РП Развитие речи

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МКОУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Троицкая СОШ

.

Приложение № 1.11
к основной образовательной программе
начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие речи»
для обучающихся 1-4 классов

Составители:

Злобина Алена Яковлевна
Егорова Тамара Леонидовна
Лошко Елена Геннадьевна
Хакимжанова Светлана Александровна
Головина Анна Валерьевна

с. Троицкое 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие речи» имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой,
Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства
образования Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также ФОП начального общего образования.
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. В то же время научить
детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает
необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня
ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым
условием для успешного развития и обучения учащихся.
Программа курса формирования развития речи младших школьников разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждѐнного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».
Сроки реализации программы составляют 4 года по 1 часу в неделю.
Цель курса - повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства, о языке как основе национального самосознания.
Задачи:

Обеспечивать правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций.

Создавать речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся.

Формировать речевых интересов и потребностей младших школьников.

Формировать коммуникативную компетентность (умение вести диалог, работать в сотрудничестве, отстаивать собственную точку зрения, уважая мнение других, координировать свои действия
с действиями партнеров по совместной деятельности, доброжелательно и чутко относиться к людям,
принимать социально адекватные способы поведения).

Формировать способность к организации рабочего пространства и времени, и управлению
собственной деятельностью.

Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

Воспитывать познавательного интереса к родному языку.

Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке.

Содействовать развитию речи детей.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности:
использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

сформированность у ребѐнка ценностных ориентиров в области языкознания;

уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;

сформированность духовных и эстетических потребностей;

готовность к отстаиванию своего мнения;

отработанность навыков самостоятельной и групповой работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

учащиеся будут демонстрировать сформированность первоначальных представлений о
роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

учащиеся будут иметь представление о:
- многозначных словах, омонимах, омофорах, омофонах, фразеологизмах;
- изобразительно-выразительных средствах языка: метафорах, сравнениях, олицетворениях, эпитетах;
- стилях речи: разговорном и книжном;
- типах текста;

учащиеся будут уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика,
телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;

разовьют умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

разовьют коммуникативные способности;

сформируют умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного
решения элементарной коммуникативной задачи;

расширят общий кругозор;

разовьют познавательную, эмоциональную и волевую сферы;

сформируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

смогут использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

будут активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика-

ции по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

научатся слушать собеседника и вести диалог; будут признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; смогут излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

смогут определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;

смогут осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД

Уметь донести свою позицию до собеседника;

Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать
работу в группе; учиться распределять работу между участниками; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
1 класс (33 часа)
Речь и ее значение в жизни. Техника речи (2 часа).
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Скороговорки.
Слово (14 часов).
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова.
Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Выделение слов – «родственников», подбор, установление общности их написания.
Определение лексического значения слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Определение лексического значения многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Выделение синонимов, антонимов в тексте, подбор синонимов, антонимов к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание (4 часа).
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Членение небольшого текста на предложения, установление связи между словами в словосочетании и
предложении. Редактирование простого предложения: исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно подобранных слов. Распространение предложения. Составление простого распространенного предложения по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным.
Интонационно правильное чтение.
Текст (10 часов).
Понятие о тексте. Тема текста. Различение текста и отдельных предложений. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление
плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по
плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения (3 часа).
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения
приветствия, прощания.
Использование «слов вежливости» – выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
2 класс (34 часа)
Слово (13 часов).
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение,
олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определѐнных программой 1 класса.
Предложение и словосочетание (3 часа).
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать
связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинѐнное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблѐнные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить)
предложения разных типов.
Текст (14 часов).
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в
тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения (4 часа).
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать
вежливые слова с учѐтом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой
3 класс (34 часа)

Слово (16 часов)
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарѐм синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать
при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря,
употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря.
Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок
частей, заменять неудачно употреблѐнные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие
слова, распространять предложения.
Текст (11 часов)
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и
явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном
построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесѐнность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Стили речи (7 часов)
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
4 класс (34 часа)
Культура речи (4 часа).
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог,
правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово (12 часов).
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять
значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные
слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –
сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения.
Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом
лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание (9 часов).
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение.
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно
правильно читать предложения разных типов.
Текст (9 часов).
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План.
Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки
действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические,
грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в
тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с
однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС
№

Количество часов

1

1

2

1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20

1
1
1
1

Тема
Речь (2 часа)
Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная.
Особенности устной речи.
Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи.
Слово (14 часов)
Слово. Лексическое значение слова.
Озорные буквы.
Слова играют в прятки.
Слово и его значение.
Прямое и переносное значение слова.
Экскурсия в школьный музей.
Многозначные слова.
Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы.
Тематические группы слов.
Наш цветной мир.
Что на что похоже.
Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит»
Голоса природы.
Загадки.
Предложение и словосочетание (4 часа).
Культура речи. Вежливые слова.
Пословицы.
Учимся рассуждать.
Посещение детской библиотеки.

