Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Приложение №1.17. к адапрированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» Уровень образования: Начальное общее образование Стандарт: ФГОС Уровень изучения предмета: Базовый Нормативный срок изучения предмета: 1 год (2023-2024 уч.гг.) Класс: 1- 4 классы Составители: Барабанова Ирина Владимировна с. Троицкое, 2023 г. Пояснительная записка Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры. Занятия по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим. Программа кружка «Азбука безопасности» составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное общее образование)», разработанных в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», в соответствии с основной образовательной программой начальной школы МАОУ Троицкой СОШ. Программа предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени начального образования с учѐтом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности. Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Задачи курса: обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды; раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий; прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни; формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни. воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности. Программа занятий состоит из следующих разделов: 1. Безопасное поведение на улице. 2. Безопасное поведение дома. 3. Твоѐ здоровье. 4. Безопасное поведение в природе. 5. Правила дорожной транспортной безопасности. 6. Правила пожарной безопасности. 7. Чрезвычайная ситуация – что это? 8. Предупреждение бытового травматизма. 9. Правила поведения на водоеме. 10. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожнотранспортный травматизм. 11. Движение пешеходов по улицам и дорогам. 12. Элементы улиц и дорог. 13.Безопасность пассажиров. Программа построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на дороге, на улице, в школе, в природных условиях. Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоѐмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания. Программа «Уроки безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: -ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте; -первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностными результатами изучения данного курса являются: -формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций; - воспитание чувства справедливости, ответственности; -развитие самостоятельности суждений. Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач: -осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; -расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте; -знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня; -расширение кругозора и культурного опыта школьника. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий: -познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); -регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; -коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Формы и режим занятий: работа кружка «Азбука безопасности» рассчитана на 4 года, включает 17 часов в 1 классе, во 2 – 4-х классах 17 часов из расчета 1 раз в 2 недели, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в кабинетах класса с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ. Основными принципами программы являются: Системность; Доступность; Целостность; Рефлексивность; Сотворчество; Принцип возрастного соответствия; Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала. Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения. Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведѐтся в зоне «ближайшего развития»). Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания. Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом. Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей. В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен знать: историю возникновения ПДД и ПБ; правила движения по дороге; дорожные знаки и знаки пожарной безопасности; сигналы светофора и пожарной сигнализации; виды транспорта; средства пожаротушения; причины ДТП и случаев возгораний, пожаров; меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания. уметь: ориентироваться в дорожных ситуациях; оценивать своѐ поведение на дороге; перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации; К концу прохождения курса учащиеся должны знать: - общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. - наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; - правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть; - источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; - опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми; - правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме; - правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу; - опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты. - правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах; - ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; - правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др. Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами; соблюдения общих правил безопасности дорожного движения; соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе; соблюдения мер безопасного поведения на водоѐмах в любое время года; вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи. Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах. Тематическое планирование занятий в 1 классе № п/п Тема занятия Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 «Не попади в беду на дороге». Правила поведения на дороге «Происшествие в лесу» Как вести себя во время походов в лес «Мы пассажиры» Знакомство с правилами поведения в транспорте. «Улица» Знакомство с правилами поведения на улице . Разработка безопасного маршрута «Дом – школа» «Наш помощник – пешеходный переход» «Здравствуй Светофория» Назначение сигналов светофора. «Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». «Зачем нужны дорожные знаки». Викторина «Знай и выполняй правила дорожного движения» «Нам на улице не страшно» Опасности улицы. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице. Если ты потерялся. Твои координаты. Как могут стать опасными обычные домашние вещи. Правила поведения в квартире (доме) «Огонь – враг и друг.» Будь осторожен с электричеством. «Спички детям – не игрушка». Телефоны экстренных служб. Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время Правила безопасности на воде. Безопасность при любой погоде. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17ч. Тематическое планирование занятий во 2 классе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема занятия Безопасное поведение на улице Вводное занятие. Как рождаются опасные события. Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник. Путешествие в страну дорожных знаков. Опасные ситуации на дороге. На загородной дороге. Мы – пассажиры. Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги. Опасности улицы. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице. Терроризм – это опасно! Если ты потерялся. Твои координаты. Безопасное поведение дома Количество часов по Дата теме 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Как подружиться с электричеством. 1 10 11 12 Что делать при запахе газа. Огонь – враг и друг. Разговор по телефону. 1 1 1 Твоѐ здоровье 13 14 Личная гигиена. Как не простудиться. Вредные привычки. 1 1 15 Если ты поранился. 1 Безопасное поведение в природе 16 17 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Как не заблудиться в лесу. 1 Правила безопасности на воде. Безопасность при любой погоде. Итого 1 17 Тематическое планирование занятий в 3 классе № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема занятия Кол-во уроков Правила дорожной транспортной безопасности Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Дорога в школу. Где и как переходить дорогу. Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Про разметку на дороге. Перекрѐсток. Причины дорожно-транспортных происшествий. Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. Правила пожарной безопасности Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. Где дым, там и огонь. Спички детям – не игрушка. Как вести себя во время пожара в школе. Правила поведения в квартире без родителей. Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны Правила безопасности в природе Если солнечно и жарко. Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз. Правила поведения на воде. Купание в водоемах. Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время Меры предосторожности при обращении с дикими животными. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата провед ения 17 Тест-викторина «Мы знаем правила безопасности» Итого 1 17 Тематическое планирование занятий в 4 классе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема занятия Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях Почему случаются травмы Если из раны течет кровь Безопасность при любой погоде Основные правила безопасного поведения на воде, на льду Умение плавать – основной фактор безопасности на воде Безопасность при занятиях водными видами спорта. Меры безопасности при пользовании водными переправами Оказание первой помощи утопающим Как пешеходы и водители поделили улицу Безопасное поведение на тротуарах и обочинах Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов Перекрестки и их виды Дорога и ее элементы, правила поведения на ней Ты - велосипедист О чем говорят дорожные знаки Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Правила перехода улицы (дороги) после высадки из транспортных средств Итого: 17 Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы, учебных видеоматериалов и ресурсов Интернета: 1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил. 2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000. 3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998. 4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006. 5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998. 6. Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю). 7. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998. 8. Усачѐв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999. 9. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994. 10. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997. Учебные видеоматериалы и ресурсы Интернета: 1. Спас-Экстрим – портал детской безопасности, Спас-Экстрим - портал детской безопасности 11; 2. Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва видеостудия «Кварт», 1998г. 3. Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва видеостудия «Кварт», 2004г. 4. Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г. 5. Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г. 6. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743 7. 10.Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html 8. Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/ ; 9. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Не игра» на диске СD для учащихся 6-10лет, Москва, Санкт-Петербург, ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт» 2008г. 10. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Дорога в школу»; 11. Мультимедийное издание «ПДД для детей», Readme. txt, 2008г.;