РП РИКО 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение № 1.20.
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Уровень образования:

Среднее общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

2 года
(2020-2022 уч.гг.)

Класс:

10-11 классы

Составители:

Котвицкая Светлана
Александровна,
Пургина Надежда Юрьевна

с. Троицкое

Рабочая программа по курсу «Речь и культура общения» для 10 и 11 класса составлена
на основе регионального компонента ФГОС СОО в соответствии с примерной программой
курса авторской программы курса «Речь и культура общения» для среднего (полного)
общего образования. 10-11 классы: Базовый уровень/ Составители: Долинина Т.А.,
Архарова Д.И., Дзюба Е. В. – Екатеринбург, 2012.
Цель изучения курса: Способствовать развитию коммуникативной культуры
учащихся, формировать нравственные ценности личности, способность воспринимать
чужую мысль и в ответ выражать свою.
Задачи курса:
1) Овладение теоретическим материалом в области риторики и культуры речи;
2) Развитие коммуникативной компетентности школьников, их способности правильно
воспринимать и анализировать устные и письменные высказывания с учетом специфики
стиля и жанра;
3) Развитие творческих способностей учащихся;
4) Восприятие родного языка как эстетической ценности, воспитание любви и
уважения к языку, культуре, стране.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Речь и культура общения» на ступени основного общего образования изучается
за счет школьного компонента, в 10 и 11 классе отводится 34 учебных часа, по 1 часу в
неделю.
1. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен знать /
понимать:
Предметно-информационная составляющая образованности
составляющие речевого поведения человека в ситуации непосредственного общения;
вербальные и невербальные средства гармонизации речевого события;
цель и способы речевого воздействия на собеседника / адресата в ситуациях
непосредственного и опосредованного («человек – текст – человек») общения;
параметры коммуникативной грамотности;
правила речевого поведения в деловой и научной сферах общения;
содержание коммуникативной нормы;
характеристики видов речевой деятельности;
приемы создания тезисно-арументативной и композиционной системы научного и делового
текста;
источники необходимой информации и способы ее отбора в ситуации решения конкретной
проблемы;
теоретические основы монологических и диалогических речевых жанров, типичных для
научно-учебной и деловой сфер общения.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
В результате изучения «Речь и культура общения» ученик должен уметь:
пользоваться вербальными и невербальными средствами гармонизации речевого события;
использовать способы корректного речевого воздействия на собеседника / адресата в
ситуациях непосредственного и опосредованного общения, публичного выступления;
осуществлять речевой (само)контроль на основе параметров коммуникативной
грамотности, коммуникативной нормы и правил речевого поведения в деловой и научной
сферах общения;
владеть приемами создания тезисно-аргументативной, композиционной и речевой структур
научного и делового текстов;
владеть речевыми жанрами реферата, научно-исследовательского проекта;
уметь составлять деловые бумаги;
пользоваться способами отбора, оценки, структурирования информации, привлекаемой при
создании текста.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности
В результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен:
быть толерантным и в то же время принципиальным человеком в речевых контактах в
диалоге и работе с письменным (своим и «чужим») авторским текстом;
понимать коммуникативно-речевые умения ведения диалога как основу социального
(коммуникативного) успеха, как познавательно - деятельностную основу жизни личности в
социуме;
признать ценность речевой и информационной культуры;
принимать возможность субъективного (личностного) толкования и понимания смысла
текста;
понимать ценность аналитического, углубленного чтения текста.
2. Основное содержание учебного предмета
Содержание программы.
1. Речевое поведение человека.
Речевое поведение и картина мира. Общение как совокупность речевой и коммуникативной
деятельности. Приемы ориентации в ситуации общения. Планирование свои х речевых
действий при передаче информации. Принцип гармонии речевого события. Речевое
воздействие. Способы речевого воздействия. Коммуникативная позиция. Коммуникативная
грамотность. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
Особенности непосредственного общения в условиях устной речи. Особенности
опосредованного общения при использовании письменной речи. Вербальное речевое
воздействие. Соблюдение коммуникативной нормы. Установление контакта с
собеседником. Стиль общения. Фактор адресата. Невербальное речевое воздействие. Виды
невербальных сигналов. Фактор внешности, взгляда, голоса. Соотношение невербального и
вербального речевого воздействия. Достижение толерантности общения.
2. Содержание речи.
Способы формирования информационных основ текста. Риторический канон и
современное красноречие. Изобретение содержания речи (инвенция). Логические основы
речи. Особенности развития мысли в текстах разных типов и стилей речи. Смысловые
модели и принципы их использования в речи. Расположение изобретенного. Принципы
расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования. Рассуждение:
система аргументации, структура и виды доказательств. Композиционное оформление как
средство речевого воздействия. Основные законы восприятия и пониман ия информации.
Роль и проблемы слушания. Основные виды слушания. Приемы эффективного слушания.
Основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) и
их использование в зависимости от коммуникативной задачи. Словесное оформлен ие речи
и текста. Понятие тропа. Смысловые особенности тропов и их риторические возможности.
Общие рекомендации к использованию тропов в устной и письменной речи.
Понятие риторической фигуры. Риторические возможности ,фигур. Риторические фигуры и
другие средства диалогизации речи. Соблюдение языковых норм, способствующих
коммуникативной целесообразности речи.
3. Речевые жанры в научно-учебной и деловой сферах общения.
Реферат как вторичный научный жанр. Формулирование темы, определение ее
актуальности. Сбор материала из различных источников (специальная литература,
Интернет-ресурсы, СМИ и т.п.). Способы переработки информации, критическое
отношение к ней, структурирование отобранного материала по степени его значимости для
раскрытия избранной темы. Приемы выстраивания текста реферата (введение,
теоретическая и практическая части, заключение). Особенности оформления реферата
(сноски, библиографический аппарат, рубрикация и т.д.). Речевое оформление реферата в
соответствии с требованиями научной сферы общения.
Научно-исследовательский проект (НИП). Общее и различное НИПа с жанром реферата.
НИП как первичный авторский текст. Формулирование темы, определение ее актуальности.
Сбор материала из различных источников (специальная литература, Интернет-ресурсы,
СМИ и т.п.). Способы переработки информации, критическое отношение к ней,
структурирование отобранного материала по степени его значимости для раскрытия

