УП ЗПР (вар.7.2) 1-4 НОО 2025-2026

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ Троицкой СОШ

Принято» на заседании педагогического
совета школы 29.08.2025 № 1
«Утверждено» приказом директора
МАОУ Троицкой СОШ
№144/2 от 01.09.2025 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
на 2025 – 2026 учебный год

с. Троицкое, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования МАОУ Троицкой СОШ
(далее - учебный план) для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для 1-4 классов,
реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ
Троицкой СОШ, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программы начального
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
В основу учебного плана положен вариант ФУП №1 Федеральной
образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных
приказами от 19.03.2024 № 171, от 09.10.2024 № 704, в котором отсутствуют часы
части, формируемой участниками образовательных отношений в 1-х и 4-х
классах.
Учебный год в МАОУ Троицкой СОШ начинается 01.09.2025 и
заканчивается 26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:

для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры

для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:


учебные занятия проводятся по 5-тидневной учебной неделе и только
в первую смену;

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый) и
1 день в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры. Занятия
в классах организованы в одну смену. Во время занятий проводится перерыв для
двигательной активности не менее 2 минут.
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных /
дополнительных занятий не менее 20 минут. Исключение – перерыв в
понедельник между первым уроком и обязательным внеурочным занятием курса
«Разговоры о важном», которое проводится еженедельно по понедельникам до
начала учебной деятельности. Данный перерыв составляет 15 минут.
Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования – это
занятия, которые не входят в основную учебную программу и проводятся в
свободное от уроков время. Внеурочная деятельность может проходить как в
школе, так и за её пределами – в центрах детского творчества, спортивных
организациях, в библиотеках, на стадионах, в музеях и т.д. Допускается
организация внеурочной деятельности в каникулярные периоды.
Основная цель внеурочной деятельности – помощь обучающемуся в
гармоничном развитии, раскрытии его творческого и учебного потенциала,
формировании интереса к получению новых знаний. Внеурочная деятельность
решает ряд педагогических задач, в том числе:
- вовлечение детей в творческую работу, соответствующую их возрасту и
индивидуальным характеристикам;
- применение на практике знаний по учебным предметам;
- определение и развитие детских способностей и талантов;
- привлечение школьников к общению в неформальной обстановке,
сплочение коллектива;
- помощь в профориентации и выборе будущей профессии;
- вовлечение учащихся в социальную активность и общественно полезную
деятельность;
- формирование культуры здорового образа жизни.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем
уроке и дублировать его в электронном журнале не позднее времени окончания
учебного дня. Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во
2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. В 1 классе домашнее задание не задается.
Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (доклада,
реферата, оформления презентации, заучивания стихотворений), рекомендуется
предоставлять достаточное количество времени (не менее 3-х дней).
Использование электронных средств обучения в ходе образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и
гигиеническими нормативами.

Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся начальной школы за
четыре учебных года не может составлять менее 2966 академических часов и
более 3305 академических часов. В МАОУ Троицкой СОШ общий объем
аудиторной нагрузки обучающихся за четыре учебных года освоения ООП НОО
при 5-дневной учебной неделе составляет 2999 часов (с учетом 16 ч. в сентябреоктябре для 1 классов).
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-тидневной
учебной неделе.
Особенности учебного плана на уровне начального общего
образования:
В основу учебного плана положен вариант ФУП №1 Федеральной
образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных
приказами от 19.03.2024 № 171 и от 09.10.2024 № 704, предназначенный для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, в
режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, которые должны быть реализованы:
Русский язык по 5 ч. в неделю в 1-2 классах и по 4 часа в 37-4 классах.
Литературное чтение по 4 ч. в неделю с 1 по 3 классы и 3 ч. в 4 классе.
Иностранный язык (английский) вводится с 3 класса (по 34 часа в
каждом классе) для овладения иностранным языком на функциональном уровне.
Классы делятся на группы при наполняемости более 20 человек и при наличии
возможностей школы.
Математика по 4 ч. в неделю с 1 по 4 классы.
Окружающий мир по 2 ч. в неделю с 1 по 4 классы;
Основы религиозных культур и светской этики по 1ч в неделю в 4 классе.
При выборе модулей учитывается мнение родителей (законных представителей) на
основании письменного заявления. Предмет делится на группы в зависимости от
количества выбранных модулей. Цель предмета: формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему
выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для
изучения один. В 2025-2026 учебном году выбраны 2 модуля «Основы
православной культуры» и «Основы светской этики».
Музыка по 1 ч. в неделю с 1 по 4 классы.
ИЗО по 1 ч. в неделю с 1 по 4 классы.

