Основная образовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
ООП
СОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а
также регламентирующим образовательную деятельность муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа (далее
– образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при
учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
1.1.1. Целями
реализации ООП СОО являются:
·
формирование российской гражданской
идентичности обучающихся;
·
воспитание и социализация обучающихся,
их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления;
·
преемственность основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
·
организация учебного процесса с учетом
целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования,
отраженных в ФГОС СОО;
·
формирование навыков самостоятельной учебной
деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной
ориентации содержания среднего общего образования;
·
подготовка обучающегося к жизни в
обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности;
·
организация деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных,
успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в
особом внимании и поддержке.
1.1.2. Достижение
поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих
основных задач:
·
формирование у обучающихся нравственных
убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры
межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического
труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному
самоопределению;
·
обеспечение планируемых результатов по
освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
·
обеспечение преемственности основного
общего и среднего общего образования;
·
достижение планируемых результатов
освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
·
обеспечение доступности получения
качественного среднего общего образования;
·
выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему
клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
·
организация интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников в проектировании и
развитии социальной среды образовательной организации;
·
включение обучающихся в процессы
познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города)
для приобретения опыта реального управления и действия;
·
организация социального и
учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
·
создание условий для сохранения и
укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
1.1.3. Принципы
и подходы к формированию ООП СОО:
·
принцип учета ФГОС СОО: ООП СОО
базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию,
планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего общего
образования;
·
принцип учета языка обучения: с учетом
условий функционирования образовательной организации ООП СОО характеризует
право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
планах внеурочной деятельности;
·
принцип учета ведущей деятельности
обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование учебного процесса в
структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль);
·
принцип индивидуализации обучения: ООП
СОО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ
и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
·
системно-деятельностный подход,
предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
·
принцип учета индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
·
принцип обеспечения фундаментального
характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
·
принцип интеграции обучения и
воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности,
предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных
результатов освоения образовательной программы;
·
принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий соответствуют
требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта
2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный
N 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее -
Санитарно-эпидемиологические требования).