избранной темы. Выстраивание научного аппарата исследования. Особенности работы с
практической частью: выдвижение гипотезы, выбор методов исследования, подготовка,
проведение и описание эксперимента (в случае необходимости) и т.д. Приемы
выстраивания текста НИПа (оглавление, введение, теоретическая и практическая части,
заключение, приложения). Особенности оформления НИПа (сноски, библиографический
аппарат, рубрикация и т.д.). Речевое оформление реферата в соответствии с требованиями
научной сферы общения. Деловая документация. Некоторые виды документов (заявление,
резюме, трудовой договор, объяснительная записка). Речевое клише как основа составления
деловой документации (особенности языка, композиции, полиграфического оформления).
Способы сокращений и рубрикации в деловых бумагах.
4. Основы мастерства публичного выступления.
Общие особенности подготовки публичного выступления. Виды публичных выступлений.
Основные трудности публичного выступления. Принципы выбора и расположения
материала. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Поведение оратора в
аудитории. Соблюдение регламента.
5. Основы мастерства ведения беседы.
Беседа и ее важнейшие разновидности. Поведение в беседе с незнакомым человеком.
Непродуктивные модели беседы и способы преодоления возникающих трудностей.
Основные черты талантливого / неталантливого собеседника. Способы активизации
собеседника. Роль вопроса в поддержании контакта. Виды вопросов (закрытые, открытые и
альтернативные, уточняющие и т.д.). Основные виды беседы: дружеская, светская, деловая
(общая характеристика).
6. Основы мастерства ведения спора.
Спор как диалогический жанр. Виды спора (дискуссия, диспут, дебаты, полемика).
Структура спора. Основные способы доказательства. Рациональная и иррациональная
аргументация. Основные способы проверки тезиса и аргументов. Основные способы
опровержения тезиса и аргументов. Уловки в споре и приемы их нейтрализации. Анализ и
контроль речевого поведения в споре с этических, логических и эмоциональных позиций.
Достижение толерантности общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны знать:
-риторические параметры текста;
-сферы красноречия;
-жанры риторического монолога и диалога;
-риторические и культурно-речевые аспекты анализа образцовых текстов;
-стратегию и тактику речевого поведения, выбор жанра в ситуации общения;
-основные понятия теории этикета и особенности современного русского этикета;
-основные риторические средства русского языка.
Учащиеся должны уметь:
-определять показатели риторичности текста: логизированность – эмоциональность,
построение логических структур текста, система аргументации, композиционные
особенности текста, выразительные средства;
-делать осмысленные творческие заимствования из высоких образцов, необходимые
для собственного речетворчества;
-диагностировать, рецензировать и редактировать тексты;
-применять правила и приемы эффективного воздействия;
-учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных стилей и
риторических жанров, специфику речевой ситуации;
-говорить и писать в соответствии с нормами литературного языка.
Виды и формы контроля: устный монологический ответ, контрольная работа, тест,
устный зачет, сочинение-рецензия.

