Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение № 1.20. к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» Уровень образования: Среднее общее образование Стандарт: ФГОС Уровень изучения предмета: Базовый Нормативный срок изучения предмета: 2 года (2020-2022 уч.гг.) Класс: 10-11 классы Составители: Котвицкая Светлана Александровна, Пургина Надежда Юрьевна с. Троицкое Рабочая программа по курсу «Речь и культура общения» для 10 и 11 класса составлена на основе регионального компонента ФГОС СОО в соответствии с примерной программой курса авторской программы курса «Речь и культура общения» для среднего (полного) общего образования. 10-11 классы: Базовый уровень/ Составители: Долинина Т.А., Архарова Д.И., Дзюба Е. В. – Екатеринбург, 2012. Цель изучения курса: Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся, формировать нравственные ценности личности, способность воспринимать чужую мысль и в ответ выражать свою. Задачи курса: 1) Овладение теоретическим материалом в области риторики и культуры речи; 2) Развитие коммуникативной компетентности школьников, их способности правильно воспринимать и анализировать устные и письменные высказывания с учетом специфики стиля и жанра; 3) Развитие творческих способностей учащихся; 4) Восприятие родного языка как эстетической ценности, воспитание любви и уважения к языку, культуре, стране. Место предмета в базисном учебном плане Курс «Речь и культура общения» на ступени основного общего образования изучается за счет школьного компонента, в 10 и 11 классе отводится 34 учебных часа, по 1 часу в неделю. 1. Планируемые результаты В результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен знать / понимать: Предметно-информационная составляющая образованности составляющие речевого поведения человека в ситуации непосредственного общения; вербальные и невербальные средства гармонизации речевого события; цель и способы речевого воздействия на собеседника / адресата в ситуациях непосредственного и опосредованного («человек – текст – человек») общения; параметры коммуникативной грамотности; правила речевого поведения в деловой и научной сферах общения; содержание коммуникативной нормы; характеристики видов речевой деятельности; приемы создания тезисно-арументативной и композиционной системы научного и делового текста; источники необходимой информации и способы ее отбора в ситуации решения конкретной проблемы; теоретические основы монологических и диалогических речевых жанров, типичных для научно-учебной и деловой сфер общения. Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности В результате изучения «Речь и культура общения» ученик должен уметь: пользоваться вербальными и невербальными средствами гармонизации речевого события; использовать способы корректного речевого воздействия на собеседника / адресата в ситуациях непосредственного и опосредованного общения, публичного выступления; осуществлять речевой (само)контроль на основе параметров коммуникативной грамотности, коммуникативной нормы и правил речевого поведения в деловой и научной сферах общения; владеть приемами создания тезисно-аргументативной, композиционной и речевой структур научного и делового текстов; владеть речевыми жанрами реферата, научно-исследовательского проекта; уметь составлять деловые бумаги; пользоваться способами отбора, оценки, структурирования информации, привлекаемой при создании текста. Ценностно-ориентационная составляющая образованности В результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен: быть толерантным и в то же время принципиальным человеком в речевых контактах в диалоге и работе с письменным (своим и «чужим») авторским текстом; понимать коммуникативно-речевые умения ведения диалога как основу социального (коммуникативного) успеха, как познавательно - деятельностную основу жизни личности в социуме; признать ценность речевой и информационной культуры; принимать возможность субъективного (личностного) толкования и понимания смысла текста; понимать ценность аналитического, углубленного чтения текста. 2. Основное содержание учебного предмета Содержание программы. 1. Речевое поведение человека. Речевое поведение и картина мира. Общение как совокупность речевой и коммуникативной деятельности. Приемы ориентации в ситуации общения. Планирование свои х речевых действий при передаче информации. Принцип гармонии речевого события. Речевое воздействие. Способы речевого воздействия. Коммуникативная позиция. Коммуникативная грамотность. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Особенности непосредственного общения в условиях устной речи. Особенности опосредованного общения при использовании письменной речи. Вербальное речевое воздействие. Соблюдение коммуникативной нормы. Установление контакта с собеседником. Стиль общения. Фактор адресата. Невербальное речевое воздействие. Виды невербальных сигналов. Фактор внешности, взгляда, голоса. Соотношение невербального и вербального речевого воздействия. Достижение толерантности общения. 2. Содержание речи. Способы формирования информационных основ текста. Риторический канон и современное красноречие. Изобретение содержания речи (инвенция). Логические основы речи. Особенности развития мысли в текстах разных типов и стилей речи. Смысловые модели и принципы их использования в речи. Расположение изобретенного. Принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования. Рассуждение: система аргументации, структура и виды доказательств. Композиционное оформление как средство речевого воздействия. Основные законы восприятия и пониман ия информации. Роль и проблемы слушания. Основные виды слушания. Приемы эффективного слушания. Основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) и их использование в зависимости от коммуникативной задачи. Словесное оформлен ие речи и текста. Понятие тропа. Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. Общие рекомендации к использованию тропов в устной и письменной речи. Понятие риторической фигуры. Риторические возможности ,фигур. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. Соблюдение языковых норм, способствующих коммуникативной целесообразности речи. 3. Речевые жанры в научно-учебной и деловой сферах общения. Реферат как вторичный научный жанр. Формулирование темы, определение ее актуальности. Сбор материала из различных источников (специальная литература, Интернет-ресурсы, СМИ и т.п.). Способы переработки информации, критическое отношение к ней, структурирование отобранного материала по степени его значимости для раскрытия избранной темы. Приемы выстраивания текста реферата (введение, теоретическая и практическая части, заключение). Особенности оформления реферата (сноски, библиографический аппарат, рубрикация и т.д.). Речевое оформление реферата в соответствии с требованиями научной сферы общения. Научно-исследовательский проект (НИП). Общее и различное НИПа с жанром реферата. НИП как первичный авторский текст. Формулирование темы, определение ее актуальности. Сбор материала из различных источников (специальная литература, Интернет-ресурсы, СМИ и т.п.). Способы переработки информации, критическое отношение к ней, структурирование отобранного материала по степени его значимости для раскрытия избранной темы. Выстраивание научного аппарата исследования. Особенности работы с практической частью: выдвижение гипотезы, выбор методов исследования, подготовка, проведение и описание эксперимента (в случае необходимости) и т.д. Приемы выстраивания текста НИПа (оглавление, введение, теоретическая и практическая части, заключение, приложения). Особенности оформления НИПа (сноски, библиографический аппарат, рубрикация и т.д.). Речевое оформление реферата в соответствии с требованиями научной сферы общения. Деловая документация. Некоторые виды документов (заявление, резюме, трудовой договор, объяснительная записка). Речевое клише как основа составления деловой документации (особенности языка, композиции, полиграфического оформления). Способы сокращений и рубрикации в деловых бумагах. 4. Основы мастерства публичного выступления. Общие особенности подготовки публичного выступления. Виды публичных выступлений. Основные трудности публичного выступления. Принципы выбора и расположения материала. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Поведение оратора в аудитории. Соблюдение регламента. 5. Основы мастерства ведения беседы. Беседа и ее важнейшие разновидности. Поведение в беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и способы преодоления возникающих трудностей. Основные черты талантливого / неталантливого собеседника. Способы активизации собеседника. Роль вопроса в поддержании контакта. Виды вопросов (закрытые, открытые и альтернативные, уточняющие и т.д.). Основные виды беседы: дружеская, светская, деловая (общая характеристика). 6. Основы мастерства ведения спора. Спор как диалогический жанр. Виды спора (дискуссия, диспут, дебаты, полемика). Структура спора. Основные способы доказательства. Рациональная и иррациональная аргументация. Основные способы проверки тезиса и аргументов. Основные способы опровержения тезиса и аргументов. Уловки в споре и приемы их нейтрализации. Анализ и контроль речевого поведения в споре с этических, логических и эмоциональных позиций. Достижение толерантности общения. Требования к уровню подготовки учащихся В ходе освоения курса учащиеся должны знать: -риторические параметры текста; -сферы красноречия; -жанры риторического монолога и диалога; -риторические и культурно-речевые аспекты анализа образцовых текстов; -стратегию и тактику речевого поведения, выбор жанра в ситуации общения; -основные понятия теории этикета и особенности современного русского этикета; -основные риторические средства русского языка. Учащиеся должны уметь: -определять показатели риторичности текста: логизированность – эмоциональность, построение логических структур текста, система аргументации, композиционные особенности текста, выразительные средства; -делать осмысленные творческие заимствования из высоких образцов, необходимые для собственного речетворчества; -диагностировать, рецензировать и редактировать тексты; -применять правила и приемы эффективного воздействия; -учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных стилей и риторических жанров, специфику речевой ситуации; -говорить и писать в соответствии с нормами литературного языка. Виды и формы контроля: устный монологический ответ, контрольная работа, тест, устный зачет, сочинение-рецензия. Тематическое планирование 10 класс № Тема Речевое поведение и картина мира. Общение как совокупность речевой и коммуникативной деятельности. Приемы ориентации в ситуации общения. 2 Ситуация общения. Вербальное речевое воздействие. Соблюдение коммуникативной нормы. Установление контакта с собеседником. Стиль общения. Фактор адресата. Невербальное речевое воздействие. Виды невербальных сигналов. Фактор внешности, взгляда, голоса. Соотношение невербального и вербального речевого воздействия. 