ВД Азбука безопасности 1-4 ЗПР 7.2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

Приложение №1.17.
к адапрированной основной образовательной
программе начального общего образования для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Уровень образования:

Начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

1 год
(2023-2024 уч.гг.)

Класс:

1- 4 классы

Составители:

Барабанова Ирина Владимировна

с. Троицкое, 2023 г.

Пояснительная записка
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая
составная часть процесса формирования общей культуры.
Занятия по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из
главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений,
способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Программа кружка «Азбука безопасности» составлена на основе «Примерных программ
внеурочной деятельности (начальное общее образование)», разработанных в рамках реализации
проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами», в соответствии с основной
образовательной программой начальной школы МАОУ Троицкой СОШ. Программа предназначена
для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного
движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени начального образования с
учѐтом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к
личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
 обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
 раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их
предотвращению, ликвидации их последствий;
 прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях,
опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
 формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
 воспитывать
культуру безопасности, ответственности за личную безопасность;
ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной
ценности;
 развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в
опасных ситуациях жизнедеятельности.
Программа занятий состоит из следующих разделов:
1. Безопасное поведение на улице.
2. Безопасное поведение дома.
3. Твоѐ здоровье.
4. Безопасное поведение в природе.
5. Правила дорожной транспортной безопасности.
6. Правила пожарной безопасности.
7. Чрезвычайная ситуация – что это?
8. Предупреждение бытового травматизма.
9. Правила поведения на водоеме.
10. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожнотранспортный травматизм.
11. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
12. Элементы улиц и дорог.
13.Безопасность пассажиров.
Программа построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной
школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых
ребенок может оказаться дома, на дороге, на улице, в школе, в природных условиях.
Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов
правил
дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоѐмах, в лесу и

в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой
возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания.
Программа «Уроки безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а
формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и
безопасности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества.
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных
результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной
жизни в случае возникновения различных
опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных
задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании
курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. С этой целью
планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные
умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать
результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием
повествованием.
Формы и режим занятий: работа кружка «Азбука безопасности» рассчитана на 4 года,
включает 17 часов в 1 классе, во 2 – 4-х классах 17 часов из расчета 1 раз в 2 недели,
продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в кабинетах
класса с использованием
мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра
презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.
Основными принципами программы являются:
 Системность;
 Доступность;
 Целостность;
 Рефлексивность;
 Сотворчество;
 Принцип возрастного соответствия;
Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.
Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.
Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности
детей (т.е. работа ведѐтся в зоне «ближайшего развития»).
Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей
каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с
учителем, родителями и друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать
возрастным возможностям и особенностям развития детей.
В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен
знать:
 историю возникновения ПДД и ПБ;
 правила движения по дороге;
 дорожные знаки и знаки пожарной безопасности;
 сигналы светофора и пожарной сигнализации;
 виды транспорта;
 средства пожаротушения;
 причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;
 меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;
 потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания.
уметь:
 ориентироваться в дорожных ситуациях;
 оценивать своѐ поведение на дороге;
 перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные
средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
 перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально
необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:

- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные
дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных
местах;

- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными
и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической
деятельности и повседневной жизни для:
 ведения здорового образа жизни;
 действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 пользования бытовыми приборами;
 соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
 соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
 соблюдения мер безопасного поведения на водоѐмах в любое время года;
 вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной
помощи.
Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться
ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
Тематическое планирование занятий в 1 классе
№
п/п

Тема занятия

Количество
часов

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

«Не попади в беду на дороге». Правила поведения на дороге
«Происшествие в лесу» Как вести себя во время походов в лес
«Мы пассажиры» Знакомство с правилами поведения в транспорте.
«Улица» Знакомство с правилами поведения на улице . Разработка
безопасного маршрута
«Дом – школа»
«Наш помощник – пешеходный переход»
«Здравствуй Светофория» Назначение сигналов светофора.
«Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка
общественного транспорта».
«Зачем нужны дорожные знаки». Викторина
«Знай и выполняй правила дорожного движения»
«Нам на улице не страшно» Опасности улицы. Как вести себя с
незнакомыми людьми на улице.
Если ты потерялся. Твои координаты.
Как могут стать опасными обычные домашние вещи. Правила
поведения в квартире (доме)
«Огонь – враг и друг.» Будь осторожен с электричеством.
«Спички детям – не игрушка». Телефоны экстренных служб.
Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее
время
Правила безопасности на воде.
Безопасность при любой погоде.
Итого

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17ч.

