

данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы,
размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их
влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для
изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические
задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с
простейшими методами вычисления вероятностей в
случайных
экспериментах
с
равновозможными
элементарными
исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные
задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных
величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с
множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются
примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в
который входят разделы: «Представление данных и описательная
статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в
теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102
часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа учебного предмета соответствует ФГОС ООО,
адаптирована и предполагает внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с
нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий;
- обеспечение специальными учебниками и учебными пособиями,
специальными средствми обученрия (лупа, ноутбук, осветительный прибор и
т.д.).

К
специфическим
особым
образовательным
потребностям
слабовидящих учащихся в основной школе, относятся:
• учет при организации обучения слабовидящих учащихся их зрительных
возможностей, зрительного диагноза (основного и дополнительного),
офтальмогигиенических
и
офтальмо-эргономических
требований
(оптические средства коррекции зрения, режим зрительных и физических
нагрузок), времени возникновения и степени выраженности нарушения
зрения, а также характера течения заболевания органа зрения
(прогрессирующий, не прогрессирующий);
• выявление степени сформированности и совершенствование
компенсаторных способов действий;
• учет темпа работы слабовидящих учащихся в зависимости от
зрительного диагноза;
• особая пространственная и временная организация образовательной
среды;
• обеспечение возможности пролонгации сроков обучения на уровне
основного общего образования;
• обеспечение доступности учебной информации для зрительного и
осязательно-зрительного восприятия слабовидящих учащихся.
• оснащение образовательного процесса индивидуальными учебниками и
учебными пособиями, напечатанными укрупненным шрифтом с
иллюстрациями, адаптированными или специально созданными наглядными
средствами обучения, учитывающими особенности зрительного и
осязательно-зрительного восприятия слабовидящих учащихся;
• преподавание общеобразовательных учебных предметов по
специальным методикам, учитывающим особенности зрительного и
осязательно-зрительного
восприятия
слабовидящих
учащихся
и
предполагающим использование всех сохранных анализаторов;
• применение в образовательном процессе тифлотехнических и
оптических средств обучения и коррекции;
• постановка и реализация на общеобразовательных уроках и занятиях
внеурочной деятельности коррекционных задач, направленных на коррекцию
вторичных отклонений в развитии, обусловленных слабовидением;
• введение коррекционных курсов, направленных на совершенствование у
слабовидящих учащихся компенсаторных навыков, расширение сенсорного
опыта и формирование информационной компетентности;

• совершенствование навыков зрительной ориентировки в микро и
макропространстве, навыков социально-бытовой ориентировки;
• включение в образовательную среду индивидуализированного
коррекционноразвивающего тифлопедагогического сопровождения в
зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей учащихся;
•
оснащение
образовательного
процесса
тифлотехническими
устройствами и тифлоинформационными технологиями, необходимыми для
успешного решения слабовидящими учащимися учебно-познавательных
задач;
• обеспечение прочного и сознательного овладения основами знаний о
способах получении, обработке, хранении и использовании информации с
помощью тифлоинформационных технологий для слабовидящих;
• развитие навыков сознательного и рационального использования
компьютера, смартфона и других тифлотехнических устройств в учебной,
бытовой и дальнейшей профессиональной деятельности;
• максимальное расширение социально-образовательного пространства за
пределы образовательной организации и семьи с целью формирования
психологической готовности к интеграции в социум;
• формирование представлений о социальных ролях и моделях поведения.
Обучение адекватным способам их реализации с учетом возрастных и
гендерных аспектов;
• обеспечение психологической коррекции неадекватной самооценки,
иждивенческих взглядов и негативных установок на инвалидность;
• оказание психокоррекционной помощи в преодолении тенденций и
склонности к патологическому фантазированию, обусловленному дефицитом
реальных жизненных событий и впечатлений, узостью сферы социальных
контактов, а также стремлением повышения личного статуса среди
сверстников;
• развитие стрессоустойчивости, формирование психологической
готовности к конструктивному преодолению специфических жизненных
трудностей, обусловленных слабовидением;
• совершенствование коммуникативных навыков, направленное на
подготовку
слабовидящих
учащихся
к
межличностному
и
профессиональному взаимодействию в коллективе, включению в социум,
посредством обогащения социального опыта и расширения сферы
социальных контактов с учетом специфики коммуникативных затруднений,
обусловленных слабовидением;