3 Планирование своих речевых действий при передаче информации. Принцип гармонии речевого события. 4 Способы речевого воздействия. Речевое воздействие. Изобретение содержания речи (инвенция). Коммуникативная позиция. Коммуникативная грамотность. 5 Типы текста. Практикум 6 Риторические законы и современное красноречие. Достижение толерантности общения. 7 Логические основы речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Особенности непосредственного общения в условиях устной речи. Особенности опосредованного общения при использовании письменной речи. 8 Практикум: «Логические ошибки в сочинении» 9 Особенности развития мысли в текстах разных типов и стилей речи 10 Достижения толерантности общения 11-12 Смысловые модели и принципы их использования в речи. Расположение изобретенного. Принципы расположения содержания в описании. 13 Р.Р. Сочинение-эссе 14 Сбор материала из различных источников. (специальная литература, Интернет-ресурсы, СМИ и т.п.). Способы переработки информации, критическое отношение к ней, структурирование отобранного материала по степени его значимости для раскрытия избранной темы. 15 Систематизация материала к сочинению 16 Расположение материала по степени важности 17 Система аргументации 18 Р.Р. Сочинение-рассуждение 19 Аргументы из художественной литературы 20 Личный комментарий к аргументу 21 Соблюдение языковых норм 22 Практикум: «Речевые ошибки» 23 Речевые жанры в научно-учебной и деловой сферах общения 24 Реферат как вторичный научный жанр. Формулирование темы, определение ее актуальности. 25 Приемы выстраивания текста реферата. Приемы выстраивания текста реферата (введение, теоретическая и практическая части, заключение). Особенности оформления реферата (сноски, библиографический аппарат, рубрикация и т.д.). 26 Речевое оформление реферата в соответствии с требованиями научной сферы общественности 27 Научно-исследовательский проект (НИП). Общее и различное НИПа с жанром 28 НИП как первичный авторский текст. Общее и различное НИПа с жанром 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 реферата. Формулирование темы, определение ее актуальности. Сбор материала из различных источников (специальная литература, Интернетресурсы, СМИ и т.п.). Способы переработки информации, критическое отношение к ней, структурирование отобранного материала по степени его значимости для раскрытия избранной темы. Выстраивание научного аппарата исследования. Особенности работы с практической частью: выдвижение гипотезы, выбор методов исследования, подготовка, проведение и описание эксперимента (в случае необходимости) и т.д. Выдвижение гипотезы, проведение и описание эксперимента. Приемы выстраивания текста НИПа (оглавление, введение, теоретическая и практическая части, заключение, приложения). Особенности оформления НИПа (сноски, библиографический аппарат, рубрикация и т.д.). Речевое оформление реферата в соответствии с требованиями научной сферы общения. Р.Р. Сочинение-эссе Деловая документация. Некоторые виды документов (заявление, резюме, трудовой договор, объяснительная записка). Речевое клише как основа составления деловой документации (особенности языка, композиции, полиграфического оформления). Способы сокращений и рубрикации в деловых бумагах. Способы сокращений и рубрикаций в деловых бумагах 1 1 1 1 1 1 11 классе № Тема Кол-во часов 1 Повторение изученного в 10 классе. 1 2 1 3 Основные стратегии повествования. Рассуждение: система аргументации, структура и виды доказательств. Композиционное оформление как средство речевого воздействия. 4 Основные законы восприятия и понимания информации 1 5 1 11 Роль и проблемы слушания. Основные виды слушания. Приемы эффективного слушания. Основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) и их использование в зависимости от коммуникативной задачи. Словесное оформление речи и текста. Понятие тропа. Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. Общие рекомендации к использованию тропов в устной и письменной речи. Понятие риторической фигуры. Риторические возможности ,фигур. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. Соблюдение языковых норм, способствующих коммуникативной целесообразности речи. Общие особенности подготовки публичного выступления 12 Виды публичных выступлений. 1 13 Основные трудности публичного выступления. Принципы выбора и расположения материала. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. 1 6 7 8-9 10 1 1 1 2 1 1 14 Поведение оратора в аудитории. Соблюдение регламента. 1 15 Беседа и ее важнейшие разновидности. 1 16 17 Поведение в беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и способы преодоления возникающих трудностей. Основные черты талантливого / неталантливого собеседника. Способы активизации собеседника. Роль вопроса в поддержании контакта. Виды вопросов (закрытые, открытые и альтернативные, уточняющие и т.д.). Основные виды беседы: дружеская, светская, деловая (общая характеристика). Спор как диалогический жанр. Виды спора (дискуссия, диспут, дебаты, полемика). Структура спора. Основные способы доказательства. Рациональная и иррациональная аргументация. Основные способы проверки тезиса и аргументов. 1 1 2 33 Основные способы опровержения тезиса и аргументов. Уловки в споре и приемы их нейтрализации Анализ и контроль речевого поведения в споре с этических, логических и эмоциональных позиций. Достижение толерантности общения. Способы формирования информационных основ текста. 34 Повторение и обобщение изученного 1 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28 29-30 31-32 2 2 2 2 2 1 2 1