Тематическое планирование занятий во 2 классе
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Безопасное поведение на улице
Вводное занятие. Как рождаются опасные события.
Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник.
Путешествие в страну дорожных знаков.
Опасные ситуации на дороге.
На загородной дороге. Мы – пассажиры.
Практическое занятие по общим правилам перехода
проезжей части дороги.
Опасности улицы. Как вести себя с незнакомыми людьми
на улице.
Терроризм – это опасно!
Если ты потерялся. Твои координаты.
Безопасное поведение дома

Количество
часов
по Дата
теме
1
1
1
1
1
1
1
1

9

Как подружиться с электричеством.

1

10
11
12

Что делать при запахе газа.
Огонь – враг и друг.
Разговор по телефону.

1
1
1
Твоѐ здоровье

13
14

Личная гигиена. Как не простудиться.
Вредные привычки.

1
1

15

Если ты поранился.

1
Безопасное поведение в природе

16
17

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Как не заблудиться в лесу.

1

Правила безопасности на воде.
Безопасность при любой погоде.
Итого

1
17

Тематическое планирование занятий в 3 классе
№

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

Тема занятия

Кол-во
уроков

Правила дорожной транспортной безопасности
Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт.
Движение пешеходов по улицам и дорогам. Дорога в
школу. Где и как переходить дорогу.
Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные
ситуации на дорогах.
Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при
регулировании дорожного движения светофором.
Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы
(жесты) регулировщика. Дорожные знаки. Запрещающие и
предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и
знаки сервиса.
Про разметку на дороге. Перекрѐсток.
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста.
Правила пожарной безопасности
Огонь – друг или враг? История правил пожарной
безопасности.
Где дым, там и огонь. Спички детям – не игрушка.
Как вести себя во время пожара в школе.
Правила поведения в квартире без родителей.
Правила поведения в случае возникновения пожара в
квартире. Правила эвакуации из квартиры в случае
возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной
охраны
Правила безопасности в природе
Если солнечно и жарко. Если на улице дождь, гроза,
ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз.
Правила поведения на воде. Купание в водоемах.
Правила безопасности при переходе водоемов по льду в
зимнее время
Меры предосторожности при обращении с дикими
животными.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Дата
провед
ения

17

Тест-викторина «Мы знаем правила безопасности»
Итого

1
17

Тематическое планирование занятий в 4 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях
Почему случаются травмы
Если из раны течет кровь
Безопасность при любой погоде
Основные правила безопасного поведения на воде, на льду
Умение плавать – основной фактор безопасности на воде
Безопасность при занятиях водными видами спорта. Меры
безопасности при пользовании водными переправами
Оказание первой помощи утопающим
Как пешеходы и водители поделили улицу
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов
Перекрестки и их виды
Дорога и ее элементы, правила поведения на ней
Ты - велосипедист
О чем говорят дорожные знаки
Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями
транспортных средств.
Правила перехода улицы (дороги) после высадки из
транспортных средств
Итого:
17

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Список литературы, учебных видеоматериалов и ресурсов Интернета:
1.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват.
Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. –
55с. : ил.
2.
Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К:
Академия Холдинг, 2000.
3.
Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
4.
Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах,
кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель,
2006.
5.
Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
6.
Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1
класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
7.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для
учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
8.
Усачѐв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по
курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
9.
Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
10.
Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя.
М.: АСТ-ЛТД, 1997.

Учебные видеоматериалы и ресурсы Интернета:
1.
Спас-Экстрим – портал детской безопасности, Спас-Экстрим - портал детской безопасности
11;
2.
Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва видеостудия «Кварт»,
1998г.
3.
Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва видеостудия
«Кварт», 2004г.
4.
Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва ООО
«Эконавт» 2000г.
5.
Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
6.
Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе.
http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
7.
10.Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс.
http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
8.
Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/ ;
9.
Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Не игра» на диске СD для учащихся
6-10лет, Москва, Санкт-Петербург, ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт» 2008г.
10.
Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Дорога в школу»;
11.
Мультимедийное издание «ПДД для детей», Readme. txt, 2008г.;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».