Труд (технология) по 1 ч. в неделю с 1 по 4 классы.
Физическая культура (адаптированная физическая культура) 3 ч в
неделю в 1-4 классах.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть
учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий,
обеспечивающих различные интересы обучающихся. Часы части, формируемой
участниками образовательных отношений, отсутствуют в данном варианте
учебного плана в 1 классе. Во 2-4 классах по 1 часу из части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учётом мнения участников
образовательных отношений – родителей (законных представителей) отведено
для изучения учебного курса «Развитие речи». Курс введён в целях повышение
уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции
младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении,
говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе
национального самосознания.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное
соотношение,
содержание
может
осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА.
Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и
групповой форме.
Коррекционный курс «Ритмика»: развитие чувства ритма, связи движений
с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных
умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по
степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими
упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с
проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой;
развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами
танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического
вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие
мобильности.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»

Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности,
формирование семантических полей; развитие и совершенствование
грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной
речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности
к
эмпатии,
сопереживанию;
формирование
продуктивных
видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе.
В МАОУ Троицкой СОШ языком обучения является русский язык.
При изучении предметов английский язык, ОРКСЭ осуществляется деление
учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная
аттестация
обучающихся
проводится
в
соответствии
с «Положением о текущем контроле успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» в конце каждого учебного периода по
каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
классном журнале.
Промежуточная аттестация за четверть и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, учебного плана оцениваются по четвертям и за год.
Четвертная промежуточная аттестация проводится для обучающихся по
результатам накопленной отметки текущего контроля успеваемости. Отметка при
промежуточной (четвертной) аттестации является единой и отражает в обобщенном
виде все стороны подготовки обучающегося. Определяющее значение в этом случае
имеют отметки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось
образовательной программой больше времени, а также отметка за выполнение
контрольных, самостоятельных работ. Учитель вправе поставить положительную
отметку по предмету при наличии у обучающегося неудовлетворительных текущих
отметок, если учащийся при выполнении итоговой и (или) контрольных работ в течение
четверти получил положительную отметку.
Для объективной промежуточной аттестации обучающихся необходимо не менее
трех отметок (при одночасовой недельной учебной нагрузке) и более 5 (при учебной
нагрузке более двух часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся

по письменным, лабораторным, практическим, контрольным работам.
Годовая промежуточная аттестация проводится для обучающихся на основе
результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее
арифметическое результатов четвертных аттестаций. Округление результата
проводится в соответствии с правилами математики.

Сроки проведения промежуточной аттестации в форме итогового контроля
определяются календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация
проводится в переводных классах с 15 апреля по 15 мая без прекращения
образовательного процесса по всем предметам учебного плана. При проведении
промежуточной аттестации используются различные формы как письменные, так
и устные:
Класс
Предметы
Формы проведения аттестации
Тестирование, диктант с грамматическим
2-4
Русский язык
заданием
2-4
Литературное чтение
Диагностическая работа, творческая работа
2-4
2-4
2-4
2-4
2-4
2-4
2-4

Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура

Диагностическая работа
Диагностическая работа, контрольная работа
Тестирование
Тестирование, творческая работа
Тестирование, творческая работа
Тестирование, практическая работа
Дифференцированный зачёт со сдачей
нормативов

Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Учебный план реализуется в полном объёме. Обучение в
общеобразовательном
учреждении
идёт
с
учётом
особенностей
преподавательского состава, социальной среды, материальной базы и
обеспеченности образовательных программ УМК (наличие программы и
учебников у учителя и обучающихся). Преподавание ведётся в соответствии с
федеральным перечнем учебников на 2025-2026 учебный год.
Количество часов, отведённое на освоение обучающимися учебного плана
школы, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки.
Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 5 лет.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная
область

Учебный предмет/курс

Количество часов в неделю
1
1 доп
2
3
4

Всег
о
часо
в

Обязательная часть
Русский язык
5
Литературное чтение
4

5
4

5
4

4
4

4
3

23
19

Иностранный язык (английский)
Математика

4

4

4

1
4

1
4

2
20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных культур и
светской этики

-

-

-

-

1

1

Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура (адаптивная
физическая культура)

1
1
1
3

1
1
1
3

1
1
1
3

1
1
1
3

1
1
1
3

5
5
5
15

21
21
21 21 21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Развитие речи
1
1
1
Английский язык
1
1
1
Итого
2
2
2
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
21
23 23 23
Количество учебных недель
33
33
34 34 34
Всего часов в год
693
693
74 74 74
8
8
8
Внеурочная деятельность (включая коррекционно- 10
10
10 10 10
развивающую область):
5
5
5
5
5
Коррекционно-развивающая область:
коррекционный курс «Логопедические занятия»
1
1
1
1
1
коррекционный курс «Развитие познавательной
1
1
1
1
1
деятельности»
коррекционный курс «Психокоррекционные занятия»
1
1
1
1
1
«Ритмика»
2
2
2
2
2
5
5
5
5
5
направления внеурочной деятельности
1
1
1
1
1
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
«Орлята России»
1
1
1
1
1
«Подвижные игры»
«Занимательный русский язык»
1
1
1
1
1
ТР «Легоконструирование»
1
1
1
0
0
ТР «Робототехника»
0
0
0
1
1

105

Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого

3
3
6
111
3630
50
25
5
5
5
10
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».