•систематическое
целенаправленное
проведение
специфической
профориентационной работы, ориентирующей слабовидящих учащихся на
выбор доступных и востребованных профессий;
• ознакомление с современными технологиями, отражающими основные
тенденции научно-технического развития общества, и лежащими в основе
профессий, доступных для слабовидящих учащихся, включая формирование
межпрофессиональных и начальных профессиональных навыков.
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих учащихся на
уровне основного общего образования
Слабовидение
обусловлено
значительными
нарушениями
функционирования зрительной системы вследствие ее поражения.
Слабовидение характеризуется показателями остроты зрения лучше
видящего глаза в условиях оптической коррекции, а также может быть
обусловлено нарушением поля зрения – еще одной основной зрительной
функции.
В соответствии с клинико-педагогической классификацией детей с
нарушениями зрения по остроте зрения В.З. Денискиной, к слабовидящим
относятся учащиеся с остротой зрения от 0,05% до 0,4% на лучше видящем
глазу в условиях оптической коррекции. Слабовидящих учащихся
целесообразно подразделять на следующие группы в зависимости от степени
выраженности нарушения зрения:
- Слабовидящие с остротой зрения в пределах от 0,05 % до 0,09 % на
лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции (тяжелая степень
слабовидения).
- Слабовидящие с остротой зрения от 0,1% до 0,2% на лучше видящем
глазу в условиях оптической коррекции (средняя степень слабовидения).
- Слабовидящие с остротой зрения от 0,3% до 0,4% на лучше видящем
глазу в условиях оптической коррекции (легкая степень слабовидения).
Слабовидение проявляется в многообразных дифференцированных
клинических формах (нарушение рефракции, патология хрусталика,
глаукома, заболевания проводящей части зрительного анализатора –
зрительного нерва и зрительных трактов, врожденная миопия, катаракта,
гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная
атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и т.д.),
поэтому зрительные возможности слабовидящих учащихся отличаются
неоднородностью. У слабовидящих учащихся первой группы, как правило,
отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением

остроты зрения у них нарушено поле зрения (сужение или наличие скотом),
светоощущение (повышение или понижение светочувствительности),
пространственная
контрастная
чувствительность,
цветоразличение,
глазодвигательные функции (в виде нистагм и косоглазие). У учащихся
данной группы органические нарушения зрения всегда сочетаются с
функциональными, что приводит к снижению их зрительной
работоспособности и трудностям зрительно-моторной координации. Все
вышесказанное затрудняет зрительное восприятие окружающего мира,
включая формирование адекватных, точных, целостных, полных
чувственных образов, снижает возможности зрительной ориентировки в
микро и макропространстве, учебно-познавательную и ориентировочную
деятельность, включая восприятие учебного материала. Однако, ведущим в
учебно-познавательной деятельности данной группы учащихся выступает
зрительный анализатор. При прогрессирующем характере заболевания
органа зрения учащихся этой группы рекомендуется наряду с традиционной
системой письма и чтения обучать рельефно-точечному шрифту Л. Брайля.
Зрение учащихся первой группы недостаточно устойчиво. При
неблагоприятных условиях оно может значительно снижаться. У учащихся
второй группы наблюдаются искажения зрительных образов и трудности
зрительного контроля при передвижении в пространстве. Зрение многих
учащихся этой группы носит монокулярный характер. Нарушения остроты
зрения могут сочетаться с нарушениями таких зрительных функций, как поля
зрения, светоощущение, пространственная контрастная чувствительность,
цветоразличение, глазодвигательные функции и др. У учащихся второй
группы органические нарушения зрения сочетаются с функциональными, что
приводит к снижению зрительной работоспособности, трудностям
зрительно-моторной координации. Следовательно, учащиеся второй группы
тоже испытывают трудности в учебнопознавательной и ориентировочной
деятельности. Учащиеся третьей группы имеют показатели остроты зрения,
позволяющие использовать зрение для построения полноценного образа
объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии. Однако,
учащиеся данной группы испытывают ряд трудностей, как в процессе
восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной
деятельности. Трудности зрительного восприятия могут усугубляться
вторичными функциональными зрительными нарушениями. Одной из
важнейших психологических особенностей, обусловленных слабовидением
является недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к
изменениям в психофизическом развитии, возникновению трудностей