Текст (10 часов)
21
22
23
24
25
27
28
29
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33

1
1
1

Текст.
Заглавие текста.
Тема текста.
Посещение спектакля
Повторение пройденного.
Опорные слова.
Мы строим текст.
План текста.
План текста.
Культура общения (3 часа)
Праздник «Прощай, первый класс!»
Закрепление. «Вежливые слова»
Закрепление. Мы общаемся.

2 КЛАСС
№

Количество часов

Тема
Слово (13 часов)
Слово. Значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы
Омофоны, омоформы
Синонимы
Антонимы
Фразеологизмы

1
2
3
4
5
6
7, 8,
9
10
11
12
13

1
1
1
1
1
1
3

14
15
16

1
1
1

17
18
19
20
21
22,
23,
24
25,
26

1
1
1
1
1
3

Пословицы
Загадки
Изобразительные средства языка. Сравнение.
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
Предложение и словосочетание (3 часа)
Связь между предложениями в тексте
Связь между частями текста
Работа с деформированным текстом
Текст (14 часов)
Текст. Тема текста. Заглавие.
Текст. Опорные слова.
Текст. Опорные слова.
План.
План. Составление плана.
Виды плана

2

Редактирование текста

1
1
1
1

27
28
29
30

1
1
1
1

31,
32
33
34

2

Типы текста. Описание
Текст – сравнительное описание
Типы текста. Повествование
Типы текста. Рассуждение
Культура общения (4 часа)
Сочинение на тему «Мой выходной день»

1
1

Повторение изученного
Материал для КВН, викторин, конкурсов.

3 КЛАСС
№
Количество часов

Тема
Слово (16 часов)

1
2

1
1

Многозначные слова.
Омонимы, омоформы, омофоны.

3
4
5
6

1
1
1
1

Фразеологизмы.
Сравнения.
Олицетворение.
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

7

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

8
9
10
11
12
13
1415
16

1
1
1
1
1
1
2

Откуда приходят слова.
Этимология.
Как тебя зовут?
Наши фамилии.
Топонимы.
Устаревшие слова.
Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

Закрепление.
Текст (11 часов)

17,
18
19,
20,
21
22

2

Типы текстов.

3

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

23

1

Цепная связь предложений в тексте.

24

1

Параллельная связь предложений в тексте.

25,
26
27

2

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.
Стили речи (7 часов)

28,
29
30

2

Стили речи.

1

Культура общения.

31,3
2
33
34

2

Научный стиль.

1
1

Словари.
Проверь себя.

4 КЛАСС
№
Количество часов
1
2
3
4

1
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24

1
1
1
1
1
1
1
1

25

1

26
27
28
29
30

1
1
1
1
1

31

1

Тема
Культура речи (4 часа)
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность.
Редактирование письменной речи.
Монолог и диалог.
Драматические импровизации.
Слово (12 часов)
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы.
Каламбуры.
Прямое и переносное значение слова.
Сравнение.
Метафора.
Олицетворение.
Эпитет
Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования.
Канцеляризмы.
Лингвистические словари.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание (9 часов).
Простое предложение.
Сложное предложение.
Предложение со сравнительным оборотом.
Редактирование предложений.
Конструирование простого предложения.
Конструирование сложносочинѐнного предложения.
Конструирование сложноподчинѐнного предложения с определительной связью.
Конструирование сложноподчинѐнного предложения с причинно-следственной
связью.
Конструирование сложноподчинѐнного предложения со сравнительной связью.
Текст (9 часов)
Тема, микротема.
Идея текста.
Опорные слова и ключевые предложения.
Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжный (научный, публицистический, деловой), художественный.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Соотношение типа текста и стиля речи.

32

1

33
34

1
1

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи.
Конструирование текста по заданной схеме.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».