05.11.2024
Упадок сил знаком
большинству людей, дети не исключение. Как противостоять патологическому
переутомлению, сколько кислорода требует наш мозг для эффективной умственной
деятельности и можно ли его восполнить? Почему создатель гаджетов Стив Джобс не
позволял своим детям «сидеть» в телефонах?
На эти и другие вопросы
ответил главный детский невролог Свердловской области, кандидат медицинских
наук Алексей Сулимов.
Когда
ягненок видит волка
-
Алексей Валентинович, стало принято говорить о существовании синдрома
хронической усталости у детей. С таким понятием согласны?
- Называть можно
по-разному, суть одна – школьники требуют повышенного внимания со стороны
взрослых в эти периоды. Важно
не пропустить такой момент.
Но астенический синдром в
чистом виде не часто ставят как диагноз, с подобными жалобами ребенка мало кто приводит
к докторам. Хотя заниматься лечением необходимо, пока истощение не стало
хроническим.
-
Взрослые любят упрекать детей: соберись, не ной, потерпи. Не принимают всерьез
их тревоги, уверены, что так они отлынивают от учебы. Однако в финале могут
быть не только проблемы со здоровьем, но и эмоциональный разлад в семье. А надо
было просто проконсультироваться у специалиста.
- И начать с того, что
заметить, придать значение нехорошим симптомам: ребенка подолгу невозможно
разбудить, у него апатия, жалобы на недомогание, снижен интерес к новому,
повышенная тревожность, возможно, плаксивость.
Здесь уместно напомнить
известный опыт с ягненком. Его поместили в большую комнату, где всегда была
еда, вода. Он мог свободно перемещаться. Но туда же на короткой цепи посадили волка.
Достать до ягненка хищник не мог. Тем не менее угроза «витала в воздухе». Постоянный
страх, беспокойство постепенно истощили ягненка – он заболел. Этот эксперимент
доказывает, что психическое состояние оказывает огромное влияние на физиологию.
-
Показательно, но чем конкретно грозит детям длительное переутомление?
- Ухудшается процесс
взросления, роста. Это самая легкая из возможных форм нарушений. Обостряются хронические
патологии, до сих пор находившиеся в стадии декомпенсации. Высока вероятность
появления новых заболеваний.
От перегрузок прежде всего
страдает зрение. Сердечно-сосудистая, нервная системы.
Возникают проблемы с
мышечным корсетом и осанкой.
Как только человек
«скрючился», ломается нормальное расположение внутренних органов. В итоге замкнутый
круг - форсирование нагрузок для более высоких результатов в учебе вызывает усталость,
она ухудшает функциональные и умственные способности – снижается успеваемость.
Легче не допустить подобное, чем позже пытаться разорвать порочную
закономерность.
Хочешь
быть здоровым, ложись спать вчера
-
Угроза понятна. Как с ней бороться?
- Если помните, в советские времена «железно»
работала система оздоровления в Домах отдыха. Даже там, где не было
чудо-процедур, отдыхающие без особого труда восстанавливались благодаря
жесткому режиму дня: своевременные сон, еда, прогулки. И большинство бед
уходило прочь.
Вот это и есть самый
важный рецепт – соблюдение режима труда и отдыха. Звучит банально, но работает.
В зимнее время потребность
организма в росте увеличивается, а ребенок приходит к этому моменту уставшим, энергии
ни на что нет.
Сама по себе учеба своим
однообразием, нагрузками истощает.
Конечно, взрослые должны
помнить ряд моментов, которые продлят детям социальную и образовательную
активность.
Первое и главное –
достаточная продолжительность сна. Иначе прямой путь к проблемам с нервной
системой. Невыспавшийся человек не восстанавливается полностью, у него снижена
память, внимание. Нагрузки на этом фоне приведут к усилению раздражительности.
Родителям своих пациентов
в качестве рекомендации привожу слова: «чтобы быть здоровым, нужно ложиться
спать вчера».
Разбираем на примере
известной сказки про Золушку. Что происходит с теми, кто не успевает уснуть до
полуночи – красавица превращается в замарашку, карета – в тыкву и так далее. Чудеса
заканчиваются, наступает апатия.
Так лучше понимают: потому
что, если рассказывать, что во время сна вырабатывается очень важный гормон
роста соматропин, его нехватку организм замещает выработкой кортизола (гормона
стресса и активности), то это, как правило, мало тревожит.
На самом деле, дефицит
соматропина сказывается на обмене веществ, проявляется в виде плохого
настроения, чувства постоянной усталости и нехватки энергии для жизни. Снижается
мышечная масса, сила и выносливость с одновременным увеличением количества абдоминального
жира.