становления личности и затруднений предметно-пространственной и
социальной адаптации. В коррекционно-образовательном и коррекционнореабилитационном процессе важное значение имеет временной фактор.
Время возникновения слабовидения или значительного снижения зрительных
функций оказывает влияние не только на характер психофизического
развития, но и на эффективность овладения компенсаторными навыками. В
целом, своеобразие психофизического развития слабовидящих учащихся
характеризуется следующими особенностями, оказывающими отрицательное
влияние
на
учебно-познавательную
деятельность:
обедненность
чувственного опыта; снижение общей и зрительной работоспособности;
замедление темпа выполнения предметно-практических действий;
затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных
движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект;
трудности в овладении измерительными навыками, выполнение заданий,
связанных
со
зрительно-моторной
координацией,
зрительнопространственным анализом и синтезом; снижение двигательной активности
своеобразие физического развития, проявляющееся в нарушениях
координации, точности, объема движений, нарушениях сочетания движений
глаз и различных частей тела, трудности формирования двигательных
навыков. Своеобразие развития и функционирования познавательных
процессов слабовидящих учащихся проявляется в следующих особенностях:
Снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность
становления зрительного образа, нарушения свойств зрительного восприятия
таких,
как
объем,
целостность,
константность,
обобщенность,
избирательность; снижении полноты, целостности образов, количества
отображаемых предметов и явлений и качества их отображения, снижение
темпа зрительного анализа.
Ограничение возможностей дистантного восприятия и развития обзорных
возможностей:
-Трудности в овладении пространственными представлениями,
зрительной микро и макроориентировке, словесном обозначении
пространственных отношений.
-Трудности в формировании предметных представлений: о форме,
величине, пространственном местоположении предметов. недостаточность
сформированности основных свойств внимания и процессов памяти;
-Трудности в совершении ряда мыслительных операций и формировании
новых понятий.

Недостаточность общей и познавательной активности слабовидящих
учащихся приводит к замедлению темпов формирования всех видов
деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, протекание которой
замедляется в условиях слабовидения. Наряду с этим, у слабовидящих
отмечаются трудности, связанные с качеством совершаемых действий,
автоматизацией навыков и зрительным контролем, недостаточность которого
и приводит к снижению качества их выполнения. Отметим, что
вышеперечисленные
особенности
развития
и
функционирования
познавательных процессов не свойственны всем слабовидящим
обучающимся основной школы. Часто у подростков наблюдаются лишь
некоторые
проявления
своеобразия
познавательной
деятельности.
Особенности психофизического развития слабовидящих учащихся основной
школы в значительной мере определяются результативностью и качеством
коррекционно-развивающей работы на уровне начального общего
образования. Так, успешное освоение коррекционного курса «Развитие
зрительного восприятия» на уровне начального общего образования позволит
минимизировать особенности развития зрительного восприятия, описанные
выше, в основной школе. У слабовидящих учащихся подросткового возраста
отмечаются специфические трудности в коммуникативной деятельности,
связанные с несформированностью невербальных средств общения (мимика,
жесты, пантомимика), вербализмом речи (недостаточно четкая связь между
словом и образом, утрата предметного содержания речи), трудности в
вербализации зрительных впечатлений, снижением эмоциональности
общения, отсутствием опыта общения со сверстниками, имеющими
сохранные зрительные возможности, наличием внутренних психологических
комплексов и коммуникативных барьеров. Снижение уровня развития
мотивационной сферы слабовидящих учащихся проявляется в низкой
мотивации учения и других видов деятельности. К причинам снижения
уровня развития мотивационной сферы слабовидящих подростков можно
отнести их низкую самостоятельность, несформированность активной
жизненной позиции, наличие иждивенческих взглядов и неадекватных
установок на инвалидность, семейное воспитание по типу потворствующей
или доминирующей гиперопеки, ограниченность интересов, неуверенность в
своих силах, боязнь быть неуспешными в глазах сверстников и педагогов,
отсутствие необходимых компетенций и т.д.. В условиях слабовидения
страдают компоненты эмоционально-волевой сферы, активное формирование
которых осуществляется в подростковом возрасте: воля, самооценка, «Я»концепция, самоотношение. Слабость волевой регуляции может быть связана