Тематическое планирование
10 класс
№

Тема

Речевое поведение и картина мира. Общение как совокупность речевой и
коммуникативной деятельности. Приемы ориентации в ситуации общения.
2
Ситуация общения. Вербальное речевое воздействие. Соблюдение
коммуникативной нормы. Установление контакта с собеседником. Стиль
общения. Фактор адресата. Невербальное речевое воздействие. Виды
невербальных сигналов. Фактор внешности, взгляда, голоса. Соотношение
невербального и вербального речевого воздействия.
3
Планирование своих речевых действий при передаче информации.
Принцип гармонии речевого события.
4
Способы речевого воздействия. Речевое воздействие. Изобретение
содержания речи (инвенция). Коммуникативная позиция.
Коммуникативная грамотность.
5
Типы текста. Практикум
6
Риторические законы и современное красноречие. Достижение
толерантности общения.
7
Логические основы речи. Виды речевой деятельности: говорение,
слушание, чтение, письмо. Особенности непосредственного общения в
условиях устной речи. Особенности опосредованного общения при
использовании письменной речи.
8
Практикум: «Логические ошибки в сочинении»
9
Особенности развития мысли в текстах разных типов и стилей речи
10
Достижения толерантности общения
11-12 Смысловые модели и принципы их использования в речи. Расположение
изобретенного. Принципы расположения содержания в описании.
13
Р.Р. Сочинение-эссе
14
Сбор материала из различных источников. (специальная литература,
Интернет-ресурсы, СМИ и т.п.). Способы переработки информации,
критическое отношение к ней, структурирование отобранного материала
по степени его значимости для раскрытия избранной темы.
15
Систематизация материала к сочинению
16
Расположение материала по степени важности
17
Система аргументации
18
Р.Р. Сочинение-рассуждение
19
Аргументы из художественной литературы
20
Личный комментарий к аргументу
21
Соблюдение языковых норм
22
Практикум: «Речевые ошибки»
23
Речевые жанры в научно-учебной и деловой сферах общения
24
Реферат как вторичный научный жанр. Формулирование темы,
определение ее актуальности.
25
Приемы выстраивания текста реферата. Приемы выстраивания текста
реферата (введение, теоретическая и практическая части, заключение).
Особенности оформления реферата (сноски, библиографический аппарат,
рубрикация и т.д.).
26
Речевое оформление реферата в соответствии с требованиями научной
сферы общественности
27
Научно-исследовательский проект (НИП). Общее и различное НИПа с
жанром
28
НИП как первичный авторский текст. Общее и различное НИПа с жанром
1

Кол-во
часов
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
2
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

29

30

31
32
33

34

реферата. Формулирование темы, определение ее актуальности. Сбор
материала из различных источников (специальная литература, Интернетресурсы, СМИ и т.п.). Способы переработки информации, критическое
отношение к ней,
структурирование отобранного материала по степени его значимости для
раскрытия избранной темы. Выстраивание научного аппарата
исследования.
Особенности работы с практической частью: выдвижение гипотезы,
выбор методов
исследования, подготовка, проведение и описание эксперимента (в случае
необходимости) и т.д.
Выдвижение гипотезы, проведение и описание эксперимента. Приемы
выстраивания текста НИПа (оглавление, введение, теоретическая и
практическая части, заключение, приложения). Особенности оформления
НИПа (сноски, библиографический аппарат, рубрикация и т.д.). Речевое
оформление реферата в соответствии с требованиями научной сферы
общения.
Р.Р. Сочинение-эссе
Деловая документация. Некоторые виды документов (заявление, резюме,
трудовой договор, объяснительная записка).
Речевое клише как основа составления деловой документации
(особенности языка, композиции, полиграфического оформления).
Способы сокращений и рубрикации в деловых бумагах.
Способы сокращений и рубрикаций в деловых бумагах

1

1

1
1
1

1

11 классе
№

Тема

Кол-во
часов

1

Повторение изученного в 10 классе.

1

2

1

3

Основные стратегии повествования. Рассуждение: система аргументации,
структура и виды доказательств.
Композиционное оформление как средство речевого воздействия.

4

Основные законы восприятия и понимания информации

1

5

1

11

Роль и проблемы слушания. Основные виды слушания. Приемы
эффективного слушания.
Основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) и их использование в зависимости от
коммуникативной задачи.
Словесное оформление речи и текста. Понятие тропа. Смысловые
особенности тропов и их риторические возможности. Общие
рекомендации к использованию тропов в устной и письменной речи.
Понятие риторической фигуры. Риторические возможности ,фигур.
Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи.
Соблюдение языковых норм, способствующих коммуникативной
целесообразности речи.
Общие особенности подготовки публичного выступления

12

Виды публичных выступлений.

1

13

Основные трудности публичного выступления. Принципы выбора и
расположения материала. Поддержание внимания аудитории в ходе
выступления.

1

6

7

8-9
10

1

1

1

2
1
1

14

Поведение оратора в аудитории. Соблюдение регламента.

1

15

Беседа и ее важнейшие разновидности.

1

16
17

Поведение в беседе с незнакомым человеком.
Непродуктивные модели беседы и способы преодоления возникающих
трудностей.
Основные черты талантливого / неталантливого собеседника. Способы
активизации собеседника.
Роль вопроса в поддержании контакта. Виды вопросов (закрытые,
открытые и альтернативные, уточняющие и т.д.).
Основные виды беседы: дружеская, светская, деловая (общая
характеристика).
Спор как диалогический жанр. Виды спора (дискуссия, диспут, дебаты,
полемика).
Структура спора. Основные способы доказательства. Рациональная и
иррациональная аргументация.
Основные способы проверки тезиса и аргументов.

1
1

2

33

Основные способы опровержения тезиса и аргументов. Уловки в споре и
приемы их нейтрализации
Анализ и контроль речевого поведения в споре с этических, логических и
эмоциональных позиций. Достижение толерантности общения.
Способы формирования информационных основ текста.

34

Повторение и обобщение изученного

1

18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28
29-30
31-32

2
2
2
2
2
1

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».