Если утром мы с трудом
поднимаем ребенка с постели, не можем его разбудить, это сигнал, что что-то не
так с режимом. Значит нужно увеличить продолжительность его сна. Хотя бы на
полчаса.
Сколько
глюкозы съедает мозг
-
Думаю, второй момент – питание. Дети не любят завтракать и часто отказываются
от обеда в школе.
- Мозг человека весит
около одного килограмма, независимо от роста и веса. При активности он
«съедает» до 20 процентов глюкозы. Представим,
ребенок уходит в школу голодным.
Начинает работать на уроках, выполнять трудные задания, на что моментально
уходят запасы микроэлементов. Новых-то не поступило.
Далее, наконец-то школьник
поел на перемене перед началом занятия. Он неминуемо впадает в расслабленное состояние,
эйфорию - идет активное пищеварение. Все это не физиологично.
Еда по часам, выход из
дома с пищевым запасом. Состояние умеренно сытости, без огромных перерывов и
голода – вот что позволит поддерживать высокие умственные способности.
И еще про то, как не
устать думать. Мозг во время активности забирает 30-40 процентов кислорода.
Если он лишен этого, то бессмысленно активизировать его за счет медикаментов.
Наступает гипоксия – кислородное голодание. И низкое усвоение новой информации.
Вспомните, сколько ребенок
бывает на свежем воздухе? Ведь даже путь до школы и обратно стал для большинства
неактивным, в автомобиле. Детская прогулка – всего несколько шагов от подъезда
до квартиры. Мозг не насыщается кислородом.
Нужно увеличить пешеходный
маршрут, любыми доступными способами, например, позволить пройти самостоятельно
одну остановку или до магазина.
Повторить
приказ
-
Моральная поддержка от взрослых важна? Говорят, дети все должны делать
самостоятельно.
- Нужно быть рядом,
помогать ребенку усваивать новый материал. Посильными мерами. Хотя бы
убедитесь, что школьник четко понимает суть домашнего задания. Не случайно в армии требуют от военнообязанного повторить
приказ. Такое проговаривание - своего рода форма проверки, что поставленная
цель воспринята правильно.
Убедитесь, что требования,
предъявляемые ребенку, ему посильны. Слишком сложные задачи могут ввести его в ступор,
естественно, далее последуют эмоциональные проблемы. И усталость.
-
Витамины показаны?
- Витамины нам нужны на
протяжении всей нашей жизни ежедневно, в разумных дозировках. Пусть их
посоветует лечащий врач. Поскольку без медицинских знаний можно не учесть
биодоступность витаминов, уровень их включения в работу организма, обменные
процессы. Польза окажется не та.
В связи с этим нет смысла в приеме витаминных
препаратов на голодный желудок. Они не сработают.
И конечно, не забываем о
правильно сбалансированном питании с достаточным содержанием овощей и фруктов в
пропорциях, соответствующих возрасту ребенка.
Врачи
против гаджетов
-
Вы говорите, что, если бы создавалась партия «Врачи против гаджетов», то
непременно возглавили бы ее.
- Верно. А вы знаете, что Стив
Джобс – основатель компании Apple - ограничивал использование своих же
продуктов его детьми. Он осознавал, как плохо это сказывается на нейронных связях.
Человеческий мозг получает
информацию с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Вся эта
информация перерабатывается в лобной доле мозга и перенаправляется в другие
отделы для принятия решений.
Со смартфонами мы активируем
только один отдел, автоматически атрофируем функции других.
Таким образом, если
человек постоянно пользуется гаджетом, включая периоды отдыха, когда у него и
без того напряженный график учебы, или он выполняет несколько задач с помощью
персонального компьютера – одновременно делает домашнюю работу, смотрит сайты
социальных сетей и играет в игры, то он очень рискует перегрузить свой мозг.
Истощить.
Как следствие – ребенок
начинает совершать простые ошибки, плохо запоминает материал, становится
раздраженным. У него пропадает мотивация и интерес. Чтобы избежать негативных
последствий, давайте мозгу отдых. В перерывах гораздо полезнее сделать
физические упражнения, а не пробежаться по ленте новостей.
Дозируйте время
пользования гаджетами и не позволяйте детям «сидеть» в них во время еды.
Помните, это не просто
нагрузка на глаза, но и подтормаживание мозга.
Вообще я за то, чтобы для
связи с родными школьникам давали обычные кнопочные телефоны.
Если даже один или
несколько пунктов из вышеназванного будет применяться на практике, вы быстро
заметите улучшение и в психоэмоциональном состоянии, и в успеваемости ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.11.2024
Дата обновления: 07.11.2024
Дата публикации: 05.11.2024