с наличием зависимости от окружающих, в частности от родителей и прочих
родственников. Неадекватность самооценки проявляется, как в ее занижении,
так и в необоснованном завышении, приводящем к возникновению
«Болезненного» самолюбия и стремления к самоутверждению. При
отсутствии своевременной психокоррекционной помощи у слабовидящих
подростков могут сформироваться неадекватные способы самоутверждения,
основанные на проявлении негативизма, конфронтативном поведении,
подавлении сверстников и паталогическом фантазировании. К числу
негативных личностных особенностей, которые могут сформироваться под
влиянием слабовидения относятся: недостаточная самостоятельность,
безынициативность, иждивенчество. Формирование «Я»-концепции и
самоотношения неразрывно связано со становлением специфического
личностного
новообразования,
именуемого
«Внутренняя
картина
нарушения». На основе этого новообразования формируется тип отношения
к нарушению, от адекватности которого зависит становление «Я»- концепции
и самоотношения слабовидящих подростков. Особые образовательные
потребности слабовидящих учащихся на уровне основного общего
образования
Структура
особых
образовательных
потребностей
слабовидящих учащихся на уровне основного общего образования
представлена как потребностями, общими для всех учащихся с ОВЗ, так и
специфическими потребностями, характерными только для учащихся данной
группы.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из
диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе
и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций
над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное,
включения. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически
достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило
умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые
события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на

нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по
реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник
Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
 воспринимать,
формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;

выявлять
математические
закономерности,
взаимосвязи
и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями
и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения











в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять
результаты
решения
задачи,
эксперимента,
исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления
с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких
людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы
и координировать свои действия с другими членами команды,
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе
по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять
операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение,
перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между
ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из
других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в
природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Представление данных

7

2

2

Описательная статистика

8

1

3

Случайная изменчивость

6

1

4

Введение в теорию графов

4

5

Вероятность и частота случайного
события

4

6

Обобщение, систематизация знаний

5

2

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

5

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Библиотека ЦОК

1

Повторение курса 7 класса

4

2

Описательная статистика. Рассеивание
данных

4

3

Множества

4

4

Вероятность случайного события

6

5

Введение в теорию графов

4

6

Случайные события

8

7

Обобщение, систематизация знаний

4

2

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

1

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Библиотека ЦОК

1

Повторение курса 8 класса

4

2

Элементы комбинаторики

4

3

Геометрическая вероятность

4

4

Испытания Бернулли

6

5

Случайная величина

6

6

Обобщение, контроль

10

1

34

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f41a302

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Представление данных в
таблицах

1

2

Практические вычисления по
табличным данным

1

3

Извлечение и интерпретация
табличных данных

1

4

Практическая работа "Таблицы"

1

5

Графическое представление
данных в виде круговых,
столбиковых (столбчатых)
диаграмм

1

6

Чтение и построение диаграмм.
Примеры демографических
диаграмм

1

7

Практическая работа
"Диаграммы"

1

8

Числовые наборы. Среднее
арифметическое

1

9

Числовые наборы. Среднее
арифметическое

1

10

Медиана числового набора.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec324

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec78e

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed18e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed602

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed72e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846

Библиотека ЦОК

Устойчивость медианы

https://m.edsoo.ru/863edb3e

11

Медиана числового набора.
Устойчивость медианы

1

12

Практическая работа "Средние
значения"

1

13

Наибольшее и наименьшее
значения числового набора.
Размах

1

14

Наибольшее и наименьшее
значения числового набора.
Размах

1

15

Наибольшее и наименьшее
значения числового набора.
Размах

1

16

Контрольная работа по темам
"Представление данных.
Описательная статистика"

1

17

Случайная изменчивость
(примеры)

1

18

Частота значений в массиве
данных

1

19

Группировка

1

20

Гистограммы

1

21

Гистограммы

1

22

Практическая работа "Случайная
изменчивость"

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edc6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee07a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/863ee390

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee4bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee69c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee9d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eee1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eecc8

23

Граф, вершина, ребро.
Представление задачи с помощью
графа

1

24

Степень (валентность) вершины.
Число рёбер и суммарная степень
вершин. Цепь и цикл

1

25

Цепь и цикл. Путь в графе.
Представление о связности графа

1

26

Представление об
ориентированных графах

1

27

Случайный опыт и случайное
событие

1

28

Вероятность и частота события.
Роль маловероятных и
практически достоверных
событий в природе и в обществе

1

29

Монета и игральная кость в
теории вероятностей

1

30

Практическая работа "Частота
выпадения орла"

1

31

Контрольная работа по темам
"Случайная изменчивость.
Графы. Вероятность случайного
события"

1

32

Повторение, обобщение.
Представление данных

1

33

Повторение, обобщение.
Описательная статистика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eef52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef0ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef236

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef3b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef4d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef646

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef8a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0186

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efa24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efbaa

34

Повторение, обобщение.
Вероятность случайного события

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

1
34

https://m.edsoo.ru/863efec0

2

5

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Представление данных.
Описательная статистика

1

2

Случайная изменчивость. Средние
числового набора

1

3

Случайные события. Вероятности и
частоты

1

4

Классические модели теории
вероятностей: монета и игральная
кость

1

5

Отклонения

1

6

Дисперсия числового набора

1

7

Стандартное отклонение числового
набора

1

8

Диаграммы рассеивания

1

9

Множество, подмножество

1

10

Операции над множествами:
объединение, пересечение,
дополнение

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f029e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f03fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0578

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f076c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0bfe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0ea6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f143c

11

Свойства операций над
множествами: переместительное,
сочетательное, распределительное,
включения

1

12

Графическое представление
множеств

1

13

Контрольная работа по темам
"Статистика. Множества"

1

14

Элементарные события. Случайные
события

1

15

Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий

1

16

Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий

1

17

Опыты с равновозможными
элементарными событиями.
Случайный выбор

1

18

Опыты с равновозможными
элементарными событиями.
Случайный выбор

1

19

Практическая работа "Опыты с
равновозможными элементарными
событиями"

1

20

Дерево

1

21

Свойства дерева: единственность

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1784

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f198c

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1f72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f235a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2a4e

Библиотека ЦОК

пути, существование висячей
вершины, связь между числом
вершин и числом рёбер

https://m.edsoo.ru/863f2bac

22

Правило умножения

1

23

Правило умножения

1

24

Противоположное событие

1

25

Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий

1

26

Несовместные события. Формула
сложения вероятностей

1

27

Несовместные события. Формула
сложения вероятностей

1

28

Правило умножения вероятностей.
Условная вероятность.
Независимые события

1

29

Правило умножения вероятностей.
Условная вероятность.
Независимые события

1

30

Представление случайного
эксперимента в виде дерева

1

31

Представление случайного
эксперимента в виде дерева

1

32

Повторение, обобщение.
Представление данных.
Описательная статистика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2cd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2e36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2f8a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3214

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3372

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3764

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f38ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3b06

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3cbe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3f20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4128

Библиотека ЦОК

33

Повторение, обобщение. Графы

1

34

Контрольная работа по темам
"Случайные события. Вероятность.
Графы"

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/863f4312

1

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Представление данных

1

2

Описательная статистика

1

3

Операции над событиями

1

4

Независимость событий

1

5

Комбинаторное правило
умножения

1

6

Перестановки. Факториал.
Сочетания и число сочетаний

1

7

Треугольник Паскаля

1

8

Практическая работа
"Вычисление вероятностей с
использованием комбинаторных
функций электронных таблиц"

1

9

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности

1

10

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5014

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5208

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5884

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5a50

фигуры на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности

11

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности

1

12

Геометрическая вероятность.
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из отрезка,
из дуги окружности

1

13

Испытание. Успех и неудача.
Серия испытаний до первого
успеха

1

14

Испытание. Успех и неудача.
Серия испытаний до первого
успеха

1

15

Испытание. Успех и неудача.
Серия испытаний до первого
успеха

1

16

Испытания Бернулли.
Вероятности событий в серии
испытаний Бернулли

1

17

Испытания Бернулли.
Вероятности событий в серии
испытаний Бернулли

1

18

Практическая работа "Испытания
Бернулли"

1

19

Случайная величина и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5bfe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5e10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f64d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6680

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f67de

Библиотека ЦОК

распределение вероятностей

https://m.edsoo.ru/863f6b44

20

Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины

1

21

Примеры математического
ожидания как теоретического
среднего значения величины

1

22

Понятие о законе больших чисел

1

23

Измерение вероятностей с
помощью частот

1

24

Применение закона больших
чисел

1

25

Обобщение, систематизация
знаний. Представление данных

1

26

Обобщение, систематизация
знаний. Описательная статистика

1

27

Обобщение, систематизация
знаний. Представление данных.
Описательная статистика

1

28

Обобщение, систематизация
знаний. Вероятность случайного
события

1

29

Обобщение, систематизация
знаний. Вероятность случайного
события. Элементы
комбинаторики

1

30

Обобщение, систематизация
знаний. Элементы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6f86

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f72c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7652

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7116

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f783c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f893a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7a4e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7c9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7e54

комбинаторики

31

Обобщение, систематизация
знаний. Элементы
комбинаторики. Случайные
величины и распределения

1

32

Обобщение, систематизация
знаний. Случайные величины и
распределения

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Обобщение, систематизация
знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f8408

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f861a

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/863f